Софт-Архив

Sherman img-1

Sherman

Рейтинг: 4.1/5.0 (1883 проголосовавших)

Описание

Американский танк М4А2 “Шерман”

Танки СССР

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят. читать дальше.

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». читать дальше.. .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со­ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Другие статьи, обзоры программ, новости

Танк Шерман - описание, конструкция, устройство, история создания

Средний танк Шерман Самый известный танк США

Американский средний танк M4 Шерман активно использовался в нескольких войнах и стал по-настоящему массовым, уступив в количестве лишь Т-34 вместе с Т-54.

Своё название он получил в честь генерала Уильяма Шермана, причём его дали британцы и, лишь со временем, оно закрепилось окончательно, хотя в СССР его привыкли называть "эмча".

Появившись в 1942 году, М4 Шерман попал на вооружение нескольких стран и получил 8 модификаций, а также послужил основой для ещё большего числа специальных машин и САУ.

Когда началась Вторая мировая война, Америка не имела на вооружении современных средних танков. Поэтому инженеры попытались создать новую машину на базе М2, позже получившую название М3 Ли. Однако, ещё во время разработки, стало ясно, что он не подходит армии, поэтому пришлось разрабатывать новый танк.

2 сентября 1941 года был разработан прототип Т6, в котором решили использовать узлы М3 и новую компоновку.

Очень быстро прошли испытания и в середине февраля следующего года первый Шерман был выпущен под индексом М4.

Конструкция

Как уже говорилось, танк много позаимствовал у своего предшественника. Например, двигатель, трансмиссия, ходовая часть и основное вооружение. В то же время он получил совершенно новый корпус традиционной для США и Германии компоновки с трансмиссией спереди и вооружением во вращающейся башни, избавившись таким образом от основного недостатка М3.

Экипаж машины составлял 5 человек, механик-водитель вместе со стрелком-радистом располагались в передней части корпуса, а остальные 3 - в башне.

Весил Шерман около 30 тонн.

Как уже говорилось, компоновка стала более традиционной по сравнению М3, с трансмиссионным отделением спереди, боевым посередине и моторным сзади.

Несмотря на то, что вооружение оказалось в башне, корпус остался очень высоким из-за того, что в него вертикально устанавливался звездообразный двигатель, разработанный для авиации.

Такая особенность повлияла далеко не лучшим образом на Шерман, снизив возможности его маскировки и устойчивость.

Корпус всех модификаций кроме М4А1 изготавливался из катанных бронеплит, соединённых между собой с помощью сварки, поскольку литьё оказалось слишком сложным для серийного производства.

Верхняя лобовая деталь составлялась из 7 частей, поэтому сварка производилась очень качественно, а нижняя из 3, но соединённых между собой болтами. Позже НЛД стали сразу делать цельной.

Толщина верхней лобовой брони у Шерманов первой серии составляла 50 мм под углом 47° но была ослаблена лючками смотровых приборов. Чуть позже их убрали, но изменили и угол наклона, ставший равным 56°.

Борта корпуса получили толщину 38 мм и располагались вертикально, корма получила такую же толщину, но при этом угол наклона около 10°, а днище - 13-25 мм.

Особенностью брони стала её вязкость, немного снижающая прочность, но значительно уменьшающая число осколков внутри танка.

В днище корпуса имелся люк, повышающий шансы на спасение экипажа из подбитого танка.

Ещё один люк, механика-водителя, находящийся на крыше корпуса, оказался очень неудачной конструкции, поскольку откидывался наверх, из-за чего его могло задеть орудие и буквально прихлопнуть им механика-водителя, свернув тому шею. Позже этот недостаток устранили, сделав люк сдвижным в сторону.

Часть боекомплекта располагалась по бортам корпуса, из-за чего пороховые газы легко возгорались при попадании снаряда в корпус.

Позже, примерно в середине 1944 года, появилась новая боеукладка, перенесённая на пол боевого отделения и с водой между гнёздами для боеприпасов, что значительно повысило её защиту.

Литая башня получила цилиндрическую форму, кормовую нишу и пистолетную амбразуру слева. Толщина её лба составила 76 мм, а угол наклона 60°, дополнительной защитой служила маска орудия толщиной 89 мм. Борта и корма башни получили одинаковую толщину 51 мм.

Поворот осуществлялся с помощью электрогидравлического или электрического привода в зависимости от модификации Шермана, также имелась возможность ручного привода, причём всего за 15 секунд производился поворот на 360°.

Внутри слева расположили место заряжающего, а с другой стороны находились наводчик и командир за ним.

На крыше башни ранних модификаций имелся один люк, позже появился второй для заряжающего, а на крышке командирского - турель зенитного пулемёта.

Часть боезапаса располагалась на полике башни, а ещё одна часть в задней части корзины.

Вооружение

В роли главного орудия первой серии танков оказалась 75 мм пушка M3 L/37,5, устанавливаемая на М3, чуть позже, в октябре 1942 года, на Шерман установили улучшенную маску пушки, спаренный пулемёт и телескопический прицел для наводчика.

У вооружения было несколько интересных особенностей, а именно вертикальная стабилизация с помощью гироскопа, установка пушки, с поворотом на 90° для того, чтобы управлять затвором в горизонтальной а не вертикальной плоскости и большие углы наводки от -10° до +25°.

