Софт-Архив

Грамматика Русский Язык img-1

Грамматика Русский Язык

Рейтинг: 4.3/5.0 (1885 проголосовавших)

Описание

Грамматика русского языка

Тема: Грамматика русского языка
  • Вид работы: Контрольная работа
  • Предмет: Английский
  • Все контрольные по английскому Скачать Читать текст оnline

Перепишите приведенные отрывки текстов, расставьте знаки препинания. Определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю, указав его основные лексические, морфологические и синтаксические черты.

А. Банковские операции подразделяются на пассивные, активные и комиссионно-посреднические. С помощью пассивных операций банк привлекает денежные средства, с помощью активных операций осуществляет их размещение. С помощью комиссионно-посреднических операций банк повышает свои доходы при минимуме риска.

К пассивным операциям банка относятся: привлечение вкладов, получение кредитов от других банков и выпуск (эмиссия) собственных ценных бумаг. Ресурсы банка формируются с помощью собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собственным средствам относятся акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Необходимо подчеркнуть, что собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Основа банковской деятельности это заемный капитал, полученный в результате пассивный операций. Соотношение между собственными и заемными средствами может колебаться от 1 к 10 до 1 к 100.

1. Стиль данного текста - научный

2. Сфера - банковская

. Жанр - учебная проза

. Цель - информационная

. Лексика состоит из следующих групп слов:

а) общеупотребительные слова: банк, бумаги, деньги;

б) термины: эмитированный, акционерный, эмиссия;

в) общенаучная лексика: вклады, капитал;

г) клише: с помощью, относятся;

д) научная фразеология: резервный капитал, заемный капитал.

6. Морфология данного отрывка:

а) преобладание имен существительных над глаголами: в одном из предложений отрывка 8 существительных и 1 глагол;

б) характерно употребление существительных среднего рода обозначающих абстрактные понятия: значение, определение, положение, явление;

в) вещественные и отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа: собственные числа, привлекает денежные средства;

г) среди существительных выделяются обозначения понятий признака, движения, состояния (слова на -ние, -ость, -ство, -ие, -ка): размещение, деятельность, современность;

д) не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. числа глаголов.

7. Синтаксис:

а) простое предложение осложняется:

? вводными конструкциями: с помощью;

? причастным оборотом: полученный в результате пассивный операций;

б) порядок слов в предложении прямой;

в) по цели высказывания предложения повествовательные.

Б. Фирма (организация) желающая принять участие в выставке, направляет в адрес А/О «Экспоцентр» в установленные сроки заполненную и подписанную заявку на участие, в 3 экземплярах. Заявки, поступившие позже установленного срока, будут приниматься при наличии свободной выставочной площади.

А/О «Экспоцентр» письменным подтверждением, извещает фирму о регистрации ее в качестве экспонента и предоставлении ей выставочных площадей, не позднее одного месяца, после истечения установленной даты приема заявок.

Фирма, желающая участвовать в выставке или подавшая заявку на участие, должна заблаговременно направить в адрес А/О «Экспоцентр», по 5 экземпляров проспектов и каталогов на оборудование предлагаемое к экспонированию.

. Стиль данного текста. официально-деловой.

. Сфера. деловая.

. Жанр. заявление.

. Цель. информативная.

. Лексика состоит из следующих пластов:

а) общеупотребительные слова: фирма, адрес, месяц;

б) термины: экспонента, экземпляр, регистрация;

в) канцеляризмы: извещает фирму, установленные сроки;

г) клише: выставочные площади;

е) аббревиатура: А/О «Экспоцентр»;

. Морфология данного отрывка:

а) преобладание отглагольных существительных: подписанную, установленной;

б) существительные, заменяющие лицо: фирма;

в) существительные с суффиксами -ени, -ани: утверждение, направление;

г) глаголы, имеющие предписывающий характер: должна заблаговременно;

. Синтаксис:

а) предложения объемные (в данном тексте всего 4 предложения и 3 абзаца);

б) прямой порядок слов: …будут приниматься при наличие.

в) по цели высказывания. повествовательное;

г) простое предложение осложнено:

? деепричастным оборотом: … желающая участвовать в выставке или подавшая заявку на участие;

В. Что же такое самодеятельный туризм? Кто думает, что это походы и путешествия, то безнадежно отстал от жизни.

