Софт-Архив

Что Такое Словарный Диктант img-1

Что Такое Словарный Диктант

Рейтинг: 4.6/5.0 (1841 проголосовавших)

Категория: Windows: Языки

Описание

Виды диктантов, методика их проведения - реферат, курсовая работа, диплом

Виды диктантов, методика их проведения

Чтобы скачать работу бесплатно нужно подписаться на нашу группу ВКонтакте! Просто подпишитесь, нажав на кнопку внизу.

Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Виды диктантов, методика их проведения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общее понятие о диктанте, виды диктантов

2. Развитие навыков орфографии через зрительно-словарные диктанты

3. Особенности методики проведения словарного диктанта

4. Творческий диктант. Его особенности и методика проведения

Заключение

Список использованных источников

Беларусь сегодня входит в современное мировое сообщество не только в качестве партнёра в рыночно-экономических отношениях, но и как участник планетарного диалога цивилизаций, носитель высокой самобытной культуры. В современной ситуации деятельность школьных учебных заведений необходимо направить на создание условий, способствующих формированию социально-активной, гармонично развитой личности выпускника. Фундаментом достижения поставленной цели является организация процесса обучения в начальной школе. Несовершенство учебных пособий, инструментальной оснащённости побуждает учителей к поиску инновационных идей, обеспечивающих решение проблем обучения.

Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать - противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не обеспечивает орфографически грамотное письмо.

Существенные шаги в разрешении проблемы сделаны в методике Д.Б.Эльконина (технология РО), В.В.Давыдова. Ещё в 60-70 -е годы ими была разработана и проверена система обучения первоклассников, основанная на фонемной теории русского языка. В этой системе чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Методика позволяет уже с первых шагов обучения грамоте формировать умение обнаруживать не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова. Основой технологии РО является учебный процесс, который выстраивается с использованием творческих и личностно развивающих видов учебной деятельности. Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания.

Но учитель должен помнить и о других факторах усвоения орфографии: зрительном - списывание, зрительные диктанты и др.; слуховом- проговаривание, слуховые диктанты; речедвигательном - запоминание движений органов речи; рукодвигательном - запоминание движений руки.

Таким образом, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

1. Общее понятие о диктанте, виды диктантов

Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал

Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением текста учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или - реже - предложения на закрепляемое правило.

- Распределительный диктант - это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

- Выборочно-распределительный диктант - это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.

- Творческий диктант - это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.

- Свободный диктант - это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

- Восстановленный диктант - это работа по связному тексту, в процессе которой школьник сначала прослушивает предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец, восстанавливает связный текст по выписанным категориям.

- По аналогии - это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

- Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

- Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.

- Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

- Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.

Рассмотрим некоторые виды диктантов на примерах.

Выборочный диктант.

Выписать из текста подлежащее.

Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес ма р ганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны.

Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.

Распределительный диктант.

Выписать предложения с полными причастиями в один столбик, а с краткими - в другой.

В сентябрьское утро идет первоклассник, сопровождаемый родителями, в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование. И трудно сказать, кто взволнован в этот час больше - ребенок или родители. Право на образование гарантировано Конституцией. На педагогов возложена обязанность учить и воспитывать детей. А школьники должны стать образованными, много знающими людьми. Это их главная гражданская обязанность, решающая их дальнейшую судьбу.

Выборочно - распределительный диктант.

Выписать имена прилагательные, распределяя их на качественные и относительные.

Речь шла о хлебе, о бережном отношении к великому дару земли. Я слушал, а сам вспоминал день, который не отмечен в календаре красной цифрой, а для меня на всю жизнь остался замечательным праздником. Мы возвращались из школы, дорога до детского дома была не близкой. Прежде чем свернуть на проселочную дорогу, мы обязательно заходили в сельмаг. Мы смотрели, что дают по продовольственным карточкам. Карточки - это простые бумажные талончики. Только если у тебя их нет, то и купить даже хлеба ты не можешь. Так вот, в тот памятный день 1947 года мы купили буханку хлеба без всяких талончиков. В этот день была отменена в нашей стране карточная система.

Творческий диктант.

Восстановить первоначальный текст, поставив слова с основой на шипящий в единственном числе.

Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я достал обручи, мячи и вышел из палатки. Поглядел на шалаши, где спали сторожа. Там было тихо. Я пошел на речку. На берегу шуршали камыши. Над моей головой пролетели стрижи.

Свободный диктант.

Определить основную мысль текста.

