Софт-Архив

Наши Имена img-1

Наши Имена

Рейтинг: 4.2/5.0 (1881 проголосовавших)

Описание

Классный час «Наши имена»

Классный час «Наши имена»

Классный час «Наши имена»

Цель: углубить знания детей об именах; познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; способствовать сплочению ребят.

Оборудование : презентация; распечатки таблицы; ребусы; детские сочинения.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.

Нас не было – оно было

Никто ни у кого его не видел

- Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

- Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?» )

Ну конечно же это-имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

2. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвучным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

(7 слайд) Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

( Cлайд 8. Картина Васнецова "Крещение Руси")

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела.

Мария- 8,19 и 25 февраля, 5 и 17 июня, 25 июля, 4 и 22 августа

Екатерина – 7 декабря

Дарья- 1 апреля

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

3.Что же означают наши имена?

(10 слайд)

Сообщения учащихся по плану:

Моё имя означает…

Меня так назвали…

Кого ещё звали таким именем.

Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).

В нашем классе у всех девочек очень красивые имена. Но есть такие, у которых даже одинаковые отчества. А теперь попробуйте называть этих ребят, у которых одинаковые отчества?

Немного статистики (Сообщение ученицы)

Кристина провела небольшое исследование. Она выяснила, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места, есть ли среди имён редкие. Познакомимся с этой информацией.

Давайте поиграем.

Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай. Роза, Лилия и т.д.)

Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)

Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

Друг Чебурашки. (Гена)

Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

11. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

12. В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

13. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

14.     Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

15.   Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) А почему?

А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(12 слайд)

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс ( сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Оли, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

Давайте послушаем стихотворение « Восемь Тань»

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у нас, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Другие статьи, обзоры программ, новости

План-конспект урока (2 класс) на тему: Классный час - quot; Наши имена - quot

Классный час  «Наши имена»

Цель:  углубить знания детей об именах; познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности;  способствовать сплочению ребят.

Оборудование.  презентация; распечатки таблицы; ребусы; детские сочинения.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово

Сейчас я загадаю вам загадку, угадайте её и поймёте о чём сегодня мы с вами будем говорить.

Нас не было – оно было

Никто ни у кого его не видел

- Что принадлежит тебе, но чаще всего им   пользуются другие?

- Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

- Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?» )

Ну конечно же это-имя.  У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём  в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

2. Из истории имён.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

Имя – это и судьба, и характер, и помощник на добрые слова, и защитник небесный. Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени.

В далёком прошлом люди перебирали самые простые слова своего языка, вслушивались в их звучание, вдумывались в их смысл, и то, которое покажется наиболее благозвуч ным и важным, точным, наиболее подходящим, делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, расценивалось как заклинание, обладающее опасной, таинственной силой. Наши предки верили, что имя может быть могучим талисманом, определяющим в чём-то судьбу человека.

В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни  имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

(7 слайд) Задание.  Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган.  Попробуйте объяснить значение имен.

Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

( Cлайд 8. Картина Васнецова "Крещение Руси")

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X   века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.   Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день.   День памяти святого называли именинами или днём ангела.

Мария- 8,19 и 25 февраля, 5 и 17 июня, 25 июля, 4 и 22 августа

Екатерина – 7 декабря

Дарья- 1 апреля

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем классе есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

3.Что же означают наши имена?

(10 слайд)

Сообщения  учащихся по плану:

    Меня зовут… Моё имя означает… Меня так назвали… Кого ещё звали таким именем .

Задание.   Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

Давайте проверим у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые.(Полные- Кристина, Диана; Сокращённые Дарья-Даша, Полина- Поля, Мария- Маша, Екатерина- Катя).

В нашем классе у всех девочек очень красивые имена. Но есть такие, у которых даже одинаковые отчества. А теперь попробуйте называть этих ребят, у которых одинаковые отчества?

