Софт-Архив

Современниками img-1

Современниками

Рейтинг: 4.0/5.0 (1889 проголосовавших)

Категория: Windows: История

Описание

Современники - скачать бесплатно Современники 2

Современники 2.0

Современники - обучающая игра, содержащая энциклопедию по более чем 300 исторических деятелей и событий, отображенных на ленте времени.

Интерактивная лента времени отображает 27 веков всемирной истории. На ленте времени отображаются периоды, события и ключевые исторические деятели. Такая форма подачи материала позволяет проследить, какие из знаменитостей прошлого были современниками (и как долго), установить их возможное влияние друг на друга, оценить преемственность их идей и открытий. Кроме справочного, на базе ленты времени организовано два игровых режима, нацеленных на отработку хронологических умений, установление вертикальных и горизонтальных взаимосвязей по линиям "человек - событие эпохи", "деятель отечественной истории - деятель мировой истории", "предок-современник-потомок".

Изложение материала и интерфейс программы Современники чем-то напоминают ПО "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия".

Другие статьи, обзоры программ, новости

Какие выдающиеся русские ученые были современниками М

Какие выдающиеся русские ученые были современниками М.В. Ломоносова? Популярные ответы

Великий русский ученый-энциклопе­дист М.В. Ломоносов (1711–1765) оказал большое влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог. Один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по металлургии, талантливый инже­нер, педагог, один из создателей первого в стране университета европейского типа.

XVIII век — время расцвета русской культуры, науки и литературы. В 1725 г. открылась Академия Наук с гимназией и университетом. С 1727 г. начинают выходить «Санкт-Петербургские ведомости» с «Примечаниями», где печатаются научные сочинения. В Академии работают выдающиеся современники и коллеги Ломоносова: ученый и поэт Василий Кириллович Тредиаковский (1703–1769), математик и филолог-русист Василий Евдокимович Адодуров (1708–1780), географ, ботаник и этнограф Сергей Петрович Крашенинников (1711–1755), автор трудов по географии, экономике и истории Петр Иванович Рычков (1712–1777), русский путешественник, естествоиспытатель и лексикограф Иван Иванович Лепёхин (1740–1802).

Младшим современником М.В. Ломоносова был и русский просветитель, учёный-правовед, доктор римских и российских прав, публичный ординарный профессор юриспруденции Московского университета Семён Ефимович Десницкий (ок. 1740–1789). По выражению Н.М. Коркунова, он был «праотцом русской юридической профессуры». В 1759–1760 годах Десницкий учился в Московском университете, но вскоре был послан в Российскую Академию наук в Санкт-Петербург.

Талантливый механик и изобретатель Андрей Константинович Нартов (1698–1756) был современником и соратником М.В. Ломоносова. С созданного им механизированного суппорта (узел, закрепляющий и направляющий резец токарного станка) начался переход от ручной техники к машинной. Среди изобретений Нартова — всевозможные станки и подъемные механизмы (один из них применялся для подъема царь-колокола на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле), новый эффективный способ отливки пушек, скорострельная батарея из 44 трехфунтовых мортирок, оптический прицел и многое другое.

Выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735–1818) также был младшим осовременником М.В. Ломоносова.

Источники информации:

  • lomonosovmv.ru — роль Ломоносова в развитии научного стиля и формировании научной терминологии;
  • jobingen.ru — корифеи инженерного дела в России.

Дополнительно на Genon.ru о М.В. Ломоносове:

Электронные учебники

Наглядное графическое представление исторического процесса в виде непрерывной цепочки выдающихся личностей и важнейших событий 27 веков открывает новые возможности для изучения истории. Кроме 380 портретов и 500 биографий исторических деятелей можно также увидеть их "историческое окружение". Азартная игра способствует запоминанию сотен дат и имен, что наверняка поможет в подготовке к экзаменам в школе и вузе. Цель игры - выстроить в непрерывную цепочку современников максимальное количество знаменитых людей и событий.

Основная идея проекта "Современники" - представить в наглядной графической форме исторический процесс в событиях и лицах. Авторы расположили наиболее значимых исторических персонажей на прямой времени.

Каждый деятель изображен на временной прямой в виде прямоугольника, длина которого равна длительности его жизни. Такая форма подачи материала позволяет проследить, какие из знаменитостей прошлого были современниками (и как долго), оценить их возможное влияние друг на друга, а также преемственность идей и открытий. Кроме того, на экране показаны иконки событий и периодов, соотнесенные с той же числовой прямой. Построив цепь современников длиной почти в три тысячелетия и наложив на ту же шкалу исторические события и периоды, авторы помогают пользователю по-новому увидеть исторический процесс - как череду властителей, ученых, первооткрывателей и других прославленных людей, т.е. тех, кто творил историю.

Наличие справочной, обучающей и развлекательной систем в одной программе позволяет организовать процесс изучения истории в наглядной (и даже азартной) форме.

Диск содержит большой фактический материал: около 500 биографий и 380 портретов наиболее ярких личностей прошлого, а также статьи об основных событиях и периодах мировой и русской истории.

Исторические аналогии и актуальность "Современников" для современников

"Все новое есть хорошо забытое старое".

Идея pасположить истоpических деятелей во вpеменной pяд от "сотвоpения миpа до дней текущих" давно владела умами людей.

Интеpесен пpимеp, так называемой, "pеки вpемен" немецкого ученого Фpидpиха Стpасса. В начале XIX века он попытался сделать эмблематическое изобpажение Всемиpной истоpии. Имена истоpических деятелей были выписаны в столбик, и столбцы фамилий, написанные свеpху вниз, напоминали pусло извилистой pеки. Каждой стране соответствовал свой "рукав", а всё вместе давало наглядное впечатление о всемирном историческом процессе.

Эта историкографическая работа пpинесла автоpу мировую известность. На pусский язык труд был пеpеведен в 1805 году, причем издание, посвященное Александpу I, пpедназначалось для обучения великих князей. Философско-истоpическое значение подобного гpафического изобpажения и осмысления истоpии было высоко оценено совpеменниками.

