Софт-Архив

Словарь Философских Терминов Онлайн img-1

Словарь Философских Терминов Онлайн

Рейтинг: 4.2/5.0 (1789 проголосовавших)

Категория: Windows: Словари

Описание

Практикум по философии - Глава: Словарь основных философских терминов онлайн

Словарь   основных   философских терминов

АБСОЛЮТ (от лат. аЬноЫгин — безусловный, безотносительный) — то, что ни от чего не зависит, безотносительное. В идеалистической философии и религиозных толкованиях — вечная, неизменная, бесконечная первооснова мира («абсолютная идея», абсолютный дух, Бог и т. п.).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ — философские категории, в которых раскрывается диалектика познания объективной истины как противоречивого движения от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к знанию все более полному и точному. Абсолютная истина — полное, точное, исчерпывающее отображение объекта в сознании субъекта; в широком понимании — абсолютные знания обо всем мире. В этом значении абсолютная истина есть той границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она есть элемент достигнутого знания. Относительная истина — неполное, неточное отображение объекта, которое вследствие своей незавершенности и неточности изменяется, углубляется, уточняется в процессе развития познания. В отличие от метафизики, которая истинное и ошибочное в абсолютной и относительной истинах рассматривает как абсолютно внешние противоположности, диалектический материализм утвердил взгляд на познание как живой, внутренне противоречивый процесс, где истинное и ошибочное, абсолютная и относительная истины составляют диалектическое единство противоположностей, которые взаимно проникают и опосредствуют одна одну. Познание ограничено определенной исторической эпохой, способом человеческого бытия, имеющимися познавательными средствами, объемом ранее выработанного и усвоенного новыми поколениями знания. Границы истинности научных положений относительны: они то суживаются, то расширяются в процессе развития науки. Признание относительной истинности знания предотвращает его догматизацию, направляет на творческое развитие науки, на практическое отношение к уже достигнутым результатам. Любая абсолютизация превращает ее в заблуждение. Признание абсолютной истины в познании есть непременное условие отстаивания принципа познания мира.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ — в некоторых философских системах объективного идеализма сверхъестественное, ничем не обусловленное духовное начало, «божественная мысль», безликий разум, якобы порождающие реальный материальный мир.

«АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ» — в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем разви

тии дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, затем через эмоциональное переживание — в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, таким образом, становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ — категории диалектической логики, в которых отображена диалектика отдельности и целостности в системном функционировании и развитии явлений действительности и ее воспроизведение в процессе познания. Конкретнее — это реально существующий объект (отдельная вещь или система вещей) как целостное образование во внутреннем существенном единстве всех его частичных и особых проявлений. Абстрактное — определенная сторона конкретного в своей относительной самостоятельности, изолированности, оторванности от конкретного, его одностороннее проявление. Конкретное в познании — не исходный пункт, а результат сложного процесса его воспроизведения, которое осуществляется путем восхождения мышления от абстрактного к конкретному. Абстрактное в познании — это воспроизведение оторванных от объективной конкретности отдельных сторон с односторонним, неполным знанием и, как всякая односторонность, содержит в себе возможность отхода от объективной реальности. Движение познания от абстрактного к конкретному определяется как синтез добытых в процессе анализа определений исследуемого объекта. Восхождение от абстрактного к конкретному отвечает структуре и расчлененности, а также историческим этапам развития объекта исследования. В процессе этого восхождения реализуется диалектическое единство исторического и логического.

АБСТРАКЦИЯ (от лат. аЬ^гайю — отвлечение) — в широком смысле одна из основных операций мышления, при которой мысль отвлекает нечто от непосредственно данного воспринимаемого представления и сохраняет для себя некую часть, чтобы использовать ее на последующих этапах мышления; например, из представления о человеке в целом опускается несущественное для определения основы его сущности. Абстракция в узком смысле означает процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, случайного, несущественного и выделяем общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного, объективного познания. Абстракция является средством образования понятий.

АВЕРРОИЗМ — направление в средневековой философии, начало которой положил арабский мыслитель XII в. Ибн Рушд (Аверроэс). Он отстаивал утверждение о вечности и несотворенности материи и движения, учение о двойственной истине, отрицал бессмертие души и потустороннюю жизнь. Благодаря переводам произведений Ибн Рушда на латинский язык аверроизм распространился в Западной Европе. Приверженцами авер-роизма были Сигер Брабантский, Боэций Дакийский, Жан Жаден, представители Паду-анской школы и др.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. аgnostos — недоступный познанию) — учение о непознаваемости истинного бытия, т. е. о трансцендентности божественного, в более широком смысле — о непознаваемости истины объективного мира, его сущности и закономерности. Термин «агностицизм» ввел (1869 г.) английский естествоисследователь Т.Г. Гексли, тем не менее тенденция считать, что возможности познания ограничены, наметилась еще в античной философии. Более последовательно агностицизм отразился в системах Д. Юма, И. Канта. Юм утверждал, что опыт знакомит нас только с ощущениями, и потому нельзя знать не только то, какой объективный мир на самом деле, а и то, существует ли

он вне ощущений. Кант говорил о существовании вещей вне нашего сознания — «вещи в себе», однако он считал, что мы можем познать лишь явления, феномены. Гносеологической основой агностицизма является абсолютизация относительности и исторической обусловленности человеческого познания на каждом отдельном этапе его развития. Социальные причины агностицизма кроются в стремлении примирить науку и религию.

АДЕКВАТНЫЙ (от лат. асСаедиайи — приравненный) — соответствующий, согласующийся, соразмерный. Представление является адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится, если оно «правильно». В этом смысле надо понимать слова Фомы Аквинского о том, что истина есть соответствие предмета и представления. Противоположность — неадекватный, инадекватный.

АДЕКВАТНОЕ ПОЗНАНИЕ — такое, которое верно отражает объекты соответственно их реальной природе и свойствам.

АЛЬТРУИЗМ (от лат. аКег — другой) — моральный принцип, который состоит в бескорыстном стремлении к деятельности на благо других, в готовности ради этого отречься от собственных интересов; противоположный эгоизму. Термин ввел О. Конт.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ — диалектически противоречивые процессы умственного или практического расчленения целого на составные части. Анализ (расчленение на части) и синтез (воссоединение целого из частей) — взаимосвязанные и взаимообусловленные логические методы научного исследования. Как логические методы познания анализ и синтез возникли на основе практической деятельности людей, их опыта. Единство анализа и синтеза обеспечивает объективное, адекватное отображение действительности.

