Софт-Архив

Civilization Iv img-1

Civilization Iv

Рейтинг: 4.5/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Windows: Ролевые, RPG

Описание

Скачать торрент Sid Meier - s Civilization IV: Complete Edition (2009

Sid Meier's Civilization IV: Complete Edition [v1.01]

[screens]http://img715.imageshack.us/img715/7885/logo12314.png[/screens]

Информация об игре:

Название: Sid Meier's Civilization IV: Complete Edition

Год выхода: 2009

Жанр: Глобальная Пошаговая стратегия

Тип издания: RePack

Разработчик: Firaxis Games

Версия: 3.19

Язык интерфейса: Только русский

Мультиплеер: LAN, Интернет

Таблетка: Не требуется

Системные требования:

* Операционная система: Windows XP / Vista / 7

* Процессор: Intel Pentium 4 1.2 ГГц AMD Athlon 1500+

* Память: 512 Мб (Для VISTA и SEVEN 1 Гб)

* Видеокарта: 64 Мб, GeForce 4 MX440 / Radeon 9000, Shader model 1.1, DirectX 8.0

* Аудиокарта: 16-бит совместимая с DirectX 8.0с

* Свободное место на ЖД: 4.5 Гб

Civilization IV — Предпоследний на сегодняшний день проект масштабной серии Sid Meier’s Civilization. Первая игра вышла в начале 1990-х годов и была признана лучшим симулятором мировой истории. Продолжая традиции своих предшественниц, Sid Meier’s Civilization IV представляет усовершенствованную графику и звук, новые технологии, юниты и другие игровые элементы, улучшенный многопользовательский режим, а также огромные возможности для создания собственных модификаций.

Дополнения «Civilization IV: Эпоха огня» и Civilization IV: Warlords, включающие все нововведения и исправления, внесенные после выпуска оригинального проекта, вводят новые цивилизации, чудеса света, уникальные технологии, а также предлагают огромный выбор миссий — от средневековых сражений Карла Великого и походов Реконкисты до битв с зомби в загробном мире и футурологических космических войн.

* Версии игр: Civilization IV = 1.74 Civilization IV: Warlords = 2.13 Civilization IV: Эпоха огня = 3.19 Civilization IV: Колонизация = 1.01

* Удаленны файлы не используемые игрой

* Ничего не перекодировано в меньший битрейт

Другие статьи, обзоры программ, новости

Антология Цивилизация 4

Антология Цивилизация 4 / Sid Meier's Civilization 4 (2009) PC | Repack

Название: Антология Цивилизация 4 / Sid Meier's Civilization 4 (RUS) [Repack]

Тип издания: Пиратская лицензия [Repack]

Назначение: Стратегия

Разработчик: 2K Games

Платформа: PC

Язык интерфейса: Русский

Таблетка: Таблетка вшита

Описание: Вашему вниманию представлена полная сборка игр серии "Sid Meier's Civilization 4", в сборку встроены всё последние официальные патчи, игра полностью "вылечена от жадности".

Civilization IV:

На заре своей истории люди часто устремляли свой взгляд в небо — туда, где льдисто сияют далекие звезды. И однажды та сила, что спит до поры до времени внутри человека, пообещала, что доставит его в этот заоблачный мир. Но для осуществления мечты людям предстоит пройти долгий путь длиною в тысячи лет — из гулкой сырости каменных пещер в ладно скроенный уют бревенчатых деревушек, а после — в холод высотных гигантов из бетона, стекла и стали. Человеку предстоит научиться говорить на многих языках, творить культуру и низвергать богов. Преграды не удержат его. Сомнений не останется. Цивилизация наступает.

Civilization IV: Warlords:

Sid Meier’s Civilization IV: Warlords — официальное дополнение к культовой Civilization IV

* Шесть абсолютно новых цивилизаций с уникальными юнитами и постройками, новые чудеса, новый вид дипломатических отношений — вассалитет.

* Десяток величайших в истории военачальников, среди которых Шака, Ванг Кон и Август, с новыми лидерскими способностями.

* Новый тип «великой личности» — Полководец — незаменимый помощник игроков, жаждущих власти над всем миром.

