Софт-Архив

Путеводитель По Питеру Книга img-1

Путеводитель По Питеру Книга

Рейтинг: 4.8/5.0 (1910 проголосовавших)

Описание

Путеводитель по Санкт-Петербургу Скачать

Путеводитель по Санкт-Петербургу

Название: Путеводитель по Санкт-Петербургу

Автор: изд. Санкт-Петербургского городского общ-го управления; под ред. комиссии по народному образованию

Путеводитель по Санкт-Петербургу Путеводитель по Санкт-Петербургу и окрестностям его

Размер: 267mb

Язык: Русский (дореформенный).

Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД. По материалам Архива Управления ФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Автор: Бернев С.К. Рупасов А.И.

Название: Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД. По материалам Архива Управления ФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Издательство: СПб:Информационно издательское агентство "ЛИК"

Автор: Бернев С.К. Рупасов А.И.

Название: Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД. По материалам Архива Управления ФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Издательство: СПб:Информационно издательское агентство "ЛИК"

Автор: Бернев С.К. Рупасов А.И.

Название: Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД. По материалам Архива Управления ФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Издательство: СПб:Информационно издательское агентство "ЛИК"

Автор: Бернев С.К. Рупасов А.И.

Название: Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД. По материалам Архива Управления ФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Издательство: СПб:Информационно издательское агентство "ЛИК"

Автор: Бернев С.К. Рупасов А.И.

Название: Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД. По материалам Архива Управления ФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Издательство: СПб:Информационно издательское агентство "ЛИК"

Автор: Бернев С.К. Рупасов А.И.

Название: Зимняя война 1939-1940 гг. в документах НКВД. По материалам Архива Управления ФСБ РФ по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Издательство: СПб:Информационно издательское агентство "ЛИК"

Название: Буги-вуги-book. Авторский путеводитель по Петербургу, которого больше нет

Автор: Илья Стогoff

Год издания: 2012

Издательство: Астрель

ISBN: 978-5-271-45404-2

С.-Петербург и его окрестности (Царское село, Павловск, Петергоф и др.) Путеводитель по С.-Петербургу и его окрестностям

Другие статьи, обзоры программ, новости

Путеводитель по Санкт-Петербургу - книга из серии путеводителей для детей

Переплет: Твердый (7Бц)

Формат: 22х23 см

Дата выхода: август, 2010

Дата выхода дополнительного тиража: 9-й тираж, 12 ноября 2015

Новый тираж (уже 9-й!). Увлекательное пособие по истории города и совместное путешествие с родителями, а также новые открытия и судовой журнал.

Каждый раздел путеводителя – интересная тема: «Вода, мосты и корабли», «Транспорт», «Доблесть» и т. д. Каждый разворот – ее часть: например, «Петербург на карте мира», «Аврора», «История железной дороги», «Война 1812 года», «Памятники Петру I», «Львы Петербурга», «Самое интересное в Эрмитаже», «Суворов». На развороте – доступный и интересный ребенку текст, занимательные факты, а также иллюстрации для разглядывания, обучающие игры и дополнительные развивающие материалы.

Иллюстрированный путеводитель создан в помощь заботливым родителям. Для тех, кто давно живет в Петербурге и кто только собирается в город. Для детей младшего и среднего школьного возраста.

О серии «Путеводители для детей»

«Иллюстрированные путеводители для детей и родителей» — это уникальный проект издательства «Фордевинд», рассчитанный на семейное чтение. Только интересные места и только увлекательная информация. Интегрированный в текст судовой журнал, интерактивные игры и множество иллюстраций. Талантливые снимки и качественная полиграфия. Ноу-хау: каждая книга — несколько больше, чем просто путеводитель. Серия стала лауреатом Всероссийского конкурса «Малая родина», организованного федеральным агентством по печати, и победила в номинации «Увлекательное краеведение».

Путеводитель по питеру книга

Путеводители по Петербургу для детей: что показать детям в Санкт-Петербурге

Занимательное петербурговедение в формате детских путеводителей. Мы отобрали пять книг, которые можно почитать ребенку перед поездкой в Санкт-Петербург или взять с собой на прогулку по городу.

Петербургская сказка Эрмиты. Детский путеводитель по Петербургу

Сказочная история, рассказывающая о Петербурге на понятном для ребенка языке. Знаете, как до определенного возраста верится, что игрушки ночью оживают? Вот и здесь все знаковые достопримечтательности города, оказывается, таят в себе удивительные секреты. Узнать их — все равно что своими глазами увидеть, как игрушки ночью спрыгивают с полок или вылезают из шкафа. Что еще для счастья надо детям, верящим в чудеса. )

Посудите сами, змей, что под Медным всадником, оказывается коварным злодеем, под Исаакиевским собором на много метров вниз простирается пещера, в середине которой из потолка растет огромное дерево кроной вниз, у Инженерного замка есть секретный причал, а "Аврора" ниже уровня воды походит на дом, стоящий на дне Невы. Да и Эрмитаж, возможно, никогда бы не появился, если бы прадед современных эрмитов не посоветовал Екатерине Великой построить "дворец и все картины и статуи в том дворце просторно разместить".

Прочитав эту историю, будут ли дети считать, что весь Петербург построили маленькие сказочные существа? Возможно. Но что плохого в том, что на какое-то время город превратится для них в волшебное царство без дождей и пробок? Впрочем, "Петербургскую сказку" дополняет путеводитель.

А в нем "Аврора", Банковский мост, Кунсткамера, Летний сад, Медный всадник, Инженерный замок и другие легендарные места города представлены вполне буднично, с настоящей историей. Но эрмиты поделились и забавными секретами (по сути — городскими легендами). Из них дети узнают, какой памятник нужно обойти, чтобы тебе весь год сопутствовала удача, кто может исполнить твое желание, зачем тренироваться произносить скороговорку "Повар Пётр, повар Павел", у кого просить помощи, когда готовишься к какому-то сложному делу. И что-то нам подсказывает, что после этого прогулки по городу у вас уже никогда не будут прежними.

Городское ралли. Санкт-Петербург №1

Автор: Хельга Патаки | Художники: Л. Макарова, Мария Сергеева, Катя Толстая | Издательство: "Самокат", 2013 г.

Игра-путеводитель "Городское ралли. Санкт-Петербург" — это небольшой картонный футляр, внутри которого 9 карт разных районов Петербурга. И с ними нужно гулять. По-настоящему. Выходить в город и смотреть по сторонам, плутать и уставать, замечать удивительные детали и открывать новые интересные уголки. Играть дома в "ралли" не получится — нужно быть в определенном месте, чтобы выполнить задание.

Отличный вариант для увлекательной прогулки по городу всей семьей. Каждая карта содержит вопросы, для решения которых понадобится только внимание, логика и хорошая погода. Ответы подскажет сам город: они зашифрованы в названии мест, надписях на фасадах или узорах барельефов. Свои ответы можно сверить с брошюрой, которая входит в комплект. В ней, кстати, есть еще много дополнительных фактов о городе.