"Реке вpемен" посвящено пpедсмеpтное стихотвоpение Деpжавина

Река вpемен в своем стpемлении

Уносит все дела людей

И топит в пpопасти забвения

Наpоды, цаpства и цаpей.

А если что и остается

Чpез звуки лиpы и тpубы,

То Вечности жеpлом пожpется

И общей не уйдет судьбы.

В дальнейшем этот метод разрабатывали такие истоpики, как Константин Леонтьев, Боpис Зайцев; затем интеpес к нему надолго исчез.

Новое обpащение к "реке времен" пpоизошло уже в наше вpемя, когда появился домашний компьютеp и когда этот компьютеp стал использоваться для домашнего обучения. Действительно, опеpиpовать "pекой", занимающей pулоны бумаги, нелегко - куда удобнее пpогонять десятилетия на экpане дисплея. Да и возможность обратиться за вспомогательной справочной информацией, не нарушая "течения реки времен", может дать только компьютер.

Несмотpя на то, что идея pеки вpемени стаpа как миp, подход, который пpедлагают автоpы игpы "Совpеменники", пpинципиально отличается от пpедшествующих. Исторические деятели пpедставлены не пpосто именами - на шкале вpемени видна пpотяженность их жизни, видно кто, кому и как долго был совpеменником, можно оценить влияние их идей на более поздние поколения. Но главное даже не это, а то, что спpавочное пособие с элементами энциклопедии превратилось в азартную игру.

Ее применение для дополнительного домашнего изучения истории весьма эффективно. Школьник найдет на диске информацию о любом изучаемом в школе историческом периоде. Взрослый может использовать игру для самоконтроля, попутно заполняя обнаpуженные пpобелы в знаниях. Ведь пpи изучении истоpии в школе, как правило, пpоисходит разpыв между зарубежной и отечественной хронологией, а игра "Современники" позволяет устранить его. Еще один нюанс: играя, замечаешь, что сложность прохождения разных временных отрезков весьма различна. Есть периоды, где знаменитостей почти нет. Но вдруг, продвинувшись в глубину веков еще дальше, обнаруживаешь огромный список знакомых имен (как, например, в эпоху Возрождения или в период расцвета Римской империи), получая возможность увидеть и ощутить насыщенность отдельных истоpических пеpиодов личностями и событиями.

Надеемся, что всем, кто интересуется историей, игра подарит истинное наслаждение!

Режим "Энциклопедия"

Энциклопедия + Игра = Обучение

Программа имеет два основных режима: энциклопедический и игровой.

Энциклопедический режим позволяет просмотреть список исторических деятелей в хронологическом (на числовой прямой) и в алфавитном порядках. Группы людей, объединенные по характеру деятельности, выделены одним цветом. В случае, если портрет человека неизвестен, появляется иконка, соответствующая роду его деятельности. Под портретом указаны даты рождения и смерти, а также общее число прожитых лет.

В хронологическом режиме вывод на экран наибольшего количества современников возможен при отключении показа периодов и событий, а также при развертывании окна программы на весь экран монитора.

Как и в игровом режиме, весь представленный в программе материал разделен в энциклопедии на темы:

- "Мировая история" (кроме России),

- "Российская история",

- "Общая тема" (включает весь предлагаемый материал).

Сочинение на тему Мой современник

«Мой современник»

Мой современник — кто он? Тот ли, кто всегда и везде хочет быть первым? Или же этого человека нигде никто не замечает? На эти вопросы полностью ответить не удастся ни кому, но они заставят задуматься каждого.

Всюду нас окружают люди. С одним человеком мы с интересом общаемся, в компании другого — скучаем. Хотя они являются представителями одного общества, они являются нашими современниками.

Мой современник, прежде всего, разнообразен. В нём не найти идеалов добра, да и ошибок он избежать не может. Какие же задачи не может решить современный человек? А если и решает, то совершает много ошибок. Многие люди, иногда сами того не подозревая ограничивают свою свободу — и это их главная ошибка. Потому что всё, что дороже любых слов, любых понятий и взглядов — это жизнь и свобода. Мой современник не может решить всех проблем, не совершив ни одной ошибки, он не идеален, но его интересует будущее и современник вынужденно рискует.

Человек нынешнего поколения должен постоянно развиваться. Стоит одному человеку остановиться и всё общество начнёт деградировать. Николенька Иртеньев в произведении Л. Н. Толстого «Юность» пишет «Правила жизни». Он пытается совершить нравственный скачок, но у него не получается и Николенька забывает об этих правилах. Однако совершив большую ошибку в своей жизни, он вновь возвращается к ним, так как осознаёт важность нравственного развития в жизни молодого человека.

Конечно, раньше идеалы были другие. Да и относились к ним серьёзнее. Но и в наше время есть множество своих ценностей. И, пусть немногие современники, стараются соблюдать их вопреки всему. Сейчас молодые люди ведут себя свободнее. Хотя, так ли это? Правда ли что раньше молодёжь была лучше? Я думаю, нет. Просто всё хорошее в жизни запоминается лучше. И это, скорее всего, подходит под это описание.

Так кто же он? Главное отличие жизни современного человека — это осознание важности душевных качеств. А именно это качества он передаёт в своём облике. И не важно, что все они различны.

Мой современник — это, прежде всего, личность. Она индивидуальна и не стоит на месте. Душа современника постоянно стремиться к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не стремиться подражать кому — либо, а в первую очередь хочет проявить своё «я».

Восприятие «Ревизора» современниками, как водевиля

Восприятие «Ревизора» современниками, как водевиля

«Ревизору» Гоголь придавал громадное значение. Этим и объясняется тот факт, что он продолжал работу над комедией после первого ее издания. Погодину, который испрашивал согласия на выпуск второго издания «Ревизора», Гоголь в декабре 1838 года писал: «Ты хочешь. печатать «Ревизора»! Мне, признаюсь, хотелось бы немного обождать. Я начал переделывать и поправлять некоторые сцепы, которые были написаны довольно небрежно и неосмотрительно. Я хотел бы издать его теперь исправленного и совершенного». Писатель здесь имел в виду, прежде всего сцены встречи Хлестакова с чиновниками в начале четвертого акта, которые мало удовлетворяли его. Об этих сценах «в письме к одному литератору» Гоголь писал: «Во время представления я заметил, что начало четвертого акта холодно; кажется, будто течение пьесы, дотоле плавное, здесь прервалось и влечется лениво».