Тихонович думал, как бы он поступил в трудную минуту. Она ведь бывает в жизни каждого. И не обязательно только на войне. Хоть один раз на долю человека выпадает такое испытание, когда переждать или спрятаться нельзя.

И сразу станет ясно, каков ты есть. Способен ты на отважные поступки или смалодушничаешь, испугаешься.

Восстановленный диктант.

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам числительным.

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход, преодолевая ежедневно по 30 километров, шел бы до Солнца 14000 лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью 100 километров в час, достиг бы Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 100 километров в час, долетел бы до Солнца через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости 350 метров в секунду, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

Диктант по аналогии.

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

Абрикосовое дерево расцвело - оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами, выглядели невесомыми. Подуй ветер - не станет нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

Вскоре цветы дали завязь, - это были маленькие абрикосики, на вкус горьковато - кислые. Завязь облепила все веточки - отяжелело дерево. Зеленые абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Золотом отливали бесчисленные плоды.

2 . Р азвитие навыков орфографии через зрительно-словарные ди к танты

Методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка и его графику, на процесс овладения чтением, письмом, воспроизведением речи на слух (аудирование) и на развитие собственной речи, умение выразить свою мысль: на развитие дикции и орфоэпических навыков.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они взаимосвязаны):

- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использование слов в собственных записанных текстах;

- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.

Профессор И.Т. Федоренко предлагает использование зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти.

Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписывается 6 предложений одного из наборов и закрывается листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течении определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. Н 6 предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит 5-8 минут времени. Этот же набор повторяют 3-4 дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - это проводить их ежедневно[3,с.18].

Учителя г. Пятигорска Костролина и М.Э. Костролина предлагают несколько иную методику проведения зрительных диктантов, дают следующие рек о мендации:

Во-первых, диктанты начинаем писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв, и пишем все три года обучения.

Во-вторых, вводим обязательное выделение всех орфограмм другим цветом, например зелёным.

Таким образом, «орфография» получается цветной. Перед детьми ставится задача запомнить написания в словах «зелёных букв» и повторить в точности так, как на фотографии учителя. В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами дети начинают осознавать эту связь и приходят к выводу, что зелёным цветом в словах отмечены слабые позиции. С этого момента начинается целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

Современная методика недооценивает фактор памяти. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Обращение к памяти ученика - это традиции старой школы. Мы делаем ставку не на логическое мышление, которое развивается по-настоящему, как правило, к годам 30, а на зрительное восприятие текста; к нему лучше подготовлены самой природой.

Материал зрительно-словарных диктантов предназначен для выработки навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки различным видам работ: сочинению, диктанту, изложению, тестированию.

Тексты зрительно-словарного диктанта помогают учащимся применять свои знания на практике и обрести уверенность в своих силах (возможностях).

С помощью таких диктантов учащиеся могут контролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в овладении навыками правописания и вовремя устранить их.

Зрительное восприятие слова (чтение) и проговаривание способствуют развитию памяти и логического мышления.

Для развития орфографических способностей приемлемы зрительные диктанты профессора И.Т.Федоренко, В.И.Зайцева. Материалы для своей работы мы подбирали с учетом способностей развития речи сельских учащихся, специфики психологических особенностей якутских детей. На первом этапе особое внимание уделяется распознанию орфограмм.

Например, опознавательные признаки орфограмм:

Для обучения распознанию орфограммы существенное значение имеют опознавательные признаки.

Обычно говорят, будто главный опознавательный признак орфограмм - это несовпадение букв и звуков, написания и произношения.

Выявлению и запоминанию этих несовпадений способствуют звукобуквенный анализ и синтез, постоянная проверка при зрительно-словарных диктантах. Преимущество зрительно-словарных диктантов в том, что учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они написаны!), а не только слышит слово.

Опыт работы, т.е проведения зрительно-словарных диктантов помогает разбивать умения необходимые для проверки орфограмм:

- быстро и безошибочно находить в слове корень;

- подбирать родственные слова и образовывать формы проверяемого слова, выбирать из числа проверочные слова.

После написания зрительно-словарного диктанта организуются различные виды работ, где учитывается требования программы для начальных классов.

Как проводится словарно-зрительный диктант?

Текст словарно-зрительного диктанта записывается на таблице столбиком, орфограмма в словах выделяется графически. Таблица перегибается виде “гармошки”.

При чтении каждое слово появляется в отдельности, иногда по два слова, можно все слова сразу (преимущество “гармошки”).

Таблицы номеруются, в каждой таблице 7-9 и более слов, словосочетания, взяты из обязательного активного словаря программы. Учитель читает слово, показывает табличку. Дети слушают, смотрят, записывают.

