Софт-Архив

Паскаль Турбо Примеры Решения Задач img-1

Паскаль Турбо Примеры Решения Задач

Рейтинг: 4.5/5.0 (1842 проголосовавших)

Описание

Решение задач на паскаль, foxpro, access

Справка по Delphi Справка по FoxPro Фаронов В.В. Turbo Pascal 7.0 Начальный курс

Данная книга предназначена для студентов, преподавателей, лицеистов, школьников, а также для специалистов, желающих самостоятельно научиться программированию в среде Турбо Паскаль 7.0. Скачать 9 Мб

Шпак Ю.А. Turbo Pascal 7.0 на примерах

Книга представляет собой учебное пособие, в котором материал излагается по схеме "от простого к сложному". Пособие рассчитанно на начинающих программистов в среде Turbo Pascal 7.0. Особое место в книге было уделено примерам, иллюстрирующим различные возможности языка Pascal и библиотечных программных модулей. в отдельную часть вынесены примеры более сложных программ, например, для работы с базами данных. Скачать 59 Мб

Немнюгин С.А.Turbo Pascal: учебник

В учебнике дается систематическое изложение основ программирования в системе Турбо Паскаль. Рассматриваются вопросы системного программирования, программирование графики и звука. Даются введение в объектно-ориентированное программирование и методы вычислений. Книга содержит большое число исходных текстов программ с подробными комментариями. Учебный курс адресован прежде всего студентам и школьникам старших классов. Скачать 32 Мб

Ускова О.Ф. Программирование на языке Паскаль. Задачник.

Эта книга представляет собой не просто задачник с набором примеров и упражнений различной степени сложности. Основные цели предлагаемого учебного пособия - придать курсу программирования научно обоснованный базис, сформировать на его основе определенную культуру проектирования и разработки программ, структурировать соответствующим образом учебный процесс. Скачать 10 Мб

Владимир Попов. Паскаль и Дельфи. Самоучитель.

Данное пособие представляет собой курс по изучению популярного языка программирования - Паскаль. В нем последовательно излагаются основные принципы структурного и объектно-ориентированного программирования. Наиболее подробно рассматриваются интегрированные среды программирования - Турбо Паскаль и Дельфи. Скачать 7 Мб

Другие статьи, обзоры программ, новости

Статья по решению задач компьютерной графики в Turbo Pascal

При работе с графикой бывает необходимо использовать не весь экран дисплея, а некоторую его часть. Это возможно с помощью так называемого графического окна. При образовании графического окна получается как бы "экран в экране" заданного размера. В модуле Graph для описания окна объявлен следующий тип и две константы: Первые элементы записи - это координаты прямоугольной области (графического окна), а Clip - это параметр, указывающий системе, что делать с изображением, попавшим за пределы этой области. Clip может принимать два значения: ClipOn указывает на то, что все элементы изображения обрезаются по границам графического окна, а ClipOff указывает на то, что все рисуется без изменений.

Объявление графического окна производится процедурой SetViewPort(X1, Y1, X2, Y2. Integer; ClipMode. Boolean) где входные параметры соответствуют полям записи типа ViewPortType. После выполнения этой процедуры все текущие установки станут относиться к объявленному окну, т.е. мы получим локальную систему координат устройства. Если параметры процедуры заданы неправильно, то функция GraphResult возвратит ошибку grError(-11).

Параметры текущего графического окна могут получены процедурой GetViewSettings(VAR ViewSettings. ViewPortType)

Для очистки рабочего пространства графического окна в модуле Graph существует специальная процедура GlearViewPort. Она устанавливает цвет заполнения равным текущему цвету фона; вызывает процедуру BAR с теми же значениями координат, что и у процедуры SetViewPort. вызванной перед этим; и перемещает текущий указатель в точку (О,О).

1.11. Вывод текста.