Начальные сцепы четвертого акта комедии Гоголь серьезно переработал, придав им большую естественность и динамичность. С этими изменениями в 1841 году вышло второе издание «Ревизора». Занятый «Мертвыми душами», Гоголь не хотел «на скорую руку» делать значительные поправки в «Ревизоре», однако свою работу над комедией он не считал законченной.

Выпустив в свет «Мертвые души», Гоголь занялся вновь «Ревизором», готовя его для своего собрания сочинений. Осенью 1842 года писатель произвел новую тщательную обработку пьесы в целом. Это был тот поистине замечательный процесс художественной отделки произведения, в результате которого оно приобрело и большую глубину характеров, и большую внутреннюю динамику, и отточенность каждой своей детали. В комедии оказалось немного сцен, которых бы Гоголь в той или иной мере не затронул, добиваясь максимальной выразительности образов и художественной речи. Лишь шестая редакция комедии оказалась последней и окончательной.

При своем появлении и печати и па сцене «Ревизор» не претерпел тех суровых цензурных притеснений, с которыми было связано опубликование большинства произведений Гоголя; комедия не встретила первоначально осуждения правительственных кругов, в том числе и Николая I, читавшего ее в рукописи. Такое отношение к «Ревизору» со стороны «ВЫСШИХ» сфер обусловлено вовсе не какими-либо особыми, гонкими «видами», желанием как-то «приспособить», использовать гоголевскую комедию в своих целях. Объясняется это, на наш взгляд, тем, что Николай I, не отличавшийся пи силой ума, пи глубокой проницательностью, просто-напросто не понял смысла «Ревизора», его сатирической сущности. Страстный любитель водевилей, он воспринял «Ревизора» как веселый рассказ о всякого рода комических происшествиях, забавных случаях.

Николаю I приписывают слова, сказанные будто бы после посещения спектакля в Александрийском театре: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» Однако «эпизод» этот с достаточным основанием можно отнести к числу исторических легенд. Известно в то же время, что спектакль царю поправился; он «был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души». Герцен по этому поводу писал: «Поэт в отчаянии, что вызвал всего лишь августейшее веселье да самодовольный смех чиновников, совершенно подобных тем, которых он изобразил, но пользовавшихся большим покровительством цензуры, счел своим долгом разъяснить в предуведомлении, что его комедия не только очень смешна, но и очень печальна. »

Восприятие «Ревизора» как водевиля мы видим и в отзыве о комедии, представленном в III Отделении цензором Ольдекопом уже после прочтения ее Николаем I3. Содержание «Ревизора» в этом отзыве сводилось к описанию приключений Хлестакова. Внимание цензора привлекал внешний ход событий, смешные происшествия. После обстоятельного пересказа фабулы комедии цензор делал вывод о том, что «пьеса не заключает в себе ничего предосудительного». Как забавный водевиль, как фарс, «Ревизор» был разыгран и рядом участников спектакля в Александрийском театре. Исполнитель роли Хлестакова Дюр представил героя гоголевской комедии «чем-то вроде целой шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться из парижских театров.

Однако, несмотря на такое сценическое истолкование, комедия Гоголя произвела сильное впечатление на общество. Реакция зрителей и читателей «Ревизора» заставила правящие круги николаевской монархии прийти к выводу, что ими был допущен серьезный «промах». Представления комедии вскоре стали подвергаться резкому ограничению. В качестве «дополнения» к «Ревизору» кн. Цициаповым была наспех состряпана предельно бездарная пьеска под названием «Настоящий ревизор», которую ставили одновременно с гоголевской комедией. По самое главное, что было предпринято охранителями «устоев» в отношении «Ревизора»,— это ожесточенные нападки реакционной критики, стремившейся развенчать гениальную комедию, затушевать ее общественное значение и влияние, в течение многих десятилетии реакционная критика предъявляла суровые обвинения автору «Ревизора». И одновременно с этим неоднократно предпринимались попытки истолковать «Ревизора» в духе консервативной идеологии. Н. Котляревский, например, в книге о Гоголе заявлял: «Ревизор» был, в сущности, апологией правительственной бдительной власти, и одним из главных незримых действующих лиц комедии было «недремлющее око» этой власти».

Не было недостатка и во всякого рода «ограничительных» истолкованиях бессмертной гоголевской комедии, замысел которой будто бы заключался в критике отдельных злоупотреблений, частных недостатков.

Характеризуя процесс своего творческого развития, Гоголь писал в «Авторской исповеди» о созревшем у него в определенный период жизни твердом намерении; «Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что достойно осмеяния всеобщего. В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тел местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Характеристика эпохи Екатерины Второй современниками и потомками

Главная > Реферат >История

Федеральное агентство по образованию

Уральская Государственная Юридическая Академия

Институт Права и Предпринимательства

Кафедра истории государства и права

Глава 1. Оценка эпохи Екатерины Второй современниками.

Глава 2. Оценка эпохи Екатерины Второй потомками.

Заключение.

Список использованной литературы.

«Устроено губерний по новому образцу 29, городов построено 144, конвенций и трактатов заключено 30, побед одержано 78, замечательных указов издано 88, указов для облегчения народа - 123, итого 492 дела!»- так было написано в инвентаре деяний Екатерины Второй за 19 лет царствования, который ей представил граф Безбородко в 1781 году. К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей ее империи с 19 млн. в 1762 г. возросло к 1796 г. до 36 млн. армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс. флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн. т. е. увеличилась более чем вчетверо, успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 500 до 2 тыс. успехи внешней торговли балтийской - в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн. до 44 млн. руб. черноморской, Екатериною и созданной с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. руб. в 1796 г. рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн. руб. тогда как в 62 предшествовавших года ее выпущено было только на 97 млн. Значение финансовых успехов Екатерины ослаблялось тем, что видное участие в них имел питейный доход, который в продолжение царствования увеличен был почти вшестеро и к концу его составлял почти третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн. долга, что почти равнялось доходу последних 3 1/2 лет царствования.