В целом, такое орудие по своей эффективности примерно соответствовало Ф-34, устанавливаемой на советский Т-34 и было способно поражать всю раннюю немецкую технику, лишь поздние версии PzKpfW VI были относительно защищены от неё.

Позже, с появлением среднего танка Пантера и тяжёлого Тигр. пришлось устанавливать длинноствольную нарезную пушку M1 калибром 76,2 мм и длиной ствола 55 калибров. Она также получила несколько вариантов, например, с резьбой для съёмного дульного тормоза, со смещёнными цапфами или изменённым шагом нарезов.

Пользующаяся Шерманами английская армия устанавливала свои 17 фунтовые пушки MkIV, не требующие переделки башни.

Американские танки, использующиеся для артиллерийской поддержки пехоты, получили нарезную 105 мм гаубицу М4 и лишились стабилизатора из-за плохого баланса орудия.

Боекомплект разных орудий сильно различался, например, для М3 он составлял 90 снарядов, для MkIV 77, для гаубицы М4 66.

В качестве вспомогательного вооружения на Шерман устанавливалось несколько пулемётов.

Наводчик имел спаренный с пушкой M1919A4 калибром 7,62 мм с электроспуском, стрелок-радист такой же, установленный в шаровой установке на ВЛД, их общий боекомплект составлял 4750 патронов.

На командирском лючке находилась турельная установка с зенитным пулемётом M2H калибром 12,7 мм и боезапасом 300 патронов.

В июне 1943 года Шерман получил 51 мм дымовую мортиру М3 на крыше башни слева с казённой частью под бронёй и управляемую заряжающим.

Двигатель и трансмиссия

Как уже говорилось, большую высоту корпуса танк получил из-за вертикальной установки звездообразного авиационного двигателя Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с.

Помимо него, Шерман получил ещё 4 варианта силовой установки, в итоге появилось 6 модификаций.

М4 и М4А1 получили описанный выше двигатель, а вариант М4А2, использующийся в СССР по ленд-лизу, пришлось установить спарку шестицилиндровых двигателей GM 6046 мощностью 375 л. с. поскольку советские войска привыкли использовать дизельное топливо.

М4А3 получил мощный V8Ford GAA, развивающий 500 л. с. а М4А4 интересную силовую установку Chrysler A57 multibank мощностью 470 л.с. собранную из 5 автомобильных бензиновых двигателей L6 и заставившую разработчиков удлинить корпус.

Последним вариантом стал М4А6 с дизельным двигателем Caterpillar RD1820 мощностью 450 л.с. но заказ на него вскоре аннулировали, поскольку дизель отличился низкими эксплуатационными характеристиками.

Для прогрева двигателя и зарядки аккумулятора на Шерман установили вспомогательную одноцилиндровую силовую установку, позволившую обойтись без запуска основного двигателя.

Расположенная спереди трансмиссия дополнительно защищала экипаж, но, в случае пробития, могла обжечь раскалённым маслом и повышала риск обездвиживания даже без пробития.

На танк установили механическую пяти ступенчатую коробку передач с задней передачей, а повороты осуществлялись за счёт двух раздельных тормозов, управляемых рычагами с сервоприводами.

Момент передавался с помощью карданного вала и двойного дифференциала Cletrac.

Особым изменения трансмиссия не подвергалась, разве что её защита стала полностью литой, а управление стояночным тормозом изменили с ручного на ножное.

Ходовая часть

Подвеску позаимствовали у М3 с минимальными изменениями, поэтому с каждой стороны танк получил привычные три опорные тележки к которым крепились два обрезиненных опорных катка и две буферные пружины, установленные вертикально.

Эта подвеска получила название VVSS (Vertical Volute Spring Suspension), то есть "вертикальная", в марте 1945 года она прошла модернизацию, получив двойные катки и горизонтальные пружины вместе с гидравлическими амортизаторами, более широкие гусеницы и обозначение HVSS (Horisontal Volute Spring Suspension), то есть "горизонтальная".

Она дала Шерману лучшую проходимость и надёжность вместе с ремонтопригодностью.

В целом подвеска оказалась удачной, обеспечив более плавный ход и меньшую шумность по сравнению с Т-34, что позволило пехоте, располагающейся на броне, вести огонь на ходу.

Боевое применение

Этот танк активно участвовал во Второй мировой, позже в Корейской, арабо-израильских и индо-пакистанских войнах.

Впервые Шерман попал в бой 23 октября 1942 года в составе британской армии. Сражение произошло под Эль-Аламейном, в ходе которого новым танкам пришлось столкнуться с немецкими PzKpfw III и PzKpfw IV. Здесь была продемонстрирована удачная конструкция, имеющая разумное сочетании защиты, огневой мощи и подвижности.

С ноября он начал поступать в СССР, где оказалось, что он весьма схож с Т-34, имеет более слабую защиту бортов, но значительно превосходя в комфорте, но Т-34-85 начал превосходить американский танк в защищённости и огневой мощи.

Армия США применила Шерманы чуть позже, 6 декабря того же года в Тунисе, их неопытность привела к большим потерям, однако сам танк показал себя с хорошей стороны.

Радость военных прекратилась 14 февраля следующего года, когда новые PzKpfw VI Тигр показали, что Шерман не способен им противостоять.

6 июня 1944 года, когда началась известная высадка в Нормандии, американцы в очередной раз столкнулись с Тиграми и Пантерами, потеряв за 10 месяцев боёв 1348 Шерманов и ещё 600 танков по иным причинам.