АНТИНОМИЯ (от греч. апйшлша — противоречие в законе) — разногласие между двумя утверждениями, любое из которых в одинаковой мере логически доказано в данной системе. Учение об антиномиях возникло еще в древнегреческой философии (Платон, Аристотель, Зенон), где антиномические положения обозначались термином «апория». Анализу антиномий большое внимание уделял И. Кант, который считал, что человеческий разум неизменно впадает в антиномию, в разногласие с самим собою, если старается выйти за пределы чувствительного опыта и познать мир как целое. Кант выводит четыре антиномии:

— мир имеет начало во времени и пространстве — мир бесконечен;

— любая сложная субстанция состоит из простых вещей — в мире нет ничего простого;

— в мире существует свобода — все подчинено законам природы;

— существует определенно необходимое существо (Бог) как часть или первопричина мира — никакого абсолютно необходимого существа нет.

Эти аргументы были важной составляющей кантовского агностицизма, поскольку они, по мнению Канта, определяли умственные границы его возможностей, чем защищали веру от разума.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — обобщенное название философских учений, разработанных в древнегреческом и римском рабовладельческих обществах. За время своего существования античная философия прошла сложный путь развития, тем не менее она имеет определенные общие черты. Это, прежде всего, ее космологично-онтологический характер. Теоретико-познавательная и этическая проблематика существует в границах онтологической системы.

АНТРОПОЛОГИЗМ — сведение всех явлений общественной жизни к свойствам человеческой природы. Термин ввел Л. Фейербах, тем не менее антропологическая тенден

ция была присуща еще Сократу, который, в противоположность предшествующей натурфилософии, поставил человека в центр познания. Ограниченность антропологизма обнаруживается во внеисторическом подходе к человеку, в игнорировании его социально-практической сущности.

АПЕЙРОН (от греч. арекоп — бесконечное, беспредельное) — термин, внедренный древнегреческим философом Анаксимандром для обозначения бесконечного в пространстве и времени, бескачественного материального первоначала, что находится в вечном движении, выделяя противоположности — теплое и холодное, в борьбе которых возникают качественно определенные тела.

АПОРИЯ (от греч. аройа — букв. безвыходность) — безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. Термин «апория» впервые встречается в древнегреческой философии (известнейшие апории Зенона Элейского «Дихотомия», «Стадий», «Ахиллес», «Стрела» отразили разногласия в понятиях движения, пространства и времени).

АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ — философские термины, которые характеризуют знания в зависимости от его источника. Апостериори — это знание, полученное из опыта с помощью чувственного восприятия. Априори — это знания, присущие сознанию, рожденные сознанием, которые существуют до опыта.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. асС-к и perceptio — восприятие) — процесс активного влияния на восприятие накопленного опыта, приобретенных ранее знаний. Характер восприятия, его содержание зависят от сознания человека, уровня его образования, интересов, расположения духа и т. п.

АСКЕТИЗМ (от греч. аsketes — упражняющийся в чем-либо) — это моральный и религиозный принцип, который требует воздержания от жизненных благ, удовольствий. Аскетизм противоположен гедонизму. В античной философии идеи аскетизма прослеживаются в стоицизме и гностицизме.

АТРИБУТ (от лат. айпЬио — придаю, наделяю) — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления, без которого они не имеют своей определенности и не могут ни существовать, ни мыслиться. Понятие «атрибут» тесно связано с понятиями «субстанция», «акциденция», «модус». Термин ввел Аристотель, различавший в вещах необходимые качества — атрибуты, без которых вещи перестают быть самими собою, и случайные качества — акциденции, исчезновение которых не приводит к исчезновению вещи. По Р. Декарту, который признавал две субстанции (материальную и духовную), существуют два атрибута: протяженность — в материи и мышление — в душе. Б. Спиноза под атрибутом понимал то, в чем обнаруживается сущность субстанций. Атрибутом субстанции он считал, в частности, протяженность и мышление.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — определенный уровень психического отражения действительности, который характеризуется непроизвольностью возникновения и протекания, отсутствием сознательного контроля и регулирования. Как специфическая форма психического отражения бессознательное обнаруживается в интуиции, творческом вдохновении, внезапных догадках, произвольных воспоминаниях, привычках, установке, сновидениях, гипнотических состояниях и т. п. Наиболее полно учение о бессознательном развито во фрейдизме, в соответствии с которым психика состоит из трех пластов: бессознательного, сознательного и общественного сознания. Бессознательное является глубинной основой психики, которая определяет всю сознательную жизнь человека и даже судьбу отдельного лица и целых народов.

БИОСФЕРА — оболочка земного шара, в которой существует или существовала жизнь. Занимает часть земной коры, атмосферы и гидросферы, состав, структура и энергетика которых связаны с прошлой или современной деятельностью живых организмов.

БЛАГО — понятие, которым обозначают все, что имеет для человека положительное значение. В зависимости от способности вещей и явлений удовлетворять разные потребности человека, быть ему полезными различают блага материальные (средства производства, пища, одежда) и духовные (свобода, истина, красота, добро). В религии источником высочайшего блага считают Бога.

БОГ — по представлению верующих, сверхъестественное всемогущее существо, главный объект религиозной веры и поклонения.

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение, которое возникло в России в начале XX в. в условиях резкого обострения социальных противоречий, назревания революции 1905-1907 гг. быстрого распространения идей марксизма.

БУДДИЗМ — одна из трех мировых (наряду с христианством и исламом) религий. Возник в Древней Индии в середине I тыс. до н. э. Основателем буддизма считают Сид-дхартху Гаутаму, который якобы первым достиг состояния нирваны (блаженного небытия) и стал Буддой Шакьямуни. Мир существует лишь в виде бесконечного движения вечных и неизменных психофизических элементов — дхарм, разнообразные комбинации которых создают все богатство явлений природы. Жизнь, по буддизму, есть цепь перерождений, характер которых определяется законом кармы (платы за поступки в предшествующих перерождениях). Цель жизни — освобождение от перевоплощений и достижение нирваны (состояния абсолютного покоя, где отсутствуют все желания, стремления, страсти и связанные с ними страдания). Главным моральным идеалом в буддизме выступает любовь ко всему живому и воздержание от причинения ему вреда (ахинса). Из идеи перевоплощения, родственности всего живого вытекает принцип духовно-материального единства мира, отсутствия противопоставления духа и материи, субъекта и объекта. Бог мыслится имманентным человеку и природе. Известнейшие философские школы буддизма — мадхьямика, йогачара, ваджраяна, вайбхашика и саутрантика.