* Восемь дополнительных сценариев, включая «Завоевательные походы Александра», «Возвышение Рима», «Чингиз-хан», «Викинги» и другие.

* Расширенные возможности игры, доводка ключевых игровых элементов, все исправления и дополнения (включая pit boss'а), внесенные после выпуска игры Sid Meier's Civilization IV.

Civilization IV: Эпоха огня

Новое дополнение к знаменитой исторической стратегии Сида Мейера привнесет в игру значительные изменения: появятся десять новых цивилизаций, пять чудес света, шесть уникальных технологий, а также оригинальная система шпионажа и разветвленная сеть торговых путей. Теперь начать кампанию можно будет не с исходной точки, а с более позднего этапа, что позволит приобретать города, войска, технологии и совершенствовать их прежде, чем приступить к осуществлению миссии. События развернутся по одиннадцати абсолютно новым сценариям, действия которых происходят в разных временных и исторических пластах. Выбор миссий весьма широк — от средневековых сражений Карла Великого и походов Реконкисты до битв с зомби в загробном мире и футурологических космических войн.

Civilization IV: Колонизация

Прославленная эпопея Сида Мейера продолжается! Третье дополнение в знаменитой серии представляет новое воплощение Colonization — классической стратегии, созданной мастером в 1994 году.

Игроку предстоит повести один из европейских народов — англичан, французов, испанцев или голландцев — открывать и осваивать Новый Свет. Сохранять мир и поддерживать своих последователей; путем переговоров устанавливать добрососедские взаимоотношения с коренными народами освоенных земель и с другими колонистами; наладить торговлю ресурсами, золотом и землями с европейскими государствами — таковы сложные и масштабные задачи основателя сильной и самостоятельной колонии.

Особенности Репака:

- Ничего не перекодировано, вырезан только "мусор" от Издателей

- Оригинальная игра и дополнения к ней, пропатченны самыми свежими официальными патчами

- Запуск всех частей игры, с ярлыка на рабочем столе

Инструкция по установке: Ставится автоматом

Системные требования: * ОC: Windows 2000/XP/Vista;

* Звуковая карта, совместимая с DirectX;

Sid Meier s Civilization 4 - дата выхода, системные требования, официальный сайт, обзор, скачать торрент бесплатно

Sid Meier's Civilization 4 от 99 P

Издатель в России: 1С

Гениальное творение маэстро Сида Мейера (Sid Meier) возвращается!

- разработку Civilization 4 непосредственно возглавляет сам маэстро Сид Мейер

- игра будет базироваться на новом трехмерном движке, отлично справляющимся, как с глобальной картой, так и с отображением отдельно взятых городов

- индивидуальные боевые единицы станут накапливать опыт с последующим получением различных апгрейдов, направленных на противоборство определенным вражеским юнитам

- отныне копьеносцы, сколько бы их не было, не смогут одержать верх в битве с танком

- помимо слияния новых технологий, tech tree было кардинально переработано, что позволит игрокам добиваться исследования одних и тех же вещей совершенно разными способами

- Civilization 4 будет находиться в крайне дружелюбных отношениях с модмейкерами, благо игра разрабатывается с использованием библиотек данных XML и скриптового языка Python

- особо одаренные модеры смогут даже порыться в A.I игры

- Civilization 4 изначально разрабатывалась с учетом мультиплеера, посему, от игры можно смело ожидать различных кооперативных и многопользовательских режимов.

  • Civilization 4: Warlords. 24.07.2006
  • Civilization IV: Beyond the Sword. 24.07.2007

Рекомендуемые системные требования

Sid Meier’s Civilization IV скачать торрент для PC (Torrent)

Sid Meier’s Civilization IV

Информация об игре

Разработчик: Firaxis Games

Издатель: 2K Games

Тип издания: Пиратка

Язык интерфейса: Русский

Таблетка: Присутсвует

Sid Meier’s Civilization IV – пошаговая стратегическая игра, которая продолжает популярную серию игр Civilization.