Карты "Городского ралли" авторские — их нарисовали три разные молодые художницы. И каждая внесла что-то свое, но вместе они сделали Петербург очень нарядным, ярким и немного мультяшным.

Санкт-Петербург. Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей

Автор: А. Рапопорт | Иллюстратор: Виктор Запаренко | Издательство: "Фордевинд", 2010 г.

Этот путеводитель, честно говоря, правильней было бы назвать справочником или пособием по занимательному петербурговедению. Путешествовать с ним по городу не очень удобно (22х22 см, твердая обложка), но перед началом прогулки в нем можно прочитать интересные факты, а по возвращению — вклеить в книгу фото или билеты, записать впечатления или сделать пометки (есть специальные места для этого). В пользу того, что книгу лучше лишний раз с собой не брать, говорит и то, что у нее тонкие и скользкие страницы (быстро заламываются).

Информация разбита на разделы "Транспорт", "Слава и доблесть" и др.), а они в свою очередь на темы ("Метрополитен", "Вокзалы", "Блокада Ленинграда" и др.). Много исторических фактов, есть справочно-адресная информация и задания на запоминание.

Экскурсоводом выступает кот Василий, найти его можно на каждой странице. И обращается он непосредственно с юному читателю "Когда проплываешь под мостами, не забывай наклонять голову", "Сумеешь высчитать его ["Сапсан"] среднюю скорость?").

В оформлении книги использованы фотографии достопримечательностей и авторские рисунки по мотивам описанных событий или мест.

Упоминаются и пригороды Петербурга, но для более детального знакомства с ними в "Фордевинде" выпустили отдельный путеводитель. Он так и называется "Окрестности Петербурга: Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей" (автор Елена Первушина).

Прогулки по детскому Петербургу. Путешествие-игра

Автор: Феофанова Ольга, Гурко Юлия | Художник обложки: С. Маликова | Издательство: "Питер", 2013 г.

Океанариум, сады бабочек, цирки, аквапарки, музеи — в "Прогулках. " собраны и разбиты по тематическим разделам многие детские места Санкт-Петербурга. В конце есть паспорт города, галерея архитекторов и праздничный календарь — краткий список городских праздников и гуляний, на которых будет интересно и детям. Чего не найдешь в путеводителе, так это информации о театрах и пригородах Петербурга.

Интересные факты, задания на запоминания, основная информация об объектах (включая расстояние от метро, время работы) подаются комплексно. Дополняет их яркая, мультяшная карта.

Абстрактные цифры в путеводителе превращают в понятные величины. Например, "Общая площадь мозаики в храме — 7000 кв. м. Ее хватило бы, чтобы замостить большое футбольное поле или 23 школьных спортивных зала", "Вес Исаакиевского собора больше 300 тысяч тонн. Примерно столько весят все жители Петербурга!"

Помимо основного персонажа — слоненка Кузи, с которым связаны все игры и запоминалки в книге, — появляются и другие: всадники Коля и Петя ("Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает"), забавные зайцы, коты, пухленькие ангелочки (один из них уплетает сладости, похожие на маковки собора Спас-на-Крови), грифоны, белки (кушают орешки на заглавии страницы о ЦПКиО).

Что хотелось бы изменить в путеводителе "Прогулки по детскому Петербургу. Путешествие-игра", так это формат. В имеющемся издании он слишком большом (25х20 см) и влезет далеко не в каждую сумку (и даже детский рюкзачок), а если и поместится, то все равно рискует быть помятым.

Петербург для детей

Автор: Первушина Елена | Художник: Гребенкина Наталья | Издательство: "Эксмо", 2014 г.

Путеводитель Петербург для детей Елены Первушиной объединяет маршруты по Петроградской стороне, Адмиралтейским островам, Невскому проспекту и Васильевскому острову. И, как пишет автор, обращаясь непосредственно к ребенку-читателю, "некоторые маршруты могут показаться тебе слишком длинными. но можно начинать [путешествие] в другие дни с того же места, где остановились". А в перерывах — изучать книгу дома, так как носить ее с собой действительно тяжело (весит более 600 граммов).

В путеводителе каждый маршрут содержит множество исторических фактов, которые описаны лаконично и доступно для детей. Есть задания ("Раскрась мозаику" или "если сможешь, нарисуй петербуржцев 18-го века"), загадки (например, "Как люди переправлялись через Неву до того, как построили Троицкий мост?").

Есть информация не только о Петербурге, но и о загородных дворцах и парках (Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село, Павловск, Гатчина).

По страницам путешествует безымянный заяц-экскурсовод. В конце книги приводится справочно-адресная информация, алфавитный указатель достопримечательностей. В оформлении использованы фотографии, рисунки (в том числе рисованные схемы Эрмитажа, Петропавловской крепости).

Текст: Иванова Елена

Фото: KidsBookia.ru

Книга: Путеводитель по С

Книга: «Путеводитель по С. Петербургу»

С приложением программ всех учебных заведений и 6-ти планов Петербурга. Составил и издал А.П. Червяков. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания1665 года (издательство"Санкт-Петербург").

Другие книги схожей тематики:

электронная книга

См. также в других словарях:

Путеводитель — книга, содержащая описание какой либо области или страны и служащая руководством для путешественников. О П. у древних римлян (itinerarii) см. Дорожник; о П. в средние века см. Паломничество. Из позднейших П. особенно известны: Joh. Bassenheimer… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Всероссийский музей А. С. Пушкина — Координаты: 59°56?20.4? с. ш. 30°18?57.6? в. д.? / ?59.939° с. ш. 30.316° в. д.  … Википедия

Дом с башнями — Архитектурный памятник Дом с башнями … Википедия

Дом с Башнями — Архитектурный памятник Дом с башнями Дом c башнями в Санкт Петербурге Страна … Википедия

Аничков мост — Современный вид моста (2009 год). Координаты … Википедия

Памятник Крылову (Санкт-Петербург) — Памятник И. А. Крылову (бронза, гранит, 1848 1855) в Летнем саду Памятник Крылову был установлен в 1855 году близ главной а … Википедия

Церковь Спаса на Сенной — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь. Православная церковь Спас на Сенной Собор Успения Пресвятой Богородицы … Википедия

Православные соборы Санкт-Петербурга — Православным собором в православии называется храм (церковь), по своей значимости и известности существенно превосходящий прочие православные церкви и потому пользующийся особым уважением среди верующих[1]. Православными соборами Санкт Петербурга … Википедия

Путеводители по Петербургу в интернете: achernega

Путеводители по Петербургу в интернете

Следующую статью пишу для конференции в Музее истории Санкт-Петербурга. Выступаю на эту тему 1 ноября. В интернете по соответствующему запросу есть только сами путеводители, нет их анализа. Моя задача в статье - собрать обобщающую информацию.

