Софт-Архив

Пдд Казахстана img-1

Пдд Казахстана

Рейтинг: 5.0/5.0 (1835 проголосовавших)

Описание

Все о ПДД и штрафах

Особенности ПДД Казахстана

Казахстанские Правила дорожного движения во многом совпадают с российскими. Даже трактовка термина «обгон», которая в России отличается от других стран бывшего СССР, в Казахстане практически такая же: обгон — опережение движущегося впереди на минимальной безопасной дистанции транспортного средства или состава транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (то есть для совершения обгона необязательно выезжать на полосу встречного движения, как, например, в Беларуси).

Однако при движении по казахстанским дорогам следует учитывать некоторые особенности. Транспортные средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом пользуются преимуществом перед другими участниками движения и могут отступать от требований ряда разделов ПДД. Синий и красный проблесковые маячки используются на транспортных средствах, принадлежащих следующим ведомствам:

  • служба охраны Президента;
  • Комитет национальной безопасности;
  • военная автомобильная полиция Вооруженных Сил Республики Казахстан;
  • дорожная полиция — при сопровождении других транспортных средств.
Правила маневрирования в Казахстане практически не отличаются от российских. Отмечу лишь, что разворот запрещен также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Движение задним ходом запрещено, как и в России, в тех же местах, где и разворот.

В населенных пунктах автомобилям разрешается двигаться по любой полосе. Однако есть важная оговорка: если автомобиль движется по левой полосе со скоростью меньше разрешенной и за ним по этой же полосе следует другое транспортное средство с более высокой скоростью, то необходимо по возможности перестроиться в правый ряд и пропустить его.

Скоростной режим на дорогах Казахстана как в пределах населенных пунктов, так и на загородных дорогах полностью совпадает с требованиями российских ПДД.

В правилах обгона имеется одно различие. В Казахстане обгон запрещен в тех же местах, что и в России, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге, меняющей направление (за исключением разрешенного обгона справа).

Правила остановки транспортных средств отличаются от российских одной оговоркой: нельзя останавливаться на пересечении проезжих частей и ближе 15 м от края пересекаемой проезжей части (в России — ближе 5 м), за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу. Стоянка запрещена в тех же местах, что и остановка (причем на мостах, путепроводах и эстакадах — независимо от количества полос для движения). Запрещена также стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям (в России такого требования в ПДД нет).

В Казахстане при проезде перекрестков нельзя опережать движущиеся в попутном направлении транспортные средства, которые ограничивают водителю обзор. Если на перекрестке или перед ним остановилось транспортное средство, то водители автомобилей, которые едут по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись в отсутствии помех.

Правила движения в жилых зонах в Казахстане запрещают движение транспортных средств вне проезжей части. В российских Правилах дорожного движения такого положения нет.

Что касается пользования внешними световыми приборами, то в Казахстане ближний свет фар в светлое время суток необходимо включать:

  • при движении вне населенных пунктов;
  • на транспорте общего пользования в городах и других населенных пунктах (в России такого требования нет);
  • на мотоциклах и мопедах;
  • при движении в организованной транспортной колонне;
  • на транспортном средстве, сопровождаемом автомобилем оперативных или специальных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета (в России этого требования нет);
  • на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения;
  • при организованной перевозке групп детей в немаршрутных автобусах или на грузовых автомобилях (в российских ПДД оговорки про немаршрутные автобусы или грузовые автомобили не содержится);
  • при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • при буксировке механического транспортного средства на буксирующем транспортном средстве;
  • при объезде закрытого для движения участка проезжей части на дороге с разделительной полосой (в России подобного ограничения нет).
В отличие от российских правил перевозки пассажиров, в Казахстане запрещено перевозить на заднем сиденье мотоцикла пассажира, находящегося в состоянии опьянения.

Другие статьи, обзоры программ, новости

Pit-Stop ПДД 2015 (Казахстан, Россия, Украина)

Pit-Stop ПДД 2015 (Казахстан, Россия, Украина) Информация

О компании: "Pit-Stop.kz "

(Скачать для iPhone и iPad: http://goo.gl/N9VfB )

ПДД 2015 Казахстана: обучение и экзамен на права.

Правила дорожного движения, знаки и дорожная разметка для казахстанских водителей. Самая свежая версия ПДД Казахстана, оформленная в удобное приложение. Все сноски и знаки можно посмотреть, не прерывая чтения основной статьи правил.

