Категория: Windows: ГИС, GPS
В: -Нас с вами пригласили в увлекательное путешествие – в космос. А отправимся мы на космических тарелках. Мы расскажем о нашей планете, о том, что знаем о космосе ,о том, как сберечь нашу планету .Но сначала, мы должны построить наши космические тарелки. Разделимся на три команды.
( Дети строят из пазлов три космических тарелки ).
В: -Заняли свои места. Полетели. А это что такое. Какие то письма. О,так это для нас задания. И если мы хорошо ответим на вопросы и выполним правильно все задания. нас пустят в космическое пространство и наградят космическими призами.
В: - И так, вскрываем первый конверт. Как называется наша планета ,на которой мы живём?
Д: - Наша планета – Земля.
В: - Какая она.
Д: - Наша планета круглая. ( ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )
В: - Вы сказали. что планета Земля круглая,тогда почему с неё ничего не пада ет?
Д: - Мы не падаем с Земли, потому что она притягивает к себе,как магнит. Существует земное притяжение.
В: - Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей солнца и спасает землю от падающих из космоса камней и льда.
В: - Почему на Земле есть жизнь.
Д: -На земле есть жизнь. потому что на ней есть воздух, солнце и вода. Мы дышим кислородом.
В: - А что было бы. если бы на Земле не было воздуха?
Д: - Люди и животные не могли бы дышать ,ничего бы не росло,не было бы жизни.
В: - А что было бы ,если бы не было солнца?
Д: - Наступила бы темнота и вечная мерзлота, всё бы живое погибло.
В: - А что было бы. если бы не было воды.
Д: - Без воды нет жизни. всё бы погибло.
В: - А Земля движется.
Д: - Да. Земля вращается вокруг солнца и вокруг себя.
В:- Мы чувствуем это движение.
Д:- Нет .Движение Земли мы не чувствуем.
В: - А сколько раз земля переодевается.
Д: - Земля переодевается четыре раза. Это четыре времени года – весна,лето, зима,осень.
В: - Земля вращается вокруг солнца, за счёт этого вращения происходит смена времён года.
В:- Что это.
Д: - Это глобус.Глобус – это макет Земли.
В: - Целый день солнце согревает нашу Землю и освещает, спускается всё ниже. А где же оно ночует.
Д: -Нигде. Наша вращается вокруг солнца и подставляет солнцу то один бок, то другой .На одной стороне планеты день. на другой ночь.
( Показ с настольной лампой ).
В: - А. сейчас. садимся на стульчики. Вскрываем второй конверт. Здесь загадки:
«Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер. то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый Кружевной и синий. синий.»
Д: - Небо.
В:- «Один костёр весь мир согревает»
Д:- Солнце.
В:- «Постелен, рассыпан горох Ни ковра не поднять,ни гороху не собрать.»
Д: - Небо и звёзды.
В: - «Ночью по небу гуляет, Только землю освещает, Скучно,скучно мне одной, А зовут меня ….
Д: -Луной.
В: - Вы знаете ,что такое Луна.
Д: -Луна – это спутник Земли .Мы её видим ночью или вечером.
(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )
В: - А где живёт Луна,планета Земля.
Д: - Луна, земля живут в космосе.
В: - Какие планеты вы знаете.
Д: - Нептун,Плутон,Венера, Марс, Меркурий. Сатурн. Юпитер. Уран. Земля,
(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )
В: - Бывает, что планеты выстраиваются в один ряд .Как называется это явление?
Д: - Это явление называется парад планет.
( ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )
В: - Дети ,кто был первым космонавтом в мире.
(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )
Д: -Первый космонавт – Юрий Гагарин.
В: - «На космическом корабле он летел в межпланетной мгле, Совершив вокруг Земли виток .А корабль назывался «Восток». Его знает и любит каждый, был он юным,сильным,отважным. Помним взгляд его добрый. с прищуром,его звали Гагарин Юра!»
В: -Вы знаете. что такое невесомость.
Д: - Невесомость – это когда нет притяжения ,всё летает.
В: - Где бывает невесомость?
Д: - Невесомость бывает в космосе. в космическом корабле, когда он вылетел в космос.
В: - Сейчас, поиграем.Но. сначала, отгадайте ,какое слово лишнее? Лететь,полёт,лето,лётчик,летательный…
Д: -Лишнее слово - лето.
В: - Наша игра называется «Невесомость».
ФИЗМИНУТКА: «Невесомость» (Звучит космическая музыка )
В: - Какие ваши руки ,ноги. голова.
Д: - тяжёлые.
В: - Теперь вам становится всё легче и легче.Как чувствуете себя?
В:- Мы в состоянии невесомости.