С распространением в быту интернета появился спрос на описание в сети Петербурга. Кто-то ищет информацию о туристической инфраструктуре, кто-то ищет советы для прогулок по городу. Давайте посмотрим, какие путеводители по Петербургу есть сегодня в интернет-среде, каковы их особенности по сравнению с печатными изданиями. Помечтаем, каким мог бы быть идеальный путеводитель по Петербургу в интернете. Решим, что нужно для его создания.

Виды интернет-путеводителей. Как оценивать.

Разделим путеводители на следующие виды:
  • по статусу автора (официальный, неофициальный);
  • по актуальности (обновляемый, не обновляемый);
  • по теме (путеводители по городу в целом, по культурно-массовым мероприятиям, ресторанам и т.д).
Официальным путеводителем будем считать такой, который создаётся и поддерживается официальными городскими структурами. Неофициальные путеводители поддерживают бизнес-структуры и авторы-энтузиасты.

Смысл деления по актуальности достаточно очевиден и без подробных разъяснений.

Для рассмотрения конкретных примеров давайте выясним, что мы ожидаем от интернет-путеводителей. Ожидаем мы того, что может дать интернет-среда в целом. Сайты позволяют публиковать статьи, вставлять в них ссылки, фотографии, видеоролики. Читатели могут оставлять комментарии. Путеводитель в интернете, равно как и путеводитель-книга, должен содержать описание возможных маршрутов прогулок по Петербургу, справочную информацию о городской инфраструктуре: транспорте, гостиницах, музеях, экскурсиях, магазинах, ресторанах и кафе. Путеводитель должен давать советы о том, что посещать в первую очередь, как фотографировать город для получения лучших снимков, как сэкономить деньги при прогулках. В общем, путеводитель должен делать путешествие по Петербургу удобным и интересным. Если всё это есть на сайте, то мы можем считать такой онлайн-путеводитель качественным.

Примеры интернет-путеводителей.

Рассмотрение конкретных примеров интернет-путеводителей начнём с официального лица Санкт-Петербурга в сети. Официальным городским туристическим порталом считается http://visit-petersburg.com/

Проект поддерживает Агентство городского маркетинга. Это агентство создано в рамках программы развития туризма в Санкт-Петербурге на 2005-1010 годы. Благодаря программе в Петербурге открылись городские информационные киоски. В метро появилась информация на английском языке. По центру города начали курсировать двухэтажные автобусы с аудио-гидом на нескольких иностранных языках.

В рамках этой же программы создан и официальный городской туристический портал. Он содержит краткий каталог достопримечательностей со скупым их описанием, перечень главных городских музеев, каталог гостиниц, афишу культурно-массовых мероприятий. Здесь выложены файлы с аудио-экскурсиями, круговые фото-панорамы Петербурга. На ряд важных туристам вопросов портал не отвечает и не использует все возможности интернет-среды

Лишь несколько лучше даёт справочную информацию о Петербурге официальный сайт городского туристско-информационного центра: http://ispb.info

Создать интернет-путеводители пытаются бизнес-структуры, которые это делают ради привлечения внимания потенциальных клиентов. Но им мешает то, что создание и наполнение таких сайтов руководство фирм поручает веб-программистам. Сделать качественный сайт с технической точки зрения эти специалисты способны. Но ответы на все интересующие туристов вопросы всё-таки не даются. Пример такого сайта: http://www.opeterburge.ru/

Авторы-энтузиасты занимаются созданием сайтов о Петербурге ради собственной самореализации в обществе. Среди них есть не только любители истории, но и настоящие исследователи. Но почти все они занимаются раскрытием краеведческой темы. Вопрос удовлетворения потребностей туристов остаётся нераскрытым.

Давайте рассмотрим лучшие на сегодня путеводители по Петербургу в интернете. Лучшие только по сравнению с другими, но не идеальные сами по себе.

Сделаем в поисковых системах (Яндекс или Google) запросы:
  • Санкт-Петербург;
  • Путеводитель по Петербургу;
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга.
При изучении результатов поисковых запросов пользователи в большинстве случаев смотрят одну-две страницы с результатами. Всё что находится за 20-м местом чаще всего остаётся за пределами внимания пользователей. Выделим следующие сайты из первой двадцатки: "Прогулки по Петербургу": http://walkspb.ru

На этом сайте создан путеводитель на семь дней с описаниями маршрутов прогулок по Петербургу. В нём указывается маршрут на карте, даются ссылки на описание достопримечательностей, официальные сайты музеев, график их работы и стоимость посещения. Здесь же указываются лучшие (на взгляд автора) места для обеда, ракурсы для фотографирования, места для отдыха (скамейки). Кроме того, здесь представлены путеводители на два выходных дня, путеводители по вечернему и ночному Санкт-Петербургу.

На сайте собраны авторские статьи на темы:
  • Экскурсии по Петербургу;
  • Проживание в Петербурге (гостиницы, отели, как сэкономить при аренде жилья);
  • Общественный транспорт;
  • Как добраться до пригородов (Петергоф, Царское Село, Павловск и т. д.);
  • Места общественного питания (рестораны, кафе, дешёвые столовые);
  • Музеи Петербурга;
  • Театры Петербурга;
  • Медицинское обслуживание туристов в Петербурге;
  • Где купить сувениры;
  • Особенности отдыха с ребёнком в Петербурге.
Удивительно, но до сих пор никто другой не сподобился сделать тоже самое, дать свой взгляд на прогулки по Петербургу. На первых страницах выдачи поисковых систем есть сайты с каталогами достопримечательностей. Есть замечательные архитектурные путеводители (например, http://citywalls.ru ). Но последовательных описаний маршрутов прогулок по Петербургу на первых страницах поисковых систем больше НЕТ!

Что касается качественного справочного материала о Петербурге, то обратите внимание на сайт под названием «Лоцман путешествий»: http://spb-guide.ru

Автор сайта собрал интересную подборку сведений о городской туристической инфраструктуре. Здесь же находится богатая база фотоматериала.

Стоит обратить внимание на необычный проект «Это видел»: http://www.etovidel.net/sights/city/sain t-petersburg

На сайте даётся информация о необычных и малоизвестных достопримечательностях. Его посетители могут не только комментировать и оценивать прочитанное, но и сами добавлять в базу новые объекты.

Некоторые из путеводителей в интернете фокусируются на одном из конкретных тематических направлений. Это особенно хорошо удалось известному проекту "Афиша": http://www.afisha.ru/

Если вас интересует вопрос "куда пойти вечером", что посмотреть в кино, театре, в клубе или на выставке, то легко и удобно ответ вы найдёте именно здесь.

Вопрос выбора кафе или ресторана подробнейшим образом раскрывает проект: http://spb.allcafe.ru/

Каковы отличия путеводителя в интернете от путеводителя-книги?