Окончательно стало понятно, что у Шерман плохо подходит для противотанковой борьбы или городских боёв из-за слабой защиты и вооружения, однако имеет отличную подвижность и хорошие условия для экипажа.

В Корее Шерманы получили 76 мм орудие, что позволило им сравняться с советским Т-34-85 по огневой мощи, превосходя их при этом по обзору, комфорту, имея стабилизатор и более опытные экипажи.

М4 Шерман был произведён в количестве более 49000 единиц, став самым массовым американским танком. Его с удовольствием использовали в других странах, например, в СССР и Великобритании, поскольку он получился вполне удачным.

Шерман имел чрезмерную высоту корпуса, его первые версии легко возгорались, броня не слишком хорошо защищала, мощности орудий первых версий часто не хватало, а сама конструкция не принесла ничего революционного или нового, но была вполне современной и оставляла большое пространство для модернизации.

Конструкторы приложили много усилий для удобства экипажа, ремонтопригодности, надёжности и облегчения серийного производства, а это многого стоит на войне.

Его вооружение соответствовало Т-34 или PzKpfw IV, уступая Пантере с Тигром, бронирование также было на уровне средних танков, уступая лишь тяжёлым.

Весомыми преимуществами оказались мобильность, надёжность, неприхотливость невысокий уровень шума, позволившие применять танк в любых операциях. Единственным недостатком в этом плане оказался высокий расход топлива, ограничивший дальность хода 190 километрами, но хорошая система обеспечения вполне решала эту проблему.

М4 Шерман не даром многие называют одним из лучших танков Второй мировой войны, ведь он удачно совместил в себе все необходимые черты среднего танка, не получив при этом сильных недостатков.

Танк М4 «Шерман» (M4 Sherman)

Танк М4 «Шерман» (M4 Sherman)

Рисунок танков Sherman Firefly и М4А1 (на дальнем плане) в бою в составе британского танкового подразделения

M4 «Шерман» (английский вариант – M4 Sherman)  – американский средний танк второй половины Второй мировой войны. Индекс «M4» обозначает порядковый номер модификации американских танков. Танк получил свое название, пребывая на службе в британской армии, (потом уже окончательно за ним закрепилось) в честь генерала периода Гражданской войны в составе армии северян Уильяма Шермана. Среди бойцов РККА, куда М4 поставлялся по Ленд-лизу, танк получил прозвище «эмча».

История и предпосылки создания.

К началу Второй мировой войны в Европе США подошли фактически не имея средних танков, кроме 18 единиц танка М2А4 Medium. который поспешили назвать средним. Разработанный в спешке на базе M2  и запущенный в серийное производство средний танк M3 «Ли» (M3 Lee) не в полной мере удовлетворял запросам военных. Срочно требовался новый танк с принципиально новой схемой компоновки и размещения вооружения, который бы был сравнительно дешев при производстве. Разработка такого танка возобновилась лишь 1 февраля 1941 года, в результате чего был создан прототип с рабочим обозначением T6, который 2 сентября 1941 года на полигоне Рок-Айленд Арсенал был представлен представителям военного ведомства США. Новый танк быстро прошел стандартизацию и был принят на вооружение под индексом М4, а уже в средине февраля 1942 года началось серийное производство. Массовый выпуск танка М4 «Шерман» продолжался по июль 1945 года. За этот период было выпущено 49 234 машин М4 различных модификаций, что позволило данному танку стать третьим по массовости после советских танков Т-34 и Т-54 (Т-55).

Средний танк М4 «Шерман» в составе бритаского танкового подразделения, 1942 год

Средний танк М4 «Шерман» имел классическую компоновку, заимствованную у немецких танкостроителей, при размещении моторного отделения в кормовой части корпуса, а трансмиссионного — в передней. Между ними находилось боевое отделение, распространявшееся на среднюю часть корпуса и башню кругового вращения, установленной практически на продольной и поперечной оси танка. Подобное компонование стало в целом характерным для немецких и американских средних и тяжелых танков в период Второй мировой войны. Хотя основное орудийное вооружение танка размещалось в башне (в отличии от спонсонного размещения в танке М3 «Ли» ), все же высота корпуса танка осталась значительной. Причиной этому было вертикальное положение авиационного звездообразного двигателя и переднее расположение основных элементом трансмиссии, что определяло применение высокого короба для карданных передач к коробке от двигателя.

Экипаж американского среднего танка М4 «Шерман» состоял из 5 человек. Командир танка размещался в трехместной башне и вел наблюдение за местностью через оптические приборы, руководя действиями остальных членов экипажа. Справа и слева от него размещались заряжающий и наводчик орудия. Все трое использовали для погрузки в танк и выгрузки из него два круглых люка в крыше башни. Механик-водитель и стрелок-радист (в некоторых источниках его называют помощником механика-водителя) размещались в передней части корпуса.

Американский танк М4 «Шерман» в Италии, лето 1943 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танка М4 «Шерман» разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом броня танка могла защитить его основные узлы и экипаж от поражения снарядами незначительных калибров и осколков со средней кинетической энергией.

