Софт-Архив

Направление Каабы По Компасу img-1

Направление Каабы По Компасу

Рейтинг: 5.0/5.0 (1907 проголосовавших)

Категория: Android: Религия

Описание

Muslim-info - Просмотр темы - Кибла

Кибла. Направление на Каабу

Как определить Киблу

Ки?бла (араб. ?????? — «направление», «то, что находится напротив») — в исламе направление на Каабу в г. Мекка, соблюдаемое во время совершения молитвы и отправления ряда ритуалов. Кибла (ориентация) имеет важное значение при строительстве мечетей и других культовых сооружений во многих религиях, а также в повседневной жизни мусульман и служит символом единства всех мусульман.

На раннем этапе пророчества Мухаммеда (с 610 по 623 года) киблой была мечеть аль-Акса расположенная в Иерусалиме. Согласно преданию, во время полуденной молитвы в Медине в «Мечети двух кибл» пророку Мухаммеду пришло откровение от Аллаха о смене киблы и Мухаммед вместе с остальными молящимися, не прерывая молитвы, изменили это направление. Причины переноса киблы из Иерусалима в Мекку отразились в Коране (сура 2:142-150).

Глупцы из числа людей станут говорить: «Что заставило последователей ислама отвернуться от киблы, к которой они обращались прежде»? Скажи: «Аллаху принадлежат и восток и запад. Он ведет, кого пожелает, к прямому пути». И вот Мы создали средь вас такую общину, чтобы вы стали примером для других людей, вам же примером был бы Посланник. И Мы учредили прежнюю киблу, которой ты держался, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто отворачивается от него. И это было трудным испытанием, но не для тех, кого Аллах повел правильным путем.[2] Аллах — не тот, кто губит вашу веру, ибо, воистину, Аллах к людям сострадателен и милосерден. Мы видели, как ты. Мухаммад, обращался к небу в поисках киблы, и Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует. Так поверни же свое лицо к Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, поворачивайтесь лицами к ней. Воистину, те, которым дано Писание, непременно знают, что изменение киблы — истина от Господа. И Аллах ведает о том, что они творят. И какое бы знамение ты ни сотворил для тех, кому было даровано Писание прежде, они все равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Одни не станут лицом к кибле других. А если будешь следовать их прихотям, после того как к тебе явилось истинное знание, то, воистину, ты станешь нечестивцем. Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает её. Истина — от Господа твоего, так не будь же в числе сомневающихся. Для каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях. И где бы вы ни были, Аллах всех вас соберет в Судный день. Воистину, властен Аллах над всем сущим. И где бы ты ни оказался, обращай лицо в сторону Заповедной Мечети. Вот она, истина от Господа твоего, и Аллах ведает о том, что вы вершите. И где бы ты ни оказался, обращай лицо к Заповедной Мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней, чтобы у людей, если только они не нечестивцы, не было довода против вас. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я завершил Мою милость к вам, — быть может, вы пойдете прямым путем.

Аль-Бакара 2:142-150. (Османов)

Признание Киблы в направлении Каабы имело важное значение для мусульман, заявивших о себе не как о реформаторском движения, а как о самостоятельной религии с аравийской спецификой. В связи с этим одно из наименований, которое получила мусульманская община — «люди киблы и согласия [общины]» (араб. ??? ?????? ?????????? — «ахлю-ль-кибля ва-ль-джама’а»).

Задача определения киблы была в своё время одной из важных задач, поставленных мусульманской религией перед наукой. Поскольку речь шла об обязательном ритуале пятикратных ежедневных молитв, жизненную необходимость приобрело умение определять нужное направление в любом географическом пункте. Часто, например, для путешественников, оказавшихся в пустынной местности без каких-либо наземных ориентиров, это представляло большие трудности. Более точное определение киблы стало одной из основных причин развития географии, математики, астрономии и других наук в исламском мире.

Математические способы

Географические координаты Каабы в сочетании с методами сферической геометрии позволяют определить точную киблу для любой точки на поверхности Земли. Задачей определения киблы занимались такие выдающиеся математики, как ал-Баттани, ал-Махани, Абу-л-Вафа, аль-Бируни, ал-Чагмини, ан-Найризи, Абу-л-Хасан ибн Юнис, Кушьяр ибн Лаббан, ал-Хазини, ал-Ходжанди, ал-Каши, Кази-заде ар-Руми, Мирам Челеби и др.

Эта задача решалась с помощью различных тригонометрических и геометрических методов, при этом предпочтение отдавалось наиболее простым и доступным. На основе этих методов составлялись таблицы для различных географических пунктов, где кибла выступала как тригонометрическая функция от широты и долготы места наблюдения. Эти таблицы, как правило, составляли специальные разделы зиджей. Часто они совмещались с географическими таблицами, в которых указывалось значение киблы для каждого населённого пункта. Строились также специальные астрономические инструменты для определения киблы.