В системе Turbo Pascal существует набор штриховых шрифтов (файлы с расширением CHR). Они построены не матричным способом, как стандартные шрифты для текстового режима, а векторным. Это позволяет менять размеры шрифтов без потери качества их изображения. Всего в системе имеется четыре шрифта, хотя можно, используя отдельный специальный пакет, самостоятельно расширить их набор. Кроме того, доступен системный матричный шрифт 8*8 для графических режимов (всегда доступны символы с кодами от 0 до 127 и символы с кодами от 128 до 255 при условии, что их матрицы загружены в память). Для обозначения этих пяти шрифтов введены константы: Активизация любого из этих шрифтов осуществляется процедурой SetTextStyle(Font, Direction. Word; CharSize. Word). где Font - номер шрифта, Direction - направление текста, CharSize - размер символов.

Возможны два направления текста, обозначенные константами: Диапазон изменения параметра CharSize составляет от 1 до 10. Стандартное значение CharSize для матричного шрифта 8*8 равно 1, а для штриховых шрифтов - 4. При передаче в CharSize значения 0 шрифт будет выводиться в стандартном размере. При заданном размере штрихового шрифта имеется возможность его масштабирования с помощью процедуры SetUserCharSize(multX,divX,multY,divY. Word). которая позволяет оперативно менять размер шрифта, установленный процедурой SetTextStyle. Отношение (multX/divX) задает масштабирование ширины начертания шрифта, а отношение (multY/divY) выражает масштаб изменения высоты шрифта.

При каждом вызове процедурой SetTexSttle какого-либо шрифта он читается с диска и загружается в память. Это обстоятельство вносит некоторые сложности, т.к. необходимо, чтобы файлы соответствующих шрифтов находились в каталоге совместно с BGI-файлами, а также при быстром переключении между несколькими штриховыми шрифтами будет происходить задержка программы на время, необходимое для считывания соответствующего шрифта с диска. Для хранения в памяти более одного шрифта одновременно необходимо предварительно разместить их в памяти и вызвать функцию RegisterBGIFont(Font. Pointer). Integer. которая регистрирует шрифт в системе и возвращает его номер или отрицательный код ошибки. После этого шрифт становится доступным в любой момент работы программы. Последовательность действий при этом должна быть следующей:
  • зарезервировать динамическую область памяти размером с файл шрифта;
  • файл шрифта считать с диска и поместить в эту область;
  • указатель на шрифт в памяти зарегистрировать при помощи функции RegisterBGIDriver .
Проиллюстрируем это следующим примером. Важное значение при выводе текста имеет его ориентирование относительно графического курсора, задаваемое процедурой SetTeхtJustify(Horizontal, Vertical. Word). параметры которой могут принимать одно из трех объявленных в модуле Graph значений: Полную информацию о текущем режиме вывода текста можно получить, используя процедуру GetTextSettings(VAR Settings. TextSettingsType). В параметре Settings она возвращает информацию обо всем, что относится к выводу строк. Тип этого параметра имеет следующий вид: Кроме этого имеется две функции, возвращающие высоту и ширину строк TextString в пикселах при условии, что они будут выведены текущим шрифтом и размером: TextHeight(TextString. String): Word; TextWidht(TextString. String): Word.

Для вывода строк имеются две процедуры: Первая процедура выводит строку TextString, ориентированную относительно позиции текущего указателя, а вторая выводит строку, ориентированную относительно координат (X,Y). Кроме того процедура OutTextXY обрезает текст по границе текстового окна, а если текст выводится матричным шрифтом, то "вылезающая" строка вообще не появляется на экране.

Вывод текста иллюстрируется следующим примером. В заключение отметим, что текстовые процедуры GotoXY, Write/WriteLn и установка цвета текста в графическом режиме работают только, если модуль CRT не подключен. Ввод текста через Read/ReadLn действует всегда. При этом текст стирает фоновое изображение.

1.12. Включение шрифтов и драйверов в ЕХЕ файл.