Самодеятельный туризм - это спортивные соревнования и познавательные экскурсии, своеобразная служба знакомств и театрализованные представления на полянах, загородные массовые воскресные прогулки и т.д.

У заядлого туриста всегда много друзей. Ни совместная учеба, ни работа, ни соседство не способны так сдружить людей, как сложные путешествия.

.Стиль данного отрывка. публицистический.

. Сфера ?туристическая.

. Жанр. статья.

. Цель. информационная, воздействующая.

. Лексика данного отрывка состоит из следующих групп слов:

а) общеупотребительные слова: туризм, путешествия, прогулки;

б) разговорные слова: отстал, заядлый турист;

в) термины: экскурсии, самодеятельный;;

г) фразеологизмы: отстал от жизни;

. Морфология:

а) совмещение морфологических черт данного стиля с чертами других стилей в зависимости от тематики текста;

б) использование отвлеченных существительных с суффиксами -ние, -ость, -ство: представление, путешествие;

. Синтаксис:

а) предложения простые;

б) по цели высказывания. повествовательные и побудительные;

Другие статьи, обзоры программ, новости

Грамматика русского языка в иллюстрациях 1990 год скачать Советский учебник - Советское время

Учебное пособие "Грамматика русского языка в иллюстрациях"

Москва «Русский язык» 1990

Издание 5-е дополненное

Предисловие

Основная цель данного учебного пособия — на доступных пониманию

любого человека конкретных, связанных с повседневной жизнью

примерах дать абстрактные правила грамматики русского языка.

Пособие должно помочь иностранцу осознать и усвоить, какие средства

русского языка используются при обозначении определенных жизненных

явлений и ситуаций, какие формы используются для выражения

различных мыслей. Чтобы облегчить этот процесс, мы прибегаем к

одному из важных принципов дидактики — к наглядности, за которую

ратовали все великие педагоги, начиная с Яна Амоса Коменского.

Повседневные ситуации, изображенные на картинках, иллюстрируют

употребление определенной конструкции или формы. Это позволяет в

большой степени избежать специальной

лингвистической терминологии, трудных для нефилологов абстрактных

формулировок. „Грамматика русского языка в иллюстрациях” адресована

всем, изучающим русский язык на начальном и среднем этапе обучения

в условиях отсутствия русской языковой среды и ограниченной сетки

Принятая во многих современных пособиях организация языкового

материала по моделям или образцам не исключает знакомства с

Структура пособия Грамматический материал в книге представлен в

традиционном плане: имя существительное. имя

прилагательное. глагол и т. д. Материал, относящийся к каждому

отдельному вопросу, помещен на отдельной странице или на развороте,

что помогает окинуть его одним взглядом и запомнить в качестве

единого целого. Иллюстрации, таблицы, схемы способствуют

объединению материала в логическое целое, сопоставлению одних

явлений языка с другими, помогают более глубокому и осознанному его

Построение пособия должно способствовать образованию грамматических

понятий, не встречающихся в родном языке учащихся,

дифференцированию понятий, запоминанию грамматических норм,

исключений и охватываемых ими слов.

Привлекая данную книгу в качестве дополнительного пособия,

преподаватель может использовать иллюстративный материал на этапах

введения, закрепления и контроля, а также при проведении

корректировочного курса.

Книга поможет учащимся понять, что грамматика — не сухая и трудная

наука для специалистов, а добрый советчик для каждого, кто хочет

научиться понимать и говорить по-русски.

"Грамматика русского языка в иллюстрациях" должна облегчить

всем, кто изучает русский язык, понимание закономерностей

построения русского предложения. Иллюстрации, подписи к ним,

таблицы, схемы и словари помогают более глубокому усвоению

грамматического материала. Символы - сигнализация обращают внимание

учащихся на главные грамматические явления.

Союзы и союзные слова.

Для связи однородных членов предложения или целых предложений

употребляются служебные слова, называемые союзами: И, А, НО, ЙЛИ,

ЧТО, ЧТОБЫ, ТАК КАК (т. к.), ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО и др.

В сложном предложении для связи придаточного предложения с главным

используются наряду с союзами и союзные слова. К ним относятся:

а) относительные местоимения: КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАКОЙ,

б) наречия: ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КАК, КОГДА, ЗАЧЕМ, ОТЧЕГО, ПОЧЕМУ.