Начинается игра в 4000 году до н. э. где вы появляетесь на карте с поселенцем и одним воином, или же с разведчиком, если начальная технология – Охота, и начинаете развиваться. Помимо вас будут также ещё пару цивилизаций, племена варваров и туземные деревни. Каждый ход в игре равен определенному количеству лет, а вот какое именно количество, уже зависит от выбранной игроком скорости игры. Так же перед началом игры вы можете выбрать тип карты, размер её, климат, уровень моря, что будет влиять на сгенерированный ландшафт и находящихся на ней ресурсов, и т.д.

Победить в игре вы можете несколькими путями – это культурное, политическое, технологическое доминирование, или же, как по старинке, уничтожить все остальные цивилизаций.

Установка:

1. Установить игру

2. Установить патч 1.61

3. Установить русификатор

4. Скопировать NoCD в папку с игрой

Скачать Антология Цивилизация 4

Антология Цивилизация 4 / Sid Meier's Civilization IV (2009) PC

Тип издания: Пиратская лицензия [Repack]

Назначение: Стратегия

Разработчик: 2K Games

Платформа: PC

Язык интерфейса: Русский

Таблетка: Таблетка вшита

Системные требования: * ОC: Windows 2000/XP/Vista;

* Процессор Intel Pentium IV или AMD Athlon с тактовой частотой 1.8 ГГц;

* 512 Мб оперативной памяти;

* Видеокарта: Direct X-совместимый видеоускоритель с 128 Мб видеопамяти и поддержкой пиксельных и вертексных шейдеров;

* Звуковая карта, совместимая с DirectX;

* 5 Гб свободного места на жестком диске.

Инструкция по установке: Ставится автоматом

Описание: Вашему вниманию представлена полная сборка игр серии "Sid Meier's Civilization 4", в сборку встроены всё последние официальные патчи, игра полностью "вылечена от жадности".

Civilization IV:

На заре своей истории люди часто устремляли свой взгляд в небо — туда, где льдисто сияют далекие звезды. И однажды та сила, что спит до поры до времени внутри человека, пообещала, что доставит его в этот заоблачный мир. Но для осуществления мечты людям предстоит пройти долгий путь длиною в тысячи лет — из гулкой сырости каменных пещер в ладно скроенный уют бревенчатых деревушек, а после — в холод высотных гигантов из бетона, стекла и стали. Человеку предстоит научиться говорить на многих языках, творить культуру и низвергать богов. Преграды не удержат его. Сомнений не останется. Цивилизация наступает.

Civilization IV: Warlords:

Sid Meier’s Civilization IV: Warlords — официальное дополнение к культовой Civilization IV

* Шесть абсолютно новых цивилизаций с уникальными юнитами и постройками, новые чудеса, новый вид дипломатических отношений — вассалитет.

* Десяток величайших в истории военачальников, среди которых Шака, Ванг Кон и Август, с новыми лидерскими способностями.

* Новый тип «великой личности» — Полководец — незаменимый помощник игроков, жаждущих власти над всем миром.

* Восемь дополнительных сценариев, включая «Завоевательные походы Александра», «Возвышение Рима», «Чингиз-хан», «Викинги» и другие.

* Расширенные возможности игры, доводка ключевых игровых элементов, все исправления и дополнения (включая pit boss'а), внесенные после выпуска игры Sid Meier's Civilization IV.

Civilization IV: Эпоха огня

Новое дополнение к знаменитой исторической стратегии Сида Мейера привнесет в игру значительные изменения: появятся десять новых цивилизаций, пять чудес света, шесть уникальных технологий, а также оригинальная система шпионажа и разветвленная сеть торговых путей. Теперь начать кампанию можно будет не с исходной точки, а с более позднего этапа, что позволит приобретать города, войска, технологии и совершенствовать их прежде, чем приступить к осуществлению миссии. События развернутся по одиннадцати абсолютно новым сценариям, действия которых происходят в разных временных и исторических пластах. Выбор миссий весьма широк — от средневековых сражений Карла Великого и походов Реконкисты до битв с зомби в загробном мире и футурологических космических войн.