Для путешествующих на транспорте

Для путешествующих на транспорте киблой выбирается наиболее близкое направление либо направление движения.

Для жителей Северной Америки

Направление киблы определяется по кратчайшему расстоянию по поверхности земного шара. В связи с этим жители северных штатов США должны обращать свою молитву в северо-восточном направлении, а некоторых провинциях Канады и на Аляске — в северном. Среди мусульман Северной Америки есть и те, кто молится в направлении юго-востока, в соответствии со старыми способами определения киблы (по солнцу, звездам и др.).

Для космонавтов

Шейх Музафар Шукор — первый космонавт (ангкасаван) Малайзии

Полет в космос представляет для мусульман целый ряд сложностей, связанных с выполнением предписаний ислама. Космическая станция за сутки совершает 16 витков вокруг Земли и находится в постоянном движении. Смена месторасположения космической станции делает выбор правильного направления киблы весьма затруднительным. Для решения проблем, которые могут возникнуть у малайзийского космонавта Шейха Мушафара Шукора 25 апреля 2007 года под эгидой Малайзийского национального космического агентства был проведен двухдневный семинар на тему: «Ислам и жизнь в условиях космического пространства». В семинаре приняло участие около 150 человек, среди которых были ученые, специалисты, священнослужители и приглашенные в качестве консультантов испанские космонавты. По итогам семинара малазийскому космонавту дали рекомендацию, выбирать направление молитвы «в соответствии с возможностями».

До Шейха Мушафара Шукора в космосе побывало два мусульманина — в 1985 году в экипаж шаттла Discovery был включен саудовский принц Султан бин Салман, а в 2006 году МКС посетила американка иранского происхождения Ануш Ансари. Оба космонавта сами решали, как им исполнять религиозные предписания на орбите.

Кибла в повседневной жизни мусульман

Очень часто мусульманам необходимо знать направление к Мекке при совершении некоторых обрядов действий, не связанных с молитвой.

Захоронение мёртвых. Умершего мусульманина кладут в могилу на правый бок лицом к кибле.

Заклание животных. Животных режут, положив на правый бок и повернув головой в сторону Мекки.

Сон и лежание. Спать рекомендуется, повернувшись лицом к Мекке, на правом боку, размышляя о том, какие деяния совершил в течение пройденного дня: благие или плохие.

Отправление естественных нужд. Нежелательно отправлять естественные нужды лицом и спиной к кибле.

Хадисы о кибле

Сообщается, что Абу Айюб аль-Ансари сказал: «Посланник Аллаха, ?, сказал: „Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом пространстве), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу“».(аль-Бухари, 117)

Сообщается, что Аль-Бара сказал: «Мы молились с Пророком ? (в течение) шестнадцати или семнадцати месяцев повернувшись в сторону Иерусалима, после чего повернулись к Каабе». (Муслим 12/525)

Сообщается, что Ибн Умар сказал: «(Однажды,) когда люди совершали утреннюю молитву в мечети, к ним пришёл один человек и сказал: „Воистину, Аллах ниспослал Пророку ? Коран, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней“. Они стояли лицом к Шаму и повернулись к Каабе». (аль-Бухари 403 и Муслим 13/526)

Сообщается, что Амир ибн Рабиа сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха ? совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал». (Муслим, аль-Бухари 1093)

«Пророк ? молился во время поездки из Мекки в Медину, не поворачиваясь в сторону Мекки, и в это время был ниспослан (аят, в котором говорится): „Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах — Объемлющий, Знающий» (Ахмад ибн Ханбаль 2/20, Муслим 33/700, ат-Тирмизи 2958, ан-Насаи 491)

Джабир передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха ? находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить киблу, мы разошлись во мнениях (относительно киблы), и каждый из нас совершил молитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку ? (но он не велел нам повторить молитву) и сказал: „Та молитва для вас достаточна“.»(ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ат-Табарани)".

Вложения Kaaba_at_night.jpg (20.49 КБ) Просмотров: 14576

Altin Сообщения: 264 Зарегистрирован: 21 июн 2011, 04:30

Другие статьи, обзоры программ, новости

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Ассаляму алейкум. Если я совершил намаз, а потом узнал, что определил киблу не правильно, надо ли мне повторять намаз?

Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракату. Одним из обязательных условий совершения молитвы является обращение в сторону кыблы.

Ученые едины во мнении, что при совершении молитвы, молящийся обязан повернуться лицом в сторону Заповедной мечети («аль-Масджид аль-Харам» в Мекке).