Союзные слова отличаются от союзов тем, что не только связывают

части сложного предложения, но и одновременно являются полноценными

членами придаточного предложения.

Относительные местоимения, используемые в качестве союзного слова,

Грамматика русского языка (в таблицах и схемах)

Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). Каменова С.К.

Москва: Лист Нью, 2002 - 96с.

Данное пособие составлено в виде таблиц и схем и имеет чисто практическую направленность. В нем в краткой и доступной форме систематически изложены основные правила грамматики русского языка в объеме средней школы. Пособие будет полезно учащимся, учителям, родителям.

Размер: 1 ,5 Мб

на -ия, -ий, -ие 19

Разносклоняемые существительные на -мя 20

Суффиксы существительных 21 -22

НЕ с существительными 23

НЕ с прилагательными 24

Спряжение глаголов 44

Спряжение глаголов настоящего времени 45

Употребление Ь в глагольных формах 46

-ова-(-ева-),-ыва-(-ива) 47

Деепричастие как особая форма глагола 59

Деепричастный оборот 60

Деепричастия несовершенного вида 61

Деепричастия совершенного вида 62

Наречие 63

Степени сравнения наречий 64

Правописание гласных на конце наречий 65

Грамматика русского языка - это

Части речи Имя существительное

Имя существительное обозначает предмет, в предложении может быть подлежащим, дополнением, сказуемым.

Имя существительное в русском языке изменяется по падежам и числам. Кроме того, оно имеет категорию рода (различаются мужской, женский и средний род), не являющуюся словоизменительной. Различаются два числа: единственное и множественное,- и 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Число и падеж выражаются окончанием существительного. Кроме того, иногда выделяют ещё 3 падежа: звательный (Боже, Господи, Дим, Оль), местный (в лесу, на лугу), партитивный (нет чего? чая - Р.п. налить немного чего? чаю).

Различаются три склонения существительных. Обычно склонение существительных женского и мужского рода на -а, -я именуют 1-м, мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е  — 2-м, а существительных женского рода на мягкий согласный или шипящий — 3-им. В старых грамматиках 1-м иногда называют склонение мужского рода на согласный и среднего рода на -о, -е. а 2-м — женского и мужского рода на -а, -я .

В 1-м и втором склонениях различаются мягкий и твердый типы в зависимости от характера последнего согласного основы.

Что такое грамматика?

Что такое грамматика?

Современные правила грамматики уходят корнями еще в языковедческие индийские традиции, при этом ее основная терминология пришла к нам из античных времен. Одной из обязательных дисциплин грамматика стает в средние века, но только в XIX столетии начала рассматриваться учеными, как отдельная наука. Именно в этот период она дополнилась морфологическими принципами и категориями. Впервые в России о грамматике заговорил М.В. Ломоносов, при этом им же были описаны и основные правила русского языка.

Определение грамматики

В целом под грамматикой подразумевают раздел языкознания, изучающий строение языка, а также его конструкции. Существуют специально сформулированные грамматические правила, где указаны закономерности построения всех правильных и осмысленных речевых отрезков (например, синтагм, словоформ, предложений и текстов).

Рассмотрим подробней, что такое грамматика. В первую очередь, грамматика считается формальным строем языка, а также наукой о его строении и правилах. В общем, грамматика является лексическим разделом, составляющим основу языка, при этом регламентируя образование всех слов, а также речевых отрезков. Также этот раздел науки должен определять связь между всеми словами и их конструкциями, а именно предложениями и словосочетаниями.

Основными разделами грамматики принято считать синтаксис и морфологию. Синтаксис при этом изучает строение предложений и словосочетаний. Регламентацию правил словообразований с точки зрения частей речи изучает морфология. Кроме этого, грамматика также тесно связана и с такими науками, как фонетика и лексика, а именно с орфоэпией, стилистикой и орфографией.

Подразделения грамматики

Чтобы понять, что такое грамматика русского языка следует рассмотреть все ее виды, которые смогут наиболее полно раскрыть все ее понятия.