БЫТ — внепроизводственная сфера общественной жизни людей; совокупность способов и форм удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

ВАЙШЕШИКА — одна из школ древнеиндийской философии. Основателем ее, по традиции, считают Канаду. Учение вайшешика прошло сложную эволюцию от дуализма к идеализму. В соответствии с ним мир, который воспринимается органами чувств, состоит из элементов: воды, земли, воздуха, огня, образованных неделимыми материальными частичками (атомами) — ну-ка. Все комбинации ну-ка, вследствие которых осуществляется процесс возникновения и исчезновения конкретных вещей, подчинены адриште, т. е. мировой душе. Элементы материализма, атомизм вайшешика сыграли значительную роль в развитии философской мысли стран древнего мира.

ВАРВАРСТВО — по установленной в обществоведении XVIII — XIX вв. периодизации, средняя из трех эпох истории (дикость, варварство, цивилизация). Периодизацию ввел в 60-х г. XVIII в. А. Фергюсон. Л.Г. Морган, который обосновал эту схему, считал, что варварство возникло с появлением гончарного производства и завершались с появлением письменности.

ВДОХНОВЕНИЕ — особое состояние человека, которое характеризуется подъемом его духовных сил, активизацией всех психических процессов. Вдохновение является одной из главных предпосылок процесса творчества. В состоянии вдохновения человеку

присущи особая ясность сознания, большая интенсивность мышления и фантазии, наплыв чувств и исключительная сосредоточенность внимания на объекте творчества, эмоциональный подъем. Физиологической основой вдохновения есть доминанта — сильное возбуждение определенной части коры головного мозга при заторможенности других участков.

ВЕДАНТА — идеалистическая теория индийской религиозно-философской мысли, философская основа индуизма. Основные положения веданта изложены в «Веданта-сут-ри» и приписываются Бадараяни (I—II в.). В ведантстве есть два направления: адвайта, основателем которой является Шанкара (XVIII—XIX в.), и вишишта-адвайта, основателем которой является Рамануджа. По адвайте, в мире не существует ни единой реальности, кроме Бога. Представление о разнообразии мира — иллюзия (майя), вызванная неосведомленностью. По вишишта-адвайте, существуют три реальности — материя, душа, Бог. Главной из них есть Бог, без Бога и душа, и материя могут существовать лишь как понятия, а не как действительность. Основным методом познания есть божественная интуиция.

ВЕРА — форма и способ восприятия социальной информации, норм, ценностей и идеалов общественной жизни, если они принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности, сущего и надлежащего; средство освоения опыта предшествующих поколений, восприятие ожиданий, ожиданий и надежд относительно будущего; одна из категорий мировоззрения. Вера формируется как способность воспринимать и переживать возможное как соответствующее действительности.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus — истинный и £асю — делаю) — подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т. е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т. е. чтобы переживания, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» — философские термины; «вещь в себе» — то, что существует само по себе, независимо от человеческой практики и познания, «вещь для нас» — вещь, которая раскрывается человеку в ее практической и познавательной деятельности.

ВИДЫ ИСКУССТВА — это та отстоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным содержанием. Различаются искусства пространственные, или пластические — архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, художественная фотография, для которых пространственные построения существенны в раскрытии видимого образа; временные — музыка, литература, где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция; пространственно-временные — хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк, которые называют также синтетическими, или зрелищными. Виды искусства складывались исторически как отображение многогранности реального мира, который обнаруживается в процессе разнообразия форм его эстетичного восприятия и художественно-образного воспроизведения. Разделение искусства на виды обусловлено разнообразием материала, изобразительных средств для воплощения художественных идей, которые вытекают из особенностей художественного мышления и художественных языков, разных областей художественной деятельности.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — категории диалектики, которые отображают внутреннюю связь между двумя последовательными этапами становления

явлений, между двумя основными формами их бытия. Возможность — объективно существующая тенденция возникновения предмета, которая определяется объективной закономерностью. Будучи реализованной, она превращается в действительность. Действительностью называют реализованную возможность, все то, что имеет объективное бытие. Взаимосвязь категорий возможности и действительности отражает диалектический характер любого процесса развития.

ВОСПИТАНИЕ — процесс целенаправленного систематического привития индивидам моральных норм, понятий, взглядов, способов и форм деятельности и поведения, принятых в данном обществе.

ВОЗРОЖДЕНИЕ — (Ренессанс) — социальное и идейное движение XIV-XVI вв. в европейских странах, которое было направлено против христианско-схоластической культуры средневековья и стало переходной ступенью от средневековой культуры к культуре Нового времени. Отличительными чертами культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе, являются ее светский характер, гуманистическое мировоззрение, возрождение античного культурного наследства. Центром мира провозглашали человека, которого считали наивысшим творением Бога, самым совершенным его произведением, что определяло идеи антропоцентризма. В противоположность феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности новая, гуманистическая этика возвеличивала человеческую деятельность. Гуманистические идеи Возрождения ярко проявились в изобразительном искусстве сначала в Италии (Джотто, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи), а потом и в других странах. Художники эпохи Возрождения в своих произведениях отображали силу, величие, энергию действующего человека-борца. В литературе выдающимися представителями Возрождения были Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Л. Ариос-то, Т. Тассо и др. Эпоха Возрождения характеризовалась значительным развитием архитектуры, театрального искусства и музыки. Философия в этот период перестала быть служанкой богословия. Переосмысливалось по-новому античное философское наследство. В особенности популярными стали идеи пантеизма и неоплатонизма, которые брали на вооружение в борьбе со схоластикой.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля) — одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривается в качестве основной функции психической жизни, а в метафизическом отношении — в качестве основного принципа, или бытия в себе, не разум, а свободу.

ВОЛЯ — способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в процессе его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий; одна из сущностных сил человека. Формируется прежде всего как способность преодолевать свои личные, субъективные желания и подчинять свою деятельность общественно заданным, контролируемым умом целям.