Аллах Всевышний сказал:

«Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону». (2: 144)

Сообщается, что Аль-Бараъ сказал:

«Мы молились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, (в течение) шестнадцати или семнадцати месяцев повернувшись в сторону Иерусалима, после чего повернулись к Каабе». (Муслим 12/525)

Решение относительно того, кто может видеть Каабу и того, кто не может её видеть

Тот, кто может видеть Каабу, (при совершении молитвы) должен смотреть на неё.

А тот, кто не может видеть её, должен повернуться в её сторону, поскольку это все, что в его силах, а Аллах же возлагает на душу лишь то, что ей под силу.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«То, что (находится) между Востоком и Западом – (и есть) ќибла». Этот хадис передали Ибн Маджах 1011, аль-Хаким 1/323 и ат-Тирмизи 342, который сказал: «Хороший и достоверный хадис». Это относится к жителям Медины и к тем, чья территория расположена подобным образом.

Как определить направление ќиблы?

У каждой страны есть свои особенности, по которым определяют ќиблу. К ним относятся и михрабы, которые установлены мусульманами в мечетях, и компас. Для мусульман, проживающих на территории Москвы, С.Петербурга*, и всей северо-западной части РФ, а также для Украины кибла находится на юге, а для Кавказа, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии - на юго-западе.

* точнее, для С.Петербурга - 14 градусов на юго-восток, однако, согласно хадису, такая точность от нас не требуется.

Ну, а если нет под рукой компаса?

Способы определения киблы:

1)Визуально

В 2 ч дня в летнее время, а в зимнее- в 1 ч дня солнце находится в зените, направление на солнце будет направлением на юг.

Солнце движется по небосводу в направлении "по часовой стрелке", следовательно, можно хотя бы ориентировочно прикинуть, где оно было в полдень. Там-юг. 2) Определение направления с помощью механических часов со стрелками

Кладем часы так, чтобы циферблат был горизонтален. Направляем часовую стрелку на солнце. Рассматриваем угол между цифрой 2 (летом) (или цифрой 1- зимой) и нашим направлением, взятым на солнце. Мысленно проводим биссектрису этого угла (биссектриса- это воображаемая линия, делящая угол пополам). Она будет указывать направление прямехонько на юг.

3) Если облачно, солнца не видно .

Тогда сложнее. Быть может, вы знаете, где встает и садится солнце. Тогда: садится солнце на юго-западе, за исключением конца марта и конца сентября, когда оно садится ровно на западе. Встает солнце на северо-востоке, опять-таки, кроме конца марта и конца сентября, когда оно встает ровно на востоке.

Соответственно, определяем юг.

4) по карте

Если живем в городе, и у вас есть какой-нибудь справочник, типа «Желтые страницы», или атлас автодорог, и пр. – определяем свое местонахождение, а вверху карты всегда находится север, соответственно внизу-юг.

Можно также воспользоваться картами http://maps.google.ru/maps

Положение того, кто не может определить киблу

Тот, кто не может определить направление ќиблы, к примеру, из-за темноты или облачности, должен спросить того, кто знает об этом. Если ему некого спросить, то он должен попробовать определить это сам и совершить молитву, повернувшись в ту сторону, которая, по его предположению, является ќиблой. В таком случае его молитва будет действительной и он не обязан повторять её, даже если позже обнаружит, что стоял в неправильном направлении. Если (во время совершения молитвы) выяснится, что он стоит в неправильном направлении, то он должен повернуться в нужном направлении, не прерывая молитву.

Сообщается, что Ибн Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал:

«(Однажды,) когда люди совершали утреннюю молитву в мечети Ќубаъ, к ним пришёл один человек и сказал: “Воистину, Аллах ниспослал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Куръан, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней”. Они стояли лицом к аш-Шаму и повернулись к Каабе». Этот хадис передали аль-Бухари 403 и Муслим 13/526.

Затем, если он совершил молитву, повернувшись в ту сторону, которую он определил (как ќиблу) и затем захочет совершить другую молитву, то ему следует снова попробовать определить направление ќиблы. Если окажется, что она отличается от того, как он определил ранее, то ему нужно совершить молитву, повернувшись в этом (новом) направлении, не повторяя раннее совершённую молитву.

Когда можно не становиться лицом к ќибле?

Поворачиваться в сторону ќиблы при совершении молитвы является обязательным, исключая следующие случаи:

1) Добровольная молитва всадника- или, в современных условиях, пассажира

Всаднику разрешается совершать дополнительную молитву при езде, совершая поясные и земные поклоны. При совершении земного поклона, он будет наклоняться больше, чем при совершении поясного поклона, а ќиблой будет то направление, в котором движется его транспорт.

Сообщается, что Амир ибн Рабиа сказал:

«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал».

Этот хадис передали Муслим, и аль-Бухари 1093, у которого добавлено: «Он слегка наклонял свою голову». У ат-Тирмизи к тексту (этого хадиса) добавлено следующее: «(Однако) он не поступал таким образом при совершении обязательных молитв».

