Софт-Архив

Сметные Программы В Строительстве img-1

Сметные Программы В Строительстве

Рейтинг: 4.9/5.0 (1911 проголосовавших)

Категория: Windows: Документы

Описание

Программы для составления сметной документации

Программы для составления сметной документации. Какую выбрать?

В Москве и МО последнее время все больше и больше используют программу SmetaWizard. На мой взгляд самая простая программа без всяких конвертирований конечных документов в другие программы. Рассчет смет любой сложности и любым методом. Самое главное: Базы постоянно обновляются и индексы к ним.(все лицензионное) и круглосуточная техподдержка. Лично я её уже давно использую, и НИРАЗУ никаких проблем небыло.

SmetaWizard  онсновные возможности. и не только

Организовывать пакет функционально связанных документов, относящихся к одному проекту

Одновременно рассчитывать сметы любой сложности по разделам индексным и ресурсным методами

Формировать внешний вид документа в процессе расчета, а также использовать режим предварительного просмотра для контроля печатной формы документа

Автоматически создавать формы: акты сдачи-приемки выполненных работ, компенсации по материалам, Ф-3,  КС-3, М-29, дефектные ведомости, расчеты текущей стоимости, ресурсные ведомости Ф-5, объектные ресурсные ведомости и др. формы

Рассчитывать форму калькуляции с занесением созданных расценок в базу данных

Вести накопительные ведомости, сводные и объектные сметы. Создавать и использовать спецификации

Автоматически получать суммарную стоимость неучтенных материалов

Автоматически получать суммарную стоимость оборудования и возврат материалов

Автоматически получать расчет стоимости основных материалов с учетом перевозки грузов

Проводить поиск и вставку расценок в смету, как по шифру, так и по наименованию

Использовать для расчета базу строительных расценок, цен на материалы и норм расхода материалов 1984 г. и ГЭСН-2001, ФЕР-2001, ТЕР-2001, прейскуранты, технические части к сборникам,  ССН-84, ССН-90, ДИЗы, СЦНиПР-91, РНиП-4.05.01-93, СУПСС-87 с графикой и др. и имеются специальные формы для работы с этими сборниками

Создавать и хранить собственную базу фирменных расценок и ценников на материалы, машины и механизмы на основе ценников ССЦ

Использовать систему определителей для упрощения начисления различных коэффициентов

Создавать и использовать шаблоны смет

Автоматически переводить сметы, рассчитанные индексным методом в ресурсный метод и обратно

Контролировать конечный результат непосредственно в процессе расчета и др. возможности

Программа SmetaWizard® отображает документ на экране в том виде, в котором он выходит на печать.

Другие статьи, обзоры программ, новости

Сметные программы в строительстве

Сметные программы в строительстве. Облегчаем выбор.

Сметные программы в строительстве. Облегчаем выбор.

В строительстве всегда важна четкая отчетность, сметная документация или попросту смета. Но сметное дело – на такое простое, как может показаться. Строительные сметы всегда требуют знания дела, а обучение сметному делу достаточно долгий и трудоемкий процесс. Составление сметной документации включает в себя работу по расчету сметы, выбора формы сметы, а также использование и знание нормативных баз, индексов и коэффициентов. Основными нормативными базами являются: МТСН 81-98, ТСН-2001. ГЭСН, ФЕР и ТЕР. При этом встречаются и ошибочные написания, как то: ФЭР и ТЭР. Создание сметной документации достаточно трудоемкий процесс, все программные комплексы данной отрасли направлены на облегчения создания документации.

Автоматизация данного процесса была необходима. Все было просто при появлении первой сметной программы, выбор здесь был только один. покупать, или оставлять все так как есть. -) Составление сметной документации сразу облегчилось до уровня расчета смет в специальных программах. Все необходимые нормативные базы содержались в программном комплексе, региональные индексы, расчеты коэффициентов, в то же время позволяли использовать и вносить нужные формулы, не представленные в строительной программе. Так же немаловажным фактором было создание техподдержки. Создание печатных форм, их изменение значительно сократило затрачиваемое время на создание сметной документации, проверка расчетов все это производилось автоматически.

Со временем на Российский рынок сметного дела вышли еще несколько сметных программ, вот здесь впервые покупатель и столкнулся с выбором. Расширение круга программных продуктов приводит в замешательство сметчика, руководителя (а уж как часто это бывает и программиста): не зная, что же лучше подойдет для данной организации. Советы и отзывы друзей выходили на первый план, что вполне естественно, покупка «кота в мешке» не входит в планы ни одной организации. Переход на новую программу был болезненен, чувство привычки, боязнь нового или даже отсутствие денег, еще больше затрудняли данный процесс.

