Софт-Архив

Приложение Планета Земля img-1

Приложение Планета Земля

Рейтинг: 4.7/5.0 (1831 проголосовавших)

Категория: Windows: ГИС, GPS

Описание

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Наша планета Земля

Предварительный просмотр:

В: -Нас с вами пригласили в увлекательное путешествие – в космос. А отправимся мы на космических тарелках. Мы расскажем о нашей планете, о том, что знаем о космосе ,о том,  как сберечь нашу планету .Но сначала, мы   должны построить наши космические тарелки. Разделимся на три команды.

( Дети строят из пазлов  три космических  тарелки ).

В: -Заняли свои места. Полетели. А это что такое. Какие то письма. О,так это  для нас задания. И если мы хорошо ответим на вопросы и выполним правильно все задания. нас пустят в космическое пространство и наградят   космическими призами.

В: - И так, вскрываем первый конверт. Как называется наша планета ,на которой мы  живём?

Д: - Наша планета – Земля.

В: - Какая она.

Д: - Наша планета круглая.  ( ПОКАЗ  НА  ЭКРАНЕ )

В: - Вы сказали. что планета Земля круглая,тогда почему с неё ничего не пада  ет?

Д: - Мы не падаем с Земли, потому что она притягивает к себе,как магнит.    Существует земное притяжение.

В: - Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности  этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету  от слишком горячих лучей солнца и спасает землю от падающих из космоса    камней и льда.

В: - Почему на Земле есть жизнь.

Д: -На земле есть жизнь. потому что  на ней есть воздух, солнце  и вода. Мы  дышим кислородом.

В: - А что было бы. если бы на Земле не было воздуха?

Д: - Люди и животные не могли бы  дышать ,ничего бы не росло,не было бы  жизни.

В: - А что было бы ,если бы не было солнца?

Д: - Наступила бы темнота и вечная мерзлота, всё бы  живое  погибло.

В: - А что было бы. если бы не было воды.

Д: - Без воды нет жизни. всё бы погибло.

В: - А Земля движется.

Д: - Да. Земля вращается вокруг солнца и вокруг себя.

В:- Мы чувствуем это движение.

Д:- Нет .Движение Земли мы не чувствуем.

В: - А сколько раз земля переодевается.

Д: - Земля переодевается четыре раза. Это четыре времени года – весна,лето,  зима,осень.

В: - Земля вращается вокруг солнца, за счёт этого вращения происходит смена времён года.

В:- Что это.

Д: - Это глобус.Глобус – это макет Земли.

В: - Целый день солнце согревает нашу Землю и освещает, спускается всё ниже. А где же оно ночует.

Д: -Нигде. Наша вращается вокруг солнца и подставляет солнцу то один бок,  то другой .На одной стороне планеты день. на другой ночь.

( Показ с настольной лампой ).

В: - А. сейчас. садимся на стульчики. Вскрываем второй конверт. Здесь загадки:

«Это что за потолок?                                                                                                            То он низок, то высок,                                                                                                            То он сер. то беловат,                                                                                                           То чуть-чуть голубоват.                                                                                                             А порой такой красивый                                                                                                         Кружевной и синий. синий.»

Д: - Небо.

В:-  «Один костёр весь мир согревает»

Д:- Солнце.

В:- «Постелен, рассыпан горох                                                                                            Ни ковра не поднять,ни гороху не собрать.»

Д: - Небо и звёзды.

В: - «Ночью по небу гуляет,                                                                                                          Только землю освещает,                                                                                                        Скучно,скучно мне одной,                                                                                                           А зовут  меня ….

Д: -Луной.

В: - Вы знаете ,что такое Луна.

Д: -Луна – это спутник Земли .Мы её видим ночью или вечером.

(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )

В: - А где живёт Луна,планета Земля.

Д:  - Луна, земля живут в космосе.

В: - Какие планеты вы знаете.

Д: - Нептун,Плутон,Венера,  Марс, Меркурий. Сатурн. Юпитер. Уран. Земля,

(ПОКАЗ  НА  ЭКРАНЕ )

В: - Бывает, что планеты выстраиваются в один ряд .Как называется это явление?

Д: - Это явление называется  парад планет.

( ПОКАЗ  НА  ЭКРАНЕ )

В: - Дети ,кто был первым космонавтом в мире.

(ПОКАЗ НА  ЭКРАНЕ )

Д: -Первый космонавт – Юрий Гагарин.

В: -  «На космическом корабле он летел в межпланетной мгле,                                        Совершив вокруг Земли виток .А корабль назывался  «Восток».                                      Его знает и любит каждый, был он юным,сильным,отважным.                                  Помним взгляд его добрый. с прищуром,его звали Гагарин Юра!»

В: -Вы знаете. что такое невесомость.

Д: - Невесомость – это когда нет притяжения   ,всё летает.

В: - Где бывает невесомость?

Д: - Невесомость бывает в космосе. в космическом корабле, когда он вылетел в космос.

В: - Сейчас, поиграем.Но. сначала, отгадайте ,какое слово лишнее?                               Лететь,полёт,лето,лётчик,летательный…

Д: -Лишнее слово  - лето.