Ахмад 2/20, Муслим 33/700, ат-Тирмизи 2958 и ан-Насаи 491 передали (следующий хадис):

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время поездки из Мекки в Медину, не поворачиваясь в сторону Мекки, и в это время был ниспослан (аят, в котором говорится):

«Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха ». (2: 115.)

Сообщается, что Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Они молились во время поездок верхом на животных в том направлении, в котором они двигались».

Ибн Хазм сказал: «Это было передано от сподвижников и их последователей, во время путешествия и пребывания по месту жительства».

2) Совершение молитвы при вынужденных условиях, болезни и опасности.

При таких обстоятельствах, позволяется молиться, не поворачиваясь в сторону ќиблы, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

«Если я приказываю вам что-то сделать, то делайте то, что вы в силах (сделать)». Этот хадис передали аль-Бухари 7288 и Муслим 1337, ат-Тирмизи 2681 и ан-Насаи 5/110.

Также, Всевышний Аллах сказал: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом». (2:239)

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«В направлении ќиблы или в другую сторону». Этот хадис передал аль-Бухари 4535 и Муслим 839.

Центральная мечеть г

Определение киблы

Кибла (араб. ?????? — «направление», «то, что находится напротив») — направление на Священную Каабу в Мекке, соблюдаемое во время совершения молитвы и отправления ряда ритуалов. Каждый мусульманин, из любой точки земного шара совершает свой намаз в ее сторону. Это придает исламской молитве общность, даже если она совершается в одиночку, умме – единство, а самой кибле – особую ценность.

Первоначально, киблой мусульман являлся аль-Кудс (Иерусалим). Это символизировало преемственность авраамической традиции монотеизма, частично выраженной в религиях Иудаизм и Христианство. Через 17 месяцев после переселения мусульман из Мекки в Медину (хиджра), направление молитвы изменилось с Иерусалима на Запретную мечеть в Мекке.

Одним из поводов смены киблы стали насмешки людей Писания над мусульманами. Это тяготило Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он ждал указания от Аллаха о смене направления, которое затем было ниспослано в Откровении: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону». Корова, 144.

Смена киблы также отделила мусульман от мунафиков из числа людей Писания, которые ждали прихода нового Пророка в Медине и ее близлежащих окрестностях, и понимали, что ожидаемый ими Посланник, мир ему и благословение Аллаха, уже пришел к ним: «Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину». Корова, 146.

После того, как Аллах повелел мусульманам сменить направление молитвы, люди Писания отказались подчиниться Ему и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и открыто проявили свое неверие (куфр).

«Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто отворачивается от него. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем». Корова, 143.

Перемена киблы также указывала на уникальность и самостоятельность религии Ислам от предыдущих религий, несмотря на правопреемственность:

«Какое бы знамение ты ни показал тем, кому было даровано Писание, они все равно не станут обращаться к твоей кибле, а ты не станешь обращаться к их кибле. Никто не станет обращаться к кибле других». Корова, 145.

«У каждой общины есть своя кибла. Так стремитесь же опередить друг друга в добрых делах». Корова, 148.

Кибла является обязательным условием намаза. Если человек не знает в какой стороне находится кибла, он должен приложить все усилия для того, чтобы определить направление молитвы, и только после этого ее совершать.

Если он приложил все усилия и ошибся, то по ханафитскому мазхабу, такая молитва все равно считается действительной.

Определение Киблы

Определение Киблы Киблу определяют разными методами.

Первый метод. 1. При возможности видеть Каабу своими глазами или трогать её (по отношению к слепому человеку) Киблу определяют визуально. 2. Возможность видеть или трогать нишу (михраб ), которую утвердили, опираясь на рассказ многих людей, переданный из поколения в поколение, подобно месту, где совершал намаз Пророк (мир ему и благословение) в Мединской мечети, т.е. в Равзе. 3. Нахождение неопровержимого доказательства. К примеру, он видит место совершения намаза в Запретной мечети Мекки аль-Харам. 4. Рассказ правдивого человека или же то, что передали из поколения в поколение, или же увидели, что праведники совершили намаз, повернувшись в эту сторону. Эта сторона и будет Киблой. 5. Видение Полярной звезды для того, кто может определить сторону Киблы по ней в месте, где он сам живёт.

Второй метод. Опора на рассказ доверенных лиц, которые имеют и опираются на соответствующее знание. Например, человек говорит: «Я вижу Каабу или нишу, или же Полярную звезду», если тот умеет определить Киблу по ней или же он увидел много поколений, которые совершали намаз, поворачиваясь в одну определённую сторону. К этому методу относится и определение Киблы по компасу. Эти оба метода более достоверны, чем определение её по другим признакам (иджтихад).