Корпус танка M4 «Шерман» в большинстве его модификаций сваривался из листов броневой катаной стали. Лобовая деталь корпуса, являющаяся одновременно еще и крышкой трансмиссионного отделения, производилась путем литья и сопрягалась с другими элементами корпуса болтовыми соединениями. У большинства модификаций танка М4 «Шерман» толщина лобовой брони корпуса и в верхней, и в нижней части составляла 51 миллиметр. Ориентирование обоих плоскостей производилось под углом в 56 градусов к вертикали. Бронелисты бортов и кормы имели толщину в 38 миллиметров без рациональных углов наклона. Крыша и днище корпуса формировались из бронелистов непостоянной толщины, максимальная их толщина не превышала 25 миллиметров.

Башня танка М4 «Шерман» производилась литьем имела цилиндрическую форму с неразвитой кормовой нишей. Ее монтаж производился на погон с диаметром 1750 миллиметров с шариковым подшипником. Толщина брони лобовой части башни составляла 76, а бортов и кормы до 51 миллиметра. Лобовая часть башни имела скос под углом в 60 градусов. В лобовой части производилось прямоугольное отверстие под установку маски орудия и спаренного пулемета, которая имела бронирование в 89 миллиметров. Крыша башни в среднем имела толщину в 25 миллиметров.

Средний танк М4 «Шерман» в составе танковой бригады РККА, осень 1944 года

В опытных образцах и первых серийных танков М4 «Шерман» в качестве основного вооружения использовали 75-миллиметровую пушку М2, заимствованную у танков М2А4 «Медиум» и М3 «Ли». но в последствии ее заменили на более совершенную пушку M3 L/37,5 аналогичного калибра с длиной ствола в 37,5 калибра. Чуть позже, для усиления бронепробиваемости основного вооружения средние танки М4 «Шерман» начали оснащать нарезными пушками М1  калибра 76,2 миллиметров, которые имели большую длину ствола. Для борьбы с тяжелыми танками противника в британской армии танки М4 перевооружали английскими противотанковыми 17-фунтовыми (76,2 миллиметра) орудиями Ordnance QF 17 pounder Mk.IV с длиной ствола в 55 калибров. При этом перевооруженные танки М4 получали названия Sherman IIC (при базовом варианте M4A1) и Sherman VC (при варианте M4A4), которые снискали себе известность и славу под общим наименованием Sherman Firefly. В конце войны танки М4 «Шерман» начали так же вооружать 105-миллиметровыми гаубицами М4. Танков с таким вооружением было выпущено весьма немного, но они оказались удачными и с успехом использовались при поддержке пехоты при прорыве обороны противника. Боекомплект к основным модификациям пушек танка М4 «Шерман» в среднем состоял из 97 снарядов унитарного заряжания, которые размещались в горизонтальных укладках, расположенных по обеим бортам корпуса в надгусеничных полках, в горизонтальной укладке на полике корзины башни и в вертикальной укладке в задней половине корзины.

С пушкой в качестве спаренного в маску устанавливался пулемет «Браунинг» M1919A4 калибра 7,62 миллиметра. В случае надобности огонь из данного пулемета мог вести наводчик при помощи электрического спуска. Аналогичный пулемет устанавливался в подвижную шаровую маску в передней лобовой детали. В боевых условиях из него вел огонь помощник механика-водителя (стрелок-радист). На крышу башни, в турельную установку, совмещенную с командирским люком, устанавливался крупнокалиберный зенитный пулемет «Браунинг» M2H. Боекомплект составлял 4750 патронов для спаренного и курсового пулеметов и 300 патронов для зенитного пулемета.  В июне 1943 года танк М4 «Шерман» начали оборудовать 51-миллиметровой дымовой мортиркой M3, установленной на крыше башни с левой стороны.

Захваченный немцами танк М4 «Шерман» американского производства на службе у Вермахта

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки на средних танках М4 «Шерман» использовали несколько типов двигателей. На начальных периодах выпуска танков моделей M4 и M4A1 использовали авиационный звездообразный карбюраторный двигатель Continental R975 C1, с мощностью в 350 лошадиных силы. В модификации M4A2 использовалась установка из спаренных шестицилиндровых дизельных двигателей GM 6046 с суммарной мощностью в 375 лошадиных силы. Танки M4A3 оснастили бензиновым двигателем V8 Ford GAA, развивавшим мощность в 500 лошадиных сил. Экспериментальная серия танков M4A4 была оснащена 30-цилиндровой силовой установкой Chrysler Multibank A57, состоявшей из пяти карбюраторных автомобильных двигателей L6. Танки модификации M4A6, выпущенные в самом конце войны, были оснащены дизельным двигателем Caterpillar RD1820. В среднем все виды силовых установок позволяли танку М4 «Шерман» развивать максимальную скорость по шоссе  порядка 50 километров в час.

Трансмиссия среднего танка М4 «Шерман» состояла из нескольких составляющих, основными из которых являлись:

многодисковый главный фрикцион;

карданный многоступенчатый вал, проложенный по днищу корпуса;

механическая пятискоростная коробка передач при синхронизированных задней, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах;

двойной дифференциал типа «Cletrac»;

два раздельных тормоза;

нескольких бортовых передач.

Ходовая часть среднего танка М4 «Шерман» состояла из шести опорных обрезиненных катков. Подвеска танка М4 в целом соответствовала аналогичной конструкции танка M3 «Ли». По своему типу она была блокированной с тремя опорными тележками по каждому борту. В тележки группировалось по два опорных катка, по одному поддерживающему катку сзади и две буферные вертикальные пружины. Ведущее колесо с зубчатым венцом находилось в передней части танка, а ленивец – в задней.