Когда будет записан весь диктант, таблица вывешивается на доске, и все сверяют свою работу по методу КСО.

После проверки учитель берет на заметку слова, в которых допущены (какого характера и кто допустил) ошибки и планирует дальнейшую работу над этими словами. Слова с трудными орфограммами проходят через несколько диктантов. Они активизируются в других видах работ.

В конце четверти проводится тестирование по проверке степени усвоения орфографии.

Оно содержит обобщающий материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелено на выявлении степени усвоения изученного материала.

Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.

Таким образом, вся система работы словарно-зрительного диктанта формирует умение правильно писать общеупотребительные слова с изученными орфограммами. Развивается орфографическая зоркость в совокупности действия всех видов правописной памяти: слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной. Особенно важно иметь ввиду зрительную память, которая доминирует у большинства учащихся. Распределение материала диктанта по темам учебника помогает овладеванию русской речью и формирует правильную устную речь. Постепенность и непрерывность работы закладывает прочный фундамент безошибочных орфографических умений и навыков.

3. Особенности методики проведения словарного диктанта

На уроках используются следующие виды словарных диктантов:

1. Словарный диктант с «подсказкой». Учитель даёт учащимся часть условий действия орфографического правила, главную операцию дети выполняют самостоятельно.

Учитель называет слово, указывает в какой значимой части слова находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы, дети записывают слово.

2. Словарный диктант с самопроверкой

- Написание слова, ряда слов.

-Учитель называет орфограммы для самопроверки.

- Проверка, выделение орфограмм.

3. Словарный диктант с продолжением

Методика словарного диктанта

Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания словарных слов.

Помимо этого она имеет и организационно-управленческую значимость: особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.

Для чего предназначена методика словарного диктанта?

В чём состоит организационно-управленческая особенность методики словарного диктанта?

Работа по данной методике организуется в парах сменного состава. Работа в паре идёт так. Один ученик имеет при себе одну карточку (скажем, СС1 (словарные слова 1), а другой ученик - другую (СС2). Первый ученик диктует второму слова своей карточки. Второй пишет их в своей тетради. Первый ученик по своей карточке сверяет правильность написания слов вторым напарником. Когда первый ученик продиктует все слова своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик диктует слова из своей карточки (в нашем случае это карточка СС 2), а первый записывает их в тетради. Когда все слова продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся.

Предположим, по разделу СС составлено 6 карточек и группа учащихся в количестве б человек некоторое время должна упражняться по этому разделу. Тогда они объединяются в сводный отряд (временная малая группа) и работают совместно следующим образом. Каждый получает по одной, карточке и работает по очереди с остальными, в паре, как это описано выше. Когда все друг с другом поработали по одному разу, группа расходится.

Один из членов группы может выполнять функции координатора. Но тогда он должен каким-то образом у себя отметить, кто с кем уже работал и кто с кем должен поработать. В таких случаях часто используют табличку следующего вида:

ученик 1, ученик 2, ученик 3, ученик 4, ученик 5, ученик 6

Рассмотрим пример дидактического материала. Слова распределены по карточкам следующим образом:

Другие статьи, обзоры программ, новости

Словарные диктанты 2 класс (1-4)

Словарные диктанты 2 класс (1-4)

Словарные диктанты

3 класс (1-4).

Словарный диктант №1.

Берёза, аллея, болото, горох, земляника, жёлтый, комната, кровать, мебель, обед, пальто, платок, рисунок, ученик.

Словарный диктант №2.

Библиотека, весело, ветер, город, деревня, завтрак, обед, до свидания, коллекция, коллектив, лестница, магазин, малина, месяц, ноябрь.

Словарный диктант №3.

Быстро, воробей, ворона, вчера, девочка, дежурный, декабрь, топор, картина, килограмм, лопата, метро, молоко, морковь, огурец, ужин.

Словарный диктант №4.

Дорога, завтра, здравствуй, картофель, капуста, класс, корабль, корова, молоток, овощи, огород, одежда, октябрь, погода, помидор, потом.

Словарный диктант №5.

Вокруг, осина, песок, понедельник, праздник, рассказ, сегодня, сентябрь, соловей, сорока, север, тарелка, улица, урожай, учитель, яблоко.

Русский язык

Прописная буква в именах собственных

№ 1. Слуховой диктант.

Оля и Кира идут на каток. Блестит лед. Девочки надели коньки. Хорошо на льду!

№ 2. Зрительный диктант.