Второй метод достаточен, если не смогли определить её первым методом.

Третий метод. Усердие определить Киблу (иджтихад) самого совершающего намаз доступными ему средствами, если он не нашёл человека, рассказывающего о Кибле, или других средств, как михраб, компас. Также он сам имеет право определить её, если трудно найти знающего человека. Человек делает иджтихад, если он зрячий и знает, как её определить. И ему нужно определить Киблу для каждого фарз-намаза, если предыдущие доводы не остались в силе.

Четвёртый метод. Если он не в силах делать иджтихад, то нужно следовать за доверенным, знающим методы определения Киблы человеком.

Важные замечания, связанные с определением Киблы

1. Нельзя следовать за словом другого человека, кроме того случая, когда доказательства, которые у него есть, слабые, то есть, недостаточны для определения Киблы.

Исходя из вышесказанного, тот, кто сам может определить Киблу, не имеет право следовать за другим человеком.

Зрячий, находящийся внутри мечети аль-Харам или же в мечети, михраб которого установлен правильно, или находящийся на крыше дома или же внутри него, через окна которого можно увидеть Каабу или михраб, то ему нельзя следовать словам другого человека в определении Киблы, даже если другой человек будет рассказывать, имея знания об этом, пока его слова не дойдут до степени таватура, или же этот человек не является праведником, в этом случае можно следовать за его словом.

Выше было сказано от имама аз-Захаби, что можно следовать слову доверенного человека относительно определения Киблы или же следовать михрабу, который установлен правильно.

От аш-Шавбири передано: «Нужно следовать слову праведного человека, который утверждает, что видит михраб, когда сам путается в сторонах и не имеет возможности видеть Каабу или же михраб, как мы упомянули выше. Или же есть возможность самому увидеть Каабу, но с трудностями. В этих случаях ему можно следовать за словом доверенного человека, который рассказывает о Кибле, опираясь на свои знания: «Я вижу Каабу или же михраб ». В таких случаях совершающий намаз не обязан стараться видеть Каабу своими глазами или входить в мечеть, если есть трудность, даже небольшая.

Слепой и тот, кто находится в темноте, если у них будет возможность трогать Каабу или михраб, который установлен правильно, без трудностей, им обязательно это надо сделать, и недостаточно следовать за словом другого человека, если в его словах нет точности, как рассказ доверенного человека или же это дошло до него методом таватура. А если ему трудно трогать Каабу или михраб из-за переполненности мечети, то ему можно следовать за человеком, который ему рассказывает, в какой стороне находится Кааба, как это сказал ибн Касим.

Касания до людей, которые совершают намаз, достаточно, когда ему трудно самому определить Кибла, как это сказано в книге «Фатави ар-Рамали».

Слепой или находящийся в полной темноте мусульманин должен принять во внимание только информацию, полученную ощупыванием или следовать указаниям доверенного человека.

Также явным доказательством будет, если он увидел совершающего намаз человека спиной к нему, то это и будет Кибла, или же о Кибле рассказали большое количество людей. Если ему самому трудно определить её, то можно следовать словам доверенного человека или же достаточно трогать людей, совершающих намаз.

2. Рассказ хозяина дома имеет больше веса перед иджтихадом, если знает, что он установил местонахождение Киблы по Полярной звезде или по правильно установленному михрабу. А если узнал, что он опирается на свой иджтихад или же сомневается в его определении, то он не имеет право опираться на его слово, а необходимо самому делать иджтихад, если в силах. А если он не умеет делать иджтихад, то имеет право следовать за ним.

Аш-Шаркави говорит: «Обязательно придерживаться слова хозяина дома по отношению к Кибле ».

3. Доводов определения Киблы много, таковыми являются солнце, луна, звезды, горы, ветры.

Самым сильным из них является Полярная звезда. В разных частях света она расположена по- разному по отношению к Кибле.

Когда человек может определить Киблу по этим признакам, ему нельзя следовать за кем-то, если не уверен, что тот точно знает,где Кибла.

Если он совершил намаз без ижтихада, то он должен возмещать намаз, если даже оказался прав. А если времени до намаза осталось очень мало, то есть, нет времени для иджтихада, тогда он следует, за кем хочет и не возмещает намаз.

Нет разницы в этом вопросе между человеком, который находится дома или в пути.

Учёный Калюби, опираясь на книгу «Джалал», говорит: «Если человек нашёл михраб, который установлен правильно дома или в пути, куда он направляется, или же нашёл хоть одного человека, точно знающего Киблу, то в этом случае ему необязательно изучать, где находится Кибла, во всех других ситуациях обязательно надо определить Киблу.