Стандартный режим работы графики, при котором помимо основного ЕХЕ файла необходимо присутствие еще одного или нескольких вспомогательных BGI и CHR файлов, не очень удобен. Turbo Pascal позволяет включить содержимое этих файлов непосредственно в ЕХЕ файл, получаемый из программы на Паскале. Для этого надо выбрать, какие драйверы и шрифты необходимы при автономной работе программы и запустить утилиту BINOBJ.EXE для получения из BGI и CHR файлов OBJ файлов. Это лучше сделать с помощью BAT файлов: передавая при запуске BAT файла в качестве параметра имя соответствующего BGI или CHR файла.

Для включения в EXE файл своей части шрифта 8х8 (хранящейся в файле 8х8.FON) надо выполнять команду Далее требуется подготовить полученные OBJ-файлы для компоновки в EХE-файл. Удобнее всего это сделать, организовав модуль, например BGI.TPU. Исходный текст его для подключения двух драйверов и трех шрифтов приведен в следующем примере. Этот модуль должен быть оттранслирован на диск. После этих действий можно указав в своей программе использовать процедуру InitGraph с третьим параметром - пустой строкой.

2. Пример №1. Решение задачи масштабирования на примере вывода деловой графики

2.1. Методы масштабирования и преобразования координат.

Задача масштабирования является одной из наиболее важных задач компьютерной графики, т.к. при решении любой реальной задачи необходимо преобразовывать геометрические размеры реальных объектов в модели, которые могут быть адекватно отбражены на конкретном графическом устройстве. Сдандарт компьютерной графики GKS (Graphical Kernel System) определяет три типа систем координат: мировые, нормированные и координаты устройства.

Мировые координаты (МК) - независимые от устройств декартовы координаты, которые используются в прикладной программе для задания графических данных ввода и вывода. Так например для карты местности мировые координаты меняются в пределах десятков и сотен километров, а для топологии микросхемы - в пределах десятков милиметров.

Нормированные координаты (НК) - координаты, заданные в промежуточной, независимой от устройств системе координат и нормированные относительно некоторого диапазона. В GKS как абстракция множества различных координатных систем используется единое пространство нормированных координат. Относительное расположение примитивов вывода определяется отображением существующих мировых систем координат в пространстве нормированных координат. Несмотря на то, что в принципе пространство НК бесконечно, та его часть, в пределах которой возможно размещение поля вывода и которая видима на графической станции, обычно ограничивается значениями координат [0,1] X [0,1].

Координаты устройства (КУ) - координаты, заданные в системе координат, зависящей от вида устройства. Пространство координат устройства всегда ограничено, так как оно соответствует реальному носителю изображения. Для дисплея пространство КУ определяется разрешающей способностью в выбранном режиме. Таким образом, задача масштабирования сводится к преобразованию мировых координат к координатам устройства через нормированные координаты. В большинстве случаев нет необходимости выполнять в процессе представления графических объектов два преобразования последовательно. Как правило, они объединяются в одно. Уравнения преобразования координат имеют вид: где X1,Y1 - старые координаты; X2,Y2 - новые координаты; A11..A22 - коэффициенты преобразования - проекции единичных (базисных) векторов старой системы координат в новой; Ax, Ay - свободные члены - координаты начала старой системы координат в новой.

В дальнейшем коэффициенты преобразования и свободные члены будем записывать в виде матрицы: Имеются три базовых преобразования координат: перенос. масштабирование и поворот. Преобразование переноса  1  0 изменяет только свободные члены; ранее заданная система переносится параллельно себе с сохранением прежних направлений осей и масштабов по ним. Матрица коэффициентов будет иметь вид: Преобразование масштабирования 1  0 не изменяет свободные члены, поэтому начало координат остается на прежнем месте. Оси как бы "растягиваются" или "сжимаются", причем их направления могут поменяться на противоположные, если масштабные множители отрицательны. Матрица коэффициентов будет иметь вид: Если масштабные множители одинаковы, то преобразование будет подобием. Если оба множителя равны -1, то новая и старая фигуры будут симметричны относительно начала координат. Симметрию относительно одной из осей можно получить, задав один из множителей равным +1, а другой -1.