«Для Екатерины II наступила историческая давность. Это налагает некоторые особые обязательства на мысль, обращающуюся к обсуждению ее деятельности, устанавливает известное отношение к предмету, подсказывает точку зрения. Царствование Екатерины II - это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределы людского века, не кончаются с жизнью своих творцов. И время Екатерины II пережило ее самое, по крайней мере после четырехлетнего перерыва было официально воскрешено манифестом второго ее преемника, объявившего, что он будет царствовать по законам и по сердцу своей бабки. Екатерину и по смерти ее восхваляли или порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность. И Екатерины II не миновал столь обычный и печальный вид бессмертия - тревожить и ссорить людей и по смерти. Ее имя служило мишенью для полемического прицела в противников или приверженцев ее политического направления. Живые интересы и мнения боролись на ее могиле. Уронить ее бюст или удержать на пьедестале значило тогда дать то или другое направление жизни». 1

Одни говорили о той эпохе с восторженным воодушевлением, с замиранием сердца. Блестящий век, принесший России ее бессмертную славу, «время героев и героических дел», как говорил Ключевский В. О.

По мнению других, все это был лишь грандиозным представлением, созданным для одной цели – прославления его создательницы; великолепные учреждения заводились для того только, чтобы прослыть их основательницей, а затем оставлялись в пренебрежении, без надлежащего надзора.

Каждый имеет право на свою, отличную от других, точку зрения по этому вопросу. Перед непосредственным начало хотелось бы привести слова Ключевского В. О. «Счеты потомства с Екатериной II сведены. Для нас она не может быть ни знаменем, ни мишенью; для нас она только предмет изучения».

Оценка Эпохи Екатерины Второй современниками.

Екатерины век, ее роскошный двор,

Созвездие имен сопутников Фелицы,

Народной повести блестящие страницы,

Сановники, вожди, хор избранных певцов,

Глашатаи побед Державин и Петров –

Все облекалось в жизнь, в движенье и в глаголы.

П. А. Вяземский

. Плачевное состояние, о коем токмо должно просить Бога, чтоб лучшим царствованием сие зло истреблено было.

Князь Щербатов

Важность и ценность деяний государя — понятия относительные, оценка деятельности Екатерины II вызывала острые споры среди историков, как русских, так и нерусских. После Петра I только Екатерина II вызывала такие противоречивые мнения. Среди современников Екатерины Второй были как ее сторонники, так и противники. Наиболее резкое и полное выражение взглядов порицателей Екатерины Второй находим в известной записке "О повреждении нравов в России" князя Щербатова, служившего при дворе Екатерины II, историографа и публициста, человека образованного и патриота с твердыми убеждениями.

Автор писал записку про себя, не для публики, незадолго до своей смерти, случившейся в 1790 г. и собрал в этом труде свои воспоминания, наблюдения и размышления о нравственной жизни высшего русского общества XVIII в. закончив нарисованную им мрачную картину словами: «. плачевное состояние, о коем токмо должно просить бога, чтоб лучшим царствованием сие зло истреблено было».

Также заслуживает внимания Известный дорожный сон Радищева, рассказанный в "Путешествии из С.-Петербурга в Москву 1790 г." в главе "Спасская Повесть" злая карикатура царствования Екатерины II. Александр Радищев в начале книги объявил о своем желании увидеть мир таким, каким он есть: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала 1 ». Чужеземец в родной стране, он обнаруживает рабство, в котором живет крестьянство, питающее рабовладельцев — помещиков. «Звери алчные, пиявицы ненасытные, — обращается он к дворянам-рабовладельцам, включая в их число и себя, — что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не может. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола в ярме 2 ».

«Путешествие из Петербурга в Москву» появилось в конце царствования Екатерины II, в то время, когда основные административные реформы были завершены. Одинокий голос Радищева не был услышан и не мог быть услышан, ибо выражал взгляды ничтожного меньшинства. Книга Радищева стала известна только после ее публикации в 1858 г. Герценом в Лондоне. Но и здесь круг читателей был очень узким. Первое полное научное издание «Путешествия» появилось лишь в 1905 г. Но только когда большевикам понадобились благородные предки, Радищев был превращен в «революционера», «отца русской интеллигенции», стал иконой.

Человек другого поколения и образа мыслей, ультралиберал с заграничным университетским образованием, проникнутый самыми передовыми идеями века и любивший отечество не меньше князя Щербатова, понимавший и признававший величие Петра I, сошелся во взгляде на переживаемое ими время со старым доморощенным ультраконсерватором, все сочувствия которого тяготели к допетровской старине.

Что еще замечательнее, к этим «печальным часовым у двух разных дверей», как назвал князя Щербатова и Радищева один позднейший писатель, присоединяется любимый внук Екатерины, ставший потом вторым ее преемником, которого она еще в пеленках оторвала от семьи, чтобы воспитать его по своей педагогике и в своих идеях: на положение дел в государстве за последние годы жизни бабушки, которые он мог наблюдать, он смотрел не светлее князя Щербатова и Радищева. «В наших делах писал он Кочубею за полгода до смерти Екатерины господствует неимоверный беспорядок: грабят со всех сторон, все части управляются дурно, порядок, кажется, изгнан отовсюду. Я всякий раз страдаю, признается он в другом месте письма когда должен являться на придворную сцену, и кровь портится во мне при виде низостей, совершаемых другими на каждом шагу для получения внешних отличий, не стоящих в моих глазах медного гроша».

Во второй половине XVIII в. по России путешествовало немало иностранцев. Как правило, вернувшись домой, они критиковали в своих путевых заметках нравы, политическое устройство российской империи. Иногда это вызывало гнев в Санкт-Петербурге. В 1770 г. после публикации в Париже «Путешествия в Сибирь», французского аббата, астронома, члена Академии наук Жана Шапп д'Отроша, Екатерина лично ответила на книгу памфлетом «Антидот». Она сочла себя оскорбленной замечаниями ученого аббата относительно помещиков, которые «продают своих рабов, как в других странах продают скот», и выраженной им надеждой на то, что императрица не ограничится предоставлением свободы дворянству, но даст возможность воспользоваться «этим благом всем своим подданным».