Автор книги «Бушра аль-карим» говорит: «Во многих мусульманских странах определено, на какой стороне находится Кибла, и не обязательно изучать доводы, кроме как в тех местах, где не известна Кибла или сомнительно её определение из-за пренебрежительного отношения к религии обитателей этой местности».

4. Если время близко и нет времени для иджтихада, или это невозможно из-за туч или темноты, доводы противоречат друг другу или же не нашёл того, за кем можно следовать, то он совершает намаз, проявляя уважение к времени его начала, повернувшись в какую хочет сторону и потом возместит его обязательно.

5. Можно совершить намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы в желательном намазе, находящемуся в дозволенной поездке, если даже путь будет коротким, следуя за большинством учёных.

Если человек идет пешком, то ему в четырёх случаях обязательно нужно поворачиваться в сторону Киблы:

а). Во время намерения.

б). Во время поясного поклона.

в). Во время земного поклона.

г). Во время сидения между двумя земными поклонами.

В этих случаях ему нельзя ходить, надо обязательно остановиться для совершения этих действий.

Достаточно путнику совершать сунна-намаз знаками в случае, если имеются явные трудности (сильная грязь, дождь или снег).

В четырёх случаях ему можно обратиться в ту сторону, куда он идёт:

а). Стояние.

б). Выпрямление.

в). Чтение «ат-Ташаххуда».

г). При произнесении Салама.

Условием для каждого намаза является обращение в сторону Каабы, будь намаз обязательным или же желательным, как и было сказано выше, кроме случаев большой опасности. Тогда совершает намаз, как может, будь он пеший или едущий верхом, повернувшись к Кибле или в другую любую сторону. Плывущий на корабле (кроме капитана) обязан обращаться в сторону Киблы, если для этого нет помех во время всего намаза, а если трудно, тогда не обязательно, за исключением произнесения намерения. Капитан корабля имеет право совершать намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы, даже при формировании намерения.

Человеку, едущему на любом другом транспорте, следует поворачиваться к Кибле, если это не трудно и к ней же обращать все поклоны. А если трудно, это не обязательно делать, кроме намерения, а если и это трудно, то ему и это не обязательно.

Определение киблы

определение киблы

Аиша Обсуждение начато Аиша Дата создания: 19.11.2011 13:42

Вопрос: Ассаляму алейкум. Если я совершил намаз, а потом узнал, что определил киблу не правильно, надо ли мне повторять намаз?

Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракату. Одним из обязательных условий совершения молитвы является обращение в сторону кыблы.

Ученые едины во мнении, что при совершении молитвы, молящийся обязан повернуться лицом в сторону Заповедной мечети («аль-Масджид аль-Харам» в Мекке).

Аллах Всевышний сказал:

«Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону». (2: 144)

Сообщается, что Аль-Бараъ сказал:

«Мы молились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, (в течение) шестнадцати или семнадцати месяцев повернувшись в сторону Иерусалима, после чего повернулись к Каабе». (Муслим 12/525)

Решение относительно того, кто может видеть Каабу и того, кто не может её видеть

Тот, кто может видеть Каабу, (при совершении молитвы) должен смотреть на неё.

А тот, кто не может видеть её, должен повернуться в её сторону, поскольку это все, что в его силах, а Аллах же возлагает на душу лишь то, что ей под силу.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«То, что (находится) между Востоком и Западом – (и есть) ќибла». Этот хадис передали Ибн Маджах 1011, аль-Хаким 1/323 и ат-Тирмизи 342, который сказал: «Хороший и достоверный хадис». Это относится к жителям Медины и к тем, чья территория расположена подобным образом.

Как определить направление ќиблы?

У каждой страны есть свои особенности, по которым определяют ќиблу. К ним относятся и михрабы, которые установлены мусульманами в мечетях, и компас. Для мусульман, проживающих на территории Москвы, С.Петербурга*, и всей северо-западной части РФ, а также для Украины кибла находится на юге, а для Кавказа, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии - на юго-западе.

* точнее, для С.Петербурга - 14 градусов на юго-восток, однако, согласно хадису, такая точность от нас не требуется.

Ну, а если нет под рукой компаса?

Способы определения киблы:

1)Визуально

В 2 ч дня в летнее время, а в зимнее- в 1 ч дня солнце находится в зените, направление на солнце будет направлением на юг.Солнце движется по небосводу в направлении "по часовой стрелке", следовательно, можно хотя бы ориентировочно прикинуть, где оно было в полдень. Там-юг.

2) Определение направления с помощью механических часов со стрелками Кладем часы так, чтобы циферблат был горизонтален. Направляем часовую стрелку на солнце. Рассматриваем угол между цифрой 2 (летом) (или цифрой 1- зимой) и нашим направлением, взятым на солнце. Мысленно проводим биссектрису этого угла (биссектриса- это воображаемая линия, делящая угол пополам). Она будет указывать направление прямехонько на юг.