В: - Наша игра называется  «Невесомость».

ФИЗМИНУТКА: «Невесомость» (Звучит  космическая музыка )

В: - Какие ваши руки ,ноги. голова.

Д: - тяжёлые.

В: - Теперь вам становится всё легче и легче.Как чувствуете себя?

В:- Мы в состоянии невесомости.

В: - А вы знаете, что это?

(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ)

Д: - Это космический спутник.

В: -Для чего нужен космический спутник?

Д: - Спутник выполняет программу ,н-р. определяют погоду,где находится военный объект,обеспечивает связь,помогает работе навигатора….

Д: - Это луноход.

В: -Что делает луноход?

Д: - Луноход изучает Луну.

В: - Теперь откроем третий  конверт.

В: - Вот солнышко .Подберите слово к слову  «Солнце».Какое оно?

(ПОКАЗ НА ДОСКЕ)

Д: - Солнце лучистое ,круглое, жёлтое ,тёплое ,горячее, нежное, ласковое,   доброе, яркое, светлое…

В: - А по солнцу можно гулять.

Д: - По солнцу гулять нельзя ,оно жарче печки.

В: -Правильно, что попадёт на солнце. превращается в камни, а потом сгорает. А если. налепить много снежков и закидать солнце,можно его остудить?

Д: - Нет ,нельзя.

В: - А нужно его остужать.

Д: - Нет .Без солнца нет жизни.

В: - Придумайте предложение, чтобы в нём было слово  «солнце».

Д: - Выглянуло яркое солнце. Солнце спряталось за тучу. Я загораю  на солнце……и т.д.

В: - Сейчас, я прочитаю  рассказ ,а вы угадайте сколько в этом рассказе предложений?

« Наступает весна. Тает снег. Блестят на солнце сосульки .Булькает вода в    канавке .Звенит капель.»

Д: - В рассказе пять предложений.

В: - В каком по счёту предложении  вы услышали слово  «солнце».

Д: -В  третьем предложении.

В: - Солнце – это самая близкая звезда. Других звёзд  так много, они рассыпались по всему небу,разделились на группы – созвездия.

(ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )

В: - Поиграем в игру «Определи  созвездие». У вас картинки  с графическим   изображением созвездий. а у меня рисунки. Нужно определить своё созвездие.

(Пегас ,Персей ,Большая медведица ,Кит, Лебедь, Водопас, Геркулес ,Дракон, Рыбы .)

В: - Ч то  это.

( ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ )

Д: - Это скафандер. Внутри скафандра кислород. необходимый для дыхания.

В: - Открываем четвёртый конверт.

В: - На Земле так красиво. Если человек  умнее и сильнее всех, он должен свои знания и умения направить на охрану и защиту природы. Природу и Землю надо беречь .А что отравляет  нашу природу,  жизнь на планете Земля?

Д: - Нашу природу отравляют. выхлопные газы от машин, дым сигарет, кислотный дождь. целлофановые пакеты, порошок-если он вылит на землю, слив  заводских отходов в водоём. заводы. бытовая химия. ртуть. …

Д: - Стих-е.

«Смотрю на глобус – шар зелёный.И  вдруг вздохнул он. как живой  ,              И вдруг вздохнул он. как живой,и шепчут мне материки.                                           «Ты береги нас. береги!»В тревоге роща и леса,                                                                Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники:                                                            «Ты береги нас береги ,береги!»Грустит глубокая река,                                            Свои теряя берега.И слышу голос у реки:                                                                        «Ты береги нас. береги!»Остановил олень свой бег:                                                    «Будь человеком. человек!»В тебя мы верим- не солги:                                               «Ты береги нас ,береги!» Смотрю на глобус- шар зелёный,                                           Такой прекрасный и родной.И шепчут губы «Сберегу»!                                              Я сберегу вас. сберегу!»

В: - Поиграем в игру. «От чего гибнет природа?»

ИГРА. «От чего гибнет природа?»

В: - Почему вы зачеркнули порошок?

Д: - Если мыльную воду вылить на землю, то погибнут деревья,заболеют букашки,которые ползают по земле.

В: - Почему зачеркнули целлофановый пакет?

Д: -Нельзя бросать их на землю,потому что они не дают земле питаться водой,солнцем,воздухом.

В: - А что такое кислотный дождь?

Д: - Когда тучка хотела полить землю, её окутал ядовитый дым,идущий из труб заводов.Дыма было так много,что вся грязь от дыма прилипла к капелькам дождя и вышла эта отрава на землю.

В: - Почему вы не зачеркнули  деревья.

Д: - Деревья очищают наш воздух. Они вдыхают плохой воздух- углекислый  газ ,а выдыхают хороший -кислород.

В: - Ещё одно задание - придумайте предложения по опорным словам.

1.Беречь ,природа, надо.

2.Жизнь ,воздух. без.

3.Правила ,в, природа. поведения ,соблюдай.

В: - Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?

Д: -  (ответы детей)

В: - Что нового вы узнали?