Преобразование поворота 1  0 не изменяет ни начало координат, ни масштабы осей. Оси поворачиваются против часовой стрелки на угол a. Матрица коэффициентов будет иметь вид: Возвращаясь к преобразованию мировых координат в координаты устройства, покажем на примере получение формул преобразования. Пусть необходимо построить график функции на отрезке [Xнач, Xкон] принимающий значения в интервале [Yмин, Yмакс]. График должен быть изображен в поле вывода, задаваемом верхней левой точкой (XD1, YD1) и правой нижней (XD2, YD2) в графическом режиме VGAHi.
  1. Воспользовавшись преобразованием переноса, перейдем к системе координат с началом в точке (Xнач, Yмин):
  2. Осуществим преобразование масштабирования с коэффициентами масштабирования равными отношению сторон поля вывода графического устройства и окна в мировых координатах. Получим:
  3. Учитывая, что в данном случае оси ординат в мировых координатах и координатах устройства противоположно направлены, перейдем к системе координат, симметричной полученной в пункте 2 относительно оси абсцисс.
  4. Окончательно, перенося начало координат устройства в точку (XD1, YD1) получим:
Таким образом на основе полученных формул рекомендуется следующий алгоритм программы вывода графика функции:
  1. Ввести начальный Хнач и конечный Хкон аргументы.
  2. В цикле вычислить минимальное Yмин и максимальное Yмакс значения функции на заданном интервале аргументов.
  3. Вычислить масштабные коэффициенты Мх и Му.
  4. В цикле от Хнач до Хкон вычислять координаты точек графика функции XD, YD и последовательно рисовать по ним график.
  5. Нарисовать координатные оси, воспользовавшись формулами XD и YD при условии X=0 и Y=0. Если график функции не пересекает какую либо ось (например при Хнач=100 и Хкон=101 график не пересекает ось ординат), то данную ось необходимо нарисовать на соответствующей границе окна вывода.
  6. Поставить отметки на осях для граничных значений аргумента и функции.
При написании программы следует помнить, что функция вычисляется обычно в вещественных значениях, а для рисования ниобходимы целочисленные значения, т.е. необходимо пользоваться функцией округления.

3. Пример №2. Геометрическое моделирование и анимация

3.1. Методика анимации.

Эффект анимации достигается быстрым чередованием кадров постепенно изменяемого изображения. При этом нежелательно формировать каждый кадр целиком, поскольку движутся, как правило, лишь некоторые части изображения. Изображение формируется из примитивов вывода. Они могут быть объединены в части, к которым можно обращаться и которыми можно манипулировать как единым целым. Эти части изображения называются сегментами. Стандарт GKS определяет следующие действия над сегментами: изменение атрибутов сегмента, возможность посылать копии сегмента на графические станции или вставлять их в другие сегменты и др.

Атрибуты сегмента- характеристики его состояния, действия которых распространяется на все примитивы сегмента в целом. К атрибутам сегмента относятся: видимость. выделение. чувствительность. приоритет сегмента и матрица его преобразования.

Видимость - атрибут, определяющий присутствие сегмента на носителе изображения графических станций.

Выделение - независимый от устройства способ подчеркивания значения сегмента путем изменения атрибутов, от которых зависит его визуальное представление (например, мерцание сегмента изображения).

Чувствительность - атрибут сегмента, определяющий возможность обращения к нему функции ввода для указания объекта.

Приоритет сегмента - используется для определения, какой из нескольких перекрывающихся сегментов имеет предпочтение для графического ввода и вывода.

Матрица преобразования сегмента - задает преобразование, результатом которого является изменение на носителе изображения положения (перенос), размера (масштабирование) и/или ориентации (поворот) элементов изображения, определяемых сегментом.