Гусеница по своему типу была мелкозвенной, с параллельным резинометаллическим шарниром, собиралась из 79 траков и имела ширину в 420 миллиметров. В более поздних вариантах резинометаллический шарнир заменили на цельно металлический, что объяснялось недостатком каучука у стран Антигитлеровской коалиции.

Американский солдат рассматривает подбитый немецкой САУ танк М4 «Шерман», Северная Франция, осень 1944 года

Боевое применение.

Средний танк М4 «Шерман» принял свое боевое крещение в сражении при Эль-Аламейне осенью 1942 года в составе британских танковых частей. В противоборстве с немецкими танками аналогичных классов Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. вооруженных уже в тот период длинноствольными пушками, показал себя достаточно неплохо и внес, по мнению англичан, решающий вклад в тактическую победу стран коалиции.

Американцы применили впервые М4 «Шерман» в боях в Тунисе в декабре 1942 года, но неправильное их использование американским командованиям привело к большим неоправданным потерям от противотанковой артиллерии противника и на минных полях. В тот же момент в начале 1943 года в Тунисе первые столкновения «Шерманов» с немецкими тяжелыми танками PzKpfw. VI Tiger показали полную их беспомощность и выявили недостатки в конструкции и мощности вооружения.

В ноябре 1942 года танки М4 «Шерман» начали поставляться в СССР по программе ленд-лиза. На Восточном фронте в составе частей и подразделений РККА танки М4 «Шерман» принимали участие практически во всех операциях второй половины Великой Отечественной войны и закончили ее, дойдя до Берлина. В целом на этом театре военных действий они зарекомендовали себя неплохо, заслужив положительные отзывы советских танкистов. К явным недостаткам данного типа танков относили повышенную пожароопасность карбюраторных двигателей и недостаточную огневую мощь при борьбе с танками противника.

Летом 1945 года поставленные в СССР последние танки M4A2(76)W HVSS приняли участие в боевых действиях против Квантунской армии на Дальнем Востоке, пройдя наравне с танками советского производства длительным маршем через пустынную и горную местность Внутренней Монголии и Манчжурии.

Американская пехота продвигается по французскому городу под прикрытием среднего танка М4 «Шерман»

Танки М4 «Шерман» широко применялись американцами и британцами в боевых действиях в Италии и в Западной Европе. Здесь особо проявилась их неспособность бороться с тяжелыми танками противника, что приводило к тяжелым потерям в людях и технике. Танки Sherman Firefly с усиленным вооружением несколько исправили соотношение с перевесом в пользу немецких танков, но повлиять на ситуацию коренным образом они не могли.

Армия и морская пехота США достаточно широко применяла танки М4 «Шерман» в боевых действиях на островах Тихого океана против Японии. Впервые данный тип танков был в этом регионе применен в боях на атолле Тарава в ноябре 1943 года. Здесь и на других островах «Шерманы», не имея достойного противника в лице японских танков, использовались в основном в качестве штурмовых танков и танков, предназначенных для огневой поддержки пехоты.

В период Корейской войны 1950-1953 годов. прибыв на поля сражений, переоснащенные «Шерманы» положили конец доминированию корейских и китайских танков Т-34-85, прежде всего, за счет более высокой подготовки экипажей и оптического оснащения.

Достаточно широко танки М4 «Шерман» применялись в ходе двух арабо-израильских войн, при чем, с той и с другой стороны. Недостаточно умелое их использование в арабских армиях привела к грандиозным безвозвратным потерям.

Большое количество танков М4 «Шерман», уже достаточно устаревших в тот период, приняло участие в индо-пакистанских войнах, пребывая на вооружении армий обеих сторон. Наиболее показательным стало сражение при Асал-Уттаре в сентябре 1969 года, когда устаревшие индийские «Шерманы» в чистую разгромили колонну пакистанский «Паттонов».

Танк М4 «Шерман» пребывал на вооружении армии США фактически до конца 1953 года, уступив свое место более новым машинам подобного класса. В армиях таких стран как Пакистан, Индия, Израиль, Египет, Бразилии и Югославии данный танк состоял на вооружении до начала 70-х годов прошлого века. А в армии Парагвая (5 единиц) состоит и в данный момент.

Индийские офицеры у подбитого в ходе сражения при Асал-Уттаре пакистанского танка М4 «Шерман», сентябрь 1969 года

Шерман (танк)

Шерман (танк)

Изображения на Викискладе ?

M4 «Шерман» (англ.   M4 Sherman ) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР ) по программе ленд-лиза. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана ) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).

M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны. и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ. инженерной техники.

Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка [2] (не считая танков канадского производства). Это третий (после Т-34 и Т-54 [3] ) наиболее массовый танк в мире, и наиболее массовый танк американского производства.

История создания Править

К началу Второй мировой войны США подошли, не имея в производстве и на вооружении ни одной модели среднего или тяжёлого танка, кроме 18 штук M2 [4]. Вражеские танки предполагалось уничтожать противотанковой артиллерией или самоходными противотанковыми орудиями. Срочно разработанный на основе M2 и поставленный в производство средний танк M3 «Ли» не удовлетворял военных уже на этапе разработки, и требования к новому танку, предназначенному для его замены, были выпущены 31 августа 1940 года. ещё до окончания работ над M3. Предполагалось, что новый танк будет использовать уже отработанные и освоенные промышленностью узлы M3, но его основное орудие будет расположено в башне. Тем не менее, работы были приостановлены, вплоть до полной отработки и постановки в серийное производство предыдущей модели, и начались только 1 февраля 1941 года [5]. Прототип, получивший название T6. появился 2 сентября 1941 года [6] .