К книжному путеводителю турист обращается прежде всего непосредственно во время прогулок по городу. Совершая самостоятельную пешеходную экскурсию, удобно держать в руках компактное полиграфическое издание с описанием маршрута прогулки и встречающихся по пути достопримечательностей. Доступ к онлайн-версиям путеводителей сегодня возможен через мобильные телефоны и планшетные компьютеры. У первых для такого использования слишком маленький экран, а вторые пока что дороги для массового потребителя. Текст с описанием прогулки в интернете можно распечатать на принтере. Но пачка листов формата А4 занимает слишком много места, да и возможности онлайн формата (ссылки, видео) в таком случае теряются безвозвратно.

Таким образом, путеводители по Петербургу в интернете сейчас используются в основном не во время прогулок, а перед ними. Часто - перед поездкой в Петербург. При помощи сайтов туристы получают информацию о том, где и как провести время. Где поселиться, где гулять, что увидеть.

Онлайн-путеводители интерактивны. В контент могут быть вставлены ссылки, видеоролики. Для читателей сайта создаётся возможность комментирования статей. Такие комментарии служат отзывами, на которые ориентируются другие посетители сайта при оценке качества путеводителя.

Автором интернет-путеводителя может стать любой, кто имеет доступ в интернет и знает как выложить информацию в сеть. С появлением социальных сетей и сервисов (Вконтакте, Живой Журнал) делиться информацией с обществом стало гораздо проще. Написание же статей для печатных изданий доверяют только проверенным авторам.

Информация в интернет-путеводителе может быть изменена, исправлена в любой момент. Опечатки или устаревшая информация в книге могут быть исправлены только при переиздании, что происходит не чаще одного раза в год.

Структура подачи информации на сайте позволяет опубликовывать гораздо больший объём текстовой информации и фотографий.

Перспективы интернет-путеводителей.

На данный момент возможности интернета не полностью использованы для того, чтобы создать действительно удобный, информативный путеводитель. Что необходимо для появления качественных онлайн-сервисов для туристов? Обязательное условие популярности онлайн-путеводителей - дешёвый и доступный интернет в пределах исторического центра Петербурга. Необходимо наличие большого количества бесплатных wi-fi точек доступа к интернету (в идеале), или дешёвых тарифов у операторов связи.

Пользоваться онлайн-путеводителями посредством телефонов неудобно из-за маленьких размеров их экранов. Этого недостатка лишены планшетные компьютеры. Но для их широкого распространения нужно дождаться, когда они станут дешёвы.

Итак, представим себе идеальный онлайн-путеводитель. Доступ к нему мы имеет посредством планшетного компьютера. Его удобно использовать во время прогулок, он сохраняет все преимущества онлайн версии путеводителя. Структурная основа описания прогулки - трёхмерная карта Петербурга. Пример такой карты можно увидеть на сервисе Яндекса «Панорамы»: http://maps.yandex.ru/

А теперь представим, что на трёхмерном изображении города можно выбрать один из маршрутов для прогулки. Турист получает информацию о достопримечательностях и объектах городской инфраструктуры, кликая по изображению зданий, памятников, баннеров. Для оценки кафе, музея, гостиницы, магазина в него необязательно заходить, а достаточно нажать на ссылку. Для описания объектов используется не только текст и фотографии, но и аудио- и видео-материалы. Даётся доступ к действующим прайсам, расписаниям работы. При работающем электронном кошельке удалённо оплачиваются услуги ресторанов, такси. Например, так можно оплатить столик в ресторане. Сразу после этого повар начинает готовить вам еду. К вашему приходу уже всё готово. База данных выдаёт путь до ближайшей остановки общественного транспорта, откуда можно доехать до нужной нам точки города.

Такая виртуальная среда позволяет встраивать в неё рекламные продукты и получать прибыль за счёт работодателей. Некоторые из сервисов можно делать платными, получая прибыль с пользователей. Такой интернет-путеводитель безусловно интересен для реализации в рамках бизнес-проекта.

Считаю, что с его появлением путешествие по Петербургу станет по настоящему удобным, интересным и приятным!

Илья Стогоff

Буги-вуги-Book. Авторский путеводитель по Петербургу, которого больше нет

Илья Стогоff

Буги-вуги-Book. Авторский путеводитель по Петербургу, которого больше нет

Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке

Глава первая

Угол Невского проспекта и набережной Мойки

Лет пятнадцать назад я как-то пытался приударить за девушкой, которая потом стала довольно известной телеведущей. В Петербурге шел дождь (разумеется, шел). Девушка была москвичкой. Оба мы были здорово пьяны, но все же не настолько, чтобы взять да и броситься, наконец, друг дружке в объятия. Мы болтались по набережным, заходили в каждую дверь под призывно горящими вывесками, из последних денег я покупал ей дорогущий алкоголь, а девушка только хихикала и говорила, что хочет зайти еще куда-то, и мы снова перлись под дождем в очередное душное и дорогое место.

Часа в три ночи я обнаружил себя на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта. Девушка показывала пальцем на дом Мурузи и трясла меня за рукав:

– Смотри, какое красивое здание. Ты не знаешь, что это такое?

– Разумеется, знаю. Это дом Мурузи. Когда-то тут жил Бродский.

– Бродский? Кто это?

– С ума сошла? Ты не знаешь поэта Иосифа Бродского?

– Никогда не слышала. А что он написал?

– Он последним из русских авторов получил Нобелевскую премию.

– Да? Здорово! Может, заскочим к нему? Стрельнем денег еще на алкоголь, а?

– Бродский умер.

Мне расхотелось с ней спать. Мне захотелось треснуть ей по лицу и уйти домой. Но вместо этого я зачем-то стал читать ей стихотворение последнего русского лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. То самое, которое заканчивалось словами насчет того, что умереть он хотел бы на Васильевском острове.

Я был пьян и несколько раз забывал слова. Но с грехом пополам доковылял-таки до конца последней строки. Москвичка постояла молча, а потом как-то очень трезво вдруг сказала:

– Ну да. Жить-то в этом твоем городе все равно невозможно. Единственное, на что он годится, – это красиво сдохнуть тут на вымокших декорациях.

Я редко смотрю телевизор. Но если все-таки включаю его и натыкаюсь там на лицо этой девушки, то каждый раз думаю, что она права. Жить в Петербурге действительно невозможно. Зато умереть тут – действительно красиво.

Место, где люди живут хотя бы несколько столетий, обязательно станет напоминать о смерти. Любое место – необязательно Петербург. Хотя к Петербургу это относится особенно.