    Немного статистики (Сообщение ученицы)

(11 слайд)

Кристина провела небольшое исследование. Она выяснила, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места, есть ли среди имён редкие. Познакомимся с этой информацией.

    Давайте поиграем.

Задание. Мини-викторина  :

    Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай. Роза, Лилия и т.д.) Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка) Кто убежал с бала, потеряв туфельку (Золушка) Как звали трёх богатырей?  (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович) Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля) Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка) Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска). Друг Чебурашки. (Гена) Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

11. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

12.  В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

13.   Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

14.     Как зовут доброго доктора, который лечит зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

15.   Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька…) А почему?

А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(12 слайд)

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс ( сейчас это ученики 10 класса), в котором были  три  Насти, две Оли, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам?   Можно добавить к имени фамилию,  и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

Давайте послушаем стихотворение « Восемь Тань»

В нашем классе восемь Тань.

Это прямо наказанье!

Ведь у нас, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Классный час по теме: Что означают наши имена

Классный час по теме: "Что означают наши имена"

1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.

Форма проведения: Час общения.

Оборудование:

1) Русь – Россия – Российская империя. Генеалогическое древо основных русских родов. 862 –1917.

2) Аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени" (Исполнение группы Любэ").

3) "Ромашка" с именами учащихся.

4) Плакаты с высказываниями: "Из людей не бывает никто безымянным" (Гомер).

"Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни – значит сделать мир осмысленным" (А. Ф. Лосев).

Подготовительная работа:

1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей почему они дали ему именно такое имя.

2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места.

3) Учащиеся подготовили "ромашку" со своими именами.

Учет возрастных особенностей: Час общения проводился в 6 классе, во второй половине учебного года. В возрасте 12–14 лет учащиеся пытаются ответить на вопрос: "Кто Я? Зачем Я?". Данный час общения и призван помочь учащимся ответить на эти очень важные для них вопросы.

План
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Как возникли личные имена.
  3. Что означают наши имена.
  4. Нравятся ли вам ваши имена?
  5. Имянаречение.
  6. Итоги школьного социологического исследования.
  7. Викторина "Имена".
  8. Зачем человеку имя?
  9. Верна ли поговорка "Не имя красит человека, а человек имя"?
  10. Подведение итогов.

Содержание часа общения

1. Вступительное слово учителя.

"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.

Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

2. Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.

Именины: 8 марта, 28 марта, 29 апреля, 30 апреля, 3 мая, 26 мая, 2 июня, 22 июня, 23 июня, 25 августа, 12 сентября, 4 ноября, 6 декабря, 25 декабря.

Алексей . Древнегреческое алексиа – "защита, помощь", то есть Алексей – "оберегающий". Другое старославянское значение – "божий человек". Имя русским принесено христианством из Византии. Теперь – одно из самых частых.

Именины: 25 февраля, 30 марта, 7 мая, 2 июня, 18 октября, 6 декабря.

Владислав . Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.

Именины 7 октября.

Ирина – греческое "мир, покой".

Именины: 29 апреля, 18 мая, 26 мая, 1 октября.

Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.

Именины 8 сентября.

Николай. В переводе с древнегреческого – "победитель народов". К русским принесено христианством из Византии, долго оставалось редким. Со свержением Николая II резко пошло на убыль, но сохранилось в сельских местностях. В конце XX века участилось и в городах.

Именины: 6 января, 16 февраля, 17 февраля, 13 марта, 22 мая, 9 августа, 19 декабря.

Нина – древнейшее из существующих у нас имен. Документировано более трех тысяч лет назад в Двуречье (Месопотамия). В Грузии – имя царицы, которая в IV веке н. э. Ввела там христианство, за что ее занесли в "святцы". Может быть, под влиянием присоединения Грузии к России в конце XVIII века имя стало чаще даваться русскими.

Именины 27 января.