Д: - (ответы детей)

В: - Я думаю, что мы очень хорошо рассказали о  планете Земля, планетах. созвездиях, о том,  как  сберечь нашу Землю, чтобы жизнь  не кончалась .А вы  расскажите своим  друзьям ,родителям. как нужно беречь природу.

ПРОГ,СОД-Е. Выявить и уточнить знания детей о нашей планете Земля, о планетах солнечной системы, созвездиях ,Уточнить  ,как  нужно  беречь  землю. природу, заботиться о ней. Развивать память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к природе, к планете Земля .Упражнять   в составлении предложений с заданным словом, в придумывании определений к слову, в составлении предложений по опорным словам.

Словарная работа. земное притяжение. планета, глобус. созвездия, скафан дер, кислотный дождь, спутник, луноход,

Демонстрационный материал: конверты с заданиями, космические тарелки- пазлы (3 шт), солнце, рисунки созвездий, слайды с изображением планеты   Земля, солнечной системы, созвездий, спутников, лунохода, скафандра,    космонавта Юрия Гагарина, Луны.

Раздаточный материал: графическое изображение созвездий, плакаты к игре  «От чего гибнет природа?».

Предварительная работа: Беседы, наблюдения за солнцем, небом, рассмат  ривание плакатов  с изображением солнечной системы, подбор определений к словам,составление предложений. Чтение сказки «Кислотный дождь».Чтение отрывка из рассказа «Нефть в море».Отгадывание загадок.

Предшествующая работа: Подбор материала, музыки. наглядных пособий.

Методические приёмы: словесный (беседы), игровой ( игра «От чего гибнет природа?»), моделирование (использование схем в игре «Определи созвездие».

Структура.

1.Игра. «Построй космическую тарелку» (из пазлов).                                             2.Беседа.                                                                                                                                     3.Загадки.                                                                                                                                 4.Стих-е. «Юрий Гагарин».                                                                                                  5.Физминутка «Невесомость».                                                                                             6.Подбор определений к слову «солнце».                                                                      7.Составление предложений со словом «солнце».                                                     8.Игра «Определи созвездие».                                                                                              9.Стих-е: «Ты береги нас. береги!»                                                                                  10.Игра. «От чего гибнет природа?»  11.Анализ.

Конспект образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе №1

На тему: «Наша планета Земля»

Другие статьи, обзоры программ, новости

Урок: Земля в Солнечной системе

Урок: Земля в Солнечной системе

МОУ гимназия № 39 «Классическая», г. Тольятти,

учитель первой категории Подоляк О.А.

Урок: Земля в Солнечной системе.

Цели и задачи: Сформировать знания о Земле и планетах Солнечной системы, о Млечном Пути, о роли Солнца в жизни нашей планеты, о влиянии Луны на Землю.

Оборудование: Атласы - География. Планета Земля, Серия «Сферы». М. Просвещение. 2006; электронное приложение линии УМК «Сферы».

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели урока (работа с учебником стр.38 - рубрика «Вы узнаете»). Вспомните:

-Какие планеты входят в Солнечную систему? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

-Какой спутник имеет наша планета? (Луна).

Итак, наша планета Земля входит в состав Солнечной системы и является третьей по счету планетой от Солнца. Она имеет единственный спутник - Луну. Положение Земли и ее спутника в Солнечной системе определяет многие процессы, происходящие на Земле.

Солнечная Система . Солнечная система, к которой принадлежит Земля, входит в скопление звезд - Галактику. (Рассказ учителя с использованием электронного приложения).

Галактика (от греч. - молоко) - обширная звездная система. Наша галактика, к которой принадлежит Солнечная Система, называется Млечный Путь. Галактика состоит из множества звезд и их скоплений, газовых и пылевых туманностей, отдельных атомов и частиц, рассеянных в межзвездном пространстве. Ядро Галактики - компактное массивное сгущение вещества в центральных частях галактик. А облако, состоящее из различных газов, окружающее галактику называется Гало. Галактики бывают эллиптические (в форме вытянутого круга), спиральные (в виде спирали) и неправильные (произвольной формы). (Демонстрация электронного приложения - «Галактики» (слайд-шоу), «Схема строения галактик»).

^ Млечный путь гигантская звездная система, насчитывающая десятки миллиардов звезд, облаков межзвездной пыли и газов. Стрелец, Лебедь, Южный Крест, Кассиопея, Персей, Единорог- вот наиболее известные созвездия, которые входят в Млечный Путь. (Д|монстрация электронного приложения - «Созвездия» (слайд-шоу)).

Созвездия - участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звездном небе. Научного значения группирование звезд в созвездия не имеет. Все небо разделено на 88 созвездий, зафиксированных Международным астрономическим союзом в 1930 году. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звездами. Главные из них были названы именами, заимствованными из мифологии (Геркулес, Персей и т.д.) или быта (Весы, Лира и т.д.). (Демонстрация карты звездного неба - электронное приложение).

У нашей Галактики есть два спутника - Большое и Малое Магеллановы облака, названные в честь знаменитого путешественника Ф. Магеллана. Они видны в Южном полушарии неба в виде небольших туманных пятнышек. (Демонстрация электронного приложения - «Магеллановы облака»(слайд-шоу).