Географические названия

Северный полюс, Мурманск, Норильск, Вологда, Печора, Новгород, Амур, Краснодар, Енисей, Байкал, Челябинск, Смоленск, Нева.

№ 3. Слуховой диктант.

Я знаю клички кошек: Барсик, Тишка, Васька, Чара, Тимка.

Я знаю клички собак: Жучка, Лайка, Бобик, Тузик, Полкан, Шарик.

Я знаю клички лошадей: Вороной, Горбунок.

Я знаю клички коров: Белянка, Пеструшка, Зорька.

№ 4. Зрительный диктант.

Большая перемена

Дежурные Костя Усачев и Люба Малинина поливают цветы. Ребята с учительницей Валентиной Ивановной смотрят толковый словарь. Настя Смирнова и Полина Егорова разносят тетради.

№ 5. Зрительный диктант.

1. Ирина Николаевна — моя тетя. Она живет в Москве в Кузьминках. 2. Моя бабушка Анастасия Павловна живет в Оренбурге. 3. Наша соседка Клавдия Васильевна Андреева работает почтальоном. 4. Виктор Александрович Ковалев — лесничий. У него есть конь Кочубей, собака Дина и кот Ромка.

Обозначение мягкости согласных буквами

№ 6. Слуховой диктант.

Клетка, мяч, котенок, яма, ежик, ясли, пламя, брюки, перо, цапля, тюбик, жеребенок, сюда, растет.

№ 7. Слуховой диктант.

Костя и Филя играют. Они крутят юлу. Малыш Леня внимательно смотрит. Ему дали юлу. Мальчик был рад.

№. 8. Зрительный диктант.

Галка клюет крошки хлеба. Зяблик ест ягоды рябины. Снегирь сидит на ели и достает из шишек семена.

№ 9. Слуховой диктант.

1. Кипит вода. Идет пар. — Репу парь. 2. У Юли есть ирис. — Коля ест ириску. 3. От печки жар. — Грибы жарь.

№ 10. Зрительный диктант.

1. Телята гладки привязаны к грядкам. (Огурцы). 2. Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь.) 3. Сто одежек и все без застежек. (Кочан капусты.)

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн

№ 11. Зрительный диктант.

Груши, ландыши, хижина, камыши, жемчужина, кружить, положить, живой, свежий, ошибка, бежит, хороший, пригожий.

№ 12. Слуховой диктант.

1. Держи тетрадь в чистоте. 2. Пиши без ошибок. 3. Положи вилки и ножи на стол. 4. В лесу цветут ландыши. 5. Сумка из кожи. 6. Лисий мех пушистый. 7. Живет без тела, говорит без языка. (Эхо.)

№ 13. Зрительный диктант 1 .

Шерстяной — шерсть, жемчужина — жемчуг, тяжесть — тяжелый, шелестеть — шелест, желтизна — желтый, шипучий, ужин, уши, рыжики.

№ 14. Зрительный диктант.

Обещать, встречать, качать, начало, подача, свеча, тащат, пищать, часики, щавель, трещать, овчарка, прощать, молчать.

№ 15. Слуховой диктант.

1. Часы идут точно. 2. Сороки трещат. 3. Петухи кричат. 4. Чайник на столе. 5. У облепихи шипы. 6. Гуппи живут в аквариуме.

№ 16. Зрительный диктант.

1. Щука — хищная рыба. 2. Олег решил трудную задачу. 3. Я тоже решил задачку и учу стихотворение. 4. Я молчу — оно молчит. Я кричу — оно кричит. (Эхо.) 5. Дятлы ищут себе пищу под корой дерева. 6. Лесник пошел в чащу леса на стук дятла.

№ 17. Слуховой диктант.

У речки дубовая роща. Федя и Митя часто играют в роще. С ними гуляет пес Рыжик. Бежит Рыжик в чащу и лает. Он чует ежика.

Парные согласные в конце слова

№ 18. Слуховой диктант.

Снег, смех, флаг, пух, шаг, воздух, зуб, сугроб, сноп, лоб, столб, степь, гриб.

№ 19. Зрительный диктант.

Мороз, колос, голос, алмаз, овес, прорубь, потоп, ястреб, озноб, огород, холод, пилот, гвоздь, груздь, клест, невод, берег, пастух.

№ 20. Зрительно-слуховой диктант.

Высокий дуб, горячий хлеб, зеленый укроп, вишневый сад, майский жук, длинный клюв, книжный шкаф, шерстяной шарф, двигаться вперед, идти назад, белая лошадь, прилетел голубь, новый утюг, готовить квас, наливать суп, пойти в клуб.