В центре города вряд ли найдется большая площадь, на которой хотя бы раз не проводилась публичная казнь. Причем последний раз такое случалось совсем недавно. В 1947-м на площади перед кинотеатром «Гигант» при большом скоплении народа были повешены семеро нацистских преступников. С годами кинотеатр превратился в самое огромное петербургское казино, и один из тамошних управляющих как-то по секрету показал мне старую кинохронику со сценой казни. «По секрету», потому что выглядела казнь ужасно. На старых черно-белых кадрах было видно: чтобы взглянуть на аттракцион, горожане пришли целыми семьями. В оконных стеклах отражалось весеннее солнце. Люди улыбались и что-то ели. Когда из-под немцев выбили опору, и те завыгибались в воздухе, кое-кто пытался аплодировать. На крупном плане было видно: мужчина в дурацкой кепке поднял на руки сына (лет десять) и, показывая пальцем на агонизирующих людей, что-то пытался ему объяснить.

И такие увеселения предлагались жителям Северной Пальмиры всего лишь во времена молодости моей бабушки. Что уж говорить про восемнадцатый и девятнадцатый века?

На Сенной площади публичные порки проводились почти сто пятьдесят лет подряд. Особенно нравились публике экзекуции женщин, которых перед наказанием раздевали по пояс сверху. На пустыре перед Театром юного зрителя повесили убийц царя Александра II и как-то чуть не расстреляли молоденького прозаика Достоевского. Изысканная петербургская публика каждый раз загодя собиралась у места предстоящего повешения, а потом с нетерпением ждала, пока снимут тела. Дело в том, что веревки с виселицы считались верным амулетом от всех несчастий и всегда растаскивались до ниточки.

Самым же популярным местом казни считался скверик, который между станцией метро «Горьковская» и Троицким мостом. Например, в 1721 году здесь, на месте, где сейчас стоит автозаправка «ТНТ», казнили проворовавшегося чиновника по фамилии Нестеров.

Очевидец так описывал мероприятие:

Под высокой виселицей устроен был эшафот, а позади него поставлены четыре шеста с колесами. Шесты эти предназначались для воткнутия голов преступников.

Первый, кому отрубали голову, был клеврет, служивший Нестерову орудием многих обманов. Когда ему прочли приговор, он обратился лицом к церкви и несколько раз перекрестился, потом повернулся к окнам Ревизион-коллегии, откуда Император со многими вельможами изволил смотреть казни, и несколько раз поклонился.

После сего и сам Нестеров, в сопровождении двух прислужников палача, взошел на эшафот, снял с себя верхнюю одежду, поцеловал палача, поклонился стоящему вокруг народу, стал на колени и бодро положил на плаху голову…

Чуть позже на этом же месте состоялась процедура вырывания языка двум красоткам-аристократкам Анне Бестужевой и Наталье Лопухиной. Когда палач раздевал Бестужеву, та успела сунуть ему в руку увесистое золотое распятие с россыпью бриллиантов. Ее языка нож коснулся только чуть-чуть. Вторая осужденная подарком запастись не догадалась.

Гости сидели на деревянных скамейках и внимательно слушали, как женщина кричит и плачет под пытками. Два дюжих палача навалились Лопухиной на грудь, сдавили горло и заставили разжать челюсти. Кроша зубы, ей специальными щипцами выдернули язык, отрезали его ножом, а потом палач показал язык публике и, смеясь, крикнул:

– А вот кому свежатинки. Задешево отдаю!

Но масштабнее всего была проведена казнь обрусевшей шотландки Марии Гамильтон, которая состоялась 14 марта 1719 года.

Мария была одной из самых красивых женщин Российской империи. К императорскому двору она прибыла, когда ей едва исполнилось пятнадцать, и очень скоро добилась того, за чем приехала. В смысле проснулась-таки однажды утром в гостеприимной царской постели.

Как известно, свою законную жену Петр заточил в монастырь. Какое-то время его официальной фавориткой была прекрасная, как греческая статуя, Анна Монс. Потом пухленькая прачка из Прибалтики, вошедшая в историю как императрица Екатерина Первая. «Почему императрицей не могу быть я?» – удивлялась Гамильтон.

Целый год она сводила царя с ума. Трон был уже почти рядом… а потом царь про нее просто забыл.

Время шло. Петр не возвращался. Деньги кончились. Как-то Гамильтон украла у императрицы триста золотых червонцев. Этого никто не заметил. По наследству после Петра Гамильтон отошла к петровскому денщику, красавцу Ивану Орлову. На следствии девушка потом показала, что первый интим случился у них прямо под деревьями Летнего сада. А уж после Орлова Мария и вовсе пошла по рукам. Мужчинам льстило спать с бывшей царской фавориткой. Горничная потом давала показания, что «хаживали к ней и денщики, и прочие господа, и всякие дворцовые служители».

Два раза она вытравливала собственных нерожденных детей. Третий все же родился, и эта милая женщина задушила его своими руками. Об этом стало известно при дворе. А за аборт в те годы полагалась смертная казнь. Так что, когда во время последнего свидания Мария молила императора о пощаде, Петр ответил:

– Без нарушения божественных и государственных законов не могу я спасти тебя от смерти. Итак: прими казнь и верь, что Бог простит тебя в грехах твоих, помолись только ему с раскаянием и верою…

К эшафоту Мария вышла в белом шелковом платье и черных лентах в светло-серых волосах. Палач перерубил ее тонкую шею с первого удара. Петр поднял голову с грязного эшафота, с причмокиванием поцеловал в губы, потом, держа за волосы, объяснил зрителям анатомическое устройство шеи и распорядился, заспиртовав голову, выставить ее на обозрение в недавно основанной Кунсткамере. Куда дели тело шотландки – неизвестно.

Или вот еще случай.

Во времена правления племянницы Петра, государыни Анны Иоанновны, прямо на Невском проспекте были сожжены на костре капитан-поручик морской службы Александр Возницын и коммерсант-еврей Барух Лейбов.

Суть дела в тот раз заключалась в том, что капитан вдруг начал живо интересоваться религиозными вопросами. Прочитав Библию, Возницын обнаружил, что изложенная там доктрина как-то не очень похожа на то, чему учит официальная православная церковь. Некоторое время он размышлял и сомневался, а потом обратился за консультацией к этому самому Лейбову. И тот на конкретных цитатах, как дважды два, объяснил новому знакомому, что если тот хочет достичь вечного спасения, то единственный способ – обратиться в иудаизм.

Сомневался капитан недолго. Раз этого требовало спасение души, он согласился пройти необходимые обряды и даже сделал обрезание. Никто бы об этом и не узнал, но некоторое время после операции Возницын оказался не в состоянии выполнять супружеский долг. Его жена, Елена Ивановна, была удивлена и стала задавать вопросы. Капитан запираться не стал. Продемонстрировал супруге новый внешний вид своих половых органов и попросил, чтобы она выбросила из дому все православные иконы, которые, между прочим, прямо противоречат Библии, в которой есть заповедь, запрещающая изображать Бога.