И все же это были одинокие голоса, которые были слышны очень немногим, за исключением разве книги Радищева, раздавались шепотом, про себя или в тесном кругу и потому не могли расстраивать хорового суждения, так красноречиво выраженного в "Похвальном слове" Карамзина.

По определению современника И. И. Бецкого, отличительной чертой царствования Екатерины Второй по мимо ее постепенных не насильственных преобразований было то как писал Н. М. Карамзин, что следствием очищения самодержавия от «примесей тиранства» были спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума 1.

Мемуары Сегюра заслуживают должного внимания ввиду своей важности и представляющей интерес информации, содержащейся в них.

Воспоминания Луи-Филиппа Сегюра – один из немногих источников, всесторонне рассматривающих политику Екатерины II, её ближайшее окружение, реформаторскую деятельность. Его воспоминания весьма отличаются от стандартных дневниковых записей, поскольку представляют широкую панораму событий в России в период правления этой государыни.

Луи-Филипп Сегюр (1753 – 1830) – потомок аристократического рода, сын военного министра при французском короле Людовике XIV. Его семья была знакома со многими просветителями, в том числе Вольтером. Борьба колоний против Англии за независимость подвигнула Сегюра участвовать в войне. По возвращении на родину он был назначен представителем Франции при петербургском дворе, где он и провел около пяти лет с марта 1785 по начало октября 1789 года.

Сегюр видит в императрице выдающегося государственного деятеля, реформы которой сравнимы с деятельностью величайших королей Европы, и незаурядную личность с редкостным доброжелательным характером присущим ей обаянием красивой и умной женщины. Его привлекает и деятельность императрицы как просветительницы общества, женщине покровительствующей науками приводящей Россию от состояния варварского, азиатского к просвещенному, европейскому. Сегюр повествует о законах, которые издала монархиня, покровительствующие дворянству и практически не затрагивающие мужиков, находящихся в рабском, но вполне счастливом состоянии, ввиду отсутствия нищеты в государстве. Екатерина предстает продолжательницей славных дел Петра, его преемницей, довершившей его начинания.

«Двор ее (Екатерины Второй), - писал граф Д. Сегюр в 1780-х гг. - был местом свиданий всех государей и всех знаменитых лиц ее века. До нее Петербург, построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным, и, казалось, находилось в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира, и царский престол возвысился на череду престолов самых могущественных и значительных 1 ».

Сегюр замечает, что Екатерина, как поистине незаурядный политический деятель весьма успешно совмещала активную внешнюю политику и преобразовательную деятельность: «Между тем как войска Екатерины распространяли ее славу и владения, она деятельно занималась мерами преобразований в управлении государством и развитием народного образования.»

Сегюр многократно восхищается преобразовательной деятельностью императрицы, которая своими законами смогла обеспечить процветание страны на несколько веков. Дипломат сообщает, что помимо издания новых законов Екатерина преобразовала старые, навела порядок в судебном законодательстве: «Русские законы представляли хаос; государи издавали новые законы, не уничтожая старых, судьи…судили произвольно. Екатерина… учредила правильные суды и старалась ввести единство в судопроизводстве». Это, несомненно, важное преобразование, проведенное императрицей, позволило Сегюру невольно сравнить её с другими государями, причем Екатерина в своей реформаторской законодательной деятельности ничуть не уступает, а порой и превосходит их.

Французский дипломат обозревает безграничную деятельность Екатерины, как градостроительницы, попечительницы образования, законодательницы и просветительницы. Порой создается впечатление, что образ императрицы весьма идеализирован, абсолютно лишен недостатков, представлен как прекрасный идеал правителя. Однако за этой картиной не следует искать личного подобострастия графа, его склонности к преувеличениям. Скорее, наоборот. Сегюр выражал даже не свою личную позицию, а мнение о российской правительнице, укоренившееся в Европе. Именно возглавляемая такой сильной монархиней, Россия действительно представляла собой величайшую силу, заставляющую трепетать всю Европу. Екатерининская эпоха реформ и преобразований весьма точно отраженна Сегюром.

В памяти людей, оплакивавших смерть Екатерины, прежде всего выступали из прожитой дали явления, особенно сильно поразившие в свое время их воображение и чувство: Ларга, Кагул, Чесма, Рымник и победные празднества, слезы, пролитые при чтении "Наказа", Комиссия 1767 г. торжественные собрания и речи наместников и дворянских предводителей при открытии губернских учреждений, блестящие оды, придворные маскарады, на которых в десятках дворцовых комнат толпилось 8540 масок, путешествие императрицы в Крым со встречавшими ее на пути иллюминациями на 50 верст в окружности, с волшебными дворцами и садами, в одну ночь созданными.

Крупнейший поэт екатерининской эпохи, автор многочисленных од. прославлявших «Фелицу» (так он называл царицу), Гаврила Державин (1743—1816) занимал важные государственные посты и хорошо разбирался в политике. Свои «Записки» он писал уже после смерти императрицы, поэтому позволил себе легкую критику. «Сия мудрая и сильная Государыня, ежели в суждении строгого потомства не удержит по вечность имя великой, то потому только, что не всегда держалась священной справедливости, но угождала своим окружающим, а паче своим любимцам, как бы боясь раздражить их 1 ».

Известный поэт XVII века Сумароков А. П. написал «Оду государыне императрице Екатерине Второй» по случаю ее вхождения на престол:

Во все пространные границы

К Екатерининым сынам

Воззри с горящей колесницы,

Воззри с небес, о солнце, к нам;

Будь нашей радости свидетель,

И кая ныне добродетель

Российский украшает трон;

Подобье види райску крину,

Красу держав, красу корон,

Премудрую Екатерину. 2

Поэт сравнивает императрицу с ангелом с небес, восшедшим на российский престол:

Ликуй, Российская держава!

Мир, наше счастие внемли!

А ты, Екатерины слава,

Гласись вовек по всей земли!

Чего желать России боле?

Минерва на ея престоле,

Щедрота царствует над ней!

Астрея с небеси спустилась

И в прежней красоте своей

На землю паки возвратилась.