№ 21. Слуховой диктант.

Груз, глаз, мед, ряд, крот, морж, уж, пляж, душ, дрозд, дождь, куст, лед.

№ 22. Зрительный диктант.

1. По реке плывет плот. Спелый плод упал с дерева. 2. У Маши в руках прут. Она гонит гусей на пруд. 3. На грядке вырос лук. Луг запестрел от цветов.

№ 23. Зрительно-слуховой диктант.

1. Труслив как заяц. 2. Каков корень, таков и плод. 3. Кто любит труд, того люди чтут. 4. Какой мороз! Дерет до слез.

№ 24. Зрительно-слуховой диктант.

1. На лугу стоит стог сена. 2. Много ягод, много сочных трав, много ярких цветов. 3. В огороде выросла вкусная морковь. 4. Наш край красив.

№ 25. Слуховой диктант.

1. По двору ходит большой индюк. 2. Мама испекла пирог. 3. Крот разоряет огород. 4. Дед сделал внуку свисток и починил обувь.

№ 26. Зрительно-слуховой диктант.

Зимний наряд леса, пушистый снег, снежный пух, дуб в снегу, на пруду крепкий лед, медведь в берлоге.

№ 27. Зрительно-слуховой диктант.

Зима. На лапах елей лежит снег. Снежный шарф и на ветках сосен. Толстый лед сковал речку. В лесу сугробы. Один сугроб — берлога. Там уснул медведь.

№ 28. Слуховой диктант.

1. Я твой друг, и ты мой друг. 2. Дети встали в круг. 3. Обед через час. 4. На обед был суп и пирог с капустой.

№ 29. Зрительно-слуховой диктант.

1. Рыбаки тащат невод на берег. 2. Для ухи выбрали крупных рыб. 3. Сеть с мелкой рыбешкой отправили в речку.

№ 30. Слуховой диктант.

1. Вырастить виноград — большой труд. 2. В кузов машины погрузили овощи. 3. Морковь и лук собрали в большие корзины. 4. Количество овощной продукции записали в учетную тетрадь.

№ 31. Зрительно-слуховой диктант.

1. Лыжники обошли глубокий ров слева. 2. Поезд прибыл в пять часов. 3. На пальце след от чернил. 4. Север, юг, восток и запад — стороны горизонта.

№ 32. Слуховой диктант.

У лисы нора в лесу. Из норы вылезли лисята. Они стали бегать около пеньков. А лиса побежала за добычей.

Безударные гласные в корне слова

№ 33. Слуховой диктант (учитель диктует по паре слов).

Шаги — шаг, ночь — ночной, пила — пилы, запах — пахнет, старик — старый, река — реки, катит — каток, степь — степной.

№ 34. Слуховой диктант (учитель диктует по одному существительному в единственном числе, ученики пишут это же существительное во множественном числе).

Бревно, шаг, место, поле, стадо, дело.

2-е задание: учитель диктует существительные во множественном числе, ученики пишут эти слова в единственном числе.

Пилы, козы, страны, реки, пчелы, плиты, окна, плечи, гнезда, письма, пятна.

№ 35. Слуховой диктант.

Моряк, боец, силач, ночевка, цветок, соловей.

№ 36. Слуховой диктант.

Запах, повар, каток, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, реветь, хрипеть, скрипеть.

№ 37. Слуховой диктант.

Настали холода. Снег на полях. На дворе большая гора. У горы стоит снежная баба.

№ 38. Слуховой диктант.

Мы жили в деревне. Наш дом стоял у реки. Мы ходили ловить рыбу. Пололи грядки. Утром папа колол дрова. Мама топила печь. Маша носила воду.

№ 39. Зрительный диктант.

Козел, борода, кора, щипать, дерутся, хозяин, порядок.

№ 40. Слуховой диктант.

Ползут по небу тучи. Перед дождем умолкли птицы. После дождя хорошо в саду. Стало светло. Свистят скворцы. Сеня и Толя мокрые бегут с огорода домой.

№ 41. Слуховой диктант.

В лесу жил охотник. Он сторожил лес. У него была внучка Катя. Она готовила обед. Кругом была тишина. Только журчал ручей. В траве трещали кузнечики.

№ 42. Слуховой диктант.

Был сильный мороз. Реки замерзли. Мальчики надели коньки, взяли санки. Долго катались дети. Петя заморозил пальцы. Больно ему. За ним бежит его сестра Настя.

№ 43. Слуховой диктант.