Насчет того, что евреи ножом касались места, которое Елена Ивановна привыкла считать только своим, смириться она, может, еще и могла бы. Но выбрасывать иконы? Рано утром женщина сходила куда следует и на мужа донесла. Уже к обеду капитан Возницын был арестован, а 15 мая 1738 года после полагающихся пыток вместе с купцом Барухом Лейбовым живьем сожжен на костре. Все его имение по распоряжению императрицы перешло вдове, причем за сознательность ей было пожаловано еще и сто дополнительных крестьянских душ.

Сожжение вероотступников состоялось на углу Невского проспекта и Мойки. Место это вообще с самого начала пользовалось дурной репутацией. Первоначально здесь был выстроен деревянный Гостиный двор: рыночное помещение, внутри которого торговали пенькой и рыбой. Однако всего через несколько лет двор сгорел, причем в огне тогда погибла целая куча народу. Позже, на празднествах по поводу очередного восшествия на престол, под ликующими горожанами обвалился мост через Мойку, и несколько десятков человек утонули. Какое-то время место использовалось для публичных казней. Помимо капитана Возницына здесь же были сожжены на костре некие Петр Петров по прозвищу Водолаз и крестьянский сын Перфильев. Еще позже тут был выстроен деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. В нем она и умерла.

Потом дворец перестроили, а потом перестроили еще раз. В таком перестроенном виде здание и дошло до наших дней. Кто только тут не жил! Из окна дворца совсем молоденькая и еще не выучившая русский язык Екатерина II впервые увидела графа Орлова, да и переспали они впервые тоже где-то в бесчисленных комнатах именно этого здания. На квартире, которую тут снимал граф Пален, собирались заговорщики, убившие позже Екатерининого сына, курносого императора Павла I-го. При следующем императоре Александре в доме располагался самый модный ресторан города Talon, о котором Пушкин писал «В Talon помчался он, уверен, что там уж ждет его Каверин». Еще лет семьдесят спустя вдоль фасада тут повадились прогуливаться белобрысые чухонские проститутки, на которых одно время установилось даже что-то вроде моды, а уже в 1990-х в здании открыли дико бандитский найт-клаб, куда, по слухам, развеселая питерская братва вызывала смольнинских чиновников, чтобы те объяснили пацанам, что за хрень творится в городе.

Генерал-губернаторы, французские обольстительницы, евреи-миллионщики, бородатые литературные классики, пижоны во фраках и черт знает кто еще. Если перечислять жителей этого дома, то получится что-то вроде краткой истории императорского Петербурга. Города, который я совсем не знаю. Того блестящего и призрачного Петербурга, жить в котором мне, наверное, совсем бы и не понравилось.

Историю моего города принято начинать с Петра Великого. Как видите, едва начав эту книжку, я тоже несколько раз уже его упомянул. Хотя, на самом деле, сделал я это зря. Дело в том, что Петр основал вовсе не тот город, в котором я живу. Та имперская химера, которая жила в его уродливой маленькой голове, не имеет к нынешнему Петербургу никакого отношения.

Когда-то в желтых петербургских дворцах принимались политические решения, сотрясавшие планету. Наживались состояния с таким количеством нулей, которые не влезали потом ни в одну газетную полосу. Это была столица мира, и на каждом перекрестке этой столицы происходило что-нибудь этакое, рассказ о чем будет обязательно вставлен в школьную программу.

Об этом давно исчезнувшем городе говорили: «Питер бока повытер». Имея в виду, что город это жесткий, безжалостный, не прощающий ошибок и щедро вознаграждающий лишь самых целеустремленных. Крепкие провинциалы, ловкие девушки, искатели приключений со всех концов земли приезжали сюда, чтобы поразиться величественному блеску, познакомиться с нужными людьми, разбогатеть и сделать карьеру, от которой у потомков кружилась бы голова. Короче говоря, этот город манил всем тем, чем не может похвастаться сегодня.

А потом этот город вдруг весь кончился.

У меня есть приятель – модный фантаст Митя Глуховский. Молодой парень, раскрутивший самый масштабный книжный проект двухтысячных. Лет за пять, стартовав с нуля, он продал несколько миллионов книг, изданных под изобретенной им торговой маркой, запустил по мотивам своей книжной серии компьютерную игру и вроде бы даже продал права на экранизацию в Голливуд. А я за тот же срок успел разве что выкурить полтысячи пачек сигарет и сколько-то десятков раз вымокнуть под вечным петербургским дождем. Чтобы было понятно, сразу поясню: Митиным достижениям я если и завидую, то лишь самую малость, а собственные меня вполне устраивают.

Все мои московские приятели – такие же, как Митя. Их главный спорт – быть в теме. Посещать правильные места, вести там правильные разговоры, ездить на правильных машинах, ну и хвастаться друг перед другом своими правильными достижениями. Университет москвич Митя заканчивал где-то за границей. Не помню, где именно, но в общежитии там с ним жило четверо парней. Все родом из Петербурга.

О своих соседях Митя рассказывает так:

– Мы прожили в одной комнате четыре года. Я и эти петербуржцы. И каждый день из этих четырех лет заканчивался одинаково. Парни откладывали учебники, решали попить чайку, садились за стол, секунду молчали, прикидывая с чего бы начать разговор, а потом кто-то один все равно произносил: «Ну и козлы же эти москвичи!» И остальные тут же радостно подхватывали: «Да! Да! Редкостные козлы!» После чего беседа завязывалась сама собой. И так – каждый вечер. Несколько лет подряд.

Могу подтвердить: более выигрышной темы для разговора, чем обозвать москвичей козлами, в Петербурге действительно не существует. При этом суть петербургской претензии к жителям столицы понимают, как правило, совершенно неверно. Считается, будто в моем городе москвичам завидуют. Испытывают комплекс по поводу того, что вот ведь когда-то столица была у нас, а теперь в Москве.

На самом деле это абсолютно не так. Среди моих знакомых нет ни одного, кто желал бы переезда органов власти на берега Невы. Более того, если бы этот переезд все же произошел, то для города, который я знаю, это стало бы катастрофой. Он просто исчез бы, перестал существовать, растаял бы, как отражение Петропавловского собора в хмурой осенней Неве.

В Петербурге, который давным-давно мертв, никто никуда не спешит. По крайней мере среди людей, с которыми общаюсь я. Все срочное, что могло здесь случиться, уже случилось. Причем давно.

Все, что есть ценного в сегодняшнем Петербурге, связано как раз с тем, что это НЕ столица. Что это мертвый и оттого особенно прекрасный город. Все ценное, что родилось в Петербурге за последние десятилетия (от прозы Довлатова до песен Цоя, от картин митьков до петербургских рейвов), – это лишь похоронный гимн. Перед вами не город, а его надгробие.

Советское руководство уехало из Петрограда в Москву в ночь с 10 на 11 марта 1918 года. Переезд оказался не очень хлопотным: все правительство во главе с Лениным уместилось всего в трех железнодорожных вагонах. Оставшиеся комитеты перебирались до конца весны. И после того, как последний советский бюрократ покинул берега Невы, для моего города началась совсем другая жизнь. Что-то вроде загробного существования.