В: - А вы знаете, что это?
(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ)
Д: - Это космический спутник.
В: -Для чего нужен космический спутник?
Д: - Спутник выполняет программу ,н-р. определяют погоду,где находится военный объект,обеспечивает связь,помогает работе навигатора….
Д: - Это луноход.
В: -Что делает луноход?
Д: - Луноход изучает Луну.
В: - Теперь откроем третий конверт.
В: - Вот солнышко .Подберите слово к слову «Солнце».Какое оно?
(ПОКАЗ НА ДОСКЕ)
Д: - Солнце лучистое ,круглое, жёлтое ,тёплое ,горячее, нежное, ласковое, доброе, яркое, светлое…
В: - А по солнцу можно гулять.
Д: - По солнцу гулять нельзя ,оно жарче печки.
В: -Правильно, что попадёт на солнце. превращается в камни, а потом сгорает. А если. налепить много снежков и закидать солнце,можно его остудить?
Д: - Нет ,нельзя.
В: - А нужно его остужать.
Д: - Нет .Без солнца нет жизни.
В: - Придумайте предложение, чтобы в нём было слово «солнце».
Д: - Выглянуло яркое солнце. Солнце спряталось за тучу. Я загораю на солнце……и т.д.
В: - Сейчас, я прочитаю рассказ ,а вы угадайте сколько в этом рассказе предложений?
« Наступает весна. Тает снег. Блестят на солнце сосульки .Булькает вода в канавке .Звенит капель.»
Д: - В рассказе пять предложений.
В: - В каком по счёту предложении вы услышали слово «солнце».
Д: -В третьем предложении.
В: - Солнце – это самая близкая звезда. Других звёзд так много, они рассыпались по всему небу,разделились на группы – созвездия.
(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )
В: - Поиграем в игру «Определи созвездие». У вас картинки с графическим изображением созвездий. а у меня рисунки. Нужно определить своё созвездие.
(Пегас ,Персей ,Большая медведица ,Кит, Лебедь, Водопас, Геркулес ,Дракон, Рыбы .)
В: - Ч то это.
( ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )
Д: - Это скафандер. Внутри скафандра кислород. необходимый для дыхания.
В: - Открываем четвёртый конверт.
В: - На Земле так красиво. Если человек умнее и сильнее всех, он должен свои знания и умения направить на охрану и защиту природы. Природу и Землю надо беречь .А что отравляет нашу природу, жизнь на планете Земля?
Д: - Нашу природу отравляют. выхлопные газы от машин, дым сигарет, кислотный дождь. целлофановые пакеты, порошок-если он вылит на землю, слив заводских отходов в водоём. заводы. бытовая химия. ртуть. …
Д: - Стих-е.
«Смотрю на глобус – шар зелёный.И вдруг вздохнул он. как живой , И вдруг вздохнул он. как живой,и шепчут мне материки. «Ты береги нас. береги!»В тревоге роща и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас береги ,береги!»Грустит глубокая река, Свои теряя берега.И слышу голос у реки: «Ты береги нас. береги!»Остановил олень свой бег: «Будь человеком. человек!»В тебя мы верим- не солги: «Ты береги нас ,береги!» Смотрю на глобус- шар зелёный, Такой прекрасный и родной.И шепчут губы «Сберегу»! Я сберегу вас. сберегу!»
В: - Поиграем в игру. «От чего гибнет природа?»
ИГРА. «От чего гибнет природа?»
В: - Почему вы зачеркнули порошок?
Д: - Если мыльную воду вылить на землю, то погибнут деревья,заболеют букашки,которые ползают по земле.
В: - Почему зачеркнули целлофановый пакет?
Д: -Нельзя бросать их на землю,потому что они не дают земле питаться водой,солнцем,воздухом.
В: - А что такое кислотный дождь?
Д: - Когда тучка хотела полить землю, её окутал ядовитый дым,идущий из труб заводов.Дыма было так много,что вся грязь от дыма прилипла к капелькам дождя и вышла эта отрава на землю.
В: - Почему вы не зачеркнули деревья.
Д: - Деревья очищают наш воздух. Они вдыхают плохой воздух- углекислый газ ,а выдыхают хороший -кислород.
В: - Ещё одно задание - придумайте предложения по опорным словам.
1.Беречь ,природа, надо.
2.Жизнь ,воздух. без.
3.Правила ,в, природа. поведения ,соблюдай.
В: - Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?
Д: - (ответы детей)
В: - Что нового вы узнали?
Д: - (ответы детей)
В: - Я думаю, что мы очень хорошо рассказали о планете Земля, планетах. созвездиях, о том, как сберечь нашу Землю, чтобы жизнь не кончалась .А вы расскажите своим друзьям ,родителям. как нужно беречь природу.