1. В селе за рекою горит огонек. 2. Дети шли на прогулку. 3. Потянул ветерок. 4. Я пойду пилить дрова. 5. Спиши эти стихи. 6. Рыбак наловил рыбы. 7. На дереве большое гнездо.

№ 44. Слуховой диктант.

Школьники делают игрушки на елку. Вот медведь, лиса и баран. Дед Мороз несет большую корзину. Там подарки детям на Новый год.

Изменение имен прилагательных по родам

№ 45. Слуховой выборочный диктант (учитель сначала читает все предложение, потом диктует слово для письма).

1. Молодой клен вырос на опушке леса. 2. Пришла суровая зима. 3. Перед дачей было глубокое озеро. 4. Пестрый ковер из листьев покрыл землю. 5. Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу. 6. Шумит дремучий бор. 7. Наступила ранняя весна. 8. Над головой было синее небо.

№ 46. Зрительный выборочный диктант.

1. Поздний листопад бывает теплой осенью. 2. Пушистый иней украсил деревья. 3. Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глазки продирает. 4. Утро выдалось тихое, ясное. 5. Свежее сено приятно пахнет. 6. Выше пояса рожь зернистая.

№ 47. Слуховой диктант.

Летнее утро, чистое небо, ближнее поле, душистое свежее сено, большое стадо, хорошее дело, теплое парное молоко.

Изменение прилагательных по числам

№ 48. Выборочный диктант (с подчеркиванием окончаний прилагательных; слова для письма выделены).

1. Две большие белые лохматые собаки бросились на меня. 2. Дикие утки и крикливые журавли летят на болото. 3. Осенью появляются лесные гости — синички, снегири.

Разделительный ь

№ 49. Слуховой диктант.

Теплый летний день. Солнце сильно печет. В лесу тишина. Под сосной ползают муравьи. Коля и Шура бросают в яму сухие сучья.

№ 50. Словарный диктант.

Деревья, колосья, бельчата, веселье, жилье, семья, воронье.

Будущее (сложное) время глагола

№ 51. Спешить, бегать, глядеть, говорить, сорить, шелестеть, вертеть, тереть.

Устное задание: образовать от каждого глагола настоящее, прошедшее и будущее время.

Словарные диктанты: Мой русский язык

Словарные диктанты

Эксплуатация, эрудированный, эмансипация, эффективный, юный, юннат, аккуратно, бешеный, будущий, прозрачным соком, где-то очень далеко, приближалось исподволь, готовясь вдруг высунуться, на похолодевшей за ночь дороге, за невысокой цепочкой гор, нехоженая дорога, еще не засохшие травы, преисполнено счастьем и красотой, вскоре завиднелись, еще не ухоженные сады, незнакомыми запахами, за давно не крашенным забором, приезжий зверинец, с невиданными зверями, ни разу не видел, серо-пепельный слон, раскачивающий хоботом, насилу покинули город, очутились на той запыленной дороге, как ни в чем не бывало, неодолимым сном.

Молчаливый, страстный, необозримо широка, в бесконечную даль, долина, равнина, с горьким шепотом, прокатилась тяжелая слеза, не шевелился, скошенный луг, заиндевевшая по краям, в мерцании ледяных лучиков, пыльца цветущей полыни, аромат остывающего спелого жита, далеко внизу, необузданным потоком, изредка где-то позади, груженые поезда, у пересекавшей дорогу речушки, стелющаяся растительность, в мягком шорохе, по-сыновьи обнять землю, ничего особенного, за неимением другой дичи, в начале сентября, бесчисленное множество, вдоль пруда, не были в состоянии.

С неспокойной совестью, с безмолвным раскаянием, не думал с ним уже когда-нибудь увидеться, непременно хотел помириться, испуганные нашим неожиданным появлением, всех подстреленных уток, стрелял вовсе не отлично, собирались вернуться, неприятное происшествие, заряжать ружья, багровыми полосами, не считает сверхъестественным и необъяснимым, с начала христианства, преемственность двух культур, способствовало распространению, на заре цивилизации, не без основания предполагают, в течение короткого времени, ничто не преграждало, наши прародители.

Костный мозг, косный ум, словесный портрет, устный ответ, шествовать по сцене, шефствовать над школой, изысканные яства, явственный звук, слать привет, стлать постель, ровесник, сверстник, без преувеличения можно сказать, превзошли все ожидания ученых, небезызвестных раскопках, в продолжение десяти лет, сверхинтересные грамоты на бересте, беспрецедентное открытие в археологии, оригинальная

предыстория, частные письма с забавными прибаутками, коммерческие записи, распоряжения, завещания, небезынтересные записи, многовековые традиции.