Многие другие поэты того времени писали хвалебные оды Екатерине. Пожалуй, самыми знаменитыми произведениями, посвященными императрице, можно назвать стихи Гаврилы Державина и «Историческое похвальное слово императрице Екатерине Второй» Карамзина.

Русское дворянство екатерининской эпохи, упоенное, по выражению Ключевского, медовым месяцем свободы. Избавившись от страха, возбужденного «злодеем-Пугачевым», оно искало себе место между Россией и Западом. Западные путешественники не переставали удивляться российской отсталости. Уильям Кокс, побывавший в 1784 г. в Польше и России, подчеркивал «отсталость русского крестьянина», имея в виду как сельскохозяйственные орудия, которыми он пользовался, так и его экономическое и социальное положение. Россию конца XVIII в. он сравнивал с Европой XI и XII вв. Английский путешественник полагал, что «положение не улучшится до тех пор, пока большинство будет находиться в абсолютном рабстве 1 ». С этой точкой зрения в России был согласен, может быть, только Радищев. То, что Коксу и другим западным наблюдателям казалось «отсталостью», т.е. недостатком, слабостью, дворянским идеологам представлялось преимуществом, силой. «Если здесь, — писал Фонвизин своему другу Я. Булгакову из Парижа, — прежде нас начали, то по крайне мере мы, начиная жить, можем дать себе такую форму, какую хотим, и избегнуть тех неудобств и зол, которые здесь вкоренились. Nous commensous etils finissent. Я думаю, что тот, кто родился, посчастливее того, кто умирает 2 »

Страх побуждал Екатерину неустанно повторять о «всеобщем желании», обосновывающем ее право на трон. Расхождения с истиной ее не беспокоили. Поэт и министр Гаврила Державин, хорошо знавший императрицу, и в целом оценивавший ее деятельность положительно, писал: «Она управляла государством и самим правосудием более по политике или своим видам, нежели по святой правде 3 ». Поэт и государственный деятель знал, конечно, что в истории было немного правителей, действовавших «по святой правде». Подчеркивая приоритет политики и личных интересов в действиях государыни, которую он воспевал под именем Фелицы, Державин подчеркивал обдуманность поведения Екатерины. Постоянно напоминая о своем «праве» на престол, она знала, что бесконечные повторения убедят верноподданных в законности ее пребывания на троне.

Мать народа — строгая, но справедливая. Такое впечатление о себе создавала Екатерина. Этот образ творили западные поклонники Северной Минервы: их стараниями он утверждался в Западной Европе и оттуда приходил в Россию. Репутация справедливой государыни, о чем Екатерина очень заботилась, поддерживалась и укреплялась репутацией строгости.

Современники видели ее по-разному, даже независимо от возраста: одни говорят о голубых глазах, другие о карих, говорят о высоком росте, хотя она была очень невысокой. Лучше всех об этих разногласиях сказала сама Екатерина. «Говорили, — пишет она в «Записках», — что я прекрасна, как день и поразительно хороша; правду сказать, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась и полагаю, что в этом и была моя сила 1 ». Пушкин, иногда называвший Екатерину «Тартюфом в юбке», описал ее так: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало нежность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую 2 ». Певец женщин и любви умело польстил императрице: в тот момент, когда она появилась на страницах «Капитанской дочки», ей было 45 лет.

Все души успокоились, все лица оживились", - говорит Карамзин, воспроизводя настроение, постепенно складывавшееся в обществе из всех этих столь непривычных впечатлений, какие оно тогда переживало. Это настроение восторженно выражалось при народных встречах Екатерины, особенно во время ее путешествия по Волге в 1767 г. Екатерина писала с дороги, что даже "иноплеменников", т. е. дипломатический корпус, ее сопровождавший, не раз прошибали слезы при виде народной радости, с какой ее встречали, а в Костроме граф Чернышев весь парадный обед проплакал, растроганный "благочинным и ласковым обхождением" местного дворянства, что в Казани готовы были постелить себя вместо ковра под ее ноги, а в одном месте в церкви мужики принялись свечи подавать, прося поставить их перед матушкой-царицей: это простонародный волжский ответ парижским философам, величавшим Екатерину царскосельской Минервой. Чтение "Наказа" в Комиссии 1767 г. депутаты слушали с восхищением, многие плакали, особенно от слов 520-й статьи: "Боже сохрани, чтобы после окончания сего законодательства был какой народ больше справедлив и, следовательно, больше процветающ на земли; намерение законов наших было бы не исполнено - несчастие, до которого я дожить не желаю". Плакали при встречах императрицы, при чтении ее манифестов и "Наказа". плакали за парадными обедами в ее присутствии, плакали от радости при мысли, что бироновское прошлое уже не вернется; никогда, кажется, не было пролито в России столько радостных политических слез, как в первые годы царствования Екатерины II.

Оценка эпохи Екатерины Второй потомками.

Историки, по разному оценивая результаты деятельности Екатерины II, единодушно признают, что она занималась вопросами законотворчества, административными проблемами, большое внимание уделяла внешней политике и многими другими. Все историки согласны, что, взойдя на трон, императрица встретила многочисленные трудности. Прежде всего, чрезвычайно сомнительными были права Екатерины на престол. Супруга свергнутого императора и мать наследника имела, в лучшем случае, основание быть регентшей до совершеннолетия Павла, которому в год переворота было 12 лет. Не говоря о том, что споры об отце наследника (в числе нескольких кандидатов никогда не было Петра III) продолжаются историками по сей день, Екатерина была чужестранкой.

Мало какой из периодов русской истории имеет такое количество источников, дающих возможность его всестороннего изучения. Прежде всего позаботилась о документации императрица: она оставила записки, чрезвычайно откровенную автобиографию, к сожалению, доведенную только до последних месяцев жизни Елизаветы; сохранились тысячи написанных ею писем — к близким, министрам, иностранным корреспондентам. Екатерина II не могла, казалось, жить, если она не держала в руках пера. По ее примеру много писали современники. Подробные дневники вели секретари императрицы.