Многие считают, что, имея перед собой образец сметы, можно легко освоить сметное дело :-). Но составление смет не привязано к одному образцу. Можно хотя бы привести в пример различия между ресурсной и локальной сметой. И вот поэтому, чтобы облегчить задачу составления смет, сметное дело в строительстве решили автоматизировать и начали появляться различные строительные программы, которые, по сути, и являются сметными программами .

Составление сметной документации сразу стало легче до уровня расчета смет с появлением специальных сметных программ. Сметные программы содержали и все нужные нормативные базы как ГЭСН. ФЕР и ТЕР. региональные индексы, расчеты коэффициентов, в то же время позволяли использовать и вносить нужные формулы, не представленные в строительной программе. От разработчиков можно получать образцы смет и техподдержку. Формы смет и их вид на печати можно изменять, проверка и контроль ошибок выполняются программами для составления смет автоматически. Сметные программы распознают различия между ресурсной и локальной сметной, производят сметный расчет и экономят драгоценное время. Таким образом, сметная документация уже достаточно проста для составления и обучение сметному делу может происходить на специальных курсах сметчиков.

Решая купить сметную программу. вы упрощаете сам процесс составления смет и уменьшаете вероятность ошибок. Выбирая сметную программу с помощью коллектива портала www.all-smety.ru Представленные сметные программы имеют своих сторонников и противников, какую строительную программу купить – Ваш выбор.

1. «Как выбрать сметную программу»

Если вы задались вопросом, какую сметную программу купить. какая больше подойдет для Вашего бизнеса, какая удобнее в использовании именно для Вас и просто какую строительную программу было бы рациональнее приобрести в вашем районе, то Вам необходимо проанализировать целый ряд моментов.

В данной статье мы напишем основные параметры выбора программ для составления смет. для того, чтобы Ваша смета  идеально соответствовала всем ожиданиям.

Как и в обычном процессе составления смет, выбор сметной программы в основном зависит от внутренних факторов предприятия. Смета получается достаточно большой, если отражает большой проект. Таким образом, в первую очередь следует брать во внимание степень масштабности Вашего бизнеса и проектов, которые Вы осуществляете. Все сметные программы могут делать основные сметные расчеты, поэтому в целом они похожи. Дополнительные функции сметных программ – именно то, чем программный комплекс должен соответствовать предприятию. Для больших и успешных предприятий подойдет Гранд-Смета, для менее масштабных проектов можно использовать ПК WinRik. Маленькие же компании могут ограничиться более дешевыми и менее распространенными сметными программами (что не означает, что они менее функциональны и эффективны!). Как правило, обучение относительно непопулярным строительным программам происходит достаточно быстро, а интерфейс достаточно простой и понятный.

Логично было бы предположить, что чем известнее название сметной программы, тем выгоднее ее покупать. В этом есть своя логика. Вероятно, что пользователи известных брендов довольны тем, какая у них получается смета при работе с той или иной строительной программой. Чем больше клиентов у разработчика программы для составления смет, тем больше ее репутация среди сметчиков. Но стоит ли гнаться за модой, если Вам абсолютно не нужны все сервисы навороченной сметной программы и в них вы можете легко запутаться? Базы ГЭСН, ФЕР и ТЕР прилагаются как к Грандсмете, Арос-Лидер, программе Гектор, так и к Смета.ру.

Причиной отказа от решения купить сметную программу известного разработчика может оказаться и тот факт, что цена на нее не входит в лимит выделенных средств. О ценах на сметные программы подробно написано ниже.

Как уже говорилось раньше, нельзя недооценивать параметр так называемой «пригодности» сметных программ именно Вашему бизнесу, кроме размера компании, это могут быть и такие качественные характеристики как интерфейс, выполняемые функции, легкость в установке. Подробнее об этих параметрах выбора программного продукта написано ниже.

Кроме внутренних параметров предприятия, на выбор сметной программы оказывает влияние и внешние. Самым основным из них следует отметить популярность строительной программы в Вашем регионе, ведь смета. которую вы составляете, а также акты могут быть полезны Вашим партнерам по бизнесу, и соответственно нужны вашим клиентам. При взаимодействии разных сметных программ могут возникать сбои, даже при использовании специального сметного формата. Намного удобнее если Вы и ваши партнеры будете общаться, так сказать, на одном языке, при помощи одной сметной программы. При использовании одной строительной программы Вы будете точно уверены, что смета дошла до партнера, не исказившись.