При разрабоке программы анимации рекомендуется продумать сценарий движения, разработаь фон на котором будет производиться движение, определить движущиеся сегменты и на каждом кадре изменять атрибуты лишь тех сегментов, которые должны в нем изменять свое местоположение. Для улучшения эффекта анимации следует пользоваться несколькими видеостраницами. Необходимо готовить новый кадр на невидимой странице и делать ее видимой лишь после подготовки кадра, готовя в это время следующий кадр на другой невидимой странице.

4. Литература
  1. Поляков Д.Б. Круглов И.Ю. Программирование в среде Турбо Паскаль. - М.:Изд-во МАИ, 1992.
  2. Роджерс Д. Алгоритмические основы машинной графики - М. Мир, 1989.
  3. Хорафас Д. Легг С. Конструкторские базы данных. - М.:Машиностроение, 1990.

Книга «Turbo Pascal в задачах и примерах» - скачать бесплатно, читать онлайн

Turbo Pascal в задачах и примерах

Название: Turbo Pascal в задачах и примерах

Автор: Культин Н. Б.

Издательство: БХВ - Петербург

Качество: Отличное

Книга представляет собой задачник по программированию на языке Turbo Pascal. Приведены как типовые задачи, т.е. ввод-вывод, использование циклов, работа с массивами, поиск и сортировка, так и задачи, которые, как правило, остаются за рамками традиционных курсов программирования: работа со строками и файлами, вывод на принтер, деловая графика, рекурсия. Для многих задач приведены решения – хорошо документированные тексты программ. Помимо задач и примеров книга содержит справочник по языку программирования Turbo Pascal (описание наиболее часто используемых процедур и функций) и может использоваться в качестве задачника для учеников 8-11 классов, изучающих программирование в школе.

Безусловный переход

Объявление функции

Объявление процедуры

Встроенные функции и процедуры

Язык программирования Pascal - Урок 8

Урок 8 — Записи в Паскале. Примеры решение задач в Turbo Pascal

Записи в Паскале – фиксированное число элементов одного или нескольких типов, то есть в отличие от массивов, в которых содержатся элементы одного типа, в записях могут содержаться элементы как одного, так и разных типов. Тема, например, сведения о книгах имеет структуру: автор, название книги, издательство, год издания, её цена. Первые три элемента относится к строковому типу данных, четвертый к целому, а цена - к вещественному типу. Элементами записей могут быть базовые типы, переменные, массивы, указатели, записи и т.д. Элементы записи вместе с их описанием называются полями записи. Над элементами записи можно выполнять действия, допустимые для данных этого типа.

Все записи должны быть описаны в разделе TYPE. Описание записи начинается со служебного слова RECORD заканчивается END. между которыми указывается список имен и типов полей, выбранных пользователем. Все идентификаторы полей в записи должны быть различными. Например, запись Воок можно описать следующим типом card:

Title: string [20];

Firm: string[10];

year. integer ;

cena. real

VAR Book. card;

Тип записи (например, card) вводит только шаблон записи и с его именем не связан никакой конкретный обьект. Обращение к полю выполняется с помощью составного имени (селектора записи), которое состоит из.

Имя_записи. имя_элемента

Например, присвоить значения элементам записи Author и Title можно так: Book.author:=’Довгаль С.И.’; Book.title:=’Турбо Паскаль V 7.0’;

Ввод цены книги с клавиатуры. readln (Book.cena);

Для упрощения и сокращения записи составных имен используется оператор присоединения WITH. Имя записи выносится в заголовок оператора присоединения, а в блоке используются только имена полей записи. Общий вид оператора присоединения:

WITH имя записи DO оператор;

Предыдущие операторы можно записать проще:

With Book do begin

author:=’Довгаль С.И.’; title:=’Турбо Паскаль V 7.0’; readln (cena);

Пример. Из ведомости 3-х студентов с их оценками ( порядковый номер, Ф.И.О. и три оценки) определить количество отличников и средний бал каждого студента.