Василий Ключевский заметил, что «неудачное самодержавие перестает быть законным 1 ». Перефразируя его, можно сказать, что удачное самодержавие становится законным. Екатерина твердо верила в свою удачу. Прежде всего, она знала, чего хочет. В отличие от всех своих предшественников, кроме Петра I, она долго и старательно готовилась к должности, о которой мечтала со дня своего приезда в Россию. В отличие от Петра, который учился быть царем, строя корабли, обучаясь военному делу и путешествуя по заграницам, Екатерина готовилась стать императрицей, читая книги и оттачивая свое умение воздействовать на людей.

Современники, знавшие Екатерину лично или по письмам, принимавшиеся разбирать ее характер, начинали обычно с ума. Василий Ключевский, отмечая этот факт, полагает, что «Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим. Екатерина умела быть умна кстати и в меру. Она, которой со всех сторон напевали в уши о ее великом уме, так простодушно признавалась доктору Циммерману на верху своей славы, что знала весьма много людей несравненно умнее ее. У нее вообще не было никакой выдающейся способности, одного господствующего таланта, который давил бы все остальные силы, нарушая равновесие духа. Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон, в случае надобности благоразумная мораль и умеренно согретое чувство - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это ни понадобилось, без заметного для зрителя усилия 1 ». Екатерина обладала важнейшим качеством государственного деятеля: она прекрасно понимала реальную ситуацию и свое место в ней.

Один из лучших знатоков царствования Екатерины II — С.Д. Барсков считал главным оружием царицы ложь. «Всю жизнь, с раннего детства до глубокой старости, она пользовалась этим оружием, владела им, как виртуоз, и обманывала родителей, гувернантку, мужа, любовников, подданных, иностранцев, современников и потомков 2 ».

Историки частенько дают идеализированный портрет «просвещенной императрицы», которая думала, что «нормы и методы регулярного государства, дополненные программой активного, динамичного и производительного общества, одобряются всеми просвещенными кругами русского общества». Иначе говоря: «Она еще сохраняла иллюзии и не знала, что желает общество, которым правила уже пять лет 1 ».

Не все, конечно, историки. «Свобода, душа всех вещей! Без тебя все мертво» — приводя этот текст записи, сделанной Екатериной, едва вступившей на престол, Василий Ключевский безжалостно комментирует: «Это были, конечно, политические эксцессы, юношеские увлечения тридцатипятилетнего женского сердца 2 ». Александр Кизеветтер, тщательно анализировавший деятельность Екатерины, приходит к выводу, что «распространенное представление о том, что до созыва Комиссии 1767 г. Екатерина царила на высотах радикализма, рискуя вступить в распрю с требованиями сословного эгоизма дворянства, пока во имя самосохранения не отвернулась от своих идеалов», при изучении документов «блекнет и испаряется». Историк доказывает, что Екатерина не имела намерения освобождать крестьян, с самого начала ее целью было ограничение законом размера крепостных повинностей. Долгое время ходило мнение, что императрица выразила свое желание отменить крепостное право в тех параграфах Наказа, которые она выбросила из окончательного текста, поняв настроения депутатов Комиссии. Публикация в конце XIX в. академического издания Наказа, включавшего все пропущенные места, подтвердили, что далее ограничения размера крепостных повинностей и признания за крепостными права собственности на движимое имущество, она не пошла.

Алексей Толстой в своей иронической поэме «История государства Российского. » (1868) замечает, что Екатерина на советы Вольтера и Дидро дать народу, «которому вы мать» свободу, ответила «прикреплением украинцев к земле».

По-разному оценивая царствование Екатерины II, историки единодушно согласны с тем, что она была «дворянской императрицей», что при ней завершился «основной процесс XVIII в. — создание дворянской привилегии, утвержденной на порабощение народа 1 ». Соглашаясь с тем, что одним из важнейших итогов деятельности Екатерины было упрочение дворянства как правящего слоя России, историки расходятся, нередко в противоположные стороны, при оценке характера русского дворянства. Екатерина дата им полную свободу, отдала в их полное распоряжение крестьян-рабов, одновременно введя в обиход новые понятия, такие, как «добронравие», «человечество», «человеколюбие», «отечество», «граждане», «чувствительность», «чувствования человеческого сердца». Поставила вопросы, которые будут обсуждаться следующими поколениями: Россия и Запад, новая Россия и древняя, национальный характер. Значительный толчок получила культура: в екатерининское время забрасываются в почву зерна, которые дадут через несколько десятилетий золотой век русской культуры.

Особое мнение имеют историки и на счет русского дворянства времен Екатерины Второй. Лев Гумилев соглашался с мыслями Дениса Фонвизина: «Конечно, если мы сравниваем себя с современными западноевропейцами или американцами, то сравнение не в нашу пользу; мы огорчаемся и совершенно напрасно. Европейцы старше нас на 500 лет, и то, что переживаем мы сегодня, Западная Европа переживала в конце XV—начале XVI вв.». Русский историк напоминает, что «тихая и спокойная Франция при Миттеране, для которой террористический акт — событие, в XV в. точно так же как Россия в XX, полыхала в огне гражданской войны, только сражались в ней не белые и красные, а сторонники герцога Орлеанского и герцога Бургундского. Повешенные на деревьях люди расценивались тогда французами, как привычный элемент родного пейзажа 1 ».

Молодость — народа, государства — была убедительным аргументом, опровергавшим все критические замечания относительно отсталости.

Дворянин конца XVIII в. которому, как пишет Василий Ключевский, предстояло вести русское общество по пути прогресса, был странным существом. «Его общественное положение покоилось на политической несправедливости и венчалось жизненным бездельем. С рук сельского дьячка-учителя он переходил в руки француза-гувернера, завершал образование в итальянском театре или французском ресторане и доканчивал дни свои в московском или деревенском кабинете с книжкой Вольтера в руках. Все усвоенные им манеры, привычки, вкусы, симпатии, самый язык — все было чужое, привозное, а дома у него не было никаких живых органических связей с окружающим, никакого серьезного житейского дела». Мастер выразительных формул, Ключевский дает беспощадный портрет дворянина: «Чужой между своими, он старался стать своим между чужими, был в европейском обществе каким-то приемышем. В Европе на него смотрели как на переодетого татарина, а дома видели в нем родившегося в России француза 2 ».