Также существует множество других параметров для определения, какую программу для составления смет следует приобрести именно Вам, в том числе и опыт работы Вашего сметчика. Ведь намного легче и менее затратно купить тот программный комплекс, с которым он уже имел дело.

2. «Сравнительная характеристика сметных программ по качественным характеристикам»

У каждой, даже самой популярной строительной программы есть свои плюсы и минусы, и определять подходит ли данная сметная программа именно Вам или нет, стоит исходя из Ваших потребностей. Например, если в программе для составления смет нет поиска или нет возможности переносить позиции большими группами, но Вам это и не нужно (поиском Вы не пользуетесь, а группы Вам ни к чему, так как работ производиться не так много), то на такие недостатки можно не обращать никакого внимания. Остановитесь именно на тех требованиях к сметной программе, которые подходят Вам по большинству параметров. Идеальной сметной программы не существует, поэтому кое с чем придется и смириться. Главное точно определить к чему Вы готовы привыкнуть, а к чему лучше и не начинать привыкать.

Также следует понимать, что разработчики сметных программ  постоянно совершенствуют свои программные продукты, исправляя ошибки. А некоторые минусы вроде сложной установки или организации курсов сметчиков, может устранить хороший консультант. Хотелось бы отметить, что ООО «Галактика Информационных Технологий» оперативно консультирует по всем вопросам, связанным со сметными программами, представленными на сайте, как по телефону: (495) 776-82-62, так и по электронной почте smety@all-smety.ru. Очень часто и в нерабочее время. -) Компания также поможет Вам выбрать сметную программу, подходящую Вам, если Вы нуждаетесь в нашей помощи. Также мы оперативно доставляем нужные Вам сметно-нормативные базы, индексы и обновления программ. Причем форма оплаты – абсолютно любая: и безналичными через расчетный счет организации, и через отделения Сбербанка от частных лиц, и WebMoney / Яндекс.Деньги и перевод денег на мобильный телефон. Ведь индексы пересчета обычно нужны «ещё вчера», а тут эпопея с оплатой. Очень часто с нашими постоянными Клиентами мы работаем «в кредит»: сначала индексы (база ТЕР, обновление сметной программы), потом оплата. Помните Ильфа и Петрова? «Утром деньги, Вечером – стулья» ;-) У нас часто стулья… Компания также поможет Вам выбрать сметную программу, подходящую Вам, если Вы нуждаетесь в нашей помощи. Также мы оперативно доставляем нужные Вам сметно-нормативные базы, индексы и обновления программ.

У Вас есть что добавить/изменить/дополнить? Хотите поделиться опытом и Вашим мнением? Оно важно для нас! Пишите:smety@all-smety.ru. Звоните: +7 (495) 776-82-62

Спасибо Вам!

3. Сравнительная характеристика сметных программ по ценам .

Часто определяющим фактором при покупке сметной программы играет цена. Для того, чтобы облегчить выбор строительной программы по этому критерию, специалисты компании провели анализ представленных на сайте программ для составления смет. Были отслежены такие параметры прайс-листов сметных программ как цена основного рабочего места, цена дополнительного рабочего места, стоимость ГЭСН и ФЕР 2001г. срок бесплатных обновлений программы и сколько встанет купить обновления после истечения этого срока. Одними из самых дорогих строительных программам оказались Smeta Wizard и Smeta.ru. Во вторую группу с умеренными ценами на программы для составления смет попадают Гранд-Смета, Арос, 1С: Смета, Турбосметчик и Гектор:Сметчик-строитель. Но наиболее выгодно купить WinРик или программу Смета-Багира – у этих сметных программ наиболее низкая цена.

Цены на дополнительные рабочие места на удивление распределились в группы другого состава. Наиболее привлекательными с этой точки зрения являются сметные программы Гектор: Проектировщик-строитель, Турбосметчик, 1С: Смета. Единственным неизменным элементом в группе доступных программ остался WinРик. Купить как основное, так и дополнительное место программы WinРик выгоднее, чем у других сметных программ. Смета-Багира, Смета.ру, Госстройсмета, Арос – представители второй группы со средними ценами. Затратнее всего будет покупать дополнительное рабочее место Гранд-Смета и Смета Визард. В то же время в программу Гранд-Смета уже включены ГЭСН и ФЕР 2001 года, что автоматически ставит программу в один ряд с доступными к приобретению. В целом же стоимость этих нормативных баз разниться достаточно мало.