Civilization IV: Колонизация

Прославленная эпопея Сида Мейера продолжается! Третье дополнение в знаменитой серии представляет новое воплощение Colonization — классической стратегии, созданной мастером в 1994 году.

Игроку предстоит повести один из европейских народов — англичан, французов, испанцев или голландцев — открывать и осваивать Новый Свет. Сохранять мир и поддерживать своих последователей; путем переговоров устанавливать добрососедские взаимоотношения с коренными народами освоенных земель и с другими колонистами; наладить торговлю ресурсами, золотом и землями с европейскими государствами — таковы сложные и масштабные задачи основателя сильной и самостоятельной колонии.

Особенности Репака:

- Ничего не перекодировано, вырезан только "мусор" от Издателей

- Оригинальная игра и дополнения к ней, пропатченны самыми свежими официальными патчами

- Запуск всех частей игры, с ярлыка на рабочем столе

Civilization 4 Complete - скачать русскую версию

Очередной виток эволюции серии и переход к трёхмерности. С этой части серии началось повальное увлечение Цивилизацией тех игроков, которые находили предыдущие игры серии чересчур сложными и схематичными.

Вы можете скрыть всю рекламу на сайте. Как?

Полное собрание включает в себя проекты: Civilization IV, Civilization IV: Warlords, Civilization IV: Эпоха огня, Civilization IV: Колонизация .

Недавно вышедшая Sid Meier's Civilization V. это конечно очень крутой и дорогой проект, имеющий множество инноваций, и отличное продолжение традиций игровой серии Сида Меерса. Ну а настоящая, мировая слава к стратегии Civilization. пришла как раз с выходом четвёртой части и её замечательных дополнений. Не зря Civilization IV так любят ценители хорошей стратегии.

Civilization IV - культовая игра, имеющая по всему миру миллионы поклонников. В Civilization IV, много хорошего позаимствовано из других не менее замечательных и известных стратегий. Но и в свою очередь Civilization IV, дала игровому миру много нового и интересного. Вообще основные известные стратегии тесно переплетены между собой в области применения приёмов в игре, и введении инноваций. Так, можно сказать что Civilization IV была создана с включением опыта и применением приёмов, из других игр данного жанра, и в свою очередь дала возможность появиться на свет некоторым не менее популярным и интересным стратегиям от разработчиков игр не относящихся к созданию Civilization IV.

Язык интерфейса и озвучки: Только русский

Системные требования:

Операционная система: Windows XP/Vista/Seven

Процессор: Intel Pentium 4 1.2 ГГц AMD Athlon 1500+

Память: 512 МБ (Для VISTA и SEVEN 1 Гб)

Видеокарта: 64 МБ, GeForce 4 MX440 / Radeon 9000, Shader model 1.1, DirectX 8.0

Аудиокарта: 16-бит совместимая с DirectX 8.0с

Свободное место на ЖД: 4.5 ГБ

Civilization IV - Цивилопедия

Civilization IV

«Главная икона в мире умных игр »

«Игромания», 9,0/10

«Единственная в своём роде глобальная стратегия, где главное — не деньги, а кадры и образование »

«Лучшие компьютерные игры», 95/100

«. Возможность перекроить мировую историю настолько заманчива, что эта игра способна отнять не один день и даже не одну неделю Вашей жизни »

Содержание Описание Править

Sid Meier’s Civilization 4 — продолжение одной из самых популярных и успешных серий глобальных пошаговых стратегий. Суммарный тираж серии в данный момент насчитывает более 6 млн копий. В 2009 году сайт IGN поставил Civilization 4 на третье место в ряду 25 лучших PC-игр всех времён [1].

Суть игры Править

В игре вам даётся возможность управлять одной из империй. Вы начинаете игру в 4000 году до н. э. с поселенцем и одним юнитом воином (или разведчиком. если начальная технология — «Охота »), с вами будут так же находиться ещё несколько цивилизаций, туземные деревни и племена варваров. Перед началом игры предоставляется возможность выбрать тип карты (пангея, несколько континентов, островная карта и т. п.), а также её размер, от которого зависит количество соперничающих с вами цивилизаций. Также перед началом игры доступен выбор климата и уровня моря, что влияет на ландшафт сгенерированной карты и находящиеся на ней ресурсы. Каждый ход в игре равен определённому количеству лет, что зависит от выбранной игроком скорости игры. Кроме того, имеется определённый масштаб, по которому чем ближе игрок к современности, тем меньше лет в одном ходе и наоборот. При низких скоростях игры, в недалёком прошлом, современности и будущем, один год может проходить за несколько ходов.