Млечный Путь вместе с другими галактиками образует Вселенную.

Вселенная - это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенную можно сравнить с безграничным океаном, где на огромном расстоянии друг от друга расположены звездные острова - галактики. Ученые считают, что во Вселенной миллиарды галактик.

^ Солнечная система - система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеоры и метеориты, космическая пыль), двигающиеся в области притяжения Солнца. (Демонстрация электронного приложения).

В состав солнечной системы, кроме Солнца, входит 8 планет, более 60 их спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов - кометы, космические облака и космическая пыль. (Демонстрация электронного приложения - «Планеты Солнечной Системы» (слайд-шоу), « Вид Земли из Космоса» (слайд-шоу)).

Планеты - большие небесные тела, движущиеся по орбитам вокруг Солнца и светящиеся отраженным солнечным светом. Работа с таблицей электронного приложения - «Планеты», беседа по вопросам:

Самая большая планета? (Юпитер)

Самая маленькая планета? (Меркурий)

Самая горячая планета? (Венера)

Самые далекие планеты? (Нептун)

Самая быстрая планета? (Меркурий)

Ближайшая к Земле планета? (Венера)

Планета с наибольшей и наименьшей плотностью? (Из всех планет самая плотная

Земля, а наименее плотная - Сатурн).

Спутники планет - тела Солнечной системы вращающиеся по определенной траектории (орбите) вокруг планет, под действием их притяжения. (Использование электронного приложения).

Астероиды (малые планеты, небесны тела) - твердые тела Солнечной системы,

движущиеся вокруг Солнца по определенным траекториям (орбитам) и отличающиеся

своими небольшими размерами (от 1 до 1000 км). Орбиты большинства астероидов

находятся между орбитами Марса и Юпитера (пояс астероидов) (Использование

электронного приложения).

^ Космическая пыль - частицы вещества в межзвездном и межпланетном пространстве. (Использование электронного приложения).

Солнце - центр нашей планетной системы, основа жизни на Земле. Солнце -ближайшая к Земле звезда.

Звезда - это небесное тело, светящееся собственным светом и представляющееся наблюдателю светлой точкой. (Демонстрация электронного приложения - «Солнце» (слайд-шоу), «Строение Солнца»). Работа с таблицей электронного приложения - «Солнце», беседа по вопросам:

- Среднее расстояние от Земли? (149,6 млн, км)

4 - Диаметр? (1391980 км)

Температура в центре? (15600000 С)

Температура поверхности? (6058 С)

Период обращения Солнца вокруг центра Галактики? (230 млн. лет)

Возраст? (около 5 млрд. лет).

Все планеты Солнечной Системы шарообразны. Они вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца. Путь движения планет вокруг Солнца называется орбитой (Демонстрация анимации в электронном приложении - «Солнечная система»).

Система «Земля - Луна» . Земля имеет постоянный спутник - Луну, движущуюся вокруг нее по орбите. (Демонстрация электронного приложения - «Поверхность Луны» (слайд-шоу), «Глобус Луны», «Вид Земли с поверхности Луны», «Информация о Луне» (анимация), «Сатурн и его спутник», «Спутник Юпитера - Ганимед», «Марс и его спутники», «Юпитер и его спутники»).

Шарообразная форма Луны и ее довольно большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию приливов и отливов на Земле.

^ Приливы и отливы - периодические колебания уровня океана (моря) под воздействием сил притяжения Луны и Солнца, а так же сил возникающих при вращении Земли. Такие колебания вызывают приливные волны, которые в открытом океане практически не ощущаются, а наиболее заметны в узких заливах. Самые высокие приливы на Земле —более 18м, зафиксированы в заливе Фанди (Сев. Америка). (Демонстрация электронного приложения - «Приливы и отливы» (слайд-шоу), «Приливы и отливы (анимация)).

При своем движении вокруг Земли Луна занимает различное положение относительно Солнца, эти положения называются фазами Луны (Демонстрация электронного приложения - «Фазы Луны» (слайд-шоу), «Обратная сторона Луны», «Фазы Луны» (анимация)). В новолуние Луна находится между Солнцем и Землей и обращена к нам неосвещенной стороной, поэтому мы ее не видим. В полнолуние, наоборот, Луна ярко освещена Солнцем и светит отраженным светом, она видна на небе как полный диск. В первой четверти освещена лишь правая половина, а в последнюю четверть - левая половина Луны. В этих фазах она видна в виде серпа. (Учебник стр.39, рис.).

Земля - уникальная планета . Главная особенность Земли состоит в том, что это планета жизни. Именно здесь сложились все необходимые условия для существования и развития живых организмов. Атмосфера нашей планеты не столь плотная как, например,; Венеры и пропускает достаточное количество солнечного света. В недрах Земли возникает невидимое магнитное поле, защищающее ее от вредного для жизни космического излучения.

Первые живые организмы возникли на Земле практически сразу с появлением воды. (Демонстрация электронного приложения - «Появление жизни на Земле»). Это были бактерии, в том числе и производящие кислород. С развитием жизни появились все новые более сложные организмы (Демонстрация электронного приложения - «Эволюция»).