3) Если облачно, солнца не видно .

Тогда сложнее. Быть может, вы знаете, где встает и садится солнце. Тогда: садится солнце на юго-западе, за исключением конца марта и конца сентября, когда оно садится ровно на западе. Встает солнце на северо-востоке, опять-таки, кроме конца марта и конца сентября, когда оно встает ровно на востоке.

Соответственно, определяем юг.

4) по карте

Если живем в городе, и у вас есть какой-нибудь справочник, типа «Желтые страницы», или атлас автодорог, и пр. – определяем свое местонахождение, а вверху карты всегда находится север, соответственно внизу-юг.

Положение того, кто не может определить киблу

Тот, кто не может определить направление ќиблы, к примеру, из-за темноты или облачности, должен спросить того, кто знает об этом. Если ему некого спросить, то он должен попробовать определить это сам и совершить молитву, повернувшись в ту сторону, которая, по его предположению, является ќиблой. В таком случае его молитва будет действительной и он не обязан повторять её, даже если позже обнаружит, что стоял в неправильном направлении. Если (во время совершения молитвы) выяснится, что он стоит в неправильном направлении, то он должен повернуться в нужном направлении, не прерывая молитву.

Сообщается, что Ибн Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал:

«(Однажды,) когда люди совершали утреннюю молитву в мечети Ќубаъ, к ним пришёл один человек и сказал: “Воистину, Аллах ниспослал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Куръан, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней”. Они стояли лицом к аш-Шаму и повернулись к Каабе». Этот хадис передали аль-Бухари 403 и Муслим 13/526.

Затем, если он совершил молитву, повернувшись в ту сторону, которую он определил (как ќиблу) и затем захочет совершить другую молитву, то ему следует снова попробовать определить направление ќиблы. Если окажется, что она отличается от того, как он определил ранее, то ему нужно совершить молитву, повернувшись в этом (новом) направлении, не повторяя раннее совершённую молитву.

Когда можно не становиться лицом к ќибле?

Поворачиваться в сторону ќиблы при совершении молитвы является обязательным, исключая следующие случаи:

1) Добровольная молитва всадника- или, в современных условиях, пассажира

Всаднику разрешается совершать дополнительную молитву при езде, совершая поясные и земные поклоны. При совершении земного поклона, он будет наклоняться больше, чем при совершении поясного поклона, а ќиблой будет то направление, в котором движется его транспорт.

Сообщается, что Амир ибн Рабиа сказал:

«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал».

Этот хадис передали Муслим, и аль-Бухари 1093, у которого добавлено: «Он слегка наклонял свою голову». У ат-Тирмизи к тексту (этого хадиса) добавлено следующее: «(Однако) он не поступал таким образом при совершении обязательных молитв».

Ахмад 2/20, Муслим 33/700, ат-Тирмизи 2958 и ан-Насаи 491 передали (следующий хадис):

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время поездки из Мекки в Медину, не поворачиваясь в сторону Мекки, и в это время был ниспослан (аят, в котором говорится):

«Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха ». (2: 115.)

Сообщается, что Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Они молились во время поездок верхом на животных в том направлении, в котором они двигались».

Ибн Хазм сказал: «Это было передано от сподвижников и их последователей, во время путешествия и пребывания по месту жительства».

2) Совершение молитвы при вынужденных условиях, болезни и опасности.

При таких обстоятельствах, позволяется молиться, не поворачиваясь в сторону ќиблы, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал:

«Если я приказываю вам что-то сделать, то делайте то, что вы в силах (сделать)». Этот хадис передали аль-Бухари 7288 и Муслим 1337, ат-Тирмизи 2681 и ан-Насаи 5/110.

Также, Всевышний Аллах сказал: «Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом».(2:239)

Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«В направлении ќиблы или в другую сторону». Этот хадис передал аль-Бухари 4535 и Муслим 839.

Кибла-локатор (компас): Muslim Pro - программа для определения направления Киблы и не только - Доступно об исламе

Кибла-локатор (компас): Muslim Pro — программа для определения направления Киблы и не только

Очень удобное приложение для вашего смартфона! Позволяющее определить направление Киблы. воспроизводимое на экране смартфона в виде анимированного компаса с указанием положения Киблы.

Создатели утверждают, что Muslim Pro признана миллионами мусульман как наиболее точная и удачная программа для мобильных устройств, включающая в себя множество удобных функций:

  • Азан: визуальные и звуковые уведомления о наступлении времени молитвы;
  • Точный расчёт времени намаза на основе вашего текущего местоположения;
  • Кибла — компас. Анимированный компас позволяющий определить направление на Киблу ;
  • Коран с аудио-воспроизведением, фонетикой и переводами на разные языки;
  • Рестораны халяль и места мечетей вокруг вас
  • Мусульманский календарь с оценочными датами праздников Ид Аль-Фитр и Ид Аль-Адха;
  • 99 имён Аллаха.