T6 сохранил многие черты своего предшественника M3, унаследовав у него нижнюю часть корпуса, конструкцию ходовой части, двигатель, а также 75-мм танковую пушку M2. В отличие от M3, T6 получил литой корпус и классическую компоновку с размещением основного вооружения во вращающейся литой башне, что избавило его от большинства свойственных конструкции M3 недостатков.

Танк был быстро стандартизован, получил обозначение M4. и в феврале 1942 года было начато его серийное производство [7]. Первые танки относились к варианту M4A1 с литым корпусом, и были произведены Lima Locomotive Works по контракту с британской армией. Несмотря на то, что танк предполагалось оснастить орудием M3, из-за неготовности новой пушки первые танки получили 75-мм орудие M2, позаимствованное у предшественника [7] .

M4 был проще, технологичнее и дешевле в производстве, чем M3. Стоимость различных вариантов M4 колебалась в районе $45 000—$50 000 (в ценах 1945 года ), и была примерно на 10 % ниже стоимости M3. Самым дорогим был M4A3E2 (Sherman Jumbo ), он стоил $56 812.

75-мм орудие «Шермана» идеально подходило для поддержки пехоты и позволяло танку во время применения в северной Африке на равных противостоять PzKpfw III и PzKpfw IV .Пробиваемость орудия М3 была ниже, чем у KwK 40 L/48, но «Шерман» превосходил Pz IV по бронированию. Незадолго до завершения боёв в северной Африке танку начинает противостоять PzKpfw VI Tiger I. который полностью превосходил M4 и мог быть уничтожен только совместной атакой нескольких «Шерманов» с близкого расстояния и сзади.

Несмотря на потребность частей в танке, который мог бы на равных противостоять «Тигру» и «Пантере», Армия США долгое время откладывала его разработку, считая что в основном Пантеры и Тигры будут применяться на восточном фронте, а на западном их количество будет минимально.

Вначале артиллерийско-техническая служба начала разрабатывать в качестве замены «Шерману» средний танк T20, однако Армия США решила минимизировать разделение производства и начала модернизацию Шермана используя узлы других танков. Так появились модификации M4A1, M4A2, и M4A3 с большей башней T23, оснащённой 76 мм пушкой M1 с улучшенными противотанковыми свойствами.

После «дня Д» «Тигры» были редкостью, тем не менее, половину всех немецких танков на западном фронте составляли «Пантеры», которые явно превосходили ранние модели «Шермана». «Шерманы» с 76-мм орудием были отправлены в Нормандию в июле 1944 года. Противотанковые свойства 76-мм пушки M1 были примерно равны орудию советского танка T-34/85. M4A1 стал первым «Шерманом» с новым орудием, применённым в реальном бою, вслед за ним в бою опробовали M4A3. К концу войны половина американских «Шерманов» была оснащена 76-мм орудием.

Одним из самых важных улучшений «Шермана» стала переработка подвески. Боевое применение выявило короткий срок службы пружинной подвески, взятой от танка М3, и не выдерживавшей больший вес «Шермана». Несмотря на высокую скорость по шоссе и по пересечённой местности, проходимость танка иногда оставляла желать лучшего. В пустыне Северной Америки резиновые гусеницы работали хорошо, в холмистом ландшафте Италии «Шерманы» превосходили в проходимости немецкие танки. На мягкой же поверхности, такой как снег или грязь, узкие траки показывали худшую проходимость, чем немецкие танки с широкими траками (например «Пантера»). Для временного решения этой проблемы армия США выпустила специальные соединительные планки трака (утконосы), увеличивающие ширину трака. Эти утконосы входили в заводскую комплектацию модели M4A3E2 Jumbo, чтобы скомпенсировать увеличенный вес машины.

Для устранения этих недостатков была разработана новая подвеска HVSS (Horizontal Volute Spring Suspension). В этой подвеске буферные пружины были перемещены из вертикального положения в горизонтальное, что позволило увеличить проходимость. Тем не менее, HVSS увеличила вес машины на 1300 кг (c траками T66) или на 2100 кг (с более тяжелыми T80).

Новая модель получила обозначение E8 (именно поэтому танки M4 c HVSS имели прозвище «Easy Eight»). На танке было установлено 76 мм орудие (начальная скорость противотанкового снаряда составляла 780 м/c, снаряд пробивал 101 мм брони на дистанции в 900м). Таким образом «Шерман» мог пробить лобовую броню «Пантеры», правда с намного меньшего расстояния.

Производство M4A3E8 началось в марте 1944 года и продолжалось до апреля 1945 года. Новый танк поступил на вооружение 3 и 7 армий в Европе, где получил прозвище «Super Sherman». Несмотря на то, что танк всё ещё не мог тягаться с «Пантерой» или «Тигром», его надежность и мощное вооружение обеспечили ему долгую жизнь.