Надежда . Имя появилось благодаря выдумке о римлянке – христианке Софии, трех малолетних детей которой подверг пыткам и казни император – истребитель христиан. Доказано, что вся история о трагической участи Надежды и её сестер вымышленная. Мнимое имя греки приняли не в подлиннике, а заменили греческим словом, то же самое проделали русские, заменив словом надежда. Имена Надежда, Вера и Любовь до середины XVIII века оставались без употребления. Только после того, как из правительства изгнали иноземцев, церковь стала внедрять эти имена. Сначала их давали дворянкам, XIX столетии имя стало общенародным. Теперь оно частоупотребимо.

Именины 30 сентября.

Ольга . Принесенное варягами старинное скандинавское хельга – "святая". Точнее – женская форма имени Олег. Стало первым церковным именем русских женщин, но не взято из Византии, подобно другим, в "святцы" вошло благодаря княгине Ольге, матери Владимира I, которая первая из русских приняла христианство, за что церковь объявила ее "святой". Не под новым именем, полученным при крещении, – Елена, а под старым, языческим. Имя пользовалось огромной популярностью. За последние десятилетия XX века удерживало третье место по частоте употребления.

Именины 24 июля.

3. В ответах на вопрос анкеты "Нравится ли вам ваше имя?" некоторые из вас ответили отрицательно. Но я знаю, что во время подготовки к нашему разговору кое-кто изменил свое мнение.

Расскажите, пожалуйста, что повлияло на выше отношение к своему имени.

(Учащиеся высказывают свое мнение).

4. Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять ". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать ".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Такая традиция была и у татар.

Мы говорили об имянаречении у русского народа, но на территории нашей республики –Республики Татарстан живут и татары, исповедующие ислам.

В старые времена мулла наугад открывал Коран и предлагал имя, которое видел. Сейчас имя выбирают родители. Мулла же проводит ритуал имянаречения.

Кроме того, у нас в республике немало семей национально-смешанных. В основном это семьи, где отец татарин, а мать русская или наоборот. Именики народов несхожи. Поэтому родители дают детям, в большинстве, имена интернациональные (Эдуард, Альберт) или новые как Светлана, имя, которое стало употребляться с 20-х годов XX столетия. В некоторых семьях детям дают и русские, и татарские имена.

5. Наши девочки провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.

Первая ученица. Всего в нашей школе 65 мальчиков.

На первом месте – имя Александр (12 человек).

На втором месте – Алексей (9 человек).

На третьем месте – Сергей (8 человек).

На четвертом – Николай (6 человек).

На пятом – Дмитрий (5 человек).

На шестом месте имена: Антон, Артем, Виктор, Денис, Михаил, Руслан (по 2 человека).

На седьмом месте имена: Владимир, Владислав, Геннадий, Егор, Иван, Игорь, Линар, Мансур, Олег, Рим, Тимур, Эдуард, Юрий (по 1 человеку).

Вторая ученица. Всего в школе 51 девочка.

На первом месте – имя Елена (5 человек).

На втором месте имена: Анастасия, Екатерина, Надежда (по 4 человека).

На третьем месте имя Ольга (3 человека).

На четвертом месте: Любовь, Людмила, Наталья, Нина, Регина, Светлана, Юлия (по 2 человека).

На пятом месте: Александра, Алёна, Алия, Валентина, Вероника, Галина, Зарина, Инна, Ирина, Ксения, Крестина, Роза, Мария, Татьяна, Фарида, Эльвина, Энже (по 1 человеку).

6. Викторина "Имена".

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

2) Назовите имена былинных богатырей.

(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

4) Вспомните пословицы, поговорки, загадки, в которых есть имена.

(Наш Гришка не просит лишка.

Голодному Федоту и щи в охоту.

Рад Епифан, что нажил серый кафтан.

Стоит Антошка на одной ножке.)

7. В анкете стоял вопрос: "Зачем человеку имя?" Послушаем некоторые ответы (учащиеся высказывают свое мнение).

Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".

А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.

Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.