Исламский портал

Предлогаю Молитвенный коврик

ПредлОписание изделия:

Молитвенный коврик с компасом, указывающим на КИБЛА - (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ).

Прекрасное изделие - молитвенный коврик с компасом, указывающим на КИБЛА – которым можно пользоваться в машине, во время путешествия либо в гостях, а также дарить в качестве подарка близким людям почтенного возраста! Изделие очень полезно при использовании, так как имеет компас. Благодаря компасу найти направление КИБЛА (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ) во время молитвы стало довольно просто. В руководстве по эксплуатации указаны названия и коды городов. Благодаря этим кодам красная стрелка компаса доходит до кода нужного города, а затем указывает на направление КИБЛА (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ).

Руководство по эксплуатации:

Держите компас на высоте 1 м от поверхности земли и вдали от металлических предметов. В руководстве по эксплуатации найдите город, в котором вы находитесь и его код. Поверните кнопку определения направлений и настройте стрелку Севера на город, в котором вы находитесь. Теперь компас вам укажет на направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы.

Цвета: В наличии имеются различные цвета и узоры.

Ткань молитвенного коврика:

Тафта: (Тафта - гладкая шёлковая твердая ткань полотняного переплетения с характерным переливчатым блеском.)

Гобелен: (гобелены — декоративные ткани, вырабатываемые ручным способом, с сюжетными и орнаментальными композициями. Благодаря технике нанесения узора в одном направлении, создается изображение с эффектом 3 D.)

ХОРОШИЙ ПОДАРОК К ПРАЗДНИКАМ МЕВЛЮД (праздник в честь дня рождения Мухаммеда 12 го числа третьего месяца лунного календаря), ДЛЯ ЛЮДЕЙ СОВЕРШАЮЩИХ ХАДЖ И УМРУ, А ТАКЖЕ ХОРОШИЙ ПОДАРОК ПО ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ ДЛЯ ВАШИХ БЛИЗКИХ.

Размер изделия: 124 см x 67 см

Состав набора:

Молитвенный коврик, указывающий на Кибла (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ), с компасом - 1 шт.

Руководство по эксплуатации - 1 шт.

Украшенные орнаментом четки с ароматом розы, в коробке – 1 шт.

Колпак для молитвы – 1шт.

Примечание: В наборах для женщин колпак заменен платкомогаем Молитвенный Коврик

Описание изделия:

Молитвенный коврик с компасом, указывающим на КИБЛА - (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ).

Прекрасное изделие - молитвенный коврик с компасом, указывающим на КИБЛА – которым можно пользоваться в машине, во время путешествия либо в гостях, а также дарить в качестве подарка близким людям почтенного возраста! Изделие очень полезно при использовании, так как имеет компас. Благодаря компасу найти направление КИБЛА (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ) во время молитвы стало довольно просто. В руководстве по эксплуатации указаны названия и коды городов. Благодаря этим кодам красная стрелка компаса доходит до кода нужного города, а затем указывает на направление КИБЛА (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ).

Руководство по эксплуатации:

Держите компас на высоте 1 м от поверхности земли и вдали от металлических предметов. В руководстве по эксплуатации найдите город, в котором вы находитесь и его код. Поверните кнопку определения направлений и настройте стрелку Севера на город, в котором вы находитесь. Теперь компас вам укажет на направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы.

Цвета: В наличии имеются различные цвета и узоры.

Ткань молитвенного коврика:

Тафта: (Тафта - гладкая шёлковая твердая ткань полотняного переплетения с характерным переливчатым блеском.)

Гобелен: (гобелены — декоративные ткани, вырабатываемые ручным способом, с сюжетными и орнаментальными композициями. Благодаря технике нанесения узора в одном направлении, создается изображение с эффектом 3 D.)

ХОРОШИЙ ПОДАРОК К ПРАЗДНИКАМ МЕВЛЮД (праздник в честь дня рождения Мухаммеда 12 го числа третьего месяца лунного календаря), ДЛЯ ЛЮДЕЙ СОВЕРШАЮЩИХ ХАДЖ И УМРУ, А ТАКЖЕ ХОРОШИЙ ПОДАРОК ПО ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ ДЛЯ ВАШИХ БЛИЗКИХ.

Размер изделия: 124 см x 67 см

Состав набора:

Молитвенный коврик, указывающий на Кибла (направление к Каабе - сторона, куда обращаются лицом во время молитвы ), с компасом - 1 шт.

Руководство по эксплуатации - 1 шт.

Украшенные орнаментом четки с ароматом розы, в коробке – 1 шт.

Колпак для молитвы – 1шт.