Ш.Закрепление

Работа с разделом «Мои географические исследования» (учебник стр.39) Задание: изучение планеты Солнечной системы (см. атлас с.2-3). 1. Перечислите планеты в порядке их удаленности от Солнца. ( Меркурий, Венера,

Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). % Назовите самую большую и самую маленькую планеты. (Самая большая - Юпитер,

самая маленькая - Меркурий).

Определите наличие спутников у каждой из планет. (Земля - 1, Марс - 2, Юпитер -

16, Сатурн - 17, Уран - 15, Нептун - 8).

Перечислите планеты в порядке убывания скорости их вращения вокруг Солнца.

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вывод - чем дальц

от Солнца, тем меньше скорость вращения планет).

Внеклассное мероприятие для 5-х классов Планета чудес

Внеклассное мероприятие для 5-х классов "Планета чудес"

Добавлено: 2012.09.01

Окишева Татьяна Николаевна, учитель биологии

Для проведения мероприятия необходимо приготовить:
  • положение о конкурсе (приложение 1 )
  • ведомость конкурса (приложение 2 )
  • задания к конкурсу - 2 "Планета Земля" (приложение 3 )
  • задания к конкурсу капитанов "Обращение соседям по планете" (приложение 4 )
  • задание к творческому конкурсу "Говоряший плакат" (приложение 5 )
  • задание к конкурсу - 3 (приложение 6 )
  • задание к конкурсу - 4 (приложение 7 )

Перед началом конкурса ведущий говорит вступительные слова о том, как уникальна планета Земля, какие она даёт возможности для человека и какова роль человека на планете Земля. Сообщает участникам правила и порядок конкурса, представляет жюри конкурса.

Ведущий задаёт вопросы каждой команде, за верный ответ команде присуждается 1 балл. Если на вопрос команда не отвечает, то право ответа переходит болельщикам этого класса. Если и болельщики не дают правильный ответ, то вопрос снимается и ведущий сообщает ответ на вопрос.

По одному вопросу задаются из рубрики - науки о природе, вторые из рубрики - соседи солнца.

Вопросы задаются каждой команде отдельно, следует предупредить игроков, чтобы участники не выкрикивали.

Конкурс - "Разминка" (1 балл за правильный ответ)

Науки о природе

Наука о звездах и небесных телах - АСТРОНОМИЯ

Наука, которая описывает нашу планету - ГЕОГРАФИЯ

Наука, которая изучает разнообразные явления природы - ФИЗИКА

Наука о живой природе - БИОЛОГИЯ

Наука о взаимодействиях организмов между собой и окружающей средой, взаимодействии человека и природы - ЭКОЛОГИЯ

Соседи солнца

На какие две группы делятся планеты - ЗЕМНАЯ, ПЛАНЕТЫ - ГИГАНТЫ

Самая большая и маленькая планеты - ЮПИТЕР, ПЛУТОН

Ближайшая звезда нашей планеты - СОЛНЦЕ

Сколько планет образует солнечная система - 8 (Плутон не планета)

Какая по счету планета Земля - 3

Планета Земля

Участникам каждого класса выдаются заранее приготовленные листочки с заданием (приложение 3): задание команде и отдельное задание болельщикам этого же класса.

Результат конкурса и команды и болельщиков заносится в ведомость.

Кордильеры - ГОРЫ

Ураган - ВРАЩАЮЩИЙ ВОЗДУХ

Африка - МАТЕРИК

Индийский - ОКЕАН

Нил - РЕКА

Гранит - КАМЕНЬ

Атмосфера - ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА

Гидросфера - ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА

Перед началом третьего конкурса ведущий приглашает капитанов каждого класса и объясняет задание конкурса капитанов, ребятам выдаются задания, где они должны написать письмо - обращение соседям по планете Земля используя план (приложение 4). Ответ оценивается в 10 баллов. Капитанов следует отсадить от остальных участников в отдельное место, выдать ручки.

Выдаёт болельщикам каждого класса творческое задание к конкурсу "Говорящий плакат". Ответ оценивается в 10 баллов. Группе болельщиков следует нарисовать плакат (приложение 5), где отражены экологические проблемы (выбрать одну проблему):

Командам каждого класса выдаются задания (приложение 6) в 1 части задания следует зачеркнуть лишнее:

- тундра - змея

- тайга - ленивец

(6 баллов, 1 балл за каждый правильный ответ)

во 2 части выписать № организмов, которые относятся к:

- одноклеточным 3 5 8 9 - 2 балла

- многоклеточным 1 2 4 6 7 10 11 12 - 2 балла

- царству растения 2 6 7 9 - 2 балла

(8 баллов, по 2 балла за все правильные ответы)

Появление животных и человека на Земле

В заданиях (приложение 7) следует выполнить:

Пронумеровать рисунки с животными в порядке их появления на суше: (5 баллов, 1 балл за правильный ответ)

Пронумеровать предков человека в порядке их появления на Земле (6 баллов, 1 балл за правильный ответ)

Кроманьонец - 6 Неандерталец - 5

Дриопитек - 1 Человек прямоходящий - 4

Человек умелый - 3 Австралопитек - 2

Подписать предков человека (4 балла. 1 балл за правильный ответ)

Человек умелый

Неандерталиц

Человек прямоходящий

Кроманьонец

Конкурс капитанов "Обращение к соседям по планете"

Ведущий объявляет конкурс капитанов, и участники этого конкурса зачитывают своё письмо - обращение. Хороший ответ оценивается в 10 баллов, ответы похуже в 8, 6 баллов.