Во время сравнения такого параметра как стоимость обновления сметных программ, вырисовывается несколько противоположная ситуация: дорогие строительные программы с точки зрения покупки основного места предлагают более низкую стоимость обновлений после истечения бесплатного срока. Стабильным лидером по высокой цене остается лишь сметная программа Гранд-Смета, а относительно дешевой программой - WinРИК.

Таким образом, если не принимать в расчет прочие факторы, а опираться только на критерий цены, наиболее выгодно приобретать сметную программу WinРИК. Прайс-лист этой программы для составления смет находиться в лучших отношениях с финансовыми средствами. В целом же, при выборе любой из остальных программ для строительства следует ориентироваться на то, в какой момент вы хотите сэкономить: вы можете купить основное место сметной программы дороже – тогда меньше будете платить за обновления; или же, наоборот, купить дешевле, но в последствии тратить больше, платя цену, указанную в прайс-листе. Здесь также следует обратить внимание на длительность срока бесплатных обновлений.

Следует напомнить, что останавливаться на сметной программе, опираясь только на один параметр, не стоит; изучите все достоинства и недостатки программ, посмотрите какие еще бывают критерии выбора, и только тогда принимайте решение какую сметную программу лучше купить. Посоветуйтесь с коллегами, это тоже важно.

Скачать Сметная программа АРОС

Описание торрента

Разработчик: ООО «Арос СПб»

Сайт разработчика: http://www.aros-spb.ru/

Разрядность: 32bit

Совместимость с Vista: только с х86 (32-бит)

Совместимость с Windows 7: только с х86 (32-бит)

Язык интерфейса: Русский

Таблэтка: Присутствует

Системные требования: IBM-PC совместимый компьютер, удовлетворяющий следующим минимальным требованиям:

· процессор Pentium 4 с тактовой частотой не менее 1.6 GHz или аналогичный;

· оперативная память объемом не менее 1 Гб;

· объем свободного места на жестком диске - 3 Гб;

· видеосистема (видеокарта и монитор), поддерживающая разрешение экрана 800х600 точек;

· клавиатура, манипулятор "мышь".

На компьютере должна быть установлена одна из операционных систем:

· Microsoft Windows 2000;

· Microsoft Windows XP;

· Microsoft Windows Vista;

· Microsoft Windows 7.

На компьютере должны быть установлены следующие программы и наборы библиотек:

· Microsoft Data Access Component 2.7 (входит в дистрибутив Программы) или выше;

· Microsoft Jet 4.0 (входит в дистрибутив Программы) или выше;

Microsoft Office 2000 или выше.

Описание: Программный комплекс АРОС-W предназначен для составления, расчета и проверки локальных смет на объекты строительства в соответствии с расценками на работы в текущих или базовых ценах с учетом индексов изменения цен, дополнительных затрат и налогов.

Программный комплекс АРОС-W рекомендуется для использования в проектных организациях, строительно-монтажных предприятиях и организациях - заказчиках строительства.

Программа имеет свидетельство о включении програмного продукта в перечень программ, допущенных к распространению эталона федеральной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве (ФСНБ-2001).

В сметной программе АРОС-W реализованы следующие методы расчета смет:

· базисно-индексный метод расчета смет (по единичным расценкам);

· полный ресурсный расчет по существующим методикам;

· ресурсно-индексный метод;

· базисно-компенсационный метод;

· договорной метод;

· метод объектов-аналогов.

Сметная программа АРОС-W полностью поддерживает блок АРПС для обмена информацией с другими сметными программами.

Программа поддерживает формат передачи данных в 1С бухгалтерия.

Доп. информация: в составе раздачи: оболочка с нормативной базой Госэталон.

Отзыв о Книга Сметные программы в строительстве

Отзыв: Книга "Сметные программы в строительстве" - В.П.Новиков - Отличный самоучитель сметных программ.

Достоинства:

Отличный самоучитель сметных программ.

Недостатки:

Не обнаружено.

Я по образованию никакого отношения к сметам не имею. Но в жизни получилось так, что мне их знание неожиданно понадобилось, для карьерного роста. Пришлось срочно занятся изучением сметного дела и сметных программ. Но времени посещать какие-нибудь курсы у меня нет и я по совету коллег приобрел в книжном магазине, эту книгу.