  • По глубине изучения всех словесных форм грамматику подразделяют на формальную и функциональную грамматику. Формальная грамматика при этом изучает грамматические средства, а функциональная - грамматические значения.
  • Также существует универсальная грамматика, которая заключает в себе правила, распространяющие на все языковые группы и языки. Параллельно с универсальной, рассматривают частную грамматику, изучающая грамматические правила конкретного языка.
  • По периоду, когда изучаются грамматические правила, наука о грамматике делится синхронную и историческую грамматику. Синхронная при этом в частной грамматике описывает все грамматические правила в установленный период времени, а историческая подразумевает только сравнение различных периодов синхронной грамматики, а также происхождение группы и семьи родственных языковых потомков праязыка, который считается единым источником. Кроме этого она также изучает и видоизменения частной грамматики.

Интеллектуальная игра по русскому языку Весёлая грамматика

Интеллектуальная игра по русскому языку "Весёлая грамматика"

Добавлен: 05.10.2014.

прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру;

развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету;

Оформление: на доске высказывания о русском языке .

Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель. Жюри – старшеклассники.

2. Вступительное слово учителя

Ведущий: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро­шо ли мы его знаем? В этом нам помогут разобраться участники нашей игры, уважаемое жюри и, конечно, же вы, зрители. Сегодня в соревно­вание вступят две команды. Попросим их представиться.

Здравствуйте, участники турнира! Сегодня мы проводим Веселую грамматику

Вы все уже знаете, что грамматика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, как велик и богат русский язык.

1. Разминка «Угадай название нашей команды»

В нашей игре примут участие две команды. А как они называются, мы сейчас узнаем.

1 - я команда: Название нашей команды обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?. в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

2 - я команда: Название нашей команды обозначает действие предмета,

отвечает на вопрос Что делает?. в предложении бывает сказуемым

1. Конкурс «Всезнайка»

Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

2. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

3. Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)

4. Сколько букв в русском алфавите? (33)

5. Какой звук обозначает ь? (не обозначает звука)

6. Сколько частей речи?

7. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

8. Имена девочек с удвоенной согласной. (Анна, Алла, Инна)

9. Какие словари есть в русском языке?

10 Что называем склонением?

2. Конкурс. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.

Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

3. Конкурс. «Правильно ли мы говорим».

Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды) :

1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный, украинский, красивее.

2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский, кружево, копировать.

4. Конкурс. «Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т. е исправим ошибки.

Дарагой друк здраствуй!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.

Дасвиданьи.

5. Конкурс: Исправь пословицу

Одна голова хорошо, а две некрасиво.

Чтение – лучшее мучение.

Грамматика русского языка

Грамматика русского языка. Подготовка к ОГЭ (программа элективного курса)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка»

Предмет: Русский язык.

Грамматика русского языка. Подготовка к ОГЭ

(программа элективного курса)

Класс(-ы): 9

Учитель(-я): Филинова Е.С.

Учебный год: 2014-2015

Пояснительная записка

Элективный курс " Грамматика русского языка. Подготовка к ОГЭ " рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель элективного курса – формирование у учащихся предметных компетентностей (языковой, лингвистической, коммуникативной), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ).

Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 19 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса или группы.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В ходе занятий учащиеся должны:

овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

научиться грамотно писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;

овладеть формами обработки информации исходного текста;

научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.

Методические рекомендации

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1-15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему нужно помнить, что задание в демоверсии 2014 г. изменилось, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (2 – 14).

Задания группы 2-5 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Задания группы 6-14 проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

Презентация на тему: Грамматика русского языка В таблицах и алгоритмах и алгоритмах Выполнил: Кундюкова Виктория 11 «Б» класс

Грамматика русского языка В таблицах и алгоритмах и алгоритмах Выполнил: Кундюкова Виктория 11 «Б» класс. - презентация Похожие презентации

Показать еще

Презентация на тему: " Грамматика русского языка В таблицах и алгоритмах и алгоритмах Выполнил: Кундюкова Виктория 11 «Б» класс." — Транскрипт:

1 Грамматика русского языка В таблицах и алгоритмах и алгоритмах Выполнил: Кундюкова Виктория 11 «Б» класс