Описание конструкции Править

М4А2 «Шерман»

Первые 26 «Шерманов» прибыли в СССР в ноябре 1942 года. Первой новые танки получила 5-я гвардейская танковая бригада и 563-й отдельный танковый батальон Северо-Кавказского фронта. 5 января 1943 года 563-й отдельный батальон насчитывал девять «Шерманов» и 21 МЗ «Стюарт», а 5-я гвардейская танковая бригада 17 января 1943 года имела только два «Шермана», четыре МЗ «Ли», 16 МЗ «Стюарт» и 18 «Валснтайнов».

В соответствии с приказом № 08/ ОР командующего фронтом 563-й отдельный батальон вошел в состав 5-й гвардейской танковой бригады. При этом все «Шерманы» из обеих частей были собраны в составе 5-й ГвТБ, а 563-го батальон получил девять танков МЗ «Стюарт» из состава 5-й гвардейской бригады.

Эти перестановки имели целью полностью перевести батальон на легкие танки, поскольку его планировалось испольювать в морском десанте в Южной Озерейке.

Танк М4А2 «Шерман» старшего лейтенанта Сумарокова, 3-й Украинский фронт, зима 1944 года.

БТ-5 и М3А1 «Стюарт», 192-я танковая бригада. Калининский фронт, декабрь 1942 года.

Немецкий танк М4А2 «Шерман» из 14-й танковой дивизии. Прежде танк принадлежал части 2-го Прибалтийского фронта, октябрь 1944 года.

Колонна танков М4А2 «Шерман», 5-я гвардейская танковая армия, май 1944 г.

М4А2 «Шерман», 2-я танковая армия, район Люблина, июль 1944 года. Колонна польской пехоты из 1-й пехотной дивизии.

M4A2(76W) «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус. Танк поддерживает действия пехоты, Вена, апрель 1945 года.

Лейтенант И. Г. Дронов и сержант Н. Идрисов на фоне «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, 16 апреля 1945 года.

Танки М4А2(76) «Шерман», 9-й гвардейский механизированный корпус 6-й гвардейской танковой армии, Вена, апрель 1945 года.

M4A2(76)W «Шерман», 1-й гвардейский механизированный корпус, Вена, апрель 1945 года.

M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.

Танки М4А2(76) «Шерман», 2-й Украинский фронт, Берлин, май 1945 года.

Верхний снимок — Средние танки М4А2 «Шерман», неизвестная кавалерийская часть, Польша, осень 1944 года. Танк оснащён гусеницами Т49.

Нижний снимок — M4A2(76)W «Шерман», 2-я танковая армия 1-го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.

М4А2(76) «Шерман», 64-й гвардейский танковый полк 2-го Белорусского фронта, район Гданьска, январь 1945 года.

М4А2 «Шерман», неизвестная часть. Переправа в районе Нарвы, февраль-март 1944 года.

Верхний снимок — «Шерман», 2-я танковая армия, предместья Люблина, 26 июля 1944 года.

Нижний снимок — M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус, 6-я танковая армия, Забайкальский фронт, Манчжурия, август 1945 года.

Советские танкисты хорошо приняли танки М4А2 «Шерман». 23 октября 1943 года 5-я гвардейская танковая бригада докладывала:

«Благодаря большой скорости, танк М4А2 очень удобен для преследования, имеет большую маневренность. Вооружение вполне соответствует его конструкции, так как имеет осколочные и бронебойные снаряды (болванки), пробивная способность которых очень высокая. 75-мм пушка и два пулемета „Браунинг“ в работе безотказны. К недостаткам танка относится большая высота, что является мишенью на поле боя. Броня, несмотря на большую толщину (60 мм), недоброкачественна, так как были случаи, когда на дистанции 80 метров она пробивалась из ПТР. Кроме того, был ряд случаев, когда Ю-87 при бомбёжке обстреливали танки из 20-мм пушек и пробивали боковую броню башни и бортовую броню, в результате чего были потери среди экипажей. По сравнению с Т-34 М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо».

Плавность хода «Шерманов» оценили пехотинцы-десантники. Старые солдаты вспоминали, что во второй половине 1944 года танки М4А2 использовались для охоты на немецких фаустников. На танк взбиралось шесть-восемь автоматчиков, которые привязывали себя ремнями к скобам на броне. Танк ехал, а солдаты обстреливали все подозрительные объекты на расстоянии 100–150 м от танка.

Такой тактический приём получил прозвище «метла». Для его выполнения подходили только «Шерманы». На Т-34 из-за слишком жёсткой подвески десант трясло и ни о какой прицельной стрельбе не могло идти и речи. Следует также отметить больший комфорт для экипажа «Шермана» по сравнению с «тридцатьчетвёркой».

В июле 1943 года в 48-ю армию Центрального фронта прибыл 299-й отдельный танковый полк, располагающий 38 танками М4А2. Но массовое оснащение танковых частей Красной Армии танками «Шерман» началось только весной 1944 года.

Можно выделить два типа частей, оснащенных танками М4А2 «Шерман»: отдельные смешанные танковые полки и танковые или механизированные корпуса. Полки обычно имели в составе 11 танков М4А2 и десять «Валентайнов IX». Они действовали в составе общевойсковых армий на различных фронтах.

Танковые и механизированные корпуса входили в состав танковых армий. Например, 3-й Сталинградский гвардейский механизированный корпус действовал в составе 3-го белорусского фронта 22 июня 1944 года, располагал 196 танками: 110 М4А2, 70 «Валентайнов IX», 16 Т-34. 2-й и 4-й гвардейские механизированные корпуса были полностью оснащены советскими танками.

