Софт-Архив

Двойные Рифмы img-1

Двойные Рифмы

Рейтинг: 4.5/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Windows: Словари

Описание

Двойные рифмы

Рифмы. ЧИТАТЬ НОВИЧКАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Советую почитать, тем более если начали писать не так давно. Статья небольшая, прочитать нетрудно, зато у судей глаза из орбит от квадратных гор вываливаться не будут =)

1) Глагольная рифма

Несмотря на то, что глагольная рифма повсеместно использовалась знаменитыми поэтами, в текстовых баттлах ее применение сводит ваши шансы на успех к минимуму. Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке. Срифмовать глаголами можно целый текст за пятнадцать минут без особых проблем.

Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм.

«Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.» © Михалков

«Слышали их топот параллельно, пока мы поднимались,

И мы ужасно испугались» © Гуф

2) Квадратная рифма

Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять.

а) Стандартный квадрат

«В архиве 15-й психиатрической больницы

Его история болезни - 183 страницы.

И раз в 2 года он, как по инструкции,

Заезжает сюда с навязчивой идеей хип-хоп революции» © Гуф

б) Видоизмененный квадрат

Многие начинающие текстовики считают, что квадрат с измененным окончанием – не квадрат. Это совсем не так. Если наказание=показание – квадратная рифма, то изменения падежа или числа одного из рифмующихся слов не сделает рифму неквадратной ( наказания=показанием – тоже квадрат). Прошу обратить на это пункт серьезное внимание, чтобы не вступать потом в глупые споры с судьями.

«И молвит грозно, не бойся быть раненым.

Другие статьи, обзоры программ, новости

Расскажите мне о видах рифм: )

Расскажите мне о видах рифм :)

Галина Аванесова Высший разум (196459) 5 лет назад

Есть такие. -))

Что такое панчлайнс и двойные рифмы

А вот что такое двойные рифмы, попробую вам объяснить я. Их часто использовал Тупак. Например. хочу БЫТЬ КРУЧЕ. я буду ЖИТЬ ЛУЧШЕ вот вам двойная рифма (не придирайтесь к смыслу, первое что пришло в голову))) ) ) просто чтобы вам понятно было.

Флоу (от английского Flow -"текучесть")

Ритмика, скорость рэп читки. Как рэп исполнитель попадает в бит или создает дополнительный кач и динамику своей читкой (иногда даже слушая акапеллу можно начать качаться в ритм). Стоит заметить, что хороший флоу - это не максимальная скорость читки, а правильная скорость.

Флоу также включает в себя изменения в скорости читки для выражения больших эмойций и показухи своей крутой техники.

Рэпер делает так, чтобы читка более гармонично сочеталась с инструменталом, чем обычная музыка. В модных песнях из простого речитатива явно вырисовывается мелодия слов, мотив.

Для хорошего рэп флоу надо хорошую дикцию/произношение и дыхалку (чтобы не было страшных перерывов со вздохами в читке) некоторые исполнители еще добавляют к своему голосу артистические или комичные черты, но это уже дело стиля.

Квадратный флоу

Когда слова в строке либо не дотягивают до бита либо их больше и читку приходиться ускорять или просто в бит не подходят. То есть музыка течет и речетатив течет, а у кого то из реки постоянно какие то камни выскакивают вот это и есть квадратный флоу.

Наталья Ромодина Просветленный (43870) 5 лет назад

Никогда не слышала. Супер!

Галина Аванесова Высший разум (196459) Я тоже. никогда. ) Но я научилась ГУГЛИТЬ. -))

Эффективный генератор рифмы онлайн

Генератор рифм

Наш онлайновый словарь рифм в сравнении с другими подобными сервисами обладает рядом серьёзных преимуществ:

  • Качественная и обширная лексическая база — 100 тыс. слов, 2.1 млн. словоформ .
  • Подбор рифмы к слову с учётом ударений и других особенностей произношения слов.
    • Наряду с фонетическими правилами используется орфоэпический словарь .
  • Широкие возможности ручной фильтрации результатов:
    • по качеству рифмовки (точные, хорошие, средние, плохие рифмы ),
    • частоте встречаемости (базовая, частотная, обычная, редкая, уникальная лексика ),
    • части речи,
    • количеству слогов.
  • Удобное визуальное представление результатов:
    • группировка рифм по частям речи;
    • объединение "производных" (обычно однокоренных) слов в ряды: бронепоезд, поезд, электропоезд(броне, электро)поезд .
  • Мобильная версия сервиса для подбора рифм на смартфонах (Android, IOS, Windows Phone).
  • Нет рекламы.
Как подобрать рифму

По умолчанию сервис ищет точные рифмы. Может оказаться, что для вашего слова или вообще нет точных рифм, или их так мало, что ни одна вам не подходит. В этом случае попробуйте поискать рифмы с несколько худшим фонетическим совпадением (например, хорошие).