2 Орфоргафия Разделительные Ь и Ъ Мягкий знак как показатель грамматической формы слова Чередующиеся гласные в корне слова Правописание О – Ё после шипящих Правописание О – Е после Ц Правописание И – Ы после Ц Правописание И – Ы после согласных Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- Падежные окончания имён существительных Падежные окончания разносклоняемых существительных на –мя Падежные окончания разносклоняемых существительных на –мя Правописание Н и НН в разных частях речи Правописание НЕ и НИ

3 Разделительные Ь и Ъ ЬЪ После согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я В корнях и суффиксах исконно русских и иноязычных слов бурьян серьёзный подьячий воробьи птичьи сыновья пьеса интерьер интервью арьергард фортепьяно После русских приставокотъезд подъём предъявитель межъязыковой сверхъестественный После иноязычных приставок: ад- кон- об- суб- ин- фельд- адъютант конъюктура объект субъект инъекция фельдъегерь В сложных словах после двух-, трёх-, четырёх- двухъярусный трёхъязычный После согласных перед гласной О В корнях иноязычных слов батальон павильон бульон компаньон Внимание! Твёрдый знак НЕ ПИШЕТСЯ: 1) перед гласными А, О, У, Э: сагитировать, сэкономить, трёхосный, свехупругий; 2) в сложносокращённых словах: детятсли.

4 Мягкий знак как показатель грамматической формы слова Ь ставитсяЬ не ставится Грамматическа я форма После шипящих После других согласных Грамматическа я форма После шипящих После других согласных Имя существительное Им.п. И вин.п. Сущ. 3 скл. ночь блажь вещь Им.п. и вин.п. сущ. 2 скл. врач муж товарищ Тв.п. мн.ч. некот. сущ. детьми людьми Род.п. мн.ч. сущ. 1 скл. и 2 скл. мимо дач из-за туч пять училищ Род.п мн.ч сущ. на –ня, если пе- ред –ня соглас- ная (слова- исключения) барышень боярышень кухонь Род.п. мн.ч. сущ. на –ня, если перед –ня согласная вишен ставен песен Имя прилагательное Краткая формажгуч колюч Имя числительное Тв.п. мн.ч некот.числит. четырьмя Во всех падежн. формах числит. «восемь» восьми восемью

5 продолжение Ь ставитсяЬ не ставится грамм. формапосле шипящихпосле других согласных грамм. формапосле шипящихпосле других согласных Глагол Инфинитив (неопр.форма) стричь-стричься беречь-беречься брить-бриться хранить- хранться 3 лицо наст./ буд.вр он бреется клад хранится 2 лицо ед.ч. наст./буд. вр. держишь- держишься Повелительное наклонение отрежь-отрежьте съешь-съешьте брось-бросьте встань-встаньте Повелительное наклонение (слова- исключения) ляг-лягте Наречие наречиенастежь наотмашь сплошь Наречие (исключения) уж замуж невтерпёж Служебные слова частицывишь бишь лишь предлогимеж промеж

6 Чередующиеся гласные в корне слова Чередующиеся гласные в корняхпримерыисключения Написание зависит от наличия/отсутствия суффикса -а- Нет -а-Есть -а- -кос- -лож- -бер- -мер- -пер- -дер- -тер- -жег-(-жечь-) -блест- -стел- -чет-(-чес-) а(я) а(я) -кас- -лаг- -бир- -мир- -пир- -дир- -тир- -жиг- -блист- -стил- -чит- им ин коснуться – касаться предложить – предлагать изберет – избирать умереть – умирать запереть – запирать удерет – удирать оттереть – оттирать поджечь – поджигать блестеть – блистать застелить – застилать вычесть – вычитать занять – занимать начать - начинать сочетать, сочетание Написание зависит от ударения Без ударенияПод ударением -гор- -клон- -твор- -зар- -гар- -клон- и -клан- -твор- и -твар- -зар- и -зор- загореть – загар поклониться – поклон, кланяться творец – творчество, тварь заря – зорька, зарево выгарки утварь

7 продолжение Чередующиеся гласные в корняхпримерыисключения Написание зависит от согласной буквы, следующий за гласной -раст-, -ращ- -скак- -рос- -скоч- растение, выращенный – выросло скакать - проскочить росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль скачок, скачу, скачкообразный Написание зависит от значения -мак- «погружать в жидкость» -равн- «равный, одинаковый -мок- «пропускать жидкость» -ровн- «ровный, гладкий» обмакнуть перо в чернила – непромокаемый плащ уравнять в правах – подровнять чёлку равнина, ровесник, поровну, уровень, сровнять с землёй Запомнить -плав--плов-поплавок, плавник – пловец, пловчиха