Творческий "Говорящий плакат"

Ведущий объявляет конкурс "Говорящий плакат", группа болельщиков выходят перед командами, и поясняет, о выбранной экологической проблеме

Конкурс заканчивается подведением итогов. Участникам конкурса присуждаются номинации: "Самые любознательные", "Знатоки природы", "Эрудиты", "Юные экологи", вручаются грамоты и сладкие призы.

После мероприятия организуется выставка творческого конкурса "Говорящий плакат" на оформительских стендах школы.

Учебники и пособия

Лобжанидзе А. А.

География. Планета Земля. 5-6 классы.

Данный учебник открывает линию учебно-методических комплексов «Сферы» по географии. Издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным. Подробнее

Тетрадь-тренажёр является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5–6 классов линии УМК «Сферы». В ней.  Подробнее

Котляр О. Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 классы.

Тетрадь-практикум является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5-6 классов линии «Сферы». В ней содержится.  Подробнее

Тетрадь-экзаменатор является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5–6 классов линии УМК «Сферы». Пособие.  Подробнее

Григорьева М. А. Котляр О. Г. Савельева Л. Е. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.

Учебный атлас является составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5-6 классов линии «Сферы» и представляет собой. Подробнее

Контурные карты являются составной частью учебно-методического комплекса «География. Планета Земля» для 5-6 классов линии «Сферы». Цветные контурные.  Подробнее

Голубая планета Земля - ОМ

"Голубая планета Земля" ОМ

Урок во 2 классе «Б»

Учитель: Ермашкевич О.И.

Тема: Голубая планета Земля.

Раздел: Мы живем на планете Земля.

Тип урока : комбинированный.

Цели: 1. Формировать представления о Земле как планете.

–Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Как называется галактика, в которой мы живем?

- Какая звезда самая ближайшая к нам?

- А что такое звезда?

-Чем отличаются планеты от звезд?

- Сколько планет принято считать в Солнечной системе?

- Какие планеты входят в земную группу?

- Назовите планеты гиганты.

- Кто перечислит все планеты Солнечной системы по мере удаления от Солнца?

- Какие ещё небесные тела можно наблюдать в Солнечной системе?

-Кто расскажет о метеорах?

Ребята, вы хорошо поработали, можно и отдохнуть.

Встаньте все. Танцуем под музыку.

III Работа над новым материалом.

1.Постановка темы и целей урока.

-Что я держу в руке? (землю)

-А какое другое значение имеет слово Земля.

-ЗЕМЛЯ- ПЛАНЕТА. имя собственное.

-Сегодня мы поговорим о планете Земля.

-Вспомним ее место в Солнечной системе, сравним размеры с другими телами.

-А еще. откройте учебник на стр. 48 и прочитайте название текста.

-Что еще мы должны выяснить о планете Земля?

-Правильно. Почему ее называют голубой?

2. Рассказ учителя о Земле . СЛАЙД

- Какая по счету планета Земля?

- Назовите соседей. / СЛАЙД/

4,5 млрд. лет назад в результате взрыва образовалась Солнечная система и вот тогда то и появилась планета Земля. З. занимает 5 место по размеру и массе после планет гигантов, но из планет земной группы она самая большая.

Земля как и все планеты движется по своей орбите вокруг солнца. Один оборот вокруг солнца она проходит за 365-366 дней или за год.

Земля также вращается вокруг своей воображаемой оси ровно за 24 часа. Или за одни сутки, так сменяются день и ночь. Это единственная планета. НА КОТОРОЙ СУЩЕСТВУЕТ ЖИЗНЬ, ДОСТИГШЕЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, ее высшей разумной формы.

Читаю стихотворение.

М.И. –И так, что вы узнали о Земле из моего рассказа?

Земля – это …

Только на планете земля существует…

3.Закрепление по учебнику.

Ц.У. -А сейчас с другими сведениями о Земле вы познакомитесь, прочитав текст учебника.

Возьмите в руки простые карандаши.

- Кто расскажет то, что он знает из текста? Со знаком +.

- Кто прочитает то что он не знал? Со знаком -.

Итак, земля – это …

« Голубой» мы ее называем потому, что…

Разработка урока - Земля в Солнечной системе - география, уроки

Разработка урока - "Земля в Солнечной системе"

Урок разработан и проведен учителем географии МБУ гимназии №39 «Классическая» Подоляк О.А.

Тема урока: Земля в Солнечной системе.

Цель: сформировать представления о Солнечной системе и месте Земли в ней.