Другая крайность — это когда у вашего слова есть огромное количество точных рифм. Как среди них поскорее найти приемлемый вариант? Вы можете существенно сократить полученный список рифм, применив фильтры в любом сочетании. Используйте смысловые и грамматические ограничения, которые накладывает тема и форма вашего стихотворения. Например, для исключения глагольных рифм примените фильтрацию по части речи, для подгонки рифмы под заданный размер строфы оставьте только слова с нужным количеством слогов. Особенно важным нам представляется частотный фильтр. который позволяет отбросить слова, редко употребляемые в стихосложении (специализированные термины, устаревшие слова и т. п.).

Отметим также, что для постоянной работы лучше использовать наше бесплатное приложение Rhymes. не требующее доступа в Интернет. Оно значительно функциональнее и удобнее. Сочиняйте стихи с комфортом .

Виды Рифмы в Рэпе - Всякая всячина - Разное - Каталог статей

Итак, в этой статье учимся рифмовать, но не просто так - для стишков, песенок и прочего, а рассмотрим все виды рифм в самом рэпе.

Начну, конечно же, с такого вопроса: Так что же всё таки такое "рифма", как правильно делать её постановку, как точно выбирать слова и т.д.

Рифмой называют сочетание букв (слогов) в словах на конце строчек текста. В русском языке рифма также характеризуется ударной гласной, то есть домАшний - плАчет (Если будет только одинаковое окончание и разные ударные слоги, например домАшний - весЕнний. то рифма уже не будет хорошей рифмой). Думаю Вам хорошо известно, что это такое, ведь все учили или может ещё учат стихи, прозы и прочее.

Итак, давайте рассмотрим основные виды рифм и способы их рифмовки в рэпе.

Начнём, как полагается: от худших к лучшим.

1) Глагольные рифмы - этот вид рифм считается на данный момент самым простым и элементарным (очень лёгким). Слов на этот аспект целая куча, поэтому так рифмовать легче всего. У них идентичный ударный слог, построение самого слова бывает очень похожим, также совпадают окончания.

летать - лежать;

Последний мой шанс под бокалом шампанского,

И каждый второй поступал, как шакалы,

И шкала вашей подлости, подросла, как подросток,

И зашкалив взорвалась, на волне недорослости.

В этом тексте используются панч линии со способом рифмовки на ударный слог и однокоренные слова. Double Rhymes - это поедее то же самое, только там при рифме используются близкие по звучанию слова.

7) Разбиение - способ рифмы, когда одно слово совпадает по звучанию с несколькими более простыми словами, например простужены - прост ужин. В треках такие рифмы звучат очень эффектно. Реперы с такими рифмами являются одними из самых уважаемых.

8) Панторифма - самый элитный способ рифмовки, при котором все слова в тексте рифмуются. Чистой, настоящей панторифмой владеет очень малое количество человек, потому что для нее надо иметь очень большой словарный запас.

Панчами за щеку, как спанч боб в ящике,

Чистым речитативом я вас раскачиваю.

9) Игра слов - это способ строения текста, при котором во всех местах используются сравнения, метафоры, паронимы, олицетворения и тому подобное. Для того чтобы писать игрой слов, надо обладать очень большим словарным запасом. В игре слов могут быть использованы все виды рифм и панчи.

Вот мы и познакомились с основными видами рифм рэпе. " Лучшие " из них, естественно, очень хорошо помогут Вам в написании текстов, их правильной компоновке, построении и прочее.

Типы рифм

Рэп-Текст.РФ Типы рифм. Стихосложение. Русские примеры.

1. ПЛОХИЕ РИФМЫ

Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов. На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий:

Созвучия, или неверные рифмы. Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде – уже», «тебя – меня» — это не просто плохие, неверные рифмы, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка – таракан»), но это не является рифмой. Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде – уже» и «тебя – меня», можно отметить ещё «балконе – голубое», «дорога – книга» и так далее. Подобные ошибки встречаются, в основном, в стихотворениях совсем молодых поэтов или поэтов бесталанных, лишённых чувства рифмы.

Однокоренные рифмы. КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол, я не нашёл подходящего слова и зарифмовал с подобным однокоренным. Это говорит только о неразвитости словарного запаса поэта и неспособности заменить слово синонимом. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал Кинчевское «столетий – тысячелетий». Также часто бывает «ботинки – полуботинки», а замечательный бард Вячеслав Ковалёв постебался над такими рифмами, намеренно срифмовав в одной песне «площадь – жилплощадь» (это не совсем однокоренная, это полутавтологическая рифма). По сути, это одни и те же слова, просто чуть в другой форме. Самым худшим вариантом однокоренной рифмы является глагольная однокоренная: например, «пришёл – подошёл» или «зарубил – порубил». Такие рифмы примитивны даже по двум причинам. Вторая рассмотрена ниже.

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы — когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

«Всё моё», — сказало злато;

«Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

«Всё возьму», — сказал булат.

(А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки – полуботинки», а также «люби – возлюби», «нас – вас».

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (или редиф). Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, — не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть,

БЕДНЫЕ РИФМЫ

недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда – волна, вино – легко, пою – люблю, заря – звеня, доля – море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я, ты над могилою

Гори, гори, моя звезда!