Три в одном

"Три в одном" — пример решения задачи в Turbo Pascal, Delphi и Flash

“Три в одной” – пример решения задачи в Turbo Pascal, Delphi и Flash (Action Script)

Организация в программе разветвлений

Данный урок рассчитан на тех, кто уже знаком с азами программирования и имеет элементарные навыки работы в программной среде Turbo Pascal (v7.1), Delphi (v6 или v7) и Flash (v5 или MX). Урок будет сопровождаться лирическими отступлениями в виде справочного материала по программированию. Я очень надеюсь, что этот урок, позволит Вам в последующем самостоятельно решать задачи, в которых требуется организовать ветвящуюся структуру.

Напомню, что в разветвляющихся вычислительных процессах отдельные этапы вычислений выполняются не всегда в одном и том же порядке, этот порядок находится в зависимости от некоторых условий.

Для практического исследования организации разветвлений возьмём очень простую с точки зрения физики задачу:

Условие задачи: Развивая предельно возможную скорость своего движения, жираф пробегает за 23 с 335,8 м. Заяц пробегает за 55 с 918,5 м. Кому из этих животных вы присвоите звание чемпиона, сопоставляя их скорости?

Решение задачи сводится к расчёту скорости животных и их последующему сравнению.

Представим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы.

Обратите внимание, что в ходе реализации решения задачи в Delphi и Flash мы сделаем ветвящуюся структуру более сложной, а именно будем анализировать содержимое полей ввода. Может быть, пользователь не заполнил какое-то поле и тщетно нажимает кнопочку расчётов? Может быть, введённые им данные не являются числами?

Действие первое: Turbo Pascal v7.1

Обратите внимание на вложенную структуру оператора. Справочный материал по программированию в Turbo Pascal позволит Вам разобраться с текстом программы самостоятельно.

Решение задач на turbo pascal, турбо паскаль, решебник по информатике

Решение задач на turbo pascal. турбо паскаль, решебник по информатике Сообщений 1 страница 30 из 123 1 2012-09-15 21:08:38
    Автор: Seo Серый Сеошник Зарегистрирован: 2012-06-14 Приглашений. 0 Сообщений: 1134 Уважение. [+13/-0] Позитив. [+15/-0] Пол: Мужской ICQ: 7765339 Провел на форуме:

1 месяц 0 дней Последний визит: 2 2012-12-15 22:39:19

    Автор: Dictor(prokopeck@mail.ru) Гость

Мне нужно решить три задачи для зачета, череп не варит и соображать просто не хватает времени, заранее благодарен.

1. Найти сумму элементов одномерного массива вещественных чисел, меньших заданного числа. Найти произведение квадратов не нулевых элементов массива

2. Подсчитать количество слов, начинающихся на большую букву и содержащих хотя бы один знак. Напечатать все слова, содержащие две рядом стоящие буквы. (большие и малые буквы не различаются)

3. Заполнить файл последовательного доступа f целыми числами, полученных с помощью генератора случайных чисел. Получить в файле g:

а) те компоненты файла f, которые являются четными;

б) те компоненты файла f, которые делятся на m и не делятся на n;

c) все компоненты файла f, исключив повторные вхождения чисел, и вывести файл g на печать.

Урок по информатике и икт тема урока: «Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль»

Урок по информатике и икт тема урока: «Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль»

Открытый урок по информатике и ИКТ

Тема урока:

«Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль»

Тема урока. «Решение математических примеров с использованием языка программирования Турбо Паскаль».

Раздаточный дидактический материал;

Школьный компьютер;

Литература:

1. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике; Универсальное пособие: 8-9 классы – М. ВАКО, 2008.

Актуализация знаний – 7 минут.

Закрепление нового материала – 10 минут.

Подведение итогов, домашнее задание – 5 минут.

1. Организационный момент.

(На доске записана тема урока)

Приветствие. Организация класса на начало работы. Постановка цели урока.

- Здравствуйте!

- Что мы с Вами проходили на прошлом уроке? (использование оператора WRITE для записи математических выражений);

- Где этот оператор используется? (в программах на языке TP);

- Для чего созданы языки программирования? (для решения однотипных задач и уменьшения затраты времени на вычисления);

- Что такое программа? (Последовательность команд, понятных компьютеру, предназначенная для решения поставленной задачи).