Задачи: 1. обучающие: сформировать знания о Земле и планетах Солнечной системы, о Млечном Пути, о роли Солнца в жизни нашей планеты, о влиянии Луны на Землю.

2.развивающие: расширять знания о причинно-следственных связях в природе, развивать пространственное мышление, учить классифицировать объекты, анализировать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи.

3. воспитательные: продолжать воспитывать чувства бережного отношения к природе нашей планеты, повысить интерес к предмету.

Оборудование: Атласы – География. Планета Земля, Серия «Сферы». М. Просвещение, учебник, электронное приложение линии УМК «Сферы», экран, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Подготовительный этап: задания опережающего характера, для ребят, проявляющих интерес к предмету. Подготовить сообщения по темам: «Солнечная система», Система «Земля – Луна», «Земля – уникальная планета».

  1. Организационный момент. Организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм.
  2. Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели урока. Мотивация на изучение нового материала через повторение изученного (работа с учебником стр.38 – рубрика «Вы узнаете»).

Вспомните:

  • Какие планеты входят в Солнечную систему?

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

  • Какой спутник имеет наша планета? (Луна).

Слово учителю. Итак, наша планета Земля входит в состав Солнечной системы и является третьей по счету планетой от солнца. Она имеет единственный спутник – Луну. Положение Земли и ее спутника в Солнечной системе определяет многие процессы, происходящие на Земле. Сегодня ребята подготовили нам интересные мини-проекты, давайте послушаем их.

( Далее к доске по очереди выходят ученики, заранее подготовившие проект к уроку. По ходу рассказа ребята демонстрируют материалы из электронного учебника).

1. Солнечная Система . ( Сообщение первого ученика .)

- Солнечная система, к которой принадлежит Земля, входит в скопление звезд – Галактику.

Галактика (от греч. – Молоко) – обширная звездная система. Наша галактика, к которой принадлежит Солнечная Система, называется Млечный Путь. Галактика состоит из множества звезд и их скоплений, газовых и пылевых туманностей, отдельных атомов и частиц, рассеянных в межзвездном пространстве.

Ядро Галактики - компактное массивное сгущение вещества в центральных частях галактик. А облако, состоящее из различных газов, окружающее галактику называется Гало. Галактики бывают эллиптические (в форме вытянутого круга), спиральные (в виде спирали) и неправильные (произвольной формы). (Демонстрация электронного приложения – «Галактики» (слайд-шоу), «Схема строения галактик»).

Млечный путь гигантская звездная система, насчитывающая десятки миллиардов звезд, облаков, межзвездной пыли и газов. Стрелец, Лебедь, Южный Крест, Кассиопея, Персей, Единорог – вот наиболее известные созвездия, которые входят в Млечный Путь (демонстрация электронного приложения – «Созвездия» (слайд-шоу).

Созвездия - участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звездном небе. Все небо разделено на 88 созвездий, зафиксированных Международным астрономическим союзом в 1930 году. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звездами. Главные из них были названы именами, Заимствованными из мифологии («Геркулес», «Персей», и т.д.) или быта (Весы, Лира и т.д.).

Демонстрационная карта звездного неба (электронное приложение).

У нашей Галактики есть два спутника – Большое и Малое Магеллановы облака, названные в честь знаменитого путешественника Ф. Магеллана. Они видны в Южном полушарии неба в виде небольших туманных пятнышек. (Демонстрация электронного приложения «Магеллановы облака» слайд-шоу).

Млечный Путь вместе с другими галактиками образует Вселенную.

Вселенная – это весь мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по тем формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенную можно сравнить с безграничным океаном, где на огромном расстоянии друг от друга расположены звездные острова – галактики. Ученые считают, что во Вселенной миллиарды галактик.

Солнечная система - система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеоры и метеориты, космическая пыль), двигающиеся в области притяжения Солнца. (электронное приложение)

В состав солнечной системы, кроме Солнца, входит 8 планет, более 60 их спутников, свыше 5000 астероидов и множество более мелких объектов – кометы, космические облака и космическая пыль. ( Демонстрация электронного приложения – «Планеты Солнечной Системы» (слайд-шоу), « Вид Земли из Космоса» (слайд-шоу)).

Планеты – большие небесные тела, движущиеся по орбитам вокруг Солнца и светящиеся отраженным солнечным светом.

Работа с таблицей электронного приложения – «Планеты» .

Беседа по вопросам:

- Самая большая планета? (Юпитер)

- Самая маленькая планета? (Меркурий)

- Самая горячая планета? (Венера)

- Самые далекие планеты? (Нептун)

-Самая быстрая планета? (Меркурий)

- Ближайшая к Земле планета? (Венера)

-Планета с наибольшей и наименьшей плотностью? (Из всех планет самая плотная – Земля, а наименее плотная – Сатурн).

Спутники планет – тела Солнечной системы вращаются по определенной траектории (орбите) вокруг планет, под действием их притяжения

( Использование электронного приложения).

Астероиды (малые планеты, небесны тела) – твердые тела Солнечной системы, движущиеся вокруг Солнца по определенным траекториям (орбитам) и отличающиеся своими небольшими размерами (от 1 до 1000 км). Орбиты большинства астероидов находятся между орбитами Марса и Юпитера (пояс астероидов) (Использование электронного приложения).