ВОЛЬНОДУМСТВО — критическое отношение к религии и церкви: сомнения в вопросах веры, возражение против отдельных религиозных догматов, обрядов и т. п.

ВРЕМЯ — внутренне связанная с пространством и движением объективная форма существования материи, которая характеризует последовательность, продолжительность, ритмы и темпы.

ВСЕЛЕННАЯ (космос) — окружающий мир, безграничный во времени и пространстве, неоконченный, разнообразный по тем формам, которые приобретает материя в процессе своего развития. Вселенная в широком понимании изучает все естествоведение, а

именно: пространственно-временное распределение материи во Вселенной; разные небесные тела и их системы — астрономия; вопрос о строении и эволюции Вселенной — космология.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философское течение, которое упрощало материализм. Возникло в середине XIX в. Его представители: Бюхнер, Молешотт, Фохт (естествоведы, специалисты в области физиологии и медицины). Согласно их представлениям, материя отождествлялась с сознанием и сознание происходило из материи, как из печени — желчь.

ВЫВОД — умственное действие, процесс соображения, результатом которого есть новые знания, полученные на основе добытых раньше. Знание, полученное в процессе вывода, называют выводным знанием. Суждение, которое получено логическим путем из исходных положений и содержит новую или дополнительную информацию.

ГАРМОНИЯ (от греч. harmonia — связь, соразмерность) — созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии присутствовала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер. Она продолжает существовать в преобразованной форме в философии Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО — идеалистическая философия Г. Гегеля, представителя немецкой классической философии, который разработал на идеалистической основе систему принципов диалектического способа мышления.

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone — удовольствие) — философско-этическое учение, согласно которому движущей силой, высочайшим благом и целью жизни человека есть наслаждение, удовлетворение. Так, для Эпикура наслаждение — основа и принцип счастья, первичное и естественное добро.

ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (от греч. helios — солнце и лат. centrum — центр) — коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре мира.

ГЕНЕЗИС (от греч. genesis — происхождение, возникновение) — происхождение, возникновение, развитие, например, биогенезис (возникновение или развитие жизни); название 1-й книги Моисея, изображающей картину возникновения мира (Книга Бытия). Понятие, которое обозначает как момент зарождения, возникновения предметов и явлений, так и процесс их закономерного развития, связанного с борьбой противоположностей, разрывом постепенности и скачкообразным переходом в новое качественное состояние.

ГЕОПОЛИТИКА — политическая доктрина, которая старается обосновать захватническую политику государств географической средой, в частности, особенностями их географического положения, климата, богатством или бедностью недр и т. п.

ГЕРМЕНЕВТИКА — 1) совокупность методов и правил интерпретации, перевода и объяснение смысла, содержания и значения произведений культуры и науки (в первую очередь, старинных текстов); 2) направление современной западной философии. Начальные методы герменевтики разрабатывались в теологии, где герменевтика являлась учением о правильном толковании и переводе текстов Библии.

ГИЛОЗОИЗМ — философское учение, по которому способность ощущать якобы присуща всей материи. Термин внедрен в XVII в. английским философом-идеалистом Р. Кедвордом. Но он встречается еще у древнегреческих философов (Фалес, Анаксимандр, Гераклит и др.).

ГИПОТЕЗА — способ познавательной деятельности, построения определенной, проблематической задачи, если формулируется один из некоторых ответов на вопрос, который возник в ходе исследования; одно из возможных решений проблемы.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД — метод научного исследования, который состоит в выдвижении гипотез о причинах исследуемых явлений и выводе путем дедукции.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит судьба человечества, его социальный прогресс. Это, прежде всего: сохранение мира на земле; охрана окружающей среды; энергетическая, сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы; мирное освоение космоса и богатств мирового океана; преодоление разрыва в экономическом уровне развитых стран и стран, которые развиваются, путем ликвидации их отсталости; предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технической революции и т. п. Эти проблемы, хотя большей частью существовали и раньше, стали глобальными именно в современную эпоху.

ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы общества, которое осуществляет управление им, сохраняет его экономическую и социальную структуру. Как основное орудие политической власти государство имеет право на осуществление от лица общества внутренней и внешней политики, на издание законов и правил, обязательных для всех членов общества и т. п.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ — относительно постоянная совокупность людей, которая является составляющим элементом социальной структуры определенного общества и характеризуется общностью материальных интересов, норм поведения, социально-психологических признаков, ценностей и т. п.

ГУМАНИЗМ — 1) система идей и взглядов на человека как высочайшую ценность; 2) в историческом аспекте гуманизм — прогрессивное течение западноевропейской культуры эпохи Возрождения, направленное на утверждение уважения к достоинству и разуму человека, его права на земное счастье, свободное проявление естественных земных чувств и способностей.

ДАОСИЗМ — одно из основных направлений древнекитайской философии, который оформлялся, главным образом, на идеях «Лао-цзы» и Чжуан-цзы. Главная идея даосизма состояла в том, что природа и жизнь людей подчинены не воле неба, а общему естественному закону — Дао. В произведениях представителей классического даосизма (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) просматривалась стихийная диалектика: признание того, что в мире нет ничего постоянного, все движется, изменяется, превращается в противоположность.

ДВИЖЕНИЕ — способ существования материи, ее неотъемлемое свойство. Материя без движения не существует и движение без материи также. В этом состоит абсолютный характер движения. Покой, равновесие, равнодействие — относительны. В истории философии первые догадки об универсальности движения были высказаны древними мыслителями: Лао-цзы, Фалесом, Гераклитом, Демокритом, Эпикуром и др.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА — теория двух истин — богословско-философский способ решения разногласий между догмами религиозной веры и данными науки, представлениями здравого смысла, когда наука заняла подчиненное религии и церкви положение. Понятие о двойственной истине возникло в эпоху феодализма и употреблялось прогрессивными мыслителями (Ибн Рушд, Дунс Скот, Ф. Бэкон и др.) для обоснования независимости наук, знания от религиозной догматики.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) — переход от общего к отдельному; одна из форм умозаключения, при которой на основе общего правила логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводится новое истинное положение. Дедуктивные умозаключения бывают категоричными, условными и разделительными. Дедукция имеет также значение исследовательского приема. При этом методе отдельное познается на основе знания общей закономерности. Разновидностью дедуктивного метода является аксиоматический метод.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог) — принцип философских учений, которые, признавая Бога первопричиной мира, отрицали его вмешательство в явления природы и в ход общественных событий. Деизм возник в XVII в. в Англии (X. Чербери) и высшего развития достиг в первой половине XVIII в. Апеллируя к разуму, деисты отрицали мистическое учение об откровении, отвергали религиозные обряды и догматы, выступали за свободу совести, «религию разума». Материалистически объясняя явления природы, некоторые из них (Дж. Локк, Дж. Толанд, Вольтер и др.) из тех или иных соображений не отваживались отрицать существование Бога как первоосновы мира. Деизм характерен и для философов-идеалистов — Г.В. Лейбница, Д. Юма, И. Канта.