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с шаблоном программы для решения математических примеров на языке программирования TP. Будем развивать память, мышление, самостоятельность и аккуратность, вспомним технику безопасности при работе на ПК. Но прежде чем перейти к объяснению нового материала, давайте проверим ваше домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

Два ученика вызываются к доске, записывают по одному примеру из домашнего задания. В это время учитель проходит по классу и смотрит наличие домашнего задания у остальных учеников. В случае необходимости комментирует решение домашнего задания.

Домашнее задание: записать на языке программирования решение примеров:

а) WRITE((2+0.5)/sin(5));

б) WRITE((15 - 0.3)/SQR(13)+ABS(7));

Актуализация знаний.

Давайте еще раз вспомним, как же на языке программирования записываются основные математические операции и функции.

(Ученика раздается наглядный материал с основными операциями и функциями).

И решим несколько примеров.

Раздаточный материал

Программирование на языке Turbo Pascal для решения геодезических задач

Программирование на языке Turbo Pascal для решения геодезических задач Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже. Подобные документы

Разработка программ с помощью Turbo Pascal для решения задач, входящих в камеральные работы маркшейдера: решение обратной геодезической задачи и системы линейных уравнений методом Гаусса, определение координат прямой угловой засечки и теодолитного хода.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 05.03.2013

Решение типовых задач с помощью языка программирования Turbo Pascal и табличного процессора Microsoft Excel 2007. Обратная геодезическая задача, прямая угловая задача, обратная геодезическая засечка, решение системы линейных уравнений методом Гаусса.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 11.01.2011

Камеральная обработка результатов геодезических измерений. Получение координат пунктов геодезической сети. Определение значения дирекционного угла. Табличные вычисления MS Excel, вычисления в MathCad. Определение правильности алгоритма для Turbo Pascal.

курсовая работа [7,7 M], добавлен 11.01.2011

Преобразование матрицы системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ) с помощью алгоритма Гаусса. Решение задачи методом простой итерации. Создание блок-схемы и текста программы для решения СЛАУ, реализованной на языке программирования Turbo Pascal.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 15.06.2013

Решение циклических программ и программ вычисления функции с условием. Уравнение в табличном редакторе Microsoft Excel и в Turbo Pascal. Вычисление определенного интеграла методом прямоугольников, трапеции, Симпсона. Линейные и нелинейные уравнения.

курсовая работа [233,6 K], добавлен 27.12.2009

Возможности математического пакета MathCad в среде Windows 98 для использования матричной алгебры и решения системы линейных алгебраических уравнений. Методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Сравнение метода Гаусса с методом MathCad.

практическая работа [62,6 K], добавлен 05.12.2009

История появления и распространения Turbo Pascal - среды разработки для языка программирования Паскаль. Общий вид объявления файлового типа. Входная, выходная и промежуточная информация. Алгоритм решения задачи: словесный алгоритм, блок-схема, программа.

курсовая работа [359,4 K], добавлен 05.01.2010

История создания и развитие Pascal. Особенности пакета программирования Turbo. его возможности редактора текстов, компилятора и отладчика. Построения программы на языке Turbo Pascal, ее структура, типы алгоритмов, одномерные и многомерные массивы.

курсовая работа [519,3 K], добавлен 25.06.2011

Характеристика вычислительной системы и инструментов разработки. Программирование на языке Pascal в среде Turbo Pascal и на языке Object Pascal в среде Delphi. Использование процедур, функций, массивов, бинарного поиска. Создание базы данных в виде файла.

отчет по практике [2,1 M], добавлен 02.05.2014

Основы работы на языке высокого уровня Turbo Pascal. Основное оборудование и программное обеспечение. Операторы, необходимы для работы в графической среде Turbo Pascal. Запуск графического режима. Текст программы в графической среде Turbo Pascal.