Сузить, сэкономить, сагитировать, предъюбилейный, добьемся, шампиньон, необъятный, трехъязычный, адъютант, бульон, двухъярусный, пьеса, как будто усиливалось, ветреный день, с подветренной стороны, непрестанно гудит в какую-то скважину снизу, что-нибудь сверху, обветренное лицо, с обындевевшими ресницами, что-то кричал, не разобрать было ничего, приободрить меня, рассчитывал на скорое окончание путешествия, расчеты его не оправдались, претерпевал эти неудобства, не покидало ощущение, предпринятая поездка вовсе не безопасна, не тянул свою

безыскусную песню, ничего не видно.

Цивилизация, иллюстрация, иллюминация, демонстрация, экспедиция, преградить, претерпеть, преобладать, преодолеть, призадуматься, привлечь, непроницаемый мрак, ветряная мельница, серебряные колокольчики, на пол-аршина, непрерывно въезжать, насилу дождался, потчевали чаем, ожег себе язык, нисколько не мешало, разговаривать по-дружески, непреодолимая дрема, навеянная теплом, валяные сапоги, ничего не слышал, ни пререканий ямщиков, ни перешептывания хозяев, наутро накормили незваных гостей, вяленая оленина, стреляные зайцы, печенной в золе картошкой.

Необыкновенно хороша, как будто я потерял их навсегда, кто-то яростно кричал, недалекий лес, с непрерывной угрозой, полуразвалившийся дом, под чьими-то тяжелыми и бесшумными шагами, внезапно разъярившись, бешено мчится, обгоревшим сверху абажуром, в течение долгого здешнего лета, свежо и по-домашнему деловито, непрошеных гостей, расстилаются рыбачьи сети, на полированных булыжниках, по разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, разорванную пелену, капитаны рыболовецких баркасов, беспрерывной серебряной струйкой.

Сельскохозяйственный, западноевропейский, дальневосточный, южноафриканский, карело-финский, литературно-художественный, агитационно-массовая, словарно-техническая, песчаный берег, брошенная мелиораторами труба, масляная краска, каменные ступени, мощеные и асфальтированные улицы, в мире гигантских сооружений и нескончаемых реклам, контуры современных катакомб, неповторимый ландшафт, продвигаться в глубь территории, в непромокаемых курточках, веснушчатый мальчуган, диковинный рогатый жук-олень, по прибытии в город.

Давно не езженные колеи, крашеный забор, раненого казака, с ревом бешеным, по ставням свешенным, сосновый саженый лес, кучи стреляных гильз, несколько некрашеных табуретов, скрип немазаных колес, непрошеная слеза, некошеный луг, на оккупированной территории, коваными копытами, взволнованные голоса, священный долг, расстались с нашей компанией, роскошные долины и леса, выжженной травой, на испещренном по краям, тянулись бесконечной вереницей, длинные серые облака, неподалеку от нас, незадолго перед тем, карабкались вверх, через полчаса.

Ни в коем случае, во что бы то ни стало, вследствие этого, безветренная погода, изломанные рассеянные остатки, пропитанного насквозь, лианы дикого винограда, непроницаемые шатры, проникнуть внутрь какого-нибудь шатра, совершенно не видное снаружи дерево, как будто кто-то открывал солнечные лучи, бесспорные вещи, крепко-накрепко сжал, грустное чувство, выжженный луг, из полувысохшей грязи, на истоптанной земле, сбитом набок, напряженное и бессмысленное созерцание, полуразметанные крыши домов, не представляет отрадного зрелища.

Словарные слова 1 класс

Словарные слова по темам Чтобы распечатать словарные слова. Видео тренажеры «Словарные слова 1 класс»

В первом видео ребенку предлагается посмотреть слайды «Словарные слова с картинками». Буквы, на которые стоит обратить внимание выделены красным и зеленым цветом. Картинки нужны для создания зрительных образов, с помощью которых ребенок сможет запомнить ( на длительное время) намного больше словарных слов. Кроме того, при создании слайдов использована музыка «Вольфганг Амадей Моцарт Соната для фортепиано № 11  Andante Grazioso», которая прекрасно влияет на активность мозга ( подробно об этом влиянии описанно в статье «Ребенок и музыка» ).

Каждый видео блок содержит по 70 слайдов, расположенных в одном порядке. Советуем вам не напрягать ребенка просмотром сразу всех слов. Вы достигнете лучшего результата, если ежедневно будете работать с  10 слайдами из каждого видео ( всего 30 слайдов в день).