Успех Ивана Калиты, собирателя русских земель, побудил несколько раз повторить его имя на московском троне, пока печальная участь Ивана Пятого и Ивана Шестого не оттолкнула последующих царей от такого повтора.

В своих анкетах вы писали, что кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.

Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.

8. Верна ли поговорка " Не имя красит человека, а человек имя"? (Учащиеся высказывают свое мнение).

Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в селе, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.

С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры. Но характер зависит не только от имени. Важно, в какое время года человек родился, и какое отчество носит.

9. Подведение итогов.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. И великие – не исключение.

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Воспоминаний чистых, нежных.

Нов день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…

(А.С. Пушкин, 1830 г.)

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени".

  1. Мартышин В. С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). – М. Школьная Пресса, 2000. – 224 с. ("Воспитание школьников". Библиотека журнала. Вып.12).
  2. Никонов В. А. Ищем имя. – М. Сов. Россия, 1988. – 128 с.
  3. Пушкин А. С. Поэмы. Драматические произведения. – М. Дрофа: Вече, 2002. – 384 с. – (Библиотека отечественной классической литературы).
  4. Хигир Б. Ю. Имена и судьбы. – М. Золотой теленок, 2001. – 272 с.
  5. Хигир Б. Ю. Имя, характер, судьба. Сборник. – М. ООО Изд-во "Яуза", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2002. – 448 с.
  6. Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М. ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

Презентация на тему - Что означают наши имена - скачать бесплатно

Презентация на тему: Что означают наши имена

Описание слайда:

Руководитель:Калиберова Ирина Алексеевна Автор. Алисова Елизавета

Описание слайда:

Цели проекта: Изучить и познакомиться со значением имён людей, с ритуалом имянаречения на Руси. Выяснить, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и тоже имя, какие имена занимают первые места по частоте употребления. Задачи проекта:Развивать исследовательские качества, творческие способности, любознательность.Научиться оформлять полученные результаты.

Описание слайда:

Результаты: Привлечение учащихся школы к исследовательской работе.Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов в видиосюжет для детской программы «Окно в мир».Создание и выпуск буклетов « Наши имена».

Описание слайда:

Описание действий: Привлечение учащихся для подготовки сообщений о значении и происхождении своего имени.Проведение социологического исследования: выяснить, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и тоже имя, какие имена занимают первые места по частоте употребления.Анкетирование и опрос учащихся школы и жителей городка.Оформление результатов.

Описание слайда:

Исследовательские вопросы: Как возникли личные имена.Что означают наши имена.Зачем человеку имя.

Что означают имена

Французский вариант имени Иоанна.

Растет своеобразной девочкой. Своим характером напоминает отца, наследует от него чаще такие черты, как упрямство, настырность, себялюбие. Общительна в меру, в детстве любит настольные игры, охотно ввязывается в мальчишеские забавы. В детском коллективе дружна со всеми, однако обид не прощает, может и поколотить обидчика. Много времени уделяет занятиям спортом, любит лыжи, баскетбол, плавание. Успешнее даются точные науки.

У Жанны складываются дружеские отношения с мальчиками. Дружить она умеет, друг для нее ее второе "я". Не подведет друзей, старается не ссориться с ними по пустякам.

Профессию выбирает мужскую, например, может быть отличным автомехаником. В одежде тоже прослеживается "мужской вкус" спортивный костюм, куртка, джинсы. А вот в женском нарядном платье Жанну можно увидеть только в торжественных случаях. Она умеет быть неотразимой, но редко этим пользуется. Нрав у этой девушки "заводной". За словом в карман не полезет, но сплетничать не любит.

К раннему замужеству не стремится. До замужества обычно успевает закончить институт и поработать. Выходит замуж за тех, кого знает давно и хорошо, часто это давняя, чуть ли не со школы дружба. В браке лидер, муж почти во всем полагается на ее энергию и интуицию. Готовит Жанна по настроению, чаще этим занимается муж. Дети Жанны получают спартанское воспитание, четко знают свои обязанности по дому. Многие Жанны курят, не прочь хорошо повеселиться в компании, выпить. Нередко выходят замуж дважды.