8 Правописание О – Ё после шипящих

9 Правописание О – Е после Ц ОЕ Под ударениемБез ударения в корнецокать цоколь в корнеоценить прицепить в суффиксетанцор пунцовый в суффиксетанцевать ситцевый в окончаниипыльцой отцом в окончанииулицей сердцем Без ударения в производных словах цокотуха цокотать в некоторых иноязычных словах герцог скерцо

10 Правописание И – Ы после Ц ИЫ 1. В корнях словцифра циркуль цирк циновка 1. В корнях слов- исключений цыган на цыпочках цыц, цыкнуть цыплёнок 2. В существительных на -ция революция агитация провокация интервенция 2. В окончаниях существительных и прилагательных пловцы птицы смуглолицый 3. В суффиксе –ын притяжательных прилагательных сестрицын синицын Примечание. Написание фамилий соответствует традиции: Ельцин, Солженицын

11 Правописание И – Ы после согласных ЫИ После русских приставок, оканчивающихся на согласную (кроме меж- и сверх-) Подыграть предыстория безыскусный сымпровизировать изымать Искл. взимать 1.после приставок меж- и сверх- Межинститутский сверхизвестный 2.после иноязычных приставок на согласную дез- контр- пост- супер- Дезинфекция контригра постимпрессионизм суперизвестный 3.в сложных словах после двух-, трёх-, четырёх- Двухигольный трёхимённый 4.в сложносокращённы х словах Мединститут спортинвентарь воениздат

12 Правописание приставок на –З и -С ЗС Приставки на –З и –С: написание зависит от последующей согласной перед звонкими согласнымиперед глухими согласными без- воз- вз- из- низ- рас- чрез- безродный возликовать взлететь извозчик низвергаться разбить чрезмерный бес- вос- вс- ис- нис- рас- черес- Бесстрашный воспарить вскричать испытатель ниспровергать расколотить чересполосица Приставка срослась с корнем Воздвигать издеваться развитие Приставка срослась с корнем Восхищаться истребить расточительство

13 продолжение Написание НЕ зависит от последующей согласной Буква [З] является частью корня здание здесь здоровье здравствуй Приставка [С-]Сбить – спилить свить – сфальшивить сгрузить – скроить сжать – сшить Сложные слова с первой частью близ- близсидящий близстоящий Иноязычная приставка дис- дисгармония дисбаланс дискомфорт

14 Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- ПРИ-ПРЕ- Написание зависит от значения приставки присоединениеприклеить прицепить близко по значению к приставке пере- преградить прервать преобразовать преломить пресечь приближениеприехать примчаться близостьприморский прибрежный неполнота действияприоткрыть привстать высшая степень действия или качества (близко по значению к слову «очень») презабавный преотличный пресытиться преувеличивать превосходить пребольно завершённость действия пристыдить приласкать добавочное действие пририсовать прикупить Приставка срослась с корнем или её значение неясно приключение притязание прибор природа присягать приказ преследование препятствие превратный (неверный) пренебречь преклонный пресловутый

15 продолжение В словах иноязычного происхождения ПРЕ- и ПРИ- - часть корня привилегия приоритет примитивный примадонна примат приватный преамбула президент прелюдия премьера престиж претензия Различаются по значению слова прибывать (приезжать куда-нибудь) призирать (заботиться, давать приют) придать (добавить) приступить (начать) приёмник (место или предмет для принятия ч.-л.) приклонить (прислонить) приклоняться (наклоняться, пригибаться) притворить (зарыть) придел (пристройка) приуменьшить (немного) приходящий (тот, кто приходит) пребывать (находиться где-нибудь) презирать (считать недостойным) предать (изменнически выдать кого-либо) преступить (нарушить) преемник (продолжатель дела кого-либо) преклонить (согнуть) преклоняться (относиться с уважением) претворить (воплотить, осуществить) предел (конец) преуменьшить (во много раз) преходящий (временный)