Петербург был центром империи двести лет. Ради этого он был создан, вокруг этого вертелась вся его жизнь. И вот он больше не был центром.

К следующему, 1919 году население города сократилось почти в три раза. Те, кому было что терять, уехали сразу. Остальные бежали позже: по льду перебирались в Финляндию, по поддельным документам уплывали на пароходах в Лондон, Осло и Берлин. Огромный мегаполис стоял почти пустым. Анна Ахматова вспоминала, что заколоченный «Гостиный Двор» на Невском весь зарос травой, и на его галереях она как-то нарвала большой букет полевых цветов. В подвалах Зимнего дворца поселились беспризорники. Там, в этих подвалах, еще со времен Екатерины Великой водились знаменитые эрмитажные кошки, прародительницей которых считалась личная кошечка императрицы. К началу 1919-го беспризорники выловили всех кошек и съели, а из их шкурок нашили варежек на продажу.

Не повезло не только кошкам. В зоосаде служители зарезали единственного пережившего революцию крокодила и сварили из него суп. Будущий академик Вавилов писал, что на вкус крокодил показался ему похожим на корюшку.

Особенно тяжко все эти кудеса переносили многочисленные петербургские литераторы. Кто умел делать хоть что-то руками, перешел на натуральное хозяйство. Остальные готовились тупо помереть с голоду. Спас ситуацию Корней Чуковский. План его состоял в том, чтобы собрать уцелевших писателей, поэтов, художников и вообще не очень нужную в новых условиях публику в одном месте и кормить их напрямую из государственных фондов.

Идея Чуковского встретила понимание. Литераторам выделили роскошное помещение прямо на Невском. То самое здание, на месте которого когда-то сжигали вероотступников.

Последнее время перед революцией дом принадлежал банкирам Елисеевым. Да только сразу после начала всей этой неразберихи с красными флагами последний Елисеев сбежал в Париж и дом пустовал. Нижние этажи самовольно захватили кустари, открывшие там чумазые лавочки. Мебель реквизировал кто-то из комиссаров. Елисеевскую прислугу несколько раз пытались расстрелять революционные матросы. От такой жизни последний камердинер Елисеева решил свести счеты с жизнью, выбрался на крышу и стоял на самом краю, то ли молясь, то ли не решаясь сделать шаг. Постовой красноармеец крикнул ему: «Если кинешься – застрелю!» Ну и камердинер, разумеется, сиганул с четвертого этажа вниз головой. Вселению литераторов в новое помещение не мешал больше никто.

Под писателей выделили всего одну квартиру. Но этого хватило. Жили Елисеевы на широкую ногу: квартира была трехэтажная, вся в резьбе и золоте, с несколькими спальнями, несколькими обшитыми дубом гостиными, с собственной баней и полностью механизированной кухней, а также с громадным залом размером в целый этаж. Посреди зала была свалена банкирская библиотека и стояли несколько статуй Родена, которые не удалось вывезти, потому что те не пролезали в дверь. Библиотеку писатели в первую же зиму пустили на растопку, а Роден, о которого поэтические барышни когда-то тушили окурки, сегодня выставлен на третьем этаже Эрмитажа.

Одна из обитательниц литературного общежития позже писала:

Про этот дом говорили, что он елизаветинских времен и принадлежал когда-то чуть ли не Бирону. Но нам он был ценен совсем другим. Сегодня кажется, что от него, как от печки, все и началось. Редкий писатель сегодня, ткнув пальцем в то или иное окно, не скажет:

– Здесь я жил и писал свой том первый…

Литераторы принялись делить помещения. В «обезьяннике» (полуподвальной комнате для прислуги) поселились романтик Александр Грин и пара совсем молодых драматургов. Молодежь пыталась что-то писать, а туберкулезный и мрачный Грин спивался и ночи напролет пытался дрессировать тараканов.

В бывшую ванную заселилась художница, ученица Рериха. Даже в самые студеные зимы она одевалась в зеленые индусские шаровары и все равно рисовала. Правда, потом выламывала картины из подрамников и, пытаясь согреться, жгла подрамники прямо в ванне.

В узком пенале, который при прежних владельцах служил, скорее всего, стенным шкафом, поселилась писательница Ольга Форш. Сидя в этом шкафу, она умудрилась написать целых два исторических романа. Зато критику и переводчику Акиму Волынскому досталась вся гигантская спальня мадам Елисеевой. Тот поставил у самой двери узкую железную койку и спал на ней, в пальто и галошах, свернувшись клубочком, а вглубь необъятной комнаты ходить не рисковал.

Называться все это вместе стало «Дом искусств», сокращенно «Диск». Хотя чаще заведение именуют «Сумасшедшим кораблем». Под таким названием вышла повесть Ольги Форш, в которой та описывала развеселые будни литераторского общежития. «Корабль» – потому что угол дома действительно напоминал нос корабля, разрезающий волны, а почему «сумасшедший», было понятно и безо всяких объяснений.

Жили тут голодно, зато весело. На карточки обитателям выдавали в основном сушеную воблу, из которой на елисеевской кухне варили суп. Ходили слухи, что, уезжая, банкир замуровал куда-то в стену свое многомиллионное состояние. Иногда, сбрендив от голода, писатели начинали все вместе простукивать стены. Осип Мандельштам, ни с кем не делясь, проедал карточки в первую же неделю, а потом бродил по всему дому, заводил разговоры о поэзии и, усыпив бдительность хозяев, неожиданно говорил:

– Ну что это мы? Давайте-ка уже наконец и ужинать!

Здесь же, сидя на пропахших воблой кроватях, принимали иностранных селебрити. Типа специально приехавшего из Англии полюбоваться на фантастические эксперименты большевиков Герберта Уэллса. Пожилой, одышливый британец смотрел на то, как живут в новорожденной республике его собратья по перу, и ему казалось, что он сошел с ума.

Два или три раза на борту «Сумасшедшего корабля» проводили костюмированные балы. Номера объявлял совсем молоденький Евгений Шварц, который позже станет самым знаменитым сказочником СССР. Дамы пошили платья прямо из сорванных с окон елисеевских портьер. Зато лакеи у дверей стояли настоящие, в ливреях, уцелевших от прежнего режима. Вплотную к залу примыкала комната писателя Михаила Слонимского. Дотанцевав кадриль, сюда убегали влюбленные парочки. Их не смущало даже то, что в той же комнате на трех составленных вместе стульях обычно спал молодой сатирик Михаил Зощенко.

Хорошенькие девушки валили на мероприятия в «Доме искусств» толпами. Они приносили мэтрам тетрадки со своими стихами и соглашались уединяться в темных закоулках елисеевской квартиры, лишь бы те похвалили стихи и составили им протекцию. Мэтры цинично спали с красавицами, но читать их стихи не желали.