ПРОГ,СОД-Е. Выявить и уточнить знания детей о нашей планете Земля, о планетах солнечной системы, созвездиях ,Уточнить ,как нужно беречь землю. природу, заботиться о ней. Развивать память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к природе, к планете Земля .Упражнять в составлении предложений с заданным словом, в придумывании определений к слову, в составлении предложений по опорным словам.
Словарная работа. земное притяжение. планета, глобус. созвездия, скафан дер, кислотный дождь, спутник, луноход,
Демонстрационный материал: конверты с заданиями, космические тарелки- пазлы (3 шт), солнце, рисунки созвездий, слайды с изображением планеты Земля, солнечной системы, созвездий, спутников, лунохода, скафандра, космонавта Юрия Гагарина, Луны.
Раздаточный материал: графическое изображение созвездий, плакаты к игре «От чего гибнет природа?».
Предварительная работа: Беседы, наблюдения за солнцем, небом, рассмат ривание плакатов с изображением солнечной системы, подбор определений к словам,составление предложений. Чтение сказки «Кислотный дождь».Чтение отрывка из рассказа «Нефть в море».Отгадывание загадок.
Предшествующая работа: Подбор материала, музыки. наглядных пособий.
Методические приёмы: словесный (беседы), игровой ( игра «От чего гибнет природа?»), моделирование (использование схем в игре «Определи созвездие».
Структура.
1.Игра. «Построй космическую тарелку» (из пазлов). 2.Беседа. 3.Загадки. 4.Стих-е. «Юрий Гагарин». 5.Физминутка «Невесомость». 6.Подбор определений к слову «солнце». 7.Составление предложений со словом «солнце». 8.Игра «Определи созвездие». 9.Стих-е: «Ты береги нас. береги!» 10.Игра. «От чего гибнет природа?» 11.Анализ.
Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
в подготовительной группе №1
На тему: «Наша планета Земля»
МОУ гимназия № 39 «Классическая», г. Тольятти,
учитель первой категории Подоляк О.А.
Урок: Земля в Солнечной системе.
Цели и задачи: Сформировать знания о Земле и планетах Солнечной системы, о Млечном Пути, о роли Солнца в жизни нашей планеты, о влиянии Луны на Землю.
Оборудование: Атласы - География. Планета Земля, Серия «Сферы». М. Просвещение. 2006; электронное приложение линии УМК «Сферы».
Ход урока:
I . Организационный момент.
II . Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока (работа с учебником стр.38 - рубрика «Вы узнаете»). Вспомните:
-Какие планеты входят в Солнечную систему? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
-Какой спутник имеет наша планета? (Луна).
Итак, наша планета Земля входит в состав Солнечной системы и является третьей по счету планетой от Солнца. Она имеет единственный спутник - Луну. Положение Земли и ее спутника в Солнечной системе определяет многие процессы, происходящие на Земле.
Солнечная Система . Солнечная система, к которой принадлежит Земля, входит в скопление звезд - Галактику. (Рассказ учителя с использованием электронного приложения).
Галактика (от греч. - молоко) - обширная звездная система. Наша галактика, к которой принадлежит Солнечная Система, называется Млечный Путь. Галактика состоит из множества звезд и их скоплений, газовых и пылевых туманностей, отдельных атомов и частиц, рассеянных в межзвездном пространстве. Ядро Галактики - компактное массивное сгущение вещества в центральных частях галактик. А облако, состоящее из различных газов, окружающее галактику называется Гало. Галактики бывают эллиптические (в форме вытянутого круга), спиральные (в виде спирали) и неправильные (произвольной формы). (Демонстрация электронного приложения - «Галактики» (слайд-шоу), «Схема строения галактик»).
^ Млечный путь гигантская звездная система, насчитывающая десятки миллиардов звезд, облаков межзвездной пыли и газов. Стрелец, Лебедь, Южный Крест, Кассиопея, Персей, Единорог- вот наиболее известные созвездия, которые входят в Млечный Путь. (Д|монстрация электронного приложения - «Созвездия» (слайд-шоу)).
Созвездия - участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звездном небе. Научного значения группирование звезд в созвездия не имеет. Все небо разделено на 88 созвездий, зафиксированных Международным астрономическим союзом в 1930 году. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звездами. Главные из них были названы именами, заимствованными из мифологии (Геркулес, Персей и т.д.) или быта (Весы, Лира и т.д.). (Демонстрация карты звездного неба - электронное приложение).