16 Падежные окончания имён существительных I склонениеII склонениеIII склонение осн.на -ияосн.на –ий, -ие Им.п.-а (-я)-я?,-о,-е?,-е? Род.п.-ы (-и)-и-а (-я)-я-и Дат.п.-е-и-у (-ю)-ю-и Вин.п.-у (-ю)-и?,-о,-е,-а (- я) ?,-е,-я? Твор.п.-ой (-ей)-ю-ом (-ем)-ем-ю Предл.п.-е-и-ей-е-и

17 Падежные окончания разносклоняемых существительных на -мя Им.п.-яим-я, пле-мя Род.п.-иимен-и, племен-и Дат.п.-иимен-и, племен-и Вин.п.-яим-я, плем-я Твор.п.-емимен-ем, племен-ем Предл.п.-иимен-и, племен-и

18 Правописание Н и НН в разных частях речи ННН Имена прилагательные Непроизводные прилагательные (Н входит в состав корня) зелен-ый румян-ый син-ий юн-ый Запомнить: свин-ой Прилагательные, образованные с помощью суф. -н- от сущ. и наречий с основой на Н истин-н-ый равнин-н-ый пустын-н-ый ран-н-ий Запомнить: подлинн-ый Прилагательные с суффиксами: -ин- -ан- -ян- орл-ин-ый гост-ин-ый кож-ан-ый песч-ан-ый сереб-ян-ый гли-ян-ый Исключения: дерев-янн-ый олов-янн-ый стекл-янн-ый Прилагательные, образованные с помощью суффикса - н- от сущ. на -мя плам-ен-н-ый им-ен-н-ой плем-ен-н-ой прил.с суффиксами: -онн- -енн- лекци-онн-ый дискусси-онн-ый утр-енн-ий внутр-енн-ий Запомнить:искр-енн-ий Исключения:ветр-ен-ый Но:безветр-енн-ый

19 продолжение ННН Имена прилагательные Краткие прилагательные, имеющие в полной форме Н деревья зелены яблоки румяны девушка ветрена Краткие прилагательные, имеющие в полной форме НН Дорога длинна местность пустынна высказывание истинно Примечание 1. Следует различать масляный («для масла, из масла, на масле») и отглагольное прилагательное масленый (от гл.маслить – «запачканный, пропитанный, смазанный маслом»): масляная лампа, масляное пятно, масляная краска – но: масленый блин, масленые руки. В перен. значении – масленые глаза, масленый взгляд. Запомнить: масленая неделя – масленица. Прилагательное масленый подчиняется правилу Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. Примечание 2. Следует различать относительное прилагательное ветряной («приводимый ветром в движение») и ветреный («с ветром»): ветряная мельница, ветряной двигатель, ветряная оспа – но: ветреный день, ветреная погода. В перен.значении – ветреная девушка. Существительные, наречия Производные существительные, если в производящей основе Н путаный – путаница говорить путано нефтяной – нефтяник Запомнить: гостиница Производные существительные, если в производящей основе НН изгнанный – изгнанник странный – странно Но: приданое – беспри- данница

20 продолжение ННН Отглагольные прилагательные и причастия Прилагательные, обра- зованные от глаг.не- сов.вида, без приста- вок(кроме не-) и зависимых слов вареный бешеный неезженый непуганый тканый мороженый кошеный раненый Причастия и прилаг. от глаголов с при- ставками сваренный взбешенный заезженный испуганный Исключения: названый (брат), посаженый (отец), смышленый, приданое Причастия с зависимыми словами кошенный отцом луг раненный пулей боец Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, священный, действенный, долгожданный Причастия и прил.от глаголов соверш.вида брошенный купленный лишенный Прилагательные и причастия, где -ов- и -ев- входят в корень жеваный кованый клеваный Причастия и прил.на -ованный, -еванный линованный рисованный балованный Краткие страдательные причастия задача решена работа окончена Краткие отглагольные прилагательные девушка воспитанна картина совершенна