Способы победы Править

В игре вы имеете несколько путей к победе. Это политическое, культурное, технологическое доминирование или уничтожение всех остальных цивилизаций.

Победа по очкам Править

Игра заканчивается в 2050 году и побеждает цивилизация, набравшая большее количество очков.

Военная победа Править

Игра заканчивается, когда какая-либо цивилизация уничтожает всех соперников. Государство уничтожается тогда, когда у него не остаётся больше городов, независимо от находящихся под его контролем юнитов. Также можно ввести настройку «Биться до последнего», то есть цивилизация уничтожается только при уничтожении всех её городов и юнитов.

Территориальная победа Править

Игра заканчивается, когда цивилизация имеет под контролем 25 % всего населения и 56 % всей территории суши.

Культурная победа Править

Игра заканчивается, когда нация имеет 3 города с Легендарной культурой (в русской версии не слишком удачный перевод «легендарный» как «максимальный» уровень культуры: 50 000 очков культуры на город при «нормальной» скорости игры).

Космическая победа Править

Игра заканчивается, когда одна из цивилизаций посылает корабль на Альфу Центавра и он успешно достигает цели. В отличие от предыдущей игры серии, нужно, чтобы космический корабль именно достиг Альфы Центавра, а не просто был запущен. Всегда при запуске имеется определённый процент выполнения задачи, который зависит от количества построенных компонентов корабля, то есть корабль может быть запущен и с неполным возможным комплектом всех модулей, но при этом до Альфы он может не долететь.

Дипломатическая победа Править

Игра завершается, когда при выборах в ООН государство выигрывает выборы мирового лидера и добивается принятия всеми странами дипломатических соглашений.

После победы, если ваши достижения были достаточно эффективны, ваш счёт заносят в Зал славы. Также, после победы, есть возможность продолжить игру. В таком случае последующий счёт не будет заноситься в Зал славы и не будет возможности добиться победы иного типа.

Бой Править

По сравнению с предыдущими частями, бои претерпели значительные изменения.

Теперь у каждой боевой единицы есть параметр опыт. Участвуя в битвах, юнит набирает очки опыта и с повышением уровня может потратить его на изучения одного продвижения по службе, за что получает лычку. Также опыт дают некоторые строения (такие как казармы. сухой док и т. п.) и парадигмы. В более поздних аддонах к игре, очки опыта при производстве может давать также выдающаяся личность — генерал, поселённый в городе. Не имеет значения, защищался отряд или нападал, в любом случае при победе ему присуждаются очки опыта. Но стоит помнить, что воздушные отряды опыт не накапливают (это было реализовано только в аддоне Beyond the Sword), также он не даётся за бомбардировки или в случае, когда вражеский юнит отступил. Не каждый отряд имеет все продвижения по службе, некоторые можно получить только при выполнения определённого условия, другие же могут использовать только определённые боевые единицы.

Всего в игре 41 различное продвижение по службе.

Цивилизации и лидеры Править

В игре на выбор предоставляется 18 цивилизаций, каждая со своими уникальными особенностями, юнитами и лидерами. У некоторых цивилизаций на выбор даётся 2 (а в аддоне Beyond the Sword даже 3) лидера. Обычно, каждая цивилизация обладает одним уникальным юнитом, а каждый лидер - двумя особенностями. Особенности могут ускорять производство некоторых зданий, удваивать производство, например, великих людей, или же давать юнитам бесплатное повышение.

Чудеса света Править

Всего в игре 33 Чуда света. Для получения возможности построить чудо надо исследовать необходимую технологию, также для некоторых ещё выполнить дополнительные условие. Некоторые чудеса устаревают с открытием последующих технологий. На весь мир не может быть построено двое одинаковых чудес, поэтому гонка за постройкой их - важный элемент игры. Каждое чудо света даёт уникальные бонусы, которых невозможно добиться обычными зданиями.