(В.Чуевский)

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда — бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать – стонать – читать – знать – играть – писать – держать…; рифмы из прилагательных на «ой»: большой – простой – сухой – немой – степной – озорной…; рифмы из существительных на «ание»: гадание – желание – знание – венчание – сверкание – сияние – щебетание… Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

ОДНОРОДНЫЕ РИФМЫ.

разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал – забодал» или «проскочил – обличил». Или инфинитивы: «хотеть – свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам «прилагательное — прилагательное» (к примеру, «смешной – смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы

рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого – немного (ово-ого), утес – лес (ёс – ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый – веселый (елый – ёлый).

БАНАЛЬНЫЕ (ЗАЕЗЖЕННЫЕ) РИФМЫ.

Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь – любовь – кровь (канонический пример). Ночь – дочь – прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный. Радость – младость. Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы – розы. Борьба – судьба. Век – человек. Чувство – искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Отмечу, что плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.

Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.

2. РИФМЫ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (разнородные рифмы).

а) Глагол — существительное. Это классическая идеальная рифма, к которой всегда следует стремиться.

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли .

(М. Цветаева).

Вообще, Цветаева — гениальная поэтесса, я ставлю её на ранг выше Ахматовой (да простят меня поклонники последней). У Цветаевой рифмы — потрясающие, настолько верные и удивительные по силе — читайте и учитесь!

Я до сих пор, увы, не различал.

(Н. Заболоцкий)

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

(И. Бунин)

И так далее. Можно приводить тысячи примеров.

б) Глагол — прилагательное. Как и в первом случае, очень хорошее, сложное и красивое сочетание. Но оно гораздо менее распространено по причине своей сложности. Я бы даже сказала, что оно очень редко. С некоторым трудом я нашла такую рифму у Цветаевой:

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Дело в том, что глаголы с прилагательными обыкновенно не созвучны, такие рифмы не закономерны в поэзии, а случайны. Хотя отмечу, что использование этих самых случайных, авторских рифм — высшее искусство.

Тут есть и «подводные камни». Рифмуя причастие с прилагательным, можно случайно наткнуться на слабую рифму, подобную рифме «прилагательное — прилагательное в одной и той же форме». С другой стороны, рифма «затаённый – зелёный» — очень даже неплоха, поскольку слова разнотипные.

в) Глагол — местоимение. Это «стильная» рифма, довольно редкая, но красивая. При этом я не имею в виду рифмы типа «куя – буду я» — это уже другой тип, когда рифмуется одно слово с двумя и более (составная, будет рассмотрено ниже). Канонический пример рифмы «глагол — местоимение»:

Бобо мертва, но шапки не долой.

Чем объяснить, что утешаться нечем.

Мы не проколем бабочку иглой

Адмиралтейства — только изувечим.

(И. Бродский)

Это абсолютно безупречная и потрясающая по оригинальности и красоте рифма — как, впрочем, почти все у Бродского. Наряду с Цветаевой очень рекомендую почитать.

г) Глагол — наречие. Из того же стихотворения («Похороны Бобо») привожу ещё одну строфу:

Ты всем была. Но, потому что ты

Теперь мертва, Бобо моя, ты стала

Ничем — точнее, сгустком пустоты.

Что тоже, как подумаешь, немало.

(И. Бродский)

Никаких «подводных камней» в последних трёх случаях нет: практически все рифмы, построенные по такому принципу, очень хороши.

е) Глагол — числительное. Редкость подобных рифм обусловлена ограниченной возможности применения числительных. В поэзии числительные встречаются, наверное, реже всех других частей речи; тем изысканнее может быть их употребление. Рифмуются с глаголами они очень легко: «три – посмотри», «шесть – поесть» и так далее. Отмечу, что рифма «пять – распять» не является хорошей по причине «заезженности».

ж) Глагол — союз, частица, междометие.

Конечно, полноценные рифмы с союзами и частицами очень сложны, потому что эти части речи немногосложны. Доступных для рифмовки союзов и частиц крайне мало. Честно говоря, я не нашёл в классике полноценных примеров (не считая составных рифм — но это отдельный разговор, о них позже) таких рифм. Но всё равно следует попытаться.

С междометиями можно зарифмовать при должном желании и умении — всё, что душе угодно. Но глагол относится к тем частям речи, которые с междометиями рифмоваться не любят.

Когда тишину и покой

Звонком телефонным рвало,

Я к трубке стекался рекой,

Пытаясь ответить «алло!»

Правда, «алло» — это междометие искусственное. Более естественно что-нибудь вроде «ах!», «эх!», «ого!», «апчхи!». К примеру:

Капитан замолчал, — всё понятно без слов, —

К перископа серебряной линзе припав,

Он предчувствовал: скоро начнётся «пиф-паф»:

Мы возникнем в газетах за это число

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

а)Существительное — прилагательное. Рифма простая и красивая, но есть некоторые оговорки. Не рекомендуется (хотя и не возбраняется) рифмовать с прилагательными те существительные, которые произошли собственно от прилагательных. Например «учёный – крещёный» — рифма так себе. Хотя вполне допустима.