Семь десятилетий спустя, во второй половине 50-х годов XX в. Владимир Вейдле, свидетель большевистской революции и эмигрант, считал, что из всего того, что Петр I сделал для России, «дворянство едва ли не лучшее». Важнейшее качество русского дворянства, считает В. Вейдле, это то, что оно было одновременно правящим и культурным слоем: «Дворянство и создало культуру петербургской России». В. Ключевский, конечно, этого не отрицал, но подчеркивал чуждость этой культуры подавляющему большинству народа. В. Вейдле, восхваляя заслуги дворянства, признает, что имелась «непримиренность культурных традиций. несогласованность культуры вертикальной с культурой горизонтальной» и «неизменная безучастность народа и к тому, как живут верхи, и, что важнее, к тому, что они творят 1 »

В 1989 г. пытаясь понять смысл «перестройки», Натан Эйдельман, наиболее популярный историк своего времени, обратился к прошлому. О дворянах он писал: «Яркие, талантливые, оригинальные, очень способные, на все способные люди (от высот просвещения до низкого зверства включительно) русские дворяне поставляли России в XVIII в. почти всех активно действующих в государственном смысле лиц; они (как уже не раз говорилось) были особенно сильно отделены от народных «низов», в то время как Франция, по словам знаменитого историка Токвилля, «была страна, где люди стали наиболее похожи друг на друга 2 »

Американский историк Марк Раев, оценивающий административные реформы Екатерины II значительно более положительно, чем русские либеральные историки XIX в. считает важнейшей причиной, помешавшей укреплению «сословий» и автономных промежуточных инстанций, — отсутствие стабильной и цельной правовой системы. «Россия, конечно же, располагала органами правосудия, и екатерининское законодательство их улучшило, особенно ограничением процедуры дознания. Но органы правосудия и дознания были сведены воедино и являлись одной из составных частей имперской администрации; они не обладали ни автономией деятельности, ни независимыми критериями. Таким образом, правосудие было полностью отдано на произвол чиновников 3 ».

Совестные суды, созданные реформой, имели целью решения мелких конфликтов между частными лицами, прежде всего связанных со спорами о наследстве, с мелкими посягательствами на собственность. Существование совестного суда, учрежденного в интересах населения, задержало введение в России правового государства. Пьеса А. Островского «Горячее сердце» (1868) хорошо объясняет парадокс. Один из героев пьесы, судья, выходит на площадь решать конфликты и обращается к толпе, пришедшей посмотреть на суд, с вопросом: как судить: по совести или по закону. Показывая на стопку лежащих перед ним на столе книг, он добавляет: вот сколько законов. Он слышит в ответ: по совести суди, батюшка, по совести.

Разногласия у историков вызывает и внешняя политика Екатерины Второй, а точнее, ее мотивы. Ключевский В. О. говорил о том, что личные интересы имелись, совершенно очевидно, у Екатерины. Ей нужна была слава, «нужны были громкие дела, крупные, для всех очевидные успехи, чтобы оправдать свое воцарение и заслужить любовь подданных, для приобретения которой она, по ее признанию, ничем не пренебрегала 1 ». Сергей Соловьев, автор «Истории России с древнейших времен» в 29 томах, писал о совпадении личных интересов государя и государства, имеющем особый характер в самодержавном государстве. Русский царь не может не быть самодержцем, поскольку размеры государства навязывают этот образ правления. Проникновение идей свободы в западноевропейском смысле в русское общество сделало необходимым, по мнению историка, определить понятие свободы в самодержавном государстве. Сергей Соловьев рассуждает логично: цель и объект самодержавного государства — слава граждан, государства и государя; национальная гордость создает у народа, управляемого самодержавно, ощущение свободы, побуждающее к великим делам и благу подданных не меньше, чем сама свобода 2 .

«Внешняя политика, — резюмирует Василий Ключевский, — самая блестящая сторона политической деятельности Екатерины. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать о ее царствовании, то говорят о ее внешних деяниях. » 3. Мнение это разделяется всеми историками, оно было очевидно и для современников.

Однако, уже в советский период деятельность этой императрицы пытались представить лишь как попытку повторения петровских преобразований, а саму Екатерину - личностью несамостоятельную, подверженную влиянию мошенников и фаворитов. При изучении истории XVIII века предпочтение отдавалось Петру и его реформам, Екатерина представала в роли последовательницы императора, а её деятельность – бледной тенью петровских реформ. Видимо, этим объясняется незначительное число монографий о правлении этой женщины, изданных в советское время. Хотя конец 80 – начало 90 годов характеризуется оживлением интереса к личности императрицы: переиздаются воспоминания о Екатерине её современников, появляется ряд интересных работ и монографий.

В деятельности Екатерины Второй есть много моментов, в отношении которых историки придерживаются одного мнения, но есть и моменты, вызывающие горячие споры. В целом историки и российские и зарубежные относятся достаточно критически к эпохе Екатерины, выделяя как минусы в ее политике, так и достижения.

Заключение.

Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей.

Способность Екатерины подводить итог видна в русской дипломатии эпохи Екатерины и в решении основных задач, унаследованные ею от XVII века; закрепление достижений Петра Великого в Прибалтике; воссоединение земель населенных родственными русскому народу белорусами и украинцами. Завоевание решающего голоса в делах общеевропейских.

От того, что в конце XVIII века политика российского абсолютизма была

направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, Екатерина II вступив на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета, пытается привлечь к анализу проблем и поиску путей выхода из них просвещенных людей, признанных западным миром. Это прекрасно видно из попыток привлечь их к одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма», а именно к конкурсу о праве крестьян иметь в собственности землю

С кончиной императрицы Екатерины закончилась целая эпоха русской истории. Сама Екатерина и ее сподвижники сумели, опираясь на народные силы, достичь блестящих успехов и во внешней политике, военных акциях, и во внутреннем устройстве, и в культурных начинаниях.

Список использованной литературы:

Вейдле В. Задачи России.

Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М. 2001.-124 с.

Записка из известных всем происшествием и подлинных дел, заключающая в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. СПб. Б. г.- 339 с.

Записки Державина. С. 387.