Трудолюбие Жанны позволяет ей неплохо зарабатывать, она может успешно реализовать себя в бизнесе.

Наши имена

Презентация Наши имена

Учебная мультимедийная презентация знакомит с проектом учащихся первого класса "Наши имена". Основными познавательными, развивающими и воспитательными задачами данного пособия являются проведение анкетирования с целью выяснения знаний о значении имён учеников, а также истории их происхождения; ознакомление учащихся с необходимой литературой по изучаемой теме; объяснение разницы между понятием "именины" и "день рождения"; ознакомление учеников с биографиями известных "тёзок"; расширение кругозора; развитие логического мышления; воспитание общности детского коллектива.

Учебный слайд-фильм среднего размера, состоит из семнадцати иллюстрированных страниц, может быть использован педагогами начальной школы для осуществления подобной проектной деятельности в классах, где они являются классными руководителями.

Основные логические блоки мультимедийного учебного пособия включают в себя следующие разделы:

- Определение ключевых понятий работы по словарю В. И. Даля.

- Этапы развития имён на Руси.

- Наши имена, их происхождение.

Презентация на тему: Наши имена… Проектно - исследовательская работа Выполнили: учащиеся 3 класса

Наши имена… Проектно - исследовательская работа Выполнили. учащиеся 3 класса. Руководитель: Васильева Е.В. учитель начальных классов МОУ «Челюскинская. - презентация Похожие презентации

Показать еще

Презентация на тему: " Наши имена… Проектно - исследовательская работа Выполнили. учащиеся 3 класса. Руководитель: Васильева Е.В. учитель начальных классов МОУ «Челюскинская." — Транскрипт:

1 Наши имена… Проектно - исследовательская работа Выполнили. учащиеся 3 класса. Руководитель: Васильева Е.В. учитель начальных классов МОУ «Челюскинская СШ» 2010-2011 учебный год

2 Имена, имена, имена В нашей жизни звучат не случайно. Как загадочна эта страна – Так и имя – загадка и тайна.

3 С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

4 Существует даже специальная наука, изучающая имена -

5 Личные имена имели все люди во все времена и во всех цивилизациях. При этом оказывается, что почти все имена людей несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи. В истории выделяются три этапа Дохристианский После крещения Руси Современный период

6 I.Этап дохристианский Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом. Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять». Девочке:«Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

7 Группы древнерусских имён Числовые имена Первой, Вторак, Третьяк, Четвертак, Пятой…. По внешним признакам Крепыш, Черныш, Кудряш, Беляк По черте характера Молчан, Забава, Смеяна, Несмеяна Желанности появления Любава, Ждан, Неждан, Чаян, Нечай По времени и месту появления Веснянка, Мороз, Дорога

8 Принятие христианства Русью привело к появлению на Русской земле совершенно новых, чужеродных имён, неразрывно связанных с обязательным христианским обрядом крещения. II Этап принятия христианства на Руси.

9 Памятники письменности показывают, что вплоть до XVII века у русских людей параллельно с христианскими именами, дававшимися церковью, существовали и древнерусские имена. А в дальнейшем они стали основой для образования русских фамилий. Игнашка Семёнов, прозвище Кисель, крестьянин Игнатий По греческий «огненный, энергичный» - крестьянское имя Семёнов Обозначение рода, дается по отцу, позже превратилось в отчество Кисель Личное имя, позже превратилось в фамилию

10 III Современный период Право регистрировать факт присвоения имени перешло к органам гражданской власти ЗАГСам. Право выбирать имена своим детям полностью стало принадлежать родителям.