У нашей Галактики есть два спутника - Большое и Малое Магеллановы облака, названные в честь знаменитого путешественника Ф. Магеллана. Они видны в Южном полушарии неба в виде небольших туманных пятнышек. (Демонстрация электронного приложения - «Магеллановы облака»(слайд-шоу).
Млечный Путь вместе с другими галактиками образует Вселенную.
Вселенная - это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенную можно сравнить с безграничным океаном, где на огромном расстоянии друг от друга расположены звездные острова - галактики. Ученые считают, что во Вселенной миллиарды галактик.
^ Солнечная система - система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеоры и метеориты, космическая пыль), двигающиеся в области притяжения Солнца. (Демонстрация электронного приложения).
В состав солнечной системы, кроме Солнца, входит 8 планет, более 60 их спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов - кометы, космические облака и космическая пыль. (Демонстрация электронного приложения - «Планеты Солнечной Системы» (слайд-шоу), « Вид Земли из Космоса» (слайд-шоу)).
Планеты - большие небесные тела, движущиеся по орбитам вокруг Солнца и светящиеся отраженным солнечным светом. Работа с таблицей электронного приложения - «Планеты», беседа по вопросам:
Самая большая планета? (Юпитер)
Самая маленькая планета? (Меркурий)
Самая горячая планета? (Венера)
Самые далекие планеты? (Нептун)
Самая быстрая планета? (Меркурий)
Ближайшая к Земле планета? (Венера)
Планета с наибольшей и наименьшей плотностью? (Из всех планет самая плотная
Земля, а наименее плотная - Сатурн).
Спутники планет - тела Солнечной системы вращающиеся по определенной траектории (орбите) вокруг планет, под действием их притяжения. (Использование электронного приложения).
Астероиды (малые планеты, небесны тела) - твердые тела Солнечной системы,
движущиеся вокруг Солнца по определенным траекториям (орбитам) и отличающиеся
своими небольшими размерами (от 1 до 1000 км). Орбиты большинства астероидов
находятся между орбитами Марса и Юпитера (пояс астероидов) (Использование
электронного приложения).
^ Космическая пыль - частицы вещества в межзвездном и межпланетном пространстве. (Использование электронного приложения).
Солнце - центр нашей планетной системы, основа жизни на Земле. Солнце -ближайшая к Земле звезда.
Звезда - это небесное тело, светящееся собственным светом и представляющееся наблюдателю светлой точкой. (Демонстрация электронного приложения - «Солнце» (слайд-шоу), «Строение Солнца»). Работа с таблицей электронного приложения - «Солнце», беседа по вопросам:
- Среднее расстояние от Земли? (149,6 млн, км)
4 - Диаметр? (1391980 км)
Температура в центре? (15600000 С)
Температура поверхности? (6058 С)
Период обращения Солнца вокруг центра Галактики? (230 млн. лет)
Возраст? (около 5 млрд. лет).
Все планеты Солнечной Системы шарообразны. Они вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца. Путь движения планет вокруг Солнца называется орбитой (Демонстрация анимации в электронном приложении - «Солнечная система»).
Система «Земля - Луна» . Земля имеет постоянный спутник - Луну, движущуюся вокруг нее по орбите. (Демонстрация электронного приложения - «Поверхность Луны» (слайд-шоу), «Глобус Луны», «Вид Земли с поверхности Луны», «Информация о Луне» (анимация), «Сатурн и его спутник», «Спутник Юпитера - Ганимед», «Марс и его спутники», «Юпитер и его спутники»).
Шарообразная форма Луны и ее довольно большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию приливов и отливов на Земле.
^ Приливы и отливы - периодические колебания уровня океана (моря) под воздействием сил притяжения Луны и Солнца, а так же сил возникающих при вращении Земли. Такие колебания вызывают приливные волны, которые в открытом океане практически не ощущаются, а наиболее заметны в узких заливах. Самые высокие приливы на Земле —более 18м, зафиксированы в заливе Фанди (Сев. Америка). (Демонстрация электронного приложения - «Приливы и отливы» (слайд-шоу), «Приливы и отливы (анимация)).
При своем движении вокруг Земли Луна занимает различное положение относительно Солнца, эти положения называются фазами Луны (Демонстрация электронного приложения - «Фазы Луны» (слайд-шоу), «Обратная сторона Луны», «Фазы Луны» (анимация)). В новолуние Луна находится между Солнцем и Землей и обращена к нам неосвещенной стороной, поэтому мы ее не видим. В полнолуние, наоборот, Луна ярко освещена Солнцем и светит отраженным светом, она видна на небе как полный диск. В первой четверти освещена лишь правая половина, а в последнюю четверть - левая половина Луны. В этих фазах она видна в виде серпа. (Учебник стр.39, рис.).