лабораторная работа [12,7 K], добавлен 14.05.2011

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пояснительная записка содержит примеры решения типовых геодезических задач с помощью языка программирования Turbo Pascal и математическом пакете MathCAD. Отчёт оформлен в текстовом процессоре Microsoft Word. Страниц 33, рисунков 5.

The explanatory note contains examples of typical survey applications using the programming language Turbo Pascal and mathematical package MathCAD. A report issued in the word processor Microsoft Word. Page 33, Figure 5.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Обратная геодезическая задача
  • 2. Теодолитный ход
  • 3. Решение СЛАУ методом Гаусса
  • Заключение
  • Библиографический список

Работа маркшейдера подразумевает собой обработку большого количества геодезических данных и составление расчетно-графической документации. Процесс обработки материалов (камеральные работы) становится более быстрым и менее трудоемким с применением программного обеспечения для решения геодезических задач. В наше время для этих целей используют такие программные пакеты как: Credo DAT, Credo Topoplan, MicroMine, AutoCAD 2011, и прочие системы автоматического проектирования. Некоторые из данных программных средств хорошо известны по применению в других сферах (например, AutoCAD в машиностроении и дизайне), и являются необходимым инструментом в расчетах.

Использование любого из перечисленных пакетов и программ невозможно без четкого представления хода решения поставленной задачи и её предварительной алгоритмизации.

Алгоритм "разбивает" задачу на составные части, меньшие по объему, и превращает одну задачу в несколько, но более легких. Таким образом, алгоритмизация упрощает понимание задания и его дальнейшее решение его решение.

В данной курсовой работе рассматривается решение типовых геодезических задач с помощью языка программирования TurboPasсal с последующим тестом в среде MathCAD.

TurboPascal - высокоуровневый язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, широко применяется в промышленном программировании, обучении программированию в высшей школе, является базой для большого числа других языков. TurboPascal был создан как язык для обучения процедурному программированию.

С помощью языка программирования TurboPascal можно составить программы для решения многих маркшейдерских задач.

MathCAD представляет собой мощнейший математический пакет с большим набором функций (в том числе и тригонометрических, необходимых при выполнении геодезических расчетов), возможностью построения двух- и трехмерных графиков; данная среда отличается также от остальных математических пакетов простым и понятным графическим интерфейсом ввода формул. Фактически среда MathCAD является тем же языком программирования, является тем же языком программирования, но с более современным интерфейсом и более широкими возможностями, нежели язык TurboPascal. Для учебных целей и типовых расчетов одинаково подходят и математический пакет MathCAD и язык программирования TurboPascal.

Основной целью курсовой работы является закрепление полученного опыта работы с системой TurboPascal и получение навыков алгоритмизации задач с помощью создания программ для обработки геодезических данных (камеральных работ). Проверка программ проводится в математическом пакете MathCAD 14.

Пояснительная записка была создана и оформлена в текстовом редакторе Microsoft Office Word 2010, также предоставляющем широкие возможности по форматированию текста и работе с изображениями.

Задание . Составить программы с помощью языка программирования Turbo Pascal для решения геодезических задач: решение обратной геодезической задачи, вычисление координат теодолитного хода, решение системы линейных уравнений методом Гаусса.

1. Обратная геодезическая задача

Теоретические сведения.

Обратная геодезическая задача заключается в вычислении дирекционного угла a--и расстояния R = | AB | по заданным на плоскости декартовым координатам x, y двух точек А и В. Дирекционный угол - это горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки между северным направлением вертикальной линии координатной сетки карты и направлением на контурную точку. Дирекционный угол, в конечном итоге, должен быть представлен в градусной мере, как это принято в геодезии. Расстояние между точками определяется через найденный дирекционный угол.

Пусть даны две точки А и В (рис. 1.1), координаты которых соответственно. Согласно схеме, показанной на рис. 1.1. приращения координат определяются:

Затем находят величину румба.

Далее по знакам приращения координат находят название четверти, что, в свою очередь, позволяет определить значение дирекционного угла (см. табл. 1.1).