11 Народ стал сам имятворцем, создателем новых, ранее не существовавших в русском языке имен. Октябрина, Майя, Красарма, Донара, Люция…. Октябрина, Майя, Красарма, Донара, Люция…. Марлен, Ким, Ренат, Май, Труд, Радий… Марлен, Ким, Ренат, Май, Труд, Радий…

12 Частота использования имён и мода на имена Немалую роль в моде того или иного имени играла литература и драматургия. Писатели нередко чутко улавливали повышенного интереса к определённым именам.

13 Повышение интереса к определенным именам после прочтения произведения: Елизавета Произведение А.С.Пушкина ввели в оборот имена Людмила, Руслан, Евгений, Татьяна.

14 Однако литературные произведения могли не только способствовать популяризации того или иного имени, но и влиять прямо противоположным образом. Имя Митрофан прочно связывается с понятиями «глупость», «безграмотность», «лентяй» и «дурачек».

15 Мода на имена обладала негативными последствиями. В провинциальной школы Рязанской области: из 23-х выпускниц 1955 года17 являлись носительницами имени Нина.

16 Русский именник постоянно обновляется. Некоторые имена, использовавшиеся часто, выходят из употребления, другие, относившиеся к редким, становятся наиболее популярными. Если проанализировать наиболее популярные имена в 1973 и 2003 годах:

17 10 самых частотных имён новорождённых в 1973 и 2001 годах (в целом по России) Мужские именаЖенские имена 1973200119732001 1.АлександрДанилаЕленаАнастасия 2.АлексейКириллАннаКсения 3.СергейНикитаНатальяМария 4.АндрейАртёмОльгаАлександра 5.ДмитрийИванСветланаСофья 6.МихаилПётрЮлияДарья 7.ПавелЕгорМарияПолина 8.ИльяМатвейИринаЕлизавета 9.КонстантинМаксимЕкатеринаВалерия 10.ВикторГригорийТатьянаЕкатерина

19 Мы провели небольшое социологическое исследование в рамках нашей школы, и выяснили, какие имена носят девочки и мальчики Челюскинской средней школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первых три места.

20 Всего в нашей школе учатся 226 ребят. Даты их рождения приходятся на период с 1994 года по 2003 год. Из них: - 111 мальчиков, - 115 девочек.

21 Мужские имена. на 111 мальчиков 55 имен 31 мальчик с именами, которые не повторяются. В этот список входят имена: Владимир, Вячеслав, Никита, Леонид, Егор, Павел и другие.

22 25. места Мужские именаИсторическая справка ИмяКол-воПроисхождениеЧто означает 1. Александр7 древнегреческое ???? «защищаю», ??? «мужчина», «человек» 2. Максим5 происходит от латинского слова Максимус величайший, самый большой, превеликий Артём5 греческое ?????? «невредимый, безупречного здоровья Иван5 Кирилл5 3 Алексей4 древнегреческое ???? «защищаю» защитник, заступник, оберегающий Степан4 Дмитрий8 древнегреческое Деметрий связано с именем древнегреческой богини земли и плодородия Деметры. древнегреческой Деметры

23 Женские имена: на 115 девочек 45 имен 20 девочек с именами, которые не повторяются. В список входят имена Надежда, Маргарита, Варвара, Оксана, Вера, Арина и другие.

24 места Женские именаИсторическая справка ИмяКол-воПроисхождениеЧто означает 1. Анастасия11 древнегреческое ???????? женская форма мужского имени Анастасий (Анастас), в переводе «воскресение» (возвращённая к жизни). АнастасийАнастас Дарья11 древнеперсидское ?????? «Дараявауш» Владетель блага женская форма мужского имени Дарий, имеющего иранское происхождение. В современном персидском языке имя Дарья означает «море».Дарийперсидском языкеморе 2. Елизавета8 древнееврейское происходит от имени, Элишева которое в переводе значит следующее «почитающая Бога», «заклинающая Богом»Бога 3. Екатерина6 греческое Произошло от греческого слова Катариос (????????), что переводится как – чистая, безупречная.греческого Кристина6

25 Заключительная часть Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

26 Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я…