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам.

(Н. Гумилёв)

Рифмы такого типа встречаются сплошь и рядом, но не становятся избитыми ввиду их необыкновенной разнообразности.

б)Существительное — местоимение. Тоже довольно простая и естественная рифма. Собственно, существительное — наиболее «разноплановая» часть речи, то есть существуют тысячи существительных, рознящихся между собой по форме и звучанию, из них можно выбрать рифму практически к любому слову русского или даже иностранного языка.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

(И. Бунин)

в)Существительное — наречие. В общем, такая рифма не сильно отличается от рифм типа «существительное — прилагательное». Встречается она реже, но технической сложности не представляет.

О чём шумят друзья мои, поэты,

В неугомонном доме допоздна?

Я слышу спор. И вижу силуэты

На смутном фоне позднего окна.

Основа Рэпа (Иван Дмитриевич, Snake)

Несмотря на то, что я почти не слушаю русский рэп и не приветствую существование большинства исполнителей в нашей стране, слышать мне приходится многое. В общении с разными людьми, у меня неоднократно возникали споры, в попытках друг другу доказать точку зрения относительно того или иного музыканта.

К моему сожалению, большинство людей в нашей стране просто не способны оценивать русский рэп по существу. Многие слушатели даже и не подозревают, насколько нелепо и глупо выражается их кумир или насколько заезжена идея его трека.

Зачем слушать плохую интерпретацию песни, когда об этом уже было написано ранее? Зачем слушать текст, достойный ушей деградирующего поколения, когда есть креативные и умные исполнители, с соответствующими идеями в текстах?

Но не все так просто. Когда человек не способен вслушаться в текст и разобрать его, пусть даже после первого прослушивания и поверхностно, с ним и спорить нечего, так как объект спора ему не ясен до конца.

Статья скорее окажется полезной не только слушателю, который теперь сможет объективно смотреть на вещи, но и самим исполнителям, особенно числу начинающих и энергичных, которые готовы стараться ради достижения результатов.

02. Основная часть:

Уже не первый год, на интернет соревнованиях (хип-хоп баттлах) в основе лежат три кита: техника, текст и общее впечатление. Если с первым и последним параметром все более или менее ясно, то второй включает в себя куда больше, чем может предположить сторонний зритель.

Рассматривая работу музыканта по параметру "текст", человек обращает внимание не только на рифмы, которые к слову имеют множество нюансов, но и раскрытие темы, атмосферу, панчлайны (кульминационные моменты), грамотность построения, разнообразие, воображение и многое другое.

03. Раскрытие темы:

Не всегда раскрытие темы принуждает к участию в соревнованиях, где вам нужно соблюдать строгие правила: о чем написать текст, на какую тему и в каком русле.

Раскрытие темы - это общая идея вашей работы, о чем написано, насколько ярко переданы краски, и как вы смогли донести свою идею до людей.

Например, если вы пишите сторителлинг (от английского языка: Storytelling - рассказ, описание истории), вам несомненно нужно обратить внимание на подробности самой истории, чтобы слушатель смог побывать на вашем месте и прочувствовать атмосферу происходящего.

Так же, уровень раскрытия "темы трека", характеризует и уникальность самой идеи. Например, если вы напишите новую работу про: "наркотики, улицы, общественный транспорт, телочек и рэп", чем занимаются уже десять лет, не сдвигающиеся с одного места рэперы, вы не выделитесь среди серой массы.

Из этого урока стоит сделать вывод, что чем интереснее и уникальнее ваша история, выраженная текстом, тем больше внимания вы сможете к себе привлечь. Это как сравнивать русские романы, которые читают лишь домохозяйки, с классикой западной фантастики середины-конца 20-го века.

Для кого писать - вы выбираете сами, но раскрытие играет далеко не последнюю роль в формировании слушателя.

04. Панчлайн (кульминационный момент):

Панчлайн (от английского языка: Punch Line) - адаптируя под русский язык, можно охарактеризовать это понятие как "кульминационный момент", яркая фраза (зачастую с юмором), неожиданное окончание строчки.

Это слово может многим показаться незнакомым, но не из-за того, что оно пришло к нам из английского языка, а из-за того, что большинство исполнителей не знают всей силы хороших панчей.

Лучше всего это понятие разбирать на примере:

Ты как бык с мягким лбом, не пытайся биться,

Твои треки все похожи, как у китайцев лица.

В нашем примере, обе строчки содержат хорошие панчлайны, хотя и далеко не самые сложные. В первой строчке, фразами "Ты как бык с мягким лбом" и "Не пытайся биться", исполнитель ясно и четко передает смысл "Ты не моего уровня, не лезь со мной в бой". Вторая же строка явно указывает на то, что соперник автора, не имеет фантазии и все его работы "похожи как у китайцев лица" (похожи, как две капли воды).

Приведу еще один пример, который содержит, как и сравнения, так и просто выражения, нагруженные особым смыслом:

Я построил альбом на костях,

Этому не видно конца, будто бы он голый толстяк.