Так же есть национальные чудеса. В отличие от чудес света, их может быть столько, сколько есть наций. То есть одна цивилизация не может построить 2 одинаковых национальных чуда. Ещё одной особенностью национальных чудес является то, что в одном городе их может быть только два, поэтому их постройку надо планировать заранее.

Формы правления Править

Кроме всего этого, в игре представлены различные формы правления, так называемые «цивики». Они определяют, по каким законам живёт страна и дают соответственные бонусы. Всего есть 5 направлений «цивиков», в каждом из которых по 5 форм правления. Изначально открыты только по одной, но с изучением технологий имеется возможность перейти на другие. Переход к новой форме власти вызывает анархию (в цивилизациях, чей правитель имеет персоналию «Мистик», анархия отсутствует).

Прохождение игры Цивилизация 4 - чит коды, nocd, nodvd, трейнер, crack, сохранения, совет, скачать бесплатно

Прохождение игры Цивилизация 4

Куда грядем? Отколь свой путь вершим?

Итак, мы стали правителем маленького племени, у которого только-только отсохли хвосты, и приняли на себя торжественное обязательство провести их через тернии к звездам. Для этого мы располагаем всеми средствами, которые от начала времен полагаются великим цивилизаторам: к нашим услугам строительство и научный прогресс, война и дипломатия, гражданские преобразования и религия. Говорите, религии раньше не было? Точно так, но это — далеко не главное нововведение.

Впрочем, сперва поговорим о другом — о выборе конечной цели. Как и в Civilization III, имеют место 6 возможных способов победы:
  • По истечении времени (Time Victory). Какая из рас получила больше всего победных очков к моменту окончания партии (заданному особо — по умолчанию это 2050 год), та и выиграла. Текущее положение дел можно увидеть в нижнем правом углу основного игрового экрана; правда, перечисляются только уже обнаруженные вами нации. Это — самый легкий способ добиться победы.
  • Завоевание (Conquest Victory). Путь настоящего мужчины — уничтожение всех соперников. Нация считается уничтоженной с падением последнего города, какие бы войска у нее ни оставались. Энергичный способ, но мешает необходимость разыскивать все до единого поселения.
  • Доминирование (Domination Victory). Если вам принадлежит 2/3 карты и народу у вас хотя бы на 25% больше, чем у любого из остальных народов — вы победили путем доминирования. Обычно это более легкий способ.
  • Культурная победа (Cultural Victory). Медитативный и долгий процесс: вам надо в трех городах добиться культуры 50000. Куда менее гуманно, чем в третьей части, где можно было либо растить один город, либо общую культуру нации. Впрочем, здесь есть средства добиться этого несколько быстрее.
  • Прорыв в космос (Space Race). Собрать космический корабль и улететь с Земли куда подальше, точнее — на Альфу Центавра. Тоже не самый энергичный способ, но все же повеселее, чем культурная гонка.
  • Дипломатия (Diplomatic Victory). В отличие от Civilization III, избрание генсеком ООН еще недостаточно для победы. Собравшись, ООН может накладывать различные резолюции и принимает активное участие в политике. Вопрос же о дипломатической победе — один из многих, которые можно ставить на голосование. И если удастся добиться большинства.
Излишне упоминать, что желательный способ победы лучше определить с самого начала. От него зависит, в частности, выбор расы. Но о расе мы поговорим позже. Чтобы оценить преимущества того или иного правителя — надо сперва разобраться с игровой механикой. «Цивилизатору» приходится взвалить на себя заботы очень многих людей.

Заботы бургомистра или Города Управление городами изменилось очень значительно. Главное: теперь мы оперируем не только «человечками», но рядом общегородских показателей. С одной стороны, это позволяет где-то сэкономить усилия за счет других городов, с другой — заставляет внимательнее следить за динамикой развития.