Литературное общежитие просуществовало в доме меньше трех лет. Это были три самых прекрасных года молодой советской литературы. В «Диске» были написаны «Алые паруса» Грина, самый первый русский шпионский роман «Месс-Менд», лучшие рассказы Константина Федина и самые последние стихи Гумилева. А в 1921-м «Дом искусств» закрыли. Литераторам было предписано освободить помещения. В бывшей купеческой квартире открыли кинотеатр «Светлая лента» (позже «Баррикада»).

Бывшие обитатели «Сумасшедшего корабля» разбрелись по свету. Кто-то уехал за границу. Кто-то стал орденоносцем и классиком советской литературы. Кто-то спился и умер. Красотки, спавшие с поэтами, постарели, подурнели, обзавелись зубными протезами и старушечьими болезнями. Дом намертво пришвартовался к набережной Мойки и перестал называться «Сумасшедшим кораблем».

Но сама легенда осталась. В Петербурге, каким он стал после того, как перестал быть столицей империи, легенды значили куда больше, чем то, что можно потрогать руками. Теперь этот город был нищ. Ехать сюда за карьерой или богатством было бессмысленно. Единственное, что он мог дать, – приобщиться к легенде. Стать частью прекрасного и мертвого мифа. Как ни странно, людей, которых такая плата устраивает, до сих пор находится довольно много.

Последние лет сто Петербург – это и есть такой вот «Сумасшедший корабль». Нищета и рушащиеся здания снаружи. Развеселая жизнь внутри. Власть уехала и увезла деньги с собой. Зато те, кто остался, могут собраться все вместе и до утра болтать на абсолютно никому, кроме них, не интересные темы.

Собственно, из таких вот разговоров, из таких вот компаний и состояла вся петербургская история ХХ века. Та история, о которой я хотел бы рассказать вам в этой книжке.

Глава вторая

Дворцовая набережная

В Петербурге на удивление мало привидений. Приезжим обычно показывают достопримечательности, связанные с литературой: вот дом, где Раскольников зарубил старушку, вот каменные львы, на которых пушкинский Евгений пересидел наводнение 1824 года, вот улица Бассейная, по которой ходил Рассеянный из сказки Корнея Чуковского. А с привидениями у нас как-то не очень.

Адвокат и мемуарист Анатолий Федорович Кони, правда, упоминает, что приблизительно в 1870-х на углу Невского и Рубинштейна (сейчас в этом здании «Макдоналдс») жила некая дамочка в летах, у которой квартировал хорошенький студент. Дамочка была от жильца без ума и даже рискнула объясниться ему в чувствах. Молодой человек ее отверг, и дамочка в отчаянии выбросилась в лестничный пролет. И вот, пишет Кони, с тех пор в здании иногда видят ее силуэт: пожилая женщина, прежде чем растаять в воздухе, пристально смотрит вслед хорошеньким юношам.

Забавно, что недавно я читал воспоминания Севы Гаккеля (виолончелиста из первого состава группы «Аквариум») и встретил там упоминание того же самого лестничного пролета. Сева пишет, что для оформления обложки «аквариумовского» альбома «Радио Африки» группа устроила фотосессию на том самом месте, где когда-то разбилась пожилая сластолюбица. При этом, разумеется, ничего и слыхом не слыхав о давней трагедии. Молодые и симпатичные парни долго принимали эффектные позы, фотограф щелкал камерой, но в результате вся пленка оказалась потом засвечена. Что именно с ней случилось, понять фотограф так и не смог.

Что еще? По городским окраинам бродит популярная байка про насмерть забитого скинхедами вьетнамца, который оказался коммандос из элитного вьетконговского подразделения и даже с того света в течение месяца поубивал всех своих обидчиков. Но в целом для города с трехсотлетней историей призраков тут явный недобор.

Самый же известный случай явления привидения в Северной столице имел место два с половиной века тому назад и описан сразу несколькими приближенными императрицы Анны Иоанновны.

На теплую часть года государыня имела обыкновение переезжать из Зимнего дворца в Летний. Располагался этот дворец в Летнем саду, приблизительно на месте, где сейчас выстроена знаменитая садовая решетка. Само здание было деревянным, одноэтажным, вытянутым вдоль еще не зажатой в гранит Невы. Места тут были тихие, почти сельские. Из окна дворца государыня иногда стреляла пролетающих над рекой уток. Спать, несмотря на белые ночи, ложились рано. Вечерами специально обученные бабки чесали государыне пятки и заунывными голосами рассказывали сказки, пока Анна не засыпала. Единственным развлечением был приезд раз в неделю фаворита императрицы герцога Бирона. А так – тоска зеленая.

В тот вечер Бирон, как обычно, приехал во дворец, без лишних слов отправился в спальню, долго исполнял там свои фаворитские обязанности, а потом привел себя в порядок, оделся и был готов уезжать. Тут-то все и произошло.

Императрица удалилась во внутренние покои и больше не выходила. Было уже за полночь, дежурный офицер возле тронной залы уселся, чтобы вздремнуть.

Вдруг часовой зовет на караул, солдаты выстроились, офицер вынул шпагу, чтобы отдать честь. Все видят – императрица ходит по тронной зале взад и вперед, склоня задумчиво голову, не обращая ни на кого внимания.

Весь взвод стоит в ожидании, но, наконец, странность ночной прогулки по тронной зале начинает всех смущать. Офицер, видя, что государыня не желает идти из залы, решается, наконец, пройти другим ходом и спросить, не знает ли кто намерений императрицы.

Тут он встречает Бирона и рапортует ему.

– Не может быть, – говорит Бирон, – я сейчас от государыни, она ушла в спальню ложиться.

– Взгляните сами, она в тронной зале.

Бирон идет и тоже видит ее.

– Это что-нибудь не так, здесь или заговор, или обман, чтобы действовать на солдат, – говорит он, бежит к императрице и уговаривает ее одеться, выйти, чтобы в глазах караула изобличить самозванку, пользующуюся некоторым сходством с ней, чтобы морочить людей.

Императрица решается выйти как была, в пудермантеле. Бирон идет с нею. Они видят женщину, поразительно похожую на императрицу, которая нимало не смущается.

– Дерзкая! – говорит Бирон и вызывает весь караул; солдаты и все присутствующие видят две Анны Иоанновны, из которых настоящую и призрак можно было отличить только по наряду и по тому, что она пришла с Бироном.

Императрица, постояв минуту в удивлении, подходит к ней, говоря:

– Кто ты? Зачем пришла?

Склоняя голову к подлинной государыне, призрак у всех на глазах произносит ей тихо несколько слов. После чего привидение пятится, не сводя глаз с императрицы, к трону, всходит на него и на ступенях, обращая глаза еще раз на императрицу, исчезает.