Я не дигитальный, мой стиль как винтики и детали,

Берегись и тикaй, я дикий как - Рикки-Тикки-Тави.

И ты как Эван Миллс, у тебя больше нету пола.

(c) Oxxxymiron

Слушая или перечитывая подобные строки, вряд ли можно сдержать улыбку. Панчлайном может быть как сравнение, так и просто строчка с юмором, а когда она направлена на кого-то, становится еще более интересно:

Fuck it, maybe i'm a bum,

But i can make your mama come.

(c) Eminem

Это строчка всем известного Eminem'a, из очень старого трека, по-моему, еще конца 90-х годов. Все наверное сразу вспомнили фильм "8 миля", где Кролик (Рэббит), которого играл Eminem, в конце концов смог своим напором и уникальными текстами, пробить себе путь к уважению среди хип-хоп сообщества. Если вы пересмотрите внимательно этот фильм, а лучше всего на английском языке (без адаптированного перевода текстов), вы услышите одни из самых лучших панчлайнов в мире.

Мастеров уникальных и настоящих панчлайнов, у нас в России очень мало, их буквально можно пересчитать по пальцам. При этом, почти все из них живут не в нашей стране, а в странах СНГ, Европы и Америки, представляя рэп на русском, записанный в тылу врага.

Толи менталитет так влияет, толи сама культура хип-хопа почувствуется в англоязычных странах лучше, но уметь придумывать мощные панчлайны, это несомненно преимущество как в любых соревнованиях, так и в повседневном творчестве.

Тем не менее, придумать хорошее сравнение или хорошо подшутить над своим соперником, далеко не так просто. Вам не будет достаточно вставить слово "как" и привести самое простое сравнение, из серии:

Мой рэп как жгучий перец,

Твой рэп как глухой старец.

Чем глубже ваши сравнения, чем больше цепляют человека ваши строки, тем более удавшимся можно считать панчлайн, и не стоит забывать про уникальность, ведь повторение за кем-то не принесет уважение.

Этому подразделу нужно посветить как можно больше внимания, ведь именно в зависимости от рифмы и ее красоты, работа может запомниться или будет забыта после первого прослушивания.

5.1 Рифмы на глаголы (квадраты):

Наиболее простым способом и доступным для всех стало завершение строк, зарифмованных "на глаголы". Но почему это стало популярно, и даже множество известных исполнителей используют именно этот метод?

Ответ находится на поверхности: для написания текста зарифмованного на глаголы, не нужно быть поэтом или талантом, достаточно знать русский язык и придумать общую идею текста, а огромное количество глаголов в языке сделают свое дело.

Ты не бросишь с ним курить - не разбогатеешь [ешь]

А разбогатеть так вспоминая не жалеешь [ешь]

Глагол отвечает на вопросы: "что делать?", "что сделать?", "что делал (а,и,о)?". Таким образом, обозначая действие ("в небе лета[ть ]", "на бумаге рисова[ть ]", "на концерт ходи[ть ]" и др.), можно получить созвучие (рифму) между словами, завершающими строки.

Мною приведена цитата из трека "Только Там " от группы ТГК, совместно с Guf'ом. Цитата, как нельзя лучше, характеризует большую часть текстов русского рэпа и показывает как делать категорически нельзя, или как минимум, чего следует избегать.

Разумеется, если в вашем тексте или тексте вашего кумира иногда встречаются рифмы на глаголы - ничего страшного от этого не произойдет, но когда весь текст построен на них - это признак бездарности, чем и отличается рэп в нашей стране.

Так что, если вашей фантазии недостаточно, чтобы разнообразить текст интересными и привлекающими внимание конструкциями, перед вами целый набор глаголов русского языка. Попробуйте сами, задавая вопрос "что делать?" на окончание строк, у вас получатся "квадратные рифмы", а современный слушатель уже не терпит этого.

Становиться ли на уровень ребенка начальных классов, представляя свое творчество людям, решать остается вам.

5.2 Рифмы на окончания (квадраты):

Эта категория будет сложнее первой, однако и тут все довольно легко и просто. Каждое слово имеет окончание, чему учат еще в ранних классах школы, при этом слово может склоняться, и тогда, в наших руках новый инструмент, который дает созвучия.

Пример: "сте[пь] - це[пь]”, "запасн[ой] - делов[ой]”.

В примере поставлены две пары слов, первая из которых отвечает на вопрос "Кто/Что?”, а вторая на вопрос "Какой/Какая/Какие?”. Углубляться в простые основы языка не стоит, тем не менее, благодаря тому же падежу, можно получить созвучное окончание и удачно зарифмовать строчки.

Как я уже говорил, это далеко не самый сложный инструмент, зачастую рифмы на окончания тоже называют "квадратами”, и частое использование таких созвучий, плохо оценивается слушателем.

Конечно, можно завуалировать такую рифму, как в примере: "лавку - травке (травку)”, по сути, получается рифма не на окончание, и слышится при этом хорошее созвучие, но и это далеко не тот метод, который стоит брать как основу.