Космическая пыль – частицы вещества в межзвездном и межпланетном пространстве (Использование электронного приложения).

Солнце – центр нашей планетной системы, основа жизни на Земле. Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Звезда – это небесное тело, светящееся собственным светом и представляющееся наблюдателю светлой точкой (Демонстрация электронного приложения – «Солнце» (слайд-шоу), «Строение Солнца»).

Работа с таблицей электронного приложения – «Солнце». беседа по вопросам:

  • Среднее расстояние от Земли? (149,6 млн. км)
  • Диаметр? (1391980 км)
  • Температура в центре? (15600000 С)
  • Температура поверхности? (6058 С)
  • Период обращения Солнца вокруг центра Галактики? (230 млн. лет)
  • Возраст? (около 5 млрд. лет).

Все планеты Солнечной Системы шарообразны. Они вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца. Путь движения планет вокруг Солнца называется орбитой (Демонстрация анимации в электронном приложении – «Солнечная система»).

2.Система «Земля – Луна» . (Сообщение третьего ученика)

Земля имеет постоянный спутник – Луну, движущуюся вокруг нее по орбите. (Демонстрация электронного приложения – «Поверхность Луны» (слайд-шоу ), «Сатурн и его спутник», «Плутон и его путник – Харон», «Спутник Юпитера – Ганимед», «Марс и его спутники», «Юпитер и его спутники»).

Шарообразная форма Луны и ее довольно большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила лунного притяжения и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, приводят к образованию приливов и отливов на Землю.

Приливы и отливы – периодические колебания уровня океана (моря) под воздействием сил притяжения Луны и Солнца, а так же сил, возникающих при вращении Земли. Такие колебания вызывают приливные волны, которые в открытом океане практически не ощущаются, а наиболее заметны в узких заливах. Самые высокие приливы на Земле – более 18м, зафиксированы в заливе Фанди (Северная Америка). Демонстрация электронного приложения – «Приливы и отливы» (слайд-шоу, анимация).

При своем движении вокруг Земли Луна занимает различное положение относительно Солнца, эти положения называются фазами Луны (Демонстрация электронного приложения – «Фазы Луны» (слайд-шоу), «Обратная сторона Луны», «Фазы Луны» (анимация)). В новолуние Луна находится между Солнцем и Землей и обращена к ним неосвещенной стороной, поэтому мы ее невидим. В полнолуние, наоборот, Луна ярко освещена Солнцем и светит отраженным светом, она видна на небе как полный диск. В новой четверти освещена лишь правая половина, а в последнюю четверть – левая половина Луны. В этих фазах она видна в виде серна (Учебник стр.39, рис.).

3. Земля – уникальная планета. (Сообщение четвертого ученика)

Главная особенность Земли в том, что это планета жизни. Именно здесь сложились все необходимые условия для существования и развития живых организмов. Атмосфера нашей планеты не столь плотная как, например, у Венеры и пропускает достаточное количество солнечного света. В недрах Земли возникает невидимое магнитное поле, защищающее ее от вредного для жизни космического излучения.

Первые живые организмы возникли на Земле практически сразу с появлением воды (Демонстрация электронного приложения – «Появление жизни на Земле»). Это были бактерии, в том числе и производящее кислород. С развитием жизни появились все новые, более сложные организмы (Демонстрация электронного приложения – «Эволюция»).

Работа с разделом «Мои географические исследования» (учебник стр.39)

Практическая работа: изучите планеты Солнечной системы (см. атлас с.2-3).

  1. Перечислите планеты в порядке их удаленности от Солнца. ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
  2. Назовите самую большую и самую маленькую планеты (Самая большая – Юпитер, самая маленькая – Меркурий).
  3. Определите наличие спутников у каждой из планет (Земля – 1, Марс – 2, Юпитер – 16, Сатурн – 17, Уран – 15, Нептун – 8).
  4. Перечислите планеты в порядке убывания скорости их вращения вокруг Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Вывод: чем дальше от Солнца, тем меньше скорость вращения планет).
  5. Сделайте вывод о том, какая из планет Солнечной системы самая теплая (Венера), самая холодная (Нептун). на какой самый длинный (Нептун) и самый короткий (Меркурий) астрономический год.

Беседа по вопросам (учебник стр.39):

  • Что такое Млечный Путь?
  • Какую роль играет Солнце в жизни нашей планеты?
  • Как Луна влияет на Землю?
  • Какие особенности нашей планеты сделали возможным появление жизни на Земле?

Итоговый тест (работа с электронным приложением линии УМК «Сферы»). (Учащиеся под руководством учителя разбирают вопросы теста)

Стр. 38-39, тренажер – стр.24 №1,2; стр. 29 №1,2; стр.32 №2.

Итог урока в форме рефлексии учащихся.

- Что вы узнали о нашей галактике?

Почему так бережно нужно относиться к планете Земля?

Приложение к уроку «Земля в Солнечной системе». Слайды.