Система роста населения в городах утратила благородную прозрачность Civilization I-III. То есть — мы можем в любой момент узнать, через сколько ходов прогнозируется появление новой трудоспособной единицы, но наглядных графиков более нет. Почему? А потому, что появился новый фактор, влияющий на демографию не вполне очевидным образом. Этот фактор называется «здоровье ». У каждого города есть такой показатель, как соотношение между здоровьем и нездоровьем. Взгляните на рисунок «Управление городом»: вверху, справа от полоски роста, вы увидите, что у города на рисунке это соотношение — 7:2. Очень неплохо, но это потому, что город очень маленький. Стоит ему подрасти — и поползет зараза. Заметьте, теперь для роста города необязательны акведуки. Пусть себе плодится и размножается, но если без акведука, больницы и так далее — не взыщите, будут болеть. И скоро смертность начнет достигать уровня рождаемости. Еда исправно производится — а роста нет как нет. Это важно: создание колонистов и рабочих более не сокращает популяцию города. Колонизация стала намного, намного легче. Что помогает оздоровлению? Те здания, что раньше влияли на максимальное число населения и на очистку от загрязнений. Реки и озера: если поставить город на живописном берегу, акведук не потребуется. А также вкусная и здоровая пища. Помимо стратегических ресурсов и роскоши, появились «ресурсы здоровья»: рис, бананы, пшеница, свиньи, овцы, коровы. После того, как эти ресурсы по всем правилам (см. «Благоустройство») будут доставлены в столицу, во всей стране увеличится здоровье. Что вызывает болезни? Перенаселение. Нездоровая местность: джунгли и заливные луга (луга-то за что — из-за комаров, что ли?). А также практически вся промышленность. Логично. Это важно: а вот бича прежних цивилизаторов — загрязнения окружающей среды — больше нет. Оно полностью включено в категорию «Здоровье». И славно, потому что мышиная возня рабочих, чистящих загрязнение, изрядно надоела.

О зрелищах

С давних пор мы привыкли, что в городах живет энное количество «человечков» (каждый из которых символизирует столько-то тысяч населения), и каждый человечек может заниматься каким-то созидательным трудом, а также как-то относиться к происходящему в стране: быть счастливым, довольным или недовольным. Все это осталось по-прежнему, но с одним важным изменением. Ранее, стоило в городе числу недовольных превысить число счастливых, разгорался бунт, город становился бесполезен, и так далее. Теперь же «полезность» города меняется плавно: появился недовольный — и перестал работать, ушел в подполье, а завтракать, обедать и ужинать, заметим, вовсе не перестал. Таким образом, в недовольном городе накапливаются «бессмысленные потребители», и постепенно он может начать голодать. Кажется, что это некоторое облегчение по сравнению со старой системой: в конце концов, бунт вам не грозит. Но это неверно. Все даже хуже, потому что, во-первых, урон наносит не только «финальная» стадия недовольства, а во-вторых, следить за тихими «саботажниками» труднее. Что успокаивает? Многие здания (храмы, колизеи), ресурсы типа «роскошь» (см. «Благоустройство территории»), некоторые чудеса света.

Что порождает недовольство? Как и раньше: перенаселение (другими словами, при достаточном количестве народа в городе недовольные всегда найдутся) и война. Последняя влияет тем сильнее, чем дольше идет; кроме того, соотечественники тех, с кем вы воюете, недовольны сугубо. Например, если вы решили завоевать Германию в два приема, во второй вам придется туго с теми, кого вы захватили в первый раз. Города теперь бывают смешанной национальности. Такие чаще бунтуют, а также охотнее сдаются «культурному завоеванию». Кроме этого, к счастью и несчастью имеют прямое отношение государственные законы. Но о них речь пойдет позже.