5.3 Рифмы на разбиение:

Из названия можно сразу не понять, о чем этот подраздел, так что сразу стоит перейти к примеру:

"Вышибалы - Выше баллы”, "Первично - достичь нам”

На одном из первых примеров, которые пришли мне в голову, вы сразу можете понять, что тут рифма формируется благодаря первому слову (вышибалы), а заканчивается рифма, благодаря двум другим словами (выше баллы), как и во втором примере.

Таким образом, автор текста "разбивает” рифмы, заканчивая ее двумя словами, оба которых созвучны с первым. Формируется куда более интересная конструкция рифмы, для которой уже придется приложить немало усилий, чтобы подобрать подходящие слова.

А семье мне что скормить? ''завтраки'' на обед ?

(с) Johnyboy

Не менее интересный пример, где слово "парапет” отлично рифмуется с окончанием следующей строки: "на обед”, что создает отличное созвучие благодаря разбиению.

5.4 Двойные рифмы (даблрайм):

Двойные рифмы ценятся больше всего и их можно назвать венцом написания текстов. Тип двойных рифм так же называется "даблраймом” (от английского: Double Rhyme).

Мозгом и сердцем - Постер на дверцу

Двойная рифма характерна тем, что окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма в следующей строке, тоже двумя словами. То есть первая строка имеет окончание ". мозгом и сердцем”, а значит нужно будет подобрать созвучие к слову "мозгом” и отдельное созвучие к слову "сердцем”, что и слышно в следующей строке: ". постер на дверцу” (мозгом - постер, сердцем - дверцу).

Для западных исполнителей это далеко не открытие, и уметь делать качественные двойные рифмы, давно вошло в порядок нормы. В нашей же стране, опять, лишь малая часть исполнителей, и то большинство из них нового поколения, знают о дайблраймах и могут их писать.

Плачь, парень, когда Хайд в паре, ты - как ланч твари ,

Шансов меньше, чем смертельно больному ВИЧ врач дарит .

Когда читаешь или слушаешь трек с таким текстом, когда исполнитель отлично понимает понятие двойных рифм, ненароком на коже возникают мурашки от отличной реализации идеи.

Я помню в детстве миг, как девственник, заняв неизвестный ник ,

Из протеста вник в русрэп, сказав, я буду здесь вместо них .

(с) Oxxxymiron

Конечно, выбор насколько разнообразить ваш текст, остается за вами, да и границ никто не создает, но нужно уметь отличать качественный текст от дешевой работы "с колена”.

06. Уровень образованности (словарный запас, общих знаний):

В статье множество раз поднимался вопрос уникальности написанного текста, необходимость наличия интересных идей в нем и, конечно, не менее важно, какими конкретно словами и фразами это выражено.

Чем более скуден ваш словарный запас и, чем меньше вы интересуетесь окружающим нас миром и происходящими событиями в нем, тем больше вероятность не восприятия вашей работы слушателем.

Не стоит забывать, что в наше время рэпером может попробовать стать абсолютно каждый желающий, для этого не нужно специального образования, но поэтом и музыкантом смогут стать лишь единицы.

Вряд ли человек, который не знает классику литературы своей страны, сможет понять или придумать интересные сравнения, идеи. Вряд ли человек, который за жизнь не выучил ни одного стихотворения и не интересуется поэзией, сможет написать хоть что-то дельное.

Так что никогда не стоит забывать про саморазвитие, про ознакомление с творчеством других людей, включая писателей предыдущих столетий, которые знали, как украсить свое произведение лучше, чем кто-либо из современных музыкантов.

07. Заключение:

Текст можно считать неоспоримой основой музыкальной работы, по которому будет сложено впечатление о самом треке и исполнителе, как авторе.

В наше время множество исполнителей (хип-хоп основа нашей страны) давно забыли, а может, и вовсе не знали о возможностях размаха при написании текста. Это как использование одного молотка при строительстве дома, когда под рукой целый набор инструментов.

Этим набором инструментов для написания текста служит воображение автора, который может потратить 5 минут на новый куплет, а может потратить 10 часов, неоднократно возвращаясь к нему и редактируя, дополняя более интересными рифмами, новыми идеями, моментами которые заинтересуют читателя или слушателя.

Конечно, не всегда вклад большого количества времени приведет к хорошему результату, а иногда и тех самых пяти минут может хватить для написания шедевра, но для этого стоит помнить обо всех критериях текста и быть с ними ознакомленным.

Иван Дмитриевич (Snake)

Двойные рифмы

4. Сложные рифмы и околорифменные связки

Изложение идеи данной статьи невозможно без некоторого, ставшего уже, надеюсь, привычным, отступления или, если желаете, введения.

Поэзия, как известно, имеет множество уровней воздействия (разбор стихотворного текста не ограничивается рассмотрением его смысловой содержательности и образного ряда): идейный, символический, смысловой (лексико-семантический), фонетический (звукопись), графический (фигурные стихи) и т.д. – термины, как и прежде, имеют право на жизнь в контексте данного цикла статей. Речь идёт о том, что стихотворное произведение – сложнейший организм, где каждый (!) элемент играет определённую обусловленную и – обычно – множественную роль. Так, например, графическое оформление стихотворения (деление на строки) – это, помимо основного ритмообразующего элемента, ещё и условный знак читателю, позволяющий ему настроиться на ЛИРИЧЕСКОЕ восприятие текста.