ДЕЙСТВИЕ — относительно самостоятельный, направленный на достижение определенной цели акт деятельности субъекта.

ДЕМИУРГ (от греч. demшrgo s — мастер, ремесленник) — в идеалистической философии творческое начало, в частности, в философии Платона и в мистике неоплатонизма — творец Вселенной, в теологии — Бог.

ДЕМОГРАФИЯ (от греч. demos — народ и grafo — графия) — наука о закономерностях развития структуры, размещения и динамики народонаселения. Термин ввел французский ученый А. Гийар. Демография исследует процессы воспроизведения народонаселения, под которыми понимают конкретно-исторический процесс жизни населения, его беспрерывное бытие, восстановление, существование в виде совокупности отдельных индивидов и разнообразных социальных общностей, которые являются субъектами соответствующего общественного отношения.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ и. кратия) — форма государственного устройства, которая характеризуется наличием представительных учреждений и участием народа в управлении государством, провозглашением политических свобод и равноправия граждан.

ДЕОНТОЛОГИЯ — раздел этики, который изучает проблемы, обязанности, сферу надлежащего, все формы моральных требований и их соотношение.

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю) И ИНДЕТЕРМИНИЗМ — это противоположные точки зрения на характер взаимосвязи явлений во времени. Детерминизм признает общую закономерную связь между явлениями, то есть считает, что любое явление связано с другими и обусловлено ими. Индетерминизм отрицает любую связь между явлениями во времени. Согласно взглядам индетерминистов, в мире нет никакого порядка, в нем властвует хаос. Отсюда логически вытекает вывод о том, что человек может действовать по своему усмотрению, его действия не могут быть обусловлены никакими причинами (волюнтаризм).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — сущностная определенность способа бытия человека в мире, его способность вносить в действительность изменения, опосредованные сознанием. Важный признак деятельности — его целеустремленность. Основные компоненты деятельности: субъект (носитель) деятельности с его потребностями; цель — идеальный образ

желаемого, соответственно которому преобразуется предмет; средство, с помощью которого преобразуется предмет; объект, на который направлена деятельность или результат деятельности.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike' — искусство вести беседу, спор) — 1) в первоначальном значении — искусство полемики, логический метод установления истины путем выявления и преодоления разногласий в суждениях неприятеля; 2) объективный процесс развития явлений на основе возникновения, борьбы и решения присущих им разногласий. Философская наука об универсальных законах движения и развития природы, общества и мышления; метод познания и преобразования мира. Как философская теория диалектика — это продукт продолжительного исторического развития научного познания человечества.

ДИАЛОГ — форма умственно-речевой коммуникации, в которой скрещиваются два или больше разнонаправленных потока мыслей с целью выяснить общие точки взаимопонимания и очертить расхождение, которое в конечном итоге может оказывать содействие выявлению истины. Диалог в лингвистике — вид языка, который характеризуется ситуативностью, контекстуальностью и произвольностью, имеет слабую организационную структуру.

ДИСКУРСИВНЫЙ (от позднелат. discursus — рассуждение, довод) — процесс познания, который состоит в движении мышления от одного понятия к другому, соединяет одно суждение с другим, строит умозаключение. Дискурсивным, например, есть любое понятие, поскольку оно получается благодаря увязыванию разных, уже известных признаков.

ДОБРО И ЗЛО — категории этики, в которых даются положительная и отрицательная оценки общественных и естественных явлений соответственно ценностным ориента-циям определенных социальных групп и классов. Добро и зло в общей форме означают: добро — надлежащее и положительное, нравственно-положительное в поступках и мотивах деятельности людей, в явлениях социальной действительности; зло — отрицательное, нравственно-отрицательное, непригодное.

ДОГМА (от греч. dogma — мнение, учение, постановление) — 1) в древней и средневековой философии — основные положения того или другого учения, которые принимаются без доказательств. В религии — положение, которое выдается за вечные, неизменные, «богом данные» истины; 2) понятия, идеи, учения, которые считаются истинными при любых условиях.

ДОГМАТИЗМ — это неизменный, игнорирующий конкретные условия места и времени подход к тем или другим проблемам, оперирование догмами, то есть оторванными от жизни положениями.

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, представление о самоценности человеческой личности, моральное отношение индивида к самому себе и общества к нему.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — совокупность философских учений, которые развивались в древнегреческом рабовладельческом обществе конца VII в. до н. э. — нач. VI в. н. э. Древнегреческая философия положила начало развитию всех областей философского знания и почти всех философских течений. В ней появились первые наивно-материалистические философские взгляды, связанные с деятельностью Милетской школы (VI в. до н. э.). Фалес и его последователи Анаксимандр и Анаксимен, определяя материальную первооснову всех вещей, сделали первый шаг в материалистическом объяснении природы. Второй важный шаг сделал Гераклит Эфесский, который сформулиро

вал понятия про взаимопереход и борьбу противоположностей как внутренний источник постоянной текучести явлений. Высочайшего расцвета древнегреческая философия достигла в I-V в. н. э. в период деятельности выдающихся материалистов Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, которые выдвинули ряд новых философских идей, в частности, об образовании всех вещей из неделимых материальных элементов, о причинной обусловленности всех явлений природы и др. В V в. н. э. окончательно сложилось идеалистическое направление в философии, связанное с деятельностью Сократа и, в особенности, Платона. Сократ выдвинул идею порождения единичного общим, которая стала для Платона руководящим принципом разработки философской системы объективного идеализма. Вместе с тем произведения Платона привлекли внимание философов к изучению форм мышления, общих понятий и категорий. Систематизацию и последовательное обобщение всех логических научных знаний своей эпохи осуществил Аристотель, который подверг критике идеализм Платона, но в некоторых важных вопросах теории познания проявлял колебания между материализмом и идеализмом, оставаясь в целом на позициях объективного идеализма.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — мировоззренческие представления, которые сформировались на основе древнеиндийской мифологии (приблизительно с III-II тыс. до н. э.). Древнеиндийскую философию разделяют на три периода.