Режим обучения предназначен для тренировки сдачи экзаменационных билетов на права, а режим экзамена максимально приближен к настоящему - вы должны ответить на 40 вопросов по ПДД за 40 минут. Результатами экзаменов можно делиться с друзьями в социальных сетях Facebook, Вконтакте и Twitter.

"Pit-Stop RUS"

Самый свежий и удобный в использовании текст Правил Дорожного Движения Российской Федерации - 2013 г. Знаки и дорожная разметка

Экзамен на права для проверки ваших знаний и тренировки перед сдачей в ГИБДД РФ.Результатами экзаменов можно делиться с друзьями в социальных сетях Facebook, Вконтакте и Twitter. Веб-сайт: www.pit-stop.kz

ПДД России и Казахстана - 80 различий

ПДД России и Казахстана — 80 различий

Продолжая тему различий в организации движения и действиях инспекторов дорожной полиции наших, когда-то очень близких стран (которые надеюсь скоро опять станут очень близкими) решил посмотреть внимательно на правила дорожного движения России и Казахстана. По понятным причинам, несмотря на 20-летнюю независимость каждой страны, правила в целом остались старыми, на большую часть — еще советскими. Тем не менее  20 лет законодатели не спали и сумели внести некоторые поправки, уточнения, дополнения и изменения, среди которых при ближайшем анализе обнаружились прямо противоположные толкования одних и тех же ситуаций.

Салем ГИБДД!

Любопытно отметить, что последним постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 года N 316 были внесены «противоречивые» дополнения, малая их часть приблизила ПДД России и Казахстана, а большая часть — наоборот еще дальше разделила.

Если говорить в общем, то у меня сложилось впечатление, что Казахстанские ПДД в некоторых местах более детально расписаны, видимо потому, что нашим инспекторам действительно приходится чаще руководствоваться ПДД и наличие разночтений играет против них.

В файле, ссылка на который дана в конце статьи,  я постарался выделить красным цветом те расхождения, которые несут хоть какую-то смысловую нагрузку и могут быть важными. Рекомендую посмотреть, заодно и освежите знания ПДД. Тем более, когда одни и те же пункты описаны по разному, начинаешь более подробно их анализировать. Становятся видны нюансы.

Для тех, кому будет лень смотреть 53 страницы правил, предлагаю короткий обзор как мне показалось наиболее интересных расхождений с моими комментариями. Если где ошибся — пишите в коменты, буду оперативно поправлять.

Доп 1. В Казахстане вышли поправки к ПДД, анализ новых изменений см. в ПДД Казахстана. 

RUS»Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения. и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Новые Правила дорожного движения РК с 2015 года

Новые Правила дорожного движения РК с 2015 года

Согласно нововведениям, с 1 января 2015 года действуют новые правила дорожного движения в Республике Казахстан, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196

"Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам".

Теперь, по новым правилам, если стороны при ДТП нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, они прибывают в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия.

От автора - думаю, что водители готовы будут мирно разъехаться по-мирному, чтобы не платить штрафы за совершенное ДТП.

И как объективно они будут составлять схему ДТП, если у них на руках не будет измерительных приборов? Но об этом нет упоминания.

Для водителей участников международного движения добавились новые требования:

1) свидетельство о регистрации транспортного средства, прицепа;

2) регистрационного номера транспортного средства;

3) отличительного знака государства;

4) опознавательного знака транспортного средства

5) документа, подтверждающий факт прохождения технического осмотра транспортным средством;

Езда без номеров, без доверенности и водительского удостоверения вне закона!

Также добавились пункты запрета управления транспортным средством без водительского удостоверения на право управления транспортным средством либо временного удостоверения, взамен водительского удостоверения, управления транспортным средством в случаях отсутствия государственных регистрационных номерных знаков или их несоответствия регистрационным документам, управления транспортным средством без документа, подтверждающего право управления, владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, с обязательной регистрацией физического лица, управляющего транспортным средством, переданным во временное владение и пользование, в уполномоченном органе - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.

Запрещается употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Добавлен пункт включения аварийной световой сигнализации - при движении задним ходом. Теперь при любом движении задним ходом необходимо будет включать аварийную световую сигнализацию.