Земля - уникальная планета . Главная особенность Земли состоит в том, что это планета жизни. Именно здесь сложились все необходимые условия для существования и развития живых организмов. Атмосфера нашей планеты не столь плотная как, например,; Венеры и пропускает достаточное количество солнечного света. В недрах Земли возникает невидимое магнитное поле, защищающее ее от вредного для жизни космического излучения.
Первые живые организмы возникли на Земле практически сразу с появлением воды. (Демонстрация электронного приложения - «Появление жизни на Земле»). Это были бактерии, в том числе и производящие кислород. С развитием жизни появились все новые более сложные организмы (Демонстрация электронного приложения - «Эволюция»).
Ш.Закрепление
Работа с разделом «Мои географические исследования» (учебник стр.39) Задание: изучение планеты Солнечной системы (см. атлас с.2-3). 1. Перечислите планеты в порядке их удаленности от Солнца. ( Меркурий, Венера,
Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). % Назовите самую большую и самую маленькую планеты. (Самая большая - Юпитер,
самая маленькая - Меркурий).
Определите наличие спутников у каждой из планет. (Земля - 1, Марс - 2, Юпитер -
16, Сатурн - 17, Уран - 15, Нептун - 8).
Перечислите планеты в порядке убывания скорости их вращения вокруг Солнца.
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вывод - чем дальц
от Солнца, тем меньше скорость вращения планет).
Добавлено: 2012.09.01
Окишева Татьяна Николаевна, учитель биологии
Для проведения мероприятия необходимо приготовить:Перед началом конкурса ведущий говорит вступительные слова о том, как уникальна планета Земля, какие она даёт возможности для человека и какова роль человека на планете Земля. Сообщает участникам правила и порядок конкурса, представляет жюри конкурса.
Ведущий задаёт вопросы каждой команде, за верный ответ команде присуждается 1 балл. Если на вопрос команда не отвечает, то право ответа переходит болельщикам этого класса. Если и болельщики не дают правильный ответ, то вопрос снимается и ведущий сообщает ответ на вопрос.
По одному вопросу задаются из рубрики - науки о природе, вторые из рубрики - соседи солнца.
Вопросы задаются каждой команде отдельно, следует предупредить игроков, чтобы участники не выкрикивали.
Конкурс - "Разминка" (1 балл за правильный ответ)
Науки о природе
Наука о звездах и небесных телах - АСТРОНОМИЯ
Наука, которая описывает нашу планету - ГЕОГРАФИЯ
Наука, которая изучает разнообразные явления природы - ФИЗИКА
Наука о живой природе - БИОЛОГИЯ
Наука о взаимодействиях организмов между собой и окружающей средой, взаимодействии человека и природы - ЭКОЛОГИЯ
Соседи солнца
На какие две группы делятся планеты - ЗЕМНАЯ, ПЛАНЕТЫ - ГИГАНТЫ
Самая большая и маленькая планеты - ЮПИТЕР, ПЛУТОН
Ближайшая звезда нашей планеты - СОЛНЦЕ
Сколько планет образует солнечная система - 8 (Плутон не планета)
Какая по счету планета Земля - 3
Планета Земля
Участникам каждого класса выдаются заранее приготовленные листочки с заданием (приложение 3): задание команде и отдельное задание болельщикам этого же класса.
Результат конкурса и команды и болельщиков заносится в ведомость.
Кордильеры - ГОРЫ
Ураган - ВРАЩАЮЩИЙ ВОЗДУХ
Африка - МАТЕРИК
Индийский - ОКЕАН
Нил - РЕКА
Гранит - КАМЕНЬ
Атмосфера - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА
Гидросфера - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА
Перед началом третьего конкурса ведущий приглашает капитанов каждого класса и объясняет задание конкурса капитанов, ребятам выдаются задания, где они должны написать письмо - обращение соседям по планете Земля используя план (приложение 4). Ответ оценивается в 10 баллов. Капитанов следует отсадить от остальных участников в отдельное место, выдать ручки.