Ведический период (приблизительно к VI-V в. до н. э.) охватывает разные стадии развития мировоззрения раннего общества в Индии, зафиксированного в Ведах. Для этого мировоззрения характерно обожествление сил природы. Кроме этого, философские идеи этого периода отображены в религиозно-философских комментариях к ранним Ведам — Упанишадам, где встречаются материалистические и идеалистические решения вопроса о субстанции бытия. Преобладают идеалистические элементы, признание абсолютной и единственно истинной первоосновы всего существующего — брахмана.

Послеведический, эпический период (приблизительно к II-III в. н. э.) характеризуется господством брахманизма. Очень влиятельными были буддизм и джайнизм, которые с течением времени превратились в самостоятельные религиозно-философские системы. Основные сведения о философии эпического периода содержат эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата». Период философских сутр (высказываний, афоризмов) большинство исследователей датирует III-II в. до н. э. —        в. н. э.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — мировоззренческие представления, которые складывались в Китае (I тыс. до н. э. — нач. III в. н. э.). Величайшие памятки древнекитайской философии («Го юй» и «Цзо чжуань») источником всех вещей определяют воду, огонь, металл, дерево, землю. Объединение этих «стихий», или первоэлементов, создает все разнообразие явлений и вещей. «Ицзин» («Книга перемен») называет восемь первооснов мира. Одновременно складывалось учение о двух противоположных и взаимосвязанных силах — инь и ян, которые символизируют взаимодействие света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал. Взаимодействием их объясняли движение и изменения в природе. Особое внимание древнекитайская философия сосредоточивала на моральных проблемах. Большим влиянием пользовалась эти-ко-политическая концепция Конфуция и Мен-цзы, которая отстаивала тезис о прирожденной доброте человека. Мен-цзы, а также Сюнь-цзы, которые, в отличие от Конфуция, учили, что человеку от природы присуще зло, разделяли людей на «благородных» и «низких» и устанавливали разные нормы поведения (ли) для разных социальных слоев. Идею равенства людей, которая может быть реализована на основе «всеобщей любви», выдвинул Мо-цзы, подвергший резкой критике конфуцианство.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - античная философия периода эллинизма и до VI в. н. э. Развивалась в условиях острой классовой борьбы в рабовладельческом обществе, что отразилось в борьбе материалистических и идеалистических философских направлений.

ДРУЖБА — взаимная благосклонность между людьми, которая проявляется в способности к самопожертвованию, взаимопомощи, наслаждении духовным общением.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — принцип философского объяснения сущности мира, который базируется на признании двух первоначал — духа и материи, идеального и материального. Противоположностью дуализма является монизм. Термин «дуализм» ввел в XVIII в. Х. Вольф. Одним из выдающихся представителей дуализма был Р. Декарт, который разделял действительность на мир явлений, единственно доступный познанию, и мир сверхчувствительных непознанных «вещей в себе».

ДУХ — присущая человеку способность быть самосознательным субъектом мышления, чувств и воли, которые обнаруживаются в целеустремленности и творческой деятельности. Он сформировался в процессе антропогенеза на основе общественной работы, продукт саморазвития материи, функция высшей нервной деятельности, головного мозга человека. Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа).

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов духовных потребностей людей. Развивается на основе материального производства. Сложная система духовной деятельности, которая включает сферу творчества (наука, искусство и др.), сферу распределения и освоение духовных ценностей.

ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ — система осмысленно-психологических черт, особенностей, которая в своей целостности проявляет меру осознания человеком сущности бытия, своего места и назначения в мире и проявляется в характере его отношения к миру и к себе. Духовный мир личности не существует вне духовной жизни общества. Он представляет собой специфическую, индивидуально неповторимую форму его проявления, существования. В нем находят специфическое выявление чувствительный и рациональный уровни общественного сознания, все его формы, общественная психология и идеология. Тем не менее он не сводится к их сумме, а есть относительно самостоятельная целостность. Исходным моментом формирования содержания и структуры духовного мира личности выступает знание. Характерной особенностью духовного состояния личности считается способность применять знание и ум для анализа оценки явлений, для определения отношения к ним, характера поступков и действий соответственно потребностям и интересам лица, класса, общества.

ДУША (от греч. — psyche, лат. — anima) — в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, чувств и стремлений (витальная душа). Термин, которым преимущественно религия, идеалистическая философия и донаучная психология обозначали психику, внутренний мир человека в соответствии с идеалистическими религиозными концепциями.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ — философские категории, которые отражают диалектическое единство и отличие между вещами и явлениями действительности.

8 категории единичного (или отдельного, индивидуального) фиксируются отдельные вещи и явления, которые характеризуются соответствующими пространственными и временными границами, соответствующим качеством. Единичное существует как диалектическая противоположность и мера общего, как способ бытия общего. В категории общего фиксируется объективно существующая тождественность между предметами, явлениями и процессами в границах конкретной качественной определенности. В категории особенного отражается момент диалектического единства общего и единичного, особенное выступает как конкретное проявление общего. Особенное обозначает дифференциацию качественной определенности, выступает как единство сущности и явления.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ — один из основных законов материалистической диалектики, который определяет внутренний источник развития и движения в природе, обществе и познании. В противоположность метафизике, которая усматривает причину движения в каких-то внешних силах, материалистическая диалектика считает, что эти причины кроются во внутренних разногласиях, присущих процессам и явлениям объективной действительности, — в борьбе противоположностей. Каждый предмет, явление, процесс есть противоречивое единство противоположностей, которые взаимопроникают, переходят одна в одну, находятся в состоянии единства и борьбы. Единство, совпадение противоположностей означает, что они взаимопорождают и взаимообусловливают друг друга, одна без другой не существуют, борьба противоположностей означает, что противоположности не только взаимообусловливают, а и взаимоисключают одна другую, и, взаимодействуя, сталкиваются между собой, вступают во взаимоборьбу, которая может приобретать разные формы.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — неверное, искривленное, иллюзорное отображение действительности. Заблуждение и истина как диалектические противоположности при определенных условиях превращаются одна в другую: истина абсолютизированная, взятая абстрактно, превращается в заблуждение, как момент сложного диалектического процесса познания, будучи односторонним отображением одного из проявлений действительности, может стать путем к истине и, таким образом, моментом ее познания.