В ней, в доступной форме, изложены многие вопросы связанные с использованием различных компьютерных программ для сметных расчетов в строительстве. Начинается с оборудования рабочего места сметчика, виды и особенности программ, программные комплексы и их сравнительный анализ для выбора наиболее подходящей дла вас программы.

Очень важно отметить, что к данному изданию прилагается компьютерный компакт-диск, для того, чтобы можно было сразу же обучаться этому на персональном компьютере.

Книга прекрасно оформлена, с замечательными рисунками и понятными разъяснениями всех нюансов сметных программ с использованием компьютера. Напечатана она на хорошей, качественной бумаге, так что приятно держать ее в руках.

Рекомендую всем, кто интересуется вопросами сметного дела. Очень хороший самоучитель.

Общее впечатление. Отличный самоучитель сметных программ.

Понятия сметы и сметной стоимости в строительстве»

«Понятия сметы и сметной стоимости в строительстве»

В строительстве правоотношения субъектов хозяйст венной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регули руются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ ). Гражданский кодекс правомерно отражает взаимосвязь между технической документацией и сметой, как отдельными самостоятельными документами, и сметной стоимостью, как результатом сметных расчетов в строитель стве. В других нормативных документах и в прочих админи стративных указаниях по ценообразованию в строительстве, например, в Градостроительном кодексе Российской Федера ции и в письмах Минрегиона РФ последнего периода, эти понятия смешиваются и отождествляются, что вносит хаос в понятийный и смысловой аппарат сметного нормирования и ценообразования строительства. Профессиональные основы сметного дела разделяют понятия «техническая документа ция», «смета» и «сметная стоимость».

Строительство, а тем более, экономические расчеты при планировании будущего строительства - составление смет, законодательно государством (исполнительными органами власти) не регулируется, а является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на положе ниях Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Составление сметы на строительство и расчеты сметной стоимости являются независимой коммерческой и профессиональной деятельностью специалистов в области строительного инжиниринга.

Гражданское законодательство регулирует отноше ния между лицами (статья 2 ГК РФ), «осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в уста новленном законом порядке». В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора и понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не преду смотренный законом или иными правовыми актами.

Действующее законодательство - Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ. не содержит требования лицензирования деятельности по составлению сметной документации, так как эти работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и соору жений (письмо Минстроя России от 28.02.97 № БЕ-19-7/12 ).

Порядок определения цены как экономического обоснования стоимости будущего строительства устанав ливается в статье 709 Гражданского кодекса РФ - «1. В договоре строительного подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. 3. Цена работы может быть определена путем составления сметы». Таким обра зом, по законодательству составление сметы не является обязательным условием определения стоимости строи тельства, а расчеты сметной стоимости определяются как один из равноправных вариантов формирования текущей цены строительства.

Строительная смета является обобщающим поня тием, объединяющим все виды экономических расчетов и обоснований в строительстве на этапах планирования, организации работ и учета расхода ресурсов при сооружении объекта и на период его полезной эксплуатации. Сме той устанавливаются как средние, общественно-необходимые затраты ресурсов, так и индивидуальные издержки производителей строительных работ и заказчиков строительства. Смета в строительстве может принимать разные формы и качества экономических расчетов в зависимости от поставленных задач, интересов потребите лей - субъектов строительной деятельности, уровня управления проектом, этапов строительства, конъюнктуры рынка строительных ресурсов и услуг. В строительных сметах отражаются все элементы экономических обосно ваний, представляется исходная информация расчетов, источники ее получения и результаты составления сметы. Задачей сметных расчетов является определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для строительст ва объекта.

Сметная документация является итогом сметных расчетов, определенным образом оформленных материа лов расчета потребности в ресурсах для основных этапов и уровней планирования и управления строительным проектом. Общепринятая публичная форма сметного расчета в строительстве реализуется в виде сметной документации, которая является собственностью заказчика, независимо от разработчиков - составителей сметного расчета.