21 Правописание НЕ и НИ НЕНИ Приставка в местоимениях и местоименных наречиях Под ударениемнекто,негде,неког да Без ударенияникто,нигде,никогда Устойчивые сочетания Сочетания с повто- ряющимися словами и формами была не была ждать не дождаться слыхом не слыхивать Фразеологизмы и устойчивые обороты ни свет ни заря ни пуха ни пера откуда ни возьмись что ни говори Обороты НЕ КТО ИНОЙ, КАК НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК (можно опустить весь оборот) Это был не кто иной, как Петя (=Это был Петя). НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ) НИЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ) (можно опустить слова ИНОЙ, ДРУГОЙ или заменить их оборотом с кроме) Никто иной этого сделать не мог (=Никто этого сделать не мог; Никто, кроме него, этого сделать не мог). НЕ ОДИН (=много) НЕ РАЗ (=часто) Не один фашист ос- тался в этом окопе не раз операция бы- ла на грани провала НИ ОДИН (=никто) НИ РАЗУ (=никогда) Ни один боец не вернулся из боя. Ни разу он не позвал на помощь

22 продолжение НЕНИ Частицы в простом неосложненном предложении ОтрицаниеЯ не был в театреУсиление отрицания Отрицание подразумевается Она не умолкала ни на минуту. На небе ни облачка (=На небе не было ни облачка). Двойное отрицание в утвердительных предложениях Он не мог не знать об этом (=знал). Восклицательные предложения Какой же русский не любит быстрой езды! Сочинительные союзы в предложениях с однородными членами в сложносочиненном предложении В составе сложных союзов НЕ ТО…НЕ ТО НЕ ТОЛЬКО…НО И ЕСЛИ НЕ…ТО Не то зверь, не то птица промелькнула вдали. У него не было не только пищи, но и воды. Соединительный по- вторяющийся союз НИ…НИ в отрица- тельных предложе- ниях Я не был ни в театре, ни в кино. Союзы, частицы в сложноподчиненном предложении Союзы ПОКА НЕ, ПОКАМЕСТНЕ в придаточном времени (Пока не сделаешь уроки), [никуда не пойдешь]. Союзные слова с час- тицами в придаточных уступки КТО НИ, ЧТО НИ, ГДЕ НИ, КУДА НИ, КОГДА НИ, КАК НИ, СКОЛЬКО НИ (Как ни старались), [а все равно ничего не получилось]. (Куда ни посмот- ришь), [везде сугро- бы] Обе части в ССП отрица- тельные предложения [Нет таких дел],(ко-торые не одолел бы человек)

23 Слитное и раздельное написание НЕ СЛИТНОРАЗДЕЛЬНО Все слова, которые не употребляются без НЕ (НЕ – часть корня или приставки) Сущ.:неряха, неистовство Прил.:необходимый, не- счастный Нареч.и слова состояния: нелепо, нельзя Глаг.и гл.формы:ненави- деть, негодуя Глаголы и отглагольные слова Глаголы с приставкой недо-, обозначающей, что действие совершилось ниже положенной нормы Он долгие годы недоедал. Он недобрал баллов на экзаменах. Глаголы в инфинитиве или форме любого наклонения Не знать, не думает, не представлять. Не проси, не отставайте. Полные причастия без зависимых слов Незапертая дверь тихо скрипнула Полные причастия с зависимыми словами (кроме наречий степени) Тихо скрипнула не запертая мною дверь. Она смотрела ничего не видящим взглядом. Полные причастия с зависимыми словами – наречиями степени Это совершенно непродуманное решение. Полные причастия с частицами далеко не, вовсе не, отнюдь не Это отнюдь не продуманное решение.

24 продолжение слитнораздельно Краткие причастияДверь не заперта ДеепричастияНе увидев ступеньки, он споткнулся Прилагательные на -мый с зависимыми словами – существ.в род.,дат.,вин. предл.падежах Невидимые миру слезы. Незнакомый с ним человек. Причастия на –мый с зависимыми словами – существ.в твор.падеже Не видимые невооруженным глазом звезды. Причастия на –мый с зависимыми словами – отрицательными местоимениями Не знакомый ни с кем из гостей друг Существительные, прилагательные, числительные, наречия, слова состояния Существ.,прилаг. наречия на –о, когда с НЕ образуется но- вое слово (его часто можно заменить синонимом без НЕ) Несчастье (=горе), неправда (=ложь), неглупый (=умный) Существ.,прилаг. наре- чия на –о в отрицатель- ных предложениях при имеющемся или подра- зумеваемом противо- поставлении Не счастье, а горе. Не правда, а ложь. Нет,он не глупый человек