ЗНАНИЕ — форма духовного усвоения результатов познания, процесса отображения действительности, которая характеризуется осознанием их истинности. Сомнение относительно истинности познавательного результата выключает возможность сведения его к знанию и превращает этот результат на предположение. Статус знания как права на истину способна обеспечить лишь практика.

ИДЕАЛ (франц. — ideal) — образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Представление о высочайшем совершенстве, которое как образец, норма и высочайшая цель определяет определенный способ и характер действия человека или общественного класса. Идеал верно или иллюзорно отображает коренные общественные, прежде всего классовые, интересы. В зависимости от сфер человеческой жизнедеятельности формируются общественные, политические, этические, эстетические, гносеологические и прочие идеалы, которые входят в состав мировоззрения человека, выражая его активно-творческое отношение к действительности и играя роль конечных целевых ориентиров.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ — 1) представление о ком-то или о чем-то как о значительно лучшем и совершенном, чем оно есть на самом деле; наделение кого-то или чего-то свойствами, которые отвечают идеалу; 2) способ логического моделирования, благодаря которому создаются теоретические (идеализированные) объекты типа абсолютно черного тела,

идеального газа, точки и т. п.; они отображают реальные возможности конструирования моделей эмпирических объектов в «чистом» виде, освобожденном от конкретных свойств, несущественных с точки зрения развития определенной научной теории.

ИДЕАЛИЗМ — противоположное материализму философское направление, которое в решении основного вопроса философии старается доказать, что дух, сознание, мышление, идеальное является первичным, а бытие, природа, материальное — вторичным. В зависимости от того, как идеализм понимает духовное первоначало, он делится на объективный и субъективный идеализм. Идеализм может быть сенсуалистическим, рационалистическим или иррационалистическим в зависимости от того, какая форма абсолютизируется.

ИДЕАЛЬНОЕ — философская категория для обозначения нематериальной, субъективно-духовной природы образного отображения действительности в человеческом сознании. Идеальное характеризует, прежде всего, гносеологическое отношение сознания к бытию, проявляя принципиальное отличие между отображением и отображаемым образом и объектом. Это отличие состоит в том, что субъективные образы, воссоздавая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют, поскольку лишены всяческой телесности, материальности.

ИНДИВИДУУМ (от лат. щСМСшп]! — неделимое; особь) — отдельный одиночный представитель определенного вида, рода, класса, множества предметов, отдельная сущность, существо или человек, который выделяется как объект практического или теоретического отношения. Понятие «индивидуум» имеет важное значение для научного познания, поскольку познание в любой из своих областей связано с классификацией объектов по их существенной родственности.

ИНДУКЦИЯ (от лат. шСшЛю — наведение) — форма умозаключения, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем; способ соображения, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы.

ИНОБЫТИЕ — термин в философии Г. Гегеля, который употреблялся главным образом для обозначения природы как противоположности логической идеи, которая сама тоже является этапом развития «абсолютной идеи». Гегель считал природу опредмечиванием, отчуждением идеи, результатом ее деятельности в сфере материального, отсюда его вывод о том, что природа — инобытие идеи.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — социальная группа, которая состоит из лиц, профессионально занятых умственным трудом (научные работники, инженеры, техники, учителя, врачи, художники и т. п.). Интеллигенция возникает вследствие обособления умственного труда от физического.

ИНТУИЦИЯ — способ постижения истины через непосредственное, чувствительное созерцание или умозрение в отличие от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления. В истории философии понятие «интуиция» имело разное содержание (чувствительная форма познания, которая противостоит рассудку; интеллектуальная интуиция как высочайшая форма познания; интуиция как скрытый и подсознательный принцип творчества).

ИРРАЦИОНАЛИЗМ — в гносеологии принцип философских учений, которые отстаивают ограниченность рационального познания, противопоставляют ему интуицию, веру, инстинкт как основные виды познания. Иррационализм направлен против рационализма. В истории философии иррационалистическая тенденция была присуща неоплатонизму, августинианству, учению Б. Паскаля.

ИСКУССТВО — эстетическое освоение мира в процессе художественного творчества — особого вида человеческой деятельности, которая отображает действительность в конкретно-чувственных образах соответственно определенным эстетическим идеалам; одна из форм общественного сознания. Закономерности искусства изучают эстетика и искусствоведение. Термин применяется к определенным областям художественной деятельности (изобразительное искусство, сценическое искусство) или к какой-то области практической деятельности, с присущей ей системой высочайшего качества приемов и методов (искусство воспитания, военное искусство и др.). Искусство зародилось в первобытном обществе периода позднего палеолита (рисунки в пещерах, резьба на костях и на камне, ритуальные танцы и т. п.), тем не менее только с возникновением общественного разделения труда искусство отделяется в отдельную форму духовной жизни общества.

ИСТИНА — адекватное воспроизведение в познании объективной действительности, результат определенного практикой гносеологического отношения, при котором познавательный образ субъекта выступает как верное отображение соответствующей действительности состояния объекта.

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ — философские категории, которые отражают соотношение реального процесса развития и его отображение в мышлении. Исторически объективный процесс развития какого-либо предмета, реальная история со всеми ее поворотами, особенностями; определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. Логическое — отображение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме.

ЙОГА — древнеиндийская философская школа идеалистического направления, возникшая во II в. до н. э. Основные принципы философского учения йоги разработал Па-танджали. Йога учит, что высочайшего блаженства человек может достичь не изменением объективных условий своей жизни, а полным освобождением своего сознания от влияния внешнего мира и достижением особого психического состояния — «самадхи» (сосредоточение). Если угасают все желания, мышление застывает на какой-то внутренней точке, происходит связь с основным миром и якобы появляется способность интуитивного видения истины.