3-й гвардейский танковый корпус (1-й Прибалтийский фронт) также оснащался союзническими танками. 15 августа 1944 года в корпусе имелось 99 «Шерманов» и 23 «Валентайна IX». В мае 1944 года союзническими танками оснастили 1-й механизированный корпус им. Красной Гвардии 1-го Белорусского фронта. В бригадах и полках корпуса находилось 136 танков М4А2, 44 «Валентайна IX», пять «Валентайнов X», 21 самоходка СУ-76, 21 самоходка СУ-85, 43 бронеавтомобиля БА-64 и 47 «Скаут каров». С 29 июля 1944 года корпус участвовал в боях под Слуцком и Барановичами, а позднее участвовал в освобождении Бреста. 5-я гвардейская танковая армия — главная ударная сила 3-го Белорусского фронта во время операции «Багратион» — была наиболее крупным ударным соединением, оснащённым заметным числом западной техники. Всего в армии имелось 350 танков Т-34. 64 «Шермана», 38 танков «Валентайн IX», 29 танков ИС-2, 23 самоходки ИСУ-152,42 СУ-85. 22 СУ-76, 21 М10 и 37 СУ-57.

С освобождения Белоруссии начинается качественное развитие советских танковых войск. По степени подготовки, опытности и умению проводить боевые операции советские танковые части сравнялись с частями и соединениями всех уровня вермахта и войск СС.

2 июля 1944 года пять танков «Шерман», ведомых гвардии старшим лейтенантом Г. Г. Кияшко (из 9-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса) атаковали противника и в первом эшелоне форсировали Березину. Тут танкисты получили приказ сходу ворваться в местечко Красное, а в случае отсутствия сопротивления противника, занять местечко. Гарнизон противника не ожидал атаки, поэтому танки ворвались на улицы городка, забитые немецкими грузовиками. Стреляя из пушек и пулеметов, метая ручные гранаты, давя гусеницами танков, танкисты уничтожали гитлеровскую технику. Несколько танков прорвались к соседней железнодорожной станции.

Командир другого взвода, лейтенант Смирнов, получил от Кияшко сообщение по радио и сумел перехватить два паровоза и несколько вагонов, из которых выгружалось военное имущество. Вскоре гитлеровцы были окончательно выбиты из городка. В ходе боя гвардейцы уничтожили четыре полевые пушки, почти 30 автомобилей, убили 80 немецких солдат, потеряв при этом только один «Шерман» старшины А. Е. Башмакова. Танкисты перерезали шоссе и железную дорогу, ведущую на Минск. Кияшко приказал, что три исправные «Шермана» организовали засаду, а машина Е. Н. Смирнова, которая в результате тарана получила повреждение механизма оборота башни, забрала раненых и отступила в расположение основных сил бригады.

Вскоре оставшиеся советские танки были атакованы немецкой группировкой, отходящей из Минска на Молодечно через Красное. Против экипажей трех советских танков было брошено 20 танков и САУ (в том числе несколько «Пантер») и до батальона пехоты. За несколько часов боя три «Шермана» подбили шесть немецких танков PzKpfw IV, одну «Пантеру» и самоходно-артиллерийскую установку StuG III, уничтожили до роты пехоты. Но силы были не равны. Все советские танки были подбиты, остатки экипажей сумели пробиться к своим.

Между тем, с подходом основных сил бригады бои за г. Красное разгорелись с новой силой. 3 июля, потеряв семь «Шерманов», танкисты город не взяли. Немецкая оборона была прочной. На следующий день, обойдя город с флангов, наши части заставили противника начать отход, а 5 июля в Красное ворвалась советская кавалерия генерала Осликовского и полностью очистила город от немцев.

Шасси танка M4A2(76)W HVSS «Шерман» с 23-дюймовыми гусеницами. Шасси использовалось для пуска генераторов вплоть до конца 60-х гг. Отдельные машины применялись на практике еще в 1996 году! Летом 1945 годи СССР успел получить партию таких танков, которые использовал в войне с Японией.

Танки M4A2(76)W «Шерман», 9-й механизированный корпус 6-й танковой армии. Забайкальский фронт, построение перед началом войны с Японией, 8 августа 1945 года.

Танки «Шерман» использовались в Красной Армии до конца войны. Например, 8-й гвардейский Александрийский механизированный корпус 2-го Белорусского фронта на 14 января 1945 года имел 185 М4А2, пять Т-34, 21 ИС, 21 СУ-85, 21 СУ-76, 53 «Скаута», 52 БА-64 и 19 ЗСУ M17. 9-й гвардейский мехкорпус 2-го Украинского фронта на 10 августа 1944 года насчитывал 100 М4А2, 40 «Валентайн IX» и три СУ-76, а 5-й гвардейский кавалерийский корпус на 5 августа 1944 года имел 26 Т-34, 41 М4А2 и 19 СУ-76. Танки «Шерман» брали Вену (в составе 1-го гвардейского мехкорпуса) и участвовали в Берлинской операции (в составе войск 2-й танковой и 33-й армий). Свой боевой путь в Красной Армии они закончили на Тихом океане: во время войны с Японией в составе войск Забайкальского фронта находилось более 250 этих машин, в 9-м гвардейском мехкорпусе 6-й гвардейской танковой армии было 137 «Шерманов», в 201-й танковой бригаде — 65, а в 48-м отдельном танковом батальоне два Т-34, два «Шермана» и две СУ-100.