Золотой запас Денежная система тоже не осталась в первозданном виде. И она, пожалуй — самая загадочная из всех. Бич империй в Civilization III — преступность, отъедающая львиную долю дохода и производства в удаленных от столицы регионах — заменилась гораздо более культурной формой отъема средств у правителя. Теперь стоимость оплаты того или иного здания перестала быть величиной постоянной. Если раньше библиотека стоила 1 золотой в ход, где бы ни находилась — теперь в столице она может вообще не стоить ничего, а в какой-нибудь Тьмутаракани обходиться монет в 8. Причины такого явления называются теми же, что и в прошлой игре: из 8 монет 7 уходит в карман местным ворюгам. Стало быть, строим суды и все такое прочее. Плюс, конечно же, столица должна быть поближе к центру страны, а если она слишком уж растянулась — можно построить в еще одном городе «синтетическую столицу», Forbidden Palace. А также закон о государственной собственности (см. «Законы») снимет эту проблему как класс, но добавит других. Надо отметить, что новая система сбалансирована лучше старой. И в первую очередь потому, что теперь есть стимул строить или захватывать города далеко от столицы, даже если не планируется переходить к коммунизму. Потому что страдают только финансы, но не продукция города. Это важно: с другой стороны, это означает, что бесконтрольная экспансия теперь опасна для всей страны. Построив или захватив много городов, вы рискуете сделать свою страну безнадежно убыточной экономически, а следовательно — технологически отсталой. Все средства начнут уходить на дураков и дороги. И только коммунистическая система способна вытащить страну из каскада убытков. Хм. Примерно как и раньше, можно распределять деньги на науку, казну и культуру (для последнего надо сперва изобрести театр). Причем для этого даже не надо входить в особое окно — все делается прямо с главного экрана. Удобно. Кстати: если раньше продукцию города можно было, при желании, конвертировать в звонкую монету, то теперь разрешается проделывать то же самое еще и с культурой и исследованиями. Ну, на культуру — это я еще понимаю, труженики, видимо, поют в хоре, но каким образом из продукции рабочих получается наука?

Как большинство из нас помнит, в Civilization III, впервые в истории серии, появилось понятие государственной границы. И зависела эта граница от расположения городов — и от их культуры. Культура генерируется определенными зданиями (храмы, библиотеки, большинство чудес. ), артистами (см. «Специалисты»), а также общими ассигнованиями на культуру. Этот последний способ очень хорош для режима интенсивной колонизации или захвата — город начинает производить культуру еще до того, как в нем появится первый храм или театр. На заметку: в отличие от предыдущей игры, далеко не все «научные» здания производят культуру. В самом деле: ну какая культура от лаборатории? Обычно после завоевания города ваши границы увеличиваются только на сам город — и ничего сверх. То есть, если только ваша территория сама по себе не подходит к нему в упор, после подавления сопротивления горожан они смогут трудиться только внутри самого города — пока не появится хоть какой-нибудь окрестности для работы. Если ваша культура сильно превосходит соседскую — возможны бунты в приграничных городках соседа и даже присоединение его города к вам. Но не слишком-то на это рассчитывайте: для такого «мирного завоевания» нужно уж очень мощное превосходство. Это и в Civilization III было непросто, а теперь. Впрочем, ассигнования на культуру в масштабах всего государства могут помочь и тут. А вот чего в предыдущей части не было в принципе — это влияния культуры на защиту. Солдаты, обороняющие город с высокой культурой, проникаются сознанием высокой миссии — «Москва за нами!» — и сражаются, бывает, вдвое сильнее обычного. Чаще прирост более скромный, но тем не менее весьма и весьма заметный.

Специалисты Как и ранее, специалист — это оторванный от производства городской житель, создающий продукцию определенного типа. Артист, он же деятель искусств (Artist). +1 к науке, +4 к культуре. Инженер (Engineer). +2 к продукции. Священник (Priest). +1 к продукции, +1 золота. Торговец (Merchant). +3 золота. Ученый (Scientist). +3 к науке. Кроме этого, все они ускоряют на 3 генерацию великого человека (см. ниже), а также делают более вероятным появление великого человека того же типа, что и они сами. Как нетрудно догадаться, затраты на специалистов окупаются не всегда. Разработка простенького холма обычно выгоднее, чем труд инженера, а деревня способна принести больше науки, чем ученый. Но вот при выборном правлении — совсем другое дело. Кстати, если город просто не способен обеспечить своих жителей работой — они тоже становятся «специалистами». Модели «гражданин»: +1 продукции и ничего более. Отлавливайте этих лодырей и приставляйте к настоящему делу.