КАРТИНА МИРА — одна из форм мировоззренческого отображения объективной реальности в общественном сознании, которая представляет собой научный образ освоенной в практике действительности, компонент мировоззрения. Целостная картина действительности, прежде всего обобщенный образ социальной среды, которая составляет исходное условие человеческого бытия, создается в процессе практической деятельности людей, будучи научным изображением объективной реальности, которое отвечает непосредственному восприятию ее субъектом. Картина мира отличается от рационального компонента мировоззрения (системы философии и научных понятий и принципов) чувствительной очевидностью и органической целостностью.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ — термин, введенный Кантом для обозначения безусловного господства морального сознания строить свое поведение соответственно законам: «веди себя так, чтобы максимы (правила), которыми руководствуется твоя воля, могли бы стать принципами общего законодательства, действуй так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого лишь как к цели и никогда не относился бы к нему лишь как к средству». Условием категорического императива есть свобода воли.

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria — высказывание; признак) — универсальные формы мышления и сознания, которые отображают общие свойства и отношения объективной действительности, общие закономерности развития всех материальных, естественных и духовных явлений. Философия одной из своих задач, обусловленных спецификой ее предмета, считает исследование сущностей категорий, происхождение и отношения категориальных форм мышления к формам бытия, гносеологические, логические и мировоззренческие функции категорий и способы сознательного оперирования ими в мышлении. Наибольший вклад в разработку проблемы категорий в истории философии внесли Аристотель, И. Кант, Г. Гегель. Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется всего 10 категорий (единичного и общего): сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знал 4 категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, которая называла категории также пре-дикаментами, знала только 6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение, изменение, отношение, обладание. Декарт и Локк различают три категории: субстанция, состояние (модус), отношение. Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т. е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности. Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних — динамическими; категории количества: единство (мера), множество (величина), цельность (все); категории качества: реальность, отрицание, ограничение; категории отношения: принадлежность, причинность, общение; категории модальности: возможность, существование, необходимость.

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО — философские категории, которые являются формами отражения и степенями познания объективной определенности вещей в сфере их непосредственного бытия. Качество выражает присущую вещам мифическую определенность, которая тождественна с их бытием и отличает их от других вещей в определенной системе связей. Количество — это отношения качественно тождественных вещей как дискретных единиц определенного множества. В сфере непосредственного бытия качество составляет внутреннюю границу вещи, количество — внешнюю.

КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ — признак истины, за которой истинность того или другого утверждения зависит от условий, места и времени, а также только в определенной теории, системе, отсчета и т. п. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретная.

КОНФУЦИАНСТВО — 1) философское этическое учение древнекитайского мыслителя VI в. до н. э. Кун Фу-цзы (Конфуция). Основным произведением конфуцианства признается трактат «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), составленный учениками Кун Фу-цзы. Главным в конфуцианстве признается понятие «жень» (гуманность) — моральный закон, который определяет взаимоотношения людей в семье и обществе и требует безоговорочной покорности младших старшим по возрасту или по социальному положению; 2) вероучение, которое сложилось после смерти Конфуция на основе его философско-этического и религиозного учения.

КОСМОЛОГИЯ — 1) в натурфилософии — философские положения о мире, его происхождении и строении; 2) раздел астрономии, учение о строении и развитии Вселенной.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение) — религиозно-идеалистическое учение, которое объясняет происхождение и разнообразие мира «божьим созданием». Идеи креационизма присущие разным религиозным системам, но наибольшего развития приобрели в монотеистических религиях иудаизма, христианства и ислама.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность практических, материальных и духовных ценностей общества и человека, воплощение их в результатах продуктивной деятельности. В узком понимании культура — это сфера духовной жизни общества, которая охватывает прежде всего систему воспитания, образования, духовного творчества, а также учреждения и организации, которые обеспечивают их функционирование (школы, вузы, клубы, музеи, театры, творческие союзы, общества и т. п.). Вместе с тем под культурой понимают уровень образованности, воспитанности людей, а также уровень овладения какой-то областью знаний или деятельности (культура производства, культура работы, культура языка; правовая, моральная, эстетическая культура, культура быта и т. п.).

ЛИЧНОСТЬ — человек как субъект общественного отношения, носитель сознания и системы общественно значащих качеств, детерминированных конкретно-историческими условиями жизни общества. Понятие «личность» следует отличать от понятий «индивидуум» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность личностно-неповторимых свойств, которые отличают одного индивида от всех других).

ЛОКАЯТА (санскр. — мысль обычных людей), чарвака — атеистическая и материалистическая школа в древней и средневековой индийской философии, возникшая приблизительно в середине I тыс. до н. э. Основателем ее считают легендарного мудреца Бри-хаспати, отдельные атеистические и антиведические положения приписывают мудрецу Чарваци. По учению локайята, основу всего сущего составляют четыре материальных элемента: воздух, огонь, земля и вода (иногда еще эфир). Отрицая наличие Бога, души, потустороннего мира, локайята рассматривала сознание, ум, органы чувств тоже как продукт объединения материальных элементов. В теории познания локайята стояла на позициях материалистического сенсуализма, считая единственным источником знаний чувственные восприятия.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный) — научное, противоположное идеализму философское направление, которое в решении основного вопроса философии исходит из того, что природа, бытие, материя — первична, а сознание, мышление, идея — вторичны. В соответствии с материализмом мир материален, то есть существует сам по себе, никем не создан и не уничтожим, закономерно изменяется, развивается в силу своих собственных причин; он составляет единую и последнюю реальность, которая включает любую сверхъестественную силу, а сознание, мышление, идея проявляются как свойство материи и ее идеальное отображение.

МАТЕРИАЛЬНОЕ — фундаментальная характеристика бытия, которая указывает на его объективно-реальное, то есть независимое от сознания, существование. Материальное противоположно идеальному, которое характеризует сознание, указывая на его вторичный характер и на то, что сознание, отражая физические, химические, биологические свойства действительности, само этих свойств не имеет.

МАТЕРИЯ (от лат. materia — вещество, субстрат, субстанция, содержание) — под понятием «материя» в разные времена понимали или определенные стихии (земля, вода, огонь, воздух и т. п.), или бесструктурное первовещество, которое воспринималось нача

лом всего сущего, или неделимые частицы (атомы), находящиеся в пустоте. Такие представления были характерны для периода античности. Развитие взглядов на материю наиболее оформилось в диалектическом материализме, для которого понятие материи стало базовым. Так, под материей понимается философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях и отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

МЕРА — философская категория, которая отобра

Другие статьи, обзоры программ, новости