Выдаёт болельщикам каждого класса творческое задание к конкурсу "Говорящий плакат". Ответ оценивается в 10 баллов. Группе болельщиков следует нарисовать плакат (приложение 5), где отражены экологические проблемы (выбрать одну проблему):
Командам каждого класса выдаются задания (приложение 6) в 1 части задания следует зачеркнуть лишнее:
- тундра - змея
- тайга - ленивец
(6 баллов, 1 балл за каждый правильный ответ)
во 2 части выписать № организмов, которые относятся к:
- одноклеточным 3 5 8 9 - 2 балла
- многоклеточным 1 2 4 6 7 10 11 12 - 2 балла
- царству растения 2 6 7 9 - 2 балла
(8 баллов, по 2 балла за все правильные ответы)
Появление животных и человека на Земле
В заданиях (приложение 7) следует выполнить:
Пронумеровать рисунки с животными в порядке их появления на суше: (5 баллов, 1 балл за правильный ответ)
Пронумеровать предков человека в порядке их появления на Земле (6 баллов, 1 балл за правильный ответ)
Кроманьонец - 6 Неандерталец - 5
Дриопитек - 1 Человек прямоходящий - 4
Человек умелый - 3 Австралопитек - 2
Подписать предков человека (4 балла. 1 балл за правильный ответ)
Человек умелый
Неандерталиц
Человек прямоходящий
Кроманьонец
Конкурс капитанов "Обращение к соседям по планете"
Ведущий объявляет конкурс капитанов, и участники этого конкурса зачитывают своё письмо - обращение. Хороший ответ оценивается в 10 баллов, ответы похуже в 8, 6 баллов.
Творческий "Говорящий плакат"
Ведущий объявляет конкурс "Говорящий плакат", группа болельщиков выходят перед командами, и поясняет, о выбранной экологической проблеме
Конкурс заканчивается подведением итогов. Участникам конкурса присуждаются номинации: "Самые любознательные", "Знатоки природы", "Эрудиты", "Юные экологи", вручаются грамоты и сладкие призы.
После мероприятия организуется выставка творческого конкурса "Говорящий плакат" на оформительских стендах школы.
Лобжанидзе А. А.
География. Планета Земля. 5-6 классы.
Данный учебник открывает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по географии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным. Подробнее
Тетрадь-тренажёр является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5–6 классов линии УМК «Сферы». В ней. Подробнее
Котляр О. Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 классы.
Тетрадь-практикум является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5-6 классов линии «Сферы». В ней содержится. Подробнее
Тетрадь-экзаменатор является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5–6 классов линии УМК «Сферы». Пособие. Подробнее
Григорьева М. А. Котляр О. Г. Савельева Л. Е. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.
Учебный атлас является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5-6 классов линии «Сферы» и представляет собой. Подробнее
Контурные карты являются составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5-6 классов линии «Сферы». Цветные контурные. Подробнее
Урок во 2 классе «Б»
Учитель: Ермашкевич О.И.
Тема: Голубая планета Земля.
Раздел: Мы живем на планете Земля.
Тип урока : комбинированный.
Цели: 1. Формировать представления о Земле как планете.
–Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Как называется галактика, в которой мы живем?
- Какая звезда самая ближайшая к нам?
- А что такое звезда?
-Чем отличаются планеты от звезд?
- Сколько планет принято считать в Солнечной системе?
- Какие планеты входят в земную группу?
- Назовите планеты гиганты.
- Кто перечислит все планеты Солнечной системы по мере удаления от Солнца?
- Какие ещё небесные тела можно наблюдать в Солнечной системе?
-Кто расскажет о метеорах?
Ребята, вы хорошо поработали, можно и отдохнуть.
Встаньте все. Танцуем под музыку.
III Работа над новым материалом.
1.Постановка темы и целей урока.
-Что я держу в руке? (землю)
-А какое другое значение имеет слово Земля.
-ЗЕМЛЯ- ПЛАНЕТА. имя собственное.
-Сегодня мы поговорим о планете Земля.
-Вспомним ее место в Солнечной системе, сравним размеры с другими телами.
-А еще. откройте учебник на стр. 48 и прочитайте название текста.
-Что еще мы должны выяснить о планете Земля?
-Правильно. Почему ее называют голубой?
2. Рассказ учителя о Земле . СЛАЙД
- Какая по счету планета Земля?
- Назовите соседей. / СЛАЙД/
4,5 млрд. лет назад в результате взрыва образовалась Солнечная система и вот тогда то и появилась планета Земля. З. занимает 5 место по размеру и массе после планет гигантов, но из планет земной группы она самая большая.
Земля как и все планеты движется по своей орбите вокруг солнца. Один оборот вокруг солнца она проходит за 365-366 дней или за год.
Земля также вращается вокруг своей воображаемой оси ровно за 24 часа. Или за одни сутки, так сменяются день и ночь. Это единственная планета. НА КОТОРОЙ СУЩЕСТВУЕТ ЖИЗНЬ, ДОСТИГШЕЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, ее высшей разумной формы.
Читаю стихотворение.
М.И. –И так, что вы узнали о Земле из моего рассказа?
Земля – это …
Только на планете земля существует…
3.Закрепление по учебнику.