На автомагистралях водителям легковых авто по-прежнему разрешено развивать скорость до 140 километров в час, если иной скоростной режим не установлен знаками. На дороге вне населенного пункта, если на ней имеется разделительная полоса, разгоняться можно до 110 километров в час. На остальных загородных трассах скоростной барьер теперь снижен до 100 километров в час.

Еще одно изменение касается включенных фар на дороге. Если раньше с включенными фарами необходимо было ехать днем вне населенного пункта, то теперь с горящими фарами придется ездить везде - и на трассе, и в городе.

При перевозке пассажиров запрещается провозить детей до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сидении механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства.

Также теперь полицейский будет вправе не озвучивать мотив остановки водителя, как это было раньше. То есть "гаишник" может остановить по любому поводу и водитель не сможет потребовать от служителя порядка разъяснений по поводу сути остановки. Кроме того, сотрудник полиции больше не обязан сразу же подходить к водителю после остановки.

P.S. Помните, что звуковые сигналы применяются только:

1) для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

2) в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

И нельзя сигналить стоя в пробке раздражая других участников дорожного движения.

Изменения и Дополнения в ПДД РК

Внесены изменения и дополнения в Правила дорожного движения Республики Казахстан.

Комментарий Комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан по отдельным поправкам в Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения, в Перечень оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2011 года № 1479.

Изменения в пдд в Республики Казахстан с 7 января 2015 года

В Правила дорожного движения введены ряд отсутствовавших ранее понятий — багажа, газон, масса без нагрузки, масса с нагрузкой и нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров ; видоизменены определения по 3 понятиям — главная дорога, препятствие для движения, перекресток на которые имеются ссылки по тексту Правил для более четкого понимания требований изложенных в Правилах.

В последнее время много нареканий вызывают проблемы по возмещению ущерба потерпевшим в результате транспортных происшествий, совершаемых во дворах, жилых массивах, автостоянках, автозаправочных станциях, предприятиях и т. д. Проблема обусловлена тем, что по таким случаям не возбуждались дела об административных правонарушениях и как следствие по ним не выносились постановления о привлечении виновного к ответственности, которые являлись основаниями для возмещения ущерба страховыми компаниями в рамках обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств. В этой связи, для разрешения данной проблемы исключено понятие «прилегающая территория» и внесены изменения в отдельные пункты Правил, где это понятие используется. Принятые меры позволили отнести указанные происшествия к рассматриваемым в рамках административного законодательства, тем самым решить вопросы возмещения потерпевшим материального ущерба в соответствии с требованиями законодательства в области обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Неоднозначное мнение в обществе складывается по поводу предоставления возможности отдельным категориям водителей и пассажиров, таких как такси, оперативных служб и т. д. не пользоваться ремнями безопасности при движении автотранспортных средств. Теперь такая возможность исключена из Правил и обусловлена это защитой от гибели и травмирования в дорожно-транспортных происшествиях всех без исключения водителей и пассажиров.

Внесена уточняющая поправка в Правила касательно возможности пересечения пешеходами проезжей части. если в пределах видимости отсутствуют пешеходные переходы, по линии тротуаров или обочин. Данная поправка обусловлена необходимостью определения конкретного фактора, виден или нет пешеходный переход пешеходу при выяснении признаков совершении правонарушения и исключения по этому поводу конфликтной ситуаций, знал или нет пешеход об имеющемся вблизи пешеходном переходе.

Внесение поправки в Правила в части запрещения высовываться в оконные проемы и люки транспортных средств во время его движения. Данный запрет продиктован в первую очередь обеспечением безопасности самих пассажиров во время движения от травмирования и гибели.

Для маршрутных транспортных средств при въезде на остановочные площадки создают препятствия останавливающийся там автотранспорт, а запрещение остановки немаршрутных транспортных средств на остановочных площадках прописана недостаточно четко, в целях исключения данного пробела в Правила, в главу «Остановка и стоянка », внесены соответствующие поправки.

В целях логичного рационального использованием пропускной способности перекрестков при завершении маневра автотранспортом в главе «Проезд перекрестков » Правил внесено дополнение, в части обязанности водителя уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по его направлению движения, исключив тем самым двигающихся по встречному направлению движения.

В рамках реализации Закона Республики Казахстан от 24 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним» с введением нового понятия обязательный технический осмотр для автотранспортных средств внесены соответствующие дополнения.