Увы, мы привыкли воспринимать только один условный знак – рифму (может быть, этому способствует низкое качество стихов?) и, не обращая внимания даже на сложность/простоту рифмы (где уж там заметить авторскую работу!), по её наличию или отсутствию делим стихи на собственно стихи и… не стихи. А ведь рифма не является непременным атрибутом стихотворения, зачастую она – лишь дань исторической традиции. И всё же…

История русского стихосложения началась осенью 1730-го года, когда молодой поэт Василий Тредиаковский, вернувшись в Россию из Парижа, издал свой перевод романа третьестепенного французского писателя XVII в. Поля Тальмана “Езда в остров любви” (Paul Tallemand. Voyage a l`ile d`amour, ou La clef des coeurs). В 1735 году Тредиаковский издал “Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий”. Сочиняли стихи, конечно, и до Тредиаковского, но только на церковнославянском. Тредиаковский впервые использовал для стихов разговорный язык.

За более чем двухвековую историю поэзия не один раз пересматривала постулаты своих теоретиков, да так, что порой камня на камне не оставалось от установленных правил; поэзия выпадала из правил и неизменно создавала новые (я надеюсь, что читателю знакомы имена хотя бы некоторых законодателей поэзии: Василия Жуковского, Иннокентия Анненского, Велимира Хлебникова, Иосифа Бродского). Доставалось и рифме: ругали рифму негладкую – ругали гладкую рифму, искореняли глаголы из связок и вновь возвращались к ним, спорили о различных ассонансах (род неполной рифмы, в которой сходны одни гласные, но не согласные; например, винограды - кудрявы), приходили к безрифмию и вновь рифмовали. Рифма всегда была камнем преткновения, вызывала споры.

“СЛОЖНАЯ” РИФМА – “ПРОСТАЯ” РИФМА

Споры о рифме парадоксальны: большинство авторов (по крайней мере, до поры до времени) вообще не задумываются о том, какими рифмами они пользуются, меньшинство же, даже начитавшись литературы по стихосложению, создаёт свою субъективную градацию рифм на “простые” - “сложные”, “гладкие” - “негладкие”, “хорошие” – “плохие”. Как говорится – двух одинаковых мнений не бывает. Не будем изобретать велосипед (хотя, надо сказать, его изобретали по меньшей мере дважды) и предлагать свою классификацию рифм, но давайте рассмотрим некоторые редкие случаи рифмовки и приёмы, которые позволяют “спрятать” рифму.

РИФМА СО СМЕНОЙ ДОМИНАНТЫ

Самый, пожалуй, интересный случай. Напомню, что под доминантой рифмы я понимаю ударную гласную – посему рифма со сменой доминанты предполагает смену (!) ударной гласной с сохранением рифмы.

Читаем у Наили Ямаковой (здесь и далее все примеры – Наили Ямаковой, кроме отдельно указанных случаев):

“Рыбный скелет,

Бежевая пепельница.

В восемнадцать лет

Как не злиться?”

Нас интересует связка п<Е>пе<льница> - з<лИться>. Ударная гласная сменилась, но созвучие осталось ввиду сходства большого количества звуков: пепеЛЬНИЦА-зЛИТЬСЯ.

Другие примеры (“Осенние мелодии” автора, к сожалению, не знаю):

“Рассыпался город на клавиши

Сонатами, да сюитами.

Из пестрой гаммы день новый сшит,

Осенними сыплет видами.”

Связка кл<Авиши> - но<вый сшИт>!

Ещё у Наили:

“Мне будет двадцать, а может, будет и тридцать

Утром он говорит, что этот мир мне к лицу.

Я отвечаю: “Будем же веселиться,

Пока игра на превратилась в виселицу”.

Связка мн<е> к <лицУ> - в<И>с<елицу>!

Из стихотворения “Оранжевая зажигалка”:

“Медные невредные оранжевые

Солнечные какие-то мысли.

Сказочки, во мне отраженные,

Становятся золотистыми.”

Связка <орАнже>в<ые> - <о>т<ражЁнные>!

Ещё интересный пример: ударная гласная не меняется, но меняет своё местоположение:

“Она стала сутью соли и яблока.

На асфальте след каблука её.”

Связка: <Ябл>о<ка> - к<абл>у<кА> её – почти полное созвучие рифмующихся слов “требует” одинакового положения рифмы: кАблука… а доминанта перебирается на другое место…

Ещё один подобный пример:

“Прощай скорее – ты только в зеркальце,

Стучат колёсики, да всё изменится,

Ведь обручальное мне – соломоново,

Солила рану – да всё не солоно.”

Связка: <соло>м<Оно>во - <сОлоно>!