Ц.У. -А сейчас с другими сведениями о Земле вы познакомитесь, прочитав текст учебника.
Возьмите в руки простые карандаши.
- Кто расскажет то, что он знает из текста? Со знаком +.
- Кто прочитает то что он не знал? Со знаком -.
Итак, земля – это …
« Голубой» мы ее называем потому, что…
Урок разработан и проведен учителем географии МБУ гимназии №39 «Классическая» Подоляк О.А.
Тема урока: Земля в Солнечной системе.
Цель: сформировать представления о Солнечной системе и месте Земли в ней.
Задачи: 1. обучающие: сформировать знания о Земле и планетах Солнечной системы, о Млечном Пути, о роли Солнца в жизни нашей планеты, о влиянии Луны на Землю.
2.развивающие: расширять знания о причинно-следственных связях в природе, развивать пространственное мышление, учить классифицировать объекты, анализировать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи.
3. воспитательные: продолжать воспитывать чувства бережного отношения к природе нашей планеты, повысить интерес к предмету.
Оборудование: Атласы – География. Планета Земля, Серия «Сферы». М. Просвещение, учебник, электронное приложение линии УМК «Сферы», экран, проектор.
Тип урока: изучение нового материала.
Подготовительный этап: задания опережающего характера, для ребят, проявляющих интерес к предмету. Подготовить сообщения по темам: «Солнечная система», Система «Земля – Луна», «Земля – уникальная планета».
Сообщение темы и цели урока. Мотивация на изучение нового материала через повторение изученного (работа с учебником стр.38 – рубрика «Вы узнаете»).
Вспомните:
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Слово учителю. Итак, наша планета Земля входит в состав Солнечной системы и является третьей по счету планетой от солнца. Она имеет единственный спутник – Луну. Положение Земли и ее спутника в Солнечной системе определяет многие процессы, происходящие на Земле. Сегодня ребята подготовили нам интересные мини-проекты, давайте послушаем их.
( Далее к доске по очереди выходят ученики, заранее подготовившие проект к уроку. По ходу рассказа ребята демонстрируют материалы из электронного учебника).
1. Солнечная Система . ( Сообщение первого ученика .)
- Солнечная система, к которой принадлежит Земля, входит в скопление звезд – Галактику.
Галактика (от греч. – Молоко) – обширная звездная система. Наша галактика, к которой принадлежит Солнечная Система, называется Млечный Путь. Галактика состоит из множества звезд и их скоплений, газовых и пылевых туманностей, отдельных атомов и частиц, рассеянных в межзвездном пространстве.
Ядро Галактики - компактное массивное сгущение вещества в центральных частях галактик. А облако, состоящее из различных газов, окружающее галактику называется Гало. Галактики бывают эллиптические (в форме вытянутого круга), спиральные (в виде спирали) и неправильные (произвольной формы). (Демонстрация электронного приложения – «Галактики» (слайд-шоу), «Схема строения галактик»).
Млечный путь гигантская звездная система, насчитывающая десятки миллиардов звезд, облаков, межзвездной пыли и газов. Стрелец, Лебедь, Южный Крест, Кассиопея, Персей, Единорог – вот наиболее известные созвездия, которые входят в Млечный Путь (демонстрация электронного приложения – «Созвездия» (слайд-шоу).
Созвездия - участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звездном небе. Все небо разделено на 88 созвездий, зафиксированных Международным астрономическим союзом в 1930 году. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звездами. Главные из них были названы именами, Заимствованными из мифологии («Геркулес», «Персей», и т.д.) или быта (Весы, Лира и т.д.).
Демонстрационная карта звездного неба (электронное приложение).
У нашей Галактики есть два спутника – Большое и Малое Магеллановы облака, названные в честь знаменитого путешественника Ф. Магеллана. Они видны в Южном полушарии неба в виде небольших туманных пятнышек. (Демонстрация электронного приложения «Магеллановы облака» слайд-шоу).
Млечный Путь вместе с другими галактиками образует Вселенную.
Вселенная – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенную можно сравнить с безграничным океаном, где на огромном расстоянии друг от друга расположены звездные острова – галактики. Ученые считают, что во Вселенной миллиарды галактик.
Солнечная система - система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеоры и метеориты, космическая пыль), двигающиеся в области притяжения Солнца. (электронное приложение)
В состав солнечной системы, кроме Солнца, входит 8 планет, более 60 их спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов – кометы, космические облака и космическая пыль. ( Демонстрация электронного приложения – «Планеты Солнечной Системы» (слайд-шоу), « Вид Земли из Космоса» (слайд-шоу)).
Планеты – большие небесные тела, движущиеся по орбитам вокруг Солнца и светящиеся отраженным солнечным светом.