В целях усиления мер безопасности детей с учетом международного опыта, в главе «Перевозка пассажиров » Правил изменен порядок перевозки детей в качестве пассажиров, запрещено перевозить детей до 12 летнего возраста на переднем сидении механического транспортного средства при отсутствии специального детского удерживающего устройства. Ранее данное запрещение не распространялось на грузопассажирские автомобили и на грузовые автомобили на базе легковых.

Эксплуатация транспортных средств по дорогам общего пользования без регистрации и учета в подразделениях дорожной полиции запрещен (пункт 3 статьи 18 Закона РК «О безопасности дорожного движения»), но имевшийся пробел в конкретных сроках постановки на учет автотранспорта позволял произвольно их трактовать. В связи с этим, в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения внесено дополнение обязывающее владельцев механические транспортные средства регистрировать их в дорожной полиции в течение срока действия регистрационного знака «Транзит»

В последнее время участились случаи использования на государственных регистрационных номерных знаках автотранспорта шторок, позволяющие скрывать буквенные и цифровые обозначения регистрационного номерного знака, в целях уклонения от ответственности при фиксации правонарушений приборами, работающими в стационарном режиме, поэтому Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. дополнен новой нормой запрещающей их установку.

В настоящее время охрану квартир, домов, офисов и других объектов техническими средствами осуществляют только частные организации. При срабатывании сигнализации на место происшествия немедленно выезжают мобильные группы оперативного реагирования с вооруженными охранниками. По сути, мобильные группы выполняют правоохранительные функции, то есть участвуют в борьбе с преступностью. Однако, в условиях интенсивного движения в городах эти группы не всегда имеют возможность своевременно прибыть к месту преступления и пресечь его, поэтому в Перечень оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам включен автотранспорт мобильных групп оперативного реагирования частных охранных организаций и в соответствующие пункты правил внесены дополнения наделяющие данный транспорт пользоваться проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.

Комитет дорожной полиции МВД Республики Казахстан

ПДД РК 2015

Автошкола - Навигатор ПДД

ПДД РК 2015. Казахстан

Совсем свежая последняя редакция правил дорожного движения РК 2015 года доступна для загрузки у нас на сайте pddskachat.ru. Учтены все последние поправки и изменения Постановления Правительства Республики Казахстан. Настоящие ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории страны. Правила будут полезны и просто необходимы для всех водителей и пешеходов, а так-же тех, кто собирается сдать на права и получить водительское удостоверение в ближайшее время. Скачать ПДД Казахстана 2015 можно по ссылкам ниже с любого облака хранения файлов.

Качество: оригинал

Сигналы регулировщика

6. Применение специальных сигналов

7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

8. Маневрирование

9. Расположение транспортных средств на проезжей части дороги

10. Скорость движения

11. Обгон, встречный разъезд

12. Остановка и стоянка

13. Проезд перекрестков

15. Движение через железнодорожные пути

16. Движение по автомагистралям

17. Движение в жилых зонах

18. Приоритет маршрутных транспортных средств

19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

20. Буксировка механических транспортных средств

Особенности правил дорожного движения и штрафы за нарушение ПДД в Казахстане

Особенности правил дорожного движения и штрафы за нарушение ПДД в Казахстане

Казахстанские Правила дорожного движения во многом совпадают с российскими. Даже трактовка термина «обгон», которая в России отличается от других стран. в Казахстане практически такая же: обгон — опережение движущегося впереди на минимальной безопасной дистанции транспортного средства или состава транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (то есть для совершения обгона необязательно выезжать на полосу встречного движения, как, например, в Беларуси).

Однако при движении по казахстанским дорогам следует учитывать некоторые особенности. Транспортные средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом пользуются преимуществом перед другими участниками движения и могут отступать от требований ряда разделов ПДД. Синий и красный проблесковые маячки используются на транспортных средствах, принадлежащих следующим ведомствам:

  • служба охраны Президента;
  • Комитет национальной безопасности;
  • военная автомобильная полиция Вооруженных Сил Республики Казахстан;
  • дорожная полиция — при сопровождении других транспортных средств.

Правила маневрирования в Казахстане практически не отличаются от российских. Разворот запрещен также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Движение задним ходом запрещено, как и в России, в тех же местах, где и разворот.