ИНВЕРСИЯ СВЯЗАННОЙ БЕЗУДАРНОЙ

Ещё один интересный способ разнообразить как рифму, так и ритмику. Отталкиваясь от изложенной в статье “О прочем и рифме (математика стихосложения)” теории рифменных трезвучий (напомню: условие строгой рифмы – совпадение (близость) звучания предшествующей доминанте/следующей за доминантой безударной гласной и набора согласных, зажатых между ними), дадим такое определение: рифма с инверсией связанной (ведомой) безударной – та рифма, где идентичные/сходные по звучанию трезвучия являются зеркально отражёнными. Такая рифма может встречаться в теле стиха… (Наиля Ямакова):

Молчанию молочниц, пьянству пьяниц,

Хоть рта не зашивают красной ниткой –

Молчу. Дырявит небо тонкий палец.

А небо плачет, нет, дождём его тошнит.”

Связка: <нИт>к<о>й - т<о>ш<нИт> - очевидным является повтор морфемы <нит>, но (!) безударная гласная <о>, в “НИТкОй” следующая за доминантой, “перебралась” вперёд.

Конечно, “привязка” безударной гласной выполнена в соответствии с теорией трезвучий, требующей рассмотрения этой связанной безударной. С общепринятых позиций связка “ниткой” – “тошнит” является ничем не примечательной смешанной рифмой типа “женская” – “мужская”. То, что такая связка в теории трезвучий выглядит “особой”, можно отнести к недостаткам самой теории, а можно… не так уж часто встречаются такие ничем не примечательные связки – побольше бы их!

Несколько увереннее рифма с инверсией связанной безударной чувствует себя в законцовках строф. В стихотворении “Стишата” я экспериментирую с такой рифмой:

“…и дёргают за бороду

И тормошат: “Да скоро ты?

Гулять пойдём, ты обЕЩАл,

обмАнЩИк!”

…выводи их на прогулку

В типографский воздух гулкий –

Будут крепче жать стрОКУ

…по собственным понятиям

Они – самостоятельные.

Гляжу с улыбкой на дЕТЕй:

ВзрослЕйТЕ!”

КАК ПРЯЧЕТСЯ РИФМА

Поверите ли, рифма умеет прятаться! Помогают ей в этом графика и ритмика стиха. Для иллюстрации пособничества графики показательным является такой стих (Шатыбелко Олег):

“От пьянок мой червяк (по умному – гастрит) проснулся в животе

и тянет, сволочь, тянет кишки куда-то вниз, губу мою кривит

и сигаретный дым не держится в гортани.

Больному месту кот, как страж, определен и наши взгляды с ним

так родственны, так схожи, что молчаливый наш из кубиков бульон

мы делим на двоих и вздох, как мякиш, крошим.

В мурлыканье его, размеренном как снег, тону, ложусь на грунт –

с пробоиной подлодка – личинка червяка вскрывается во сне

и бабочкой парит во тьме околоплодной:

закончился запой – и повторилась жизнь, и мир опять легко

в окошке помещался, а облако в штанах сворачивалось в шиш –

чему, признаться, я почти не удивлялся.”

Стих легко приводится к “стандартному” виду:

“От пьянок мой червяк (по умному – гастрит)

проснулся в животе и тянет, сволочь, тянет

кишки куда-то вниз, губу мою кривит

и сигаретный дым не держится в гортани.

нельзя, когда из темноты

разбитых улиц

летят, неся посмертный стыд,

улеглись ветра

в воронку дважды,

гудит в трассирующих радуга

горбатой стражей…”

В конце второго четверостишия смысл и рифма требуют “пули” :), но появляется “улеглись”, уложенное :) в ритмику уже следующей строки…

Конечно, при чтении вслух рифма, спрятавшаяся за графикой, обнаруживается и предстаёт во всей своей наготе, но при знакомстве с текстом без чтения вслух прятки с графикой выступают приёмом, условным знаком (см. введение), позволяющим читателю (поэту вдвойне, если читатель – поэт) отвлечься от поиска и разбора рифм. В случае пряток с ритмикой даже чтение вслух не оголяет рифму…

Конечно, примеры сложных рифм и рифменных пряток чрезвычайно редки, но именно поэтому в ткани стиха они сверкают как самородки. Я привожу только собственные наблюдения, надеясь (да что там – надеясь! – двух одинаковых мнений о рифме быть не может :)), что каждый автор сумеет самостоятельно найти золото рифмы на клондайке поэзии.

ОКОЛОРИФМЕННЫЕ СВЯЗКИ

Будем считать эту часть заключением. Вновь возвращаюсь я к тезису о том, что рифма – суть аллитерация, и, следовательно, помимо стереотипного совпадения трезвучий, даже напротив, вопреки несхожести трезвучий, очень важное значение имеет окружение рифмы, совпадение звуков, окружающих связку (поэзия – сложнейший организм!).

Вот пример разбора рифм стихотворения “Тихо в вышине шуршит прибой…” (Дима Фиш, ЛИТО Пиитер) (такой разбор иногда – в спорных случаях – выполняется на ЛИТО Пиитер; разбор всегда делается ДЛЯ АВТОРА):

“тихо в вышине шуршит прибой,

за окнами;

шёпот, шелест, шорохи, покой

шлют на землю серебро в стекле