Работа с таблицей электронного приложения – «Планеты» .
Беседа по вопросам:
- Самая большая планета? (Юпитер)
- Самая маленькая планета? (Меркурий)
- Самая горячая планета? (Венера)
- Самые далекие планеты? (Нептун)
-Самая быстрая планета? (Меркурий)
- Ближайшая к Земле планета? (Венера)
-Планета с наибольшей и наименьшей плотностью? (Из всех планет самая плотная – Земля, а наименее плотная – Сатурн).
Спутники планет – тела Солнечной системы вращаются по определенной траектории (орбите) вокруг планет, под действием их притяжения
( Использование электронного приложения).
Астероиды (малые планеты, небесны тела) – твердые тела Солнечной системы, движущиеся вокруг Солнца по определенным траекториям (орбитам) и отличающиеся своими небольшими размерами (от 1 до 1000 км). Орбиты большинства астероидов находятся между орбитами Марса и Юпитера (пояс астероидов) (Использование электронного приложения).
Космическая пыль – частицы вещества в межзвездном и межпланетном пространстве (Использование электронного приложения).
Солнце – центр нашей планетной системы, основа жизни на Земле. Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Звезда – это небесное тело, светящееся собственным светом и представляющееся наблюдателю светлой точкой (Демонстрация электронного приложения – «Солнце» (слайд-шоу), «Строение Солнца»).
Работа с таблицей электронного приложения – «Солнце». беседа по вопросам:
Все планеты Солнечной Системы шарообразны. Они вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца. Путь движения планет вокруг Солнца называется орбитой (Демонстрация анимации в электронном приложении – «Солнечная система»).
2.Система «Земля – Луна» . (Сообщение третьего ученика)
Земля имеет постоянный спутник – Луну, движущуюся вокруг нее по орбите. (Демонстрация электронного приложения – «Поверхность Луны» (слайд-шоу ), «Сатурн и его спутник», «Плутон и его путник – Харон», «Спутник Юпитера – Ганимед», «Марс и его спутники», «Юпитер и его спутники»).
Шарообразная форма Луны и ее довольно большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию приливов и отливов на Землю.
Приливы и отливы – периодические колебания уровня океана (моря) под воздействием сил притяжения Луны и Солнца, а так же сил, возникающих при вращении Земли. Такие колебания вызывают приливные волны, которые в открытом океане практически не ощущаются, а наиболее заметны в узких заливах. Самые высокие приливы на Земле – более 18м, зафиксированы в заливе Фанди (Северная Америка). Демонстрация электронного приложения – «Приливы и отливы» (слайд-шоу, анимация).
При своем движении вокруг Земли Луна занимает различное положение относительно Солнца, эти положения называются фазами Луны (Демонстрация электронного приложения – «Фазы Луны» (слайд-шоу), «Обратная сторона Луны», «Фазы Луны» (анимация)). В новолуние Луна находится между Солнцем и Землей и обращена к ним неосвещенной стороной, поэтому мы ее невидим. В полнолуние, наоборот, Луна ярко освещена Солнцем и светит отраженным светом, она видна на небе как полный диск. В новой четверти освещена лишь правая половина, а в последнюю четверть – левая половина Луны. В этих фазах она видна в виде серна (Учебник стр.39, рис.).
3. Земля – уникальная планета. (Сообщение четвертого ученика)
Главная особенность Земли в том, что это планета жизни. Именно здесь сложились все необходимые условия для существования и развития живых организмов. Атмосфера нашей планеты не столь плотная как, например, у Венеры и пропускает достаточное количество солнечного света. В недрах Земли возникает невидимое магнитное поле, защищающее ее от вредного для жизни космического излучения.
Первые живые организмы возникли на Земле практически сразу с появлением воды (Демонстрация электронного приложения – «Появление жизни на Земле»). Это были бактерии, в том числе и производящее кислород. С развитием жизни появились все новые, более сложные организмы (Демонстрация электронного приложения – «Эволюция»).
Работа с разделом «Мои географические исследования» (учебник стр.39)
Практическая работа: изучите планеты Солнечной системы (см. атлас с.2-3).
Беседа по вопросам (учебник стр.39):
Итоговый тест (работа с электронным приложением линии УМК «Сферы»). (Учащиеся под руководством учителя разбирают вопросы теста)
Стр. 38-39, тренажер – стр.24 №1,2; стр. 29 №1,2; стр.32 №2.
Итог урока в форме рефлексии учащихся.
- Что вы узнали о нашей галактике?
Почему так бережно нужно относиться к планете Земля?
Приложение к уроку «Земля в Солнечной системе». Слайды.