Во втором видео ребенку нужно  самостоятельно догадаться, какая буква пропущена. Для выполнения и проверки этого задания будет удобнее распечатать шаблон с пропущенными буквами.

Третье видео — это по сути «Диктант по словарным словам, в картинках». Ребенку показываются слайды, на которых изображены только картинки. Задача малыша, записать правильно слова, которым соответствуют картинки на экране.

Время на диктант и изучение словарных слов не нормировано. Пользуйтесь кнопкой «пауза», если ребенку требуется время на обдумывание.

Словарные слова не вошедшие в видео ( большой, быстро, конец, надо, октябрь, орфограмма, ответ,  привет, родина, русский, русский язык, сейчас, сколько, скоро, сосед, столица, товарищ, хорошо, человек). Не забудьте поработать над запоминанием этих слов отдельно.

Видео № 1 « Словарные слова 1 класс «   Видео № 2 « Вставь пропущенную букву » 

Словарный распределительный диктант

Словарный распределительный диктант

Проверка >>

Словарный распределительный диктант. Распредели на пять видов слова с безударными чередующимися гласными,вставь пропущенные буквы ,укажи ,от чего зависит выбор гласной: Вск..чить с места, официальное разб..рательство ,внезапное оз..рение ,бл..снуть в лучах. притв..рить дверь. расст..лить скатерть. разж..гать вражду. зам..реть на время. накл..ниться к земле. сл..жение, подп..реть голову рукой. раст..реть краски. вым..кнуть до нитки. заг..рать на пляже. сл..гаемые успеха. соб..русь на работу. напрасно прид..раться. новый попл..вок ,выр..щенный урожай. выж..гание по дереву. подр..внять край. прин..мать как должное. невыгодное ср..внение. зап..реть на замок. к..снуться мимоходом. пройти по к..сательной. возр..стающий интерес проверка.

Русский язык 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Форма повелительного наклонения» - Многое можно увидеть и услышать на ярмарке. Куклы. Представление скоморохов в балагане. Зима. Лето. Наклонения. Ярмарка. Приглашаем на ярмарку. Глаголы. Коробейники. Суффикс и окончание. Закрепление знаний о глаголах. Проверьте задание. Глаголы в форме повелительного наклонения. Страна. Развлечения на ярмарке. Главный ярмарочный дом. Ярмарочные балаганы. Без обмана здесь нельзя. Ярмарка в Нижнем Новгороде.

«Вопросы по глаголу» - Наклонение. Сведения о глаголе. Редактирование текста. Перевод с латинского. Титульный лист. Открытый урок по русскому языку. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы. Хватит языком болтать. Ребята, берегите зрение. Найдите ошибку в определении наклонения глагола. Болтать ногами. Болтать языком. Сочинение по картине. Орфограммы. Буква. Однокоренные слова. Глаголы, которые сочетаются с существительными.

«Как определить род существительного» - Выпишите склоняемые сложносокращенные сущ. Вставьте пропущенные буквы. АТС – автоматическая телефонная станция. Иноязычные существительные. Ответьте на вопросы. Существительные мужского рода. Род несклоняемых собственных имен существительных. Род сложносокращенных слов. Проверьте себя. Как определить род несклоняемых существительных. Определение. Имена существительные общего рода. Прочитайте слова.

«Примеры причастий» - Страдательные причастия прошедшего времени. Вставьте числительные оба или обе. Действительные причастия настоящего времени. Образовать действительные причастия прошедшего времени. Объяснительный диктант. Страдательные причастия настоящего времени. Словарный диктант. Проверьте. Орфограммы числительных. Образовать страдательные причастия прошедшего времени. Образуйте действительные причастия настоящего времени.

«Местоимение «себя»» - Дополнительный материал. Синтаксическая функция. Этот человек себе на уме. Вставьте в нужной форме возвратное местоимение. Склонение местоимения себя. Проверьте себя. Поставьте местоимения в нужной форме. Эгоист – себялюбец. Знакомство с теоретическим материалом. Фразеологизмы. Не имеет рода, лица. Небольшая физзарядка – для вас хорошая разрядка. Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом.

«Изъявительное наклонение» - Наклонение глагола. Выходной контроль. Слова. Закончите начатые утверждения. Какие пословицы «лишние». Формирование навыка самооценки. Оценочный лист. Прочитайте фрагменты. Входной контроль. Прочитайте информацию в учебнике. Спишите текст. Руки подняты вверх. Изъявительное наклонение. Глаголы в изъявительном наклонении. Исходное положение. Получить знания.

Всего в теме «Русский язык 6 класс» 82 презентации