Сметная стоимость является составной частью сметных расчетов, наиболее важным и значительным ре зультатом разработки смет на строительство, и устанавливает потребность строительства в финансовых ресурсах. Физические показатели сметы (перечни и объемы работ, расход ресурсов, потребность в услугах) в натуральных измерителях определяются в полном объеме при проектировании строительства и являются постоянными, неизме няемыми характеристиками строительного проекта, а смет ная стоимость может быть рассчитана на любой момент времени по новым текущим ценам на ресурсы и услуги в строительстве. Стоимостные показатели сметного расчета

- сметная стоимость строительства, используется только в преддоговорной период реализации инвестиционно- строительного проекта. После проведения конкурсов (тор гов) и заключения подрядных договоров с исполнителями

- строительными и прочими организациями, правоотно шения и взаиморасчеты между участниками строительства осуществляется только на основе договорной (контрактной) стоимости строительства .

Строительная смета

В «Основных положениях (концепции) ценообразо вания и сметного нормирования в строительстве в услови ях развития рыночных отношений» - информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 №   БЕ-19-21/12. были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве современной России:

«(п.1.1.) При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

- гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

- возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствую щих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

- соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договор ных) цен на строительную продукцию;

- рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

- возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

(п.1.5.) Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это предоставление льготных кредитов, дотаций, финан совая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.»

Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными органами исполнительной власти. Насаждение в России администра тивного порядка составления смет и внедрение нерыноч ных методов определения стоимости строительства приве ло к тотальной дискреции ценообразования строительства - неограниченной возможности должностных лиц решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.

В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Пре зидента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О по рядке опубликования и вступления в силу актов Президен та Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: - «(п.10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регист рацию, а также зарегистрированные, но не опублико ванные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут слу жить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями до настоящего времени, не прошел государственной регист рации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.

В рыночной системе ценообразования строительная смета определяется как экономический расчет потребно сти всех видов ресурсов, необходимых для осуществления строительства объекта. К ресурсам в сметном нормирова нии и ценообразовании относятся затраты живого труда, предметы и орудия труда, цены, ассигнования, услуги, время выполнения работ и прочие ресурсы, используемые и уничтожаемые в процессе строительного производства для создания объектов недвижимости - зданий, сооружений, передаточных устройств. Порядок, методы и формы разработки строительных смет (сметные расчеты) не регламентированы, однако практика делового оборота сметного дела установила определенные правила составления смет и характеристики результатов сметного расчета в виде сметной документации с типовым содержанием, структурой и формами публикации.

По содержанию строительные сметы разделяются по методам получения важнейшего результата расчета - сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:

- по базисным расценкам на строительные работы с индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен - базисно-индексный метод;

- по расчетной потребности в ресурсах на строительство объекта и текущим регио нальным ценам на эти ресурсы - норматив ный и проектный методы.

Базисно-индексный метод использует традицион ные нормы, правила и порядок сметных расчетов дирек тивного управления строительством с приведением базисной цены прошлых периодов к текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной стоимости. Такие модели сохраняют и переносят в настоящее время принципы ортодоксального затратного механизма административно-командной системы. Применяемые индексы пересчета базисной сметной стоимости (для 2000 года) в текущий уровень цен, разрабатываются не для отдельных строительных ресурсов или их номенклатурных групп, а для абстрактного набора ресурсов в нормативно-технологических моделях (ПТМ) строительст ва. Базисно-индексный метод дает приблизительные и неопределенные по точности результаты планирования стоимости предстоящего строительства.

Сметные расчеты в текущих ценах используют сего дняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строи тельстве и требуют определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах измерения. Прин ципиальный порядок определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах - нормативный или проектный.

Нормативный метод сметного расчета устанавливает порядок расчета потребности на основе норм расхода ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных базах и показателей физических объемов для этих работ на объекте строительства. В нор мативном методе сметного расчета объемы сметных работ принимаются по данным проекта строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные базы ). Смет ные нормы в действующих базах усредняют расход ресур сов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни сметных работ ограничены и ук рупнены по отношению к реальным строительным работам и процессам. Сметная потребность в ресурсах, рассчитан ная нормативным методом, оценивается приблизительно и зависит как от качества норм расхода ресурсов в сметно- информационных базах, так и от квалификации исполни телей - разработчиков смет, описывающих технологию строительства конкретного объекта в понятиях и терминах сметно-нормативных баз прошлых периодов.

Проектный метод предусматривает использование для определения потребности в ресурсах расчетных данных проектной документации строительства и любых нормативных или справочных материалов, кроме показателей расхода ресурсов в сборниках сметных норм. Проектная потребность в ресурсах на объект строительства определяется «прямым счетом» по данным проектных спецификаций, проектов производства работ, технологических карт, расчетов продолжительности строительства и прочей проектной информации в рабочей документации