В населенных пунктах автомобилям разрешается двигаться по любой полосе. Однако есть важная оговорка: если автомобиль движется по левой полосе со скоростью меньше разрешенной и за ним по этой же полосе следует другое транспортное средство с более высокой скоростью, то необходимо по возможности перестроиться в правый ряд и пропустить его.

Скоростной режим на дорогах Казахстана как в пределах населенных пунктов, так и на загородных дорогах полностью совпадает с требованиями российских ПДД.

В правилах обгона имеется одно различие. В Казахстане обгон запрещен в тех же местах, что и в России, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по главной дороге, меняющей направление (за исключением разрешенного обгона справа).

Правила остановки транспортных средств отличаются от российских одной оговоркой: нельзя останавливаться на пересечении проезжих частей и ближе 15 м от края пересекаемой проезжей части (в России — ближе 5 м), за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу.

Стоянка запрещена в тех же местах, что и остановка (причем на мостах, путепроводах и эстакадах — независимо от количества полос для движения). Запрещена также стоянка механических транспортных средств с работающим двигателем в населенных пунктах, если это создает неудобства жителям (в России такого требования в ПДД нет).

В Казахстане при проезде перекрестков нельзя опережать движущиеся в попутном направлении транспортные средства, которые ограничивают водителю обзор. Если на перекрестке или перед ним остановилось транспортное средство, то водители автомобилей, которые едут по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись в отсутствии помех.

Правила движения в жилых зонах в Казахстане запрещают движение транспортных средств вне проезжей части. В российских Правилах дорожного движения такого положения нет.

Что касается пользования внешними световыми приборами, то в Казахстане ближний свет фар в светлое время суток необходимо включать:

  • при движении вне населенных пунктов;
  • на транспорте общего пользования в городах и других населенных пунктах (в России такого требования нет);
  • на мотоциклах и мопедах;
  • при движении в организованной транспортной колонне;
  • на транспортном средстве, сопровождаемом автомобилем оперативных или специальных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета (в России этого требования нет);
  • на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу основному потоку движения;
  • при организованной перевозке групп детей в немаршрутных автобусах или на грузовых автомобилях (в российских ПДД оговорки про немаршрутные автобусы или грузовые автомобили не содержится);
  • при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
  • при буксировке механического транспортного средства на буксирующем транспортном средстве;
  • при объезде закрытого для движения участка проезжей части на дороге с разделительной полосой (в России подобного ограничения нет).

В отличие от российских правил перевозки пассажиров, в Казахстане запрещено перевозить на заднем сиденье мотоцикла пассажира, находящегося в состоянии опьянения.

  • непристегнутый ремень безопасности – 5 МРП;
  • управление автомобилем в нетрезвом состоянии – лишение водительских прав на 2 года;
  • превышение скорости – 5-15 МРП;
  • нарушение правил проезда перекрестка – 5 МРП;
  • выезд на полосу встречного движения – 15 МРП;
  • нарушение правил остановки и стоянки – 5-7 МРП;
  • разговор по мобильному во время движения – 5 МРП;
  • незаконная установка специальных световых и звуковых сигналов – 15 МРП для физических лиц и до 2000 МРП – для юридических;
  • подложенные госномера – 20 МРП или лишение водительских прав на 6 месяцев;
  • вождение в нетрезвом состоянии лицами, лишенными или не имеющими права – арест на 10-15 суток;
  • систематическое нарушение пешеходами и участниками дорожного движения требований установленных правил - арест на 3 суток.

Таблица штрафов за нарушение правил дорожного движения Республики Казахстан

Таблица штрафов за нарушение правил дорожного движения Республики Казахстан

Статья Сергей Сизинцев 09.10.2010/07.01.2015.

Размеры штрафов и сроков лишения водительского удостоверения за нарушение Правил дорожного движения Республики Казахстан с указанием статей Кодекса об административных правонарушениях и пунктов Правил. Автолюбителям распечатать и возить с собой!

Внимание! Указанные в таблице размеры и виды наказаний действовали до 1 января 2015 года. В ближайшее время таблица будет обновлена.

  • КоАП - Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях
  • МРП - месячный расчетный показатель
  • ТС- транспортное средство (транспортные средства)
  • ПДД - Правила дорожного движения Республики Казахстан
  • ФЛ - размер штрафа для физических лиц
  • ИП - размер штрафа для индивидуальных предпринимателей
  • ДЛ - размер штрафа для должностных лиц
  • ЮЛ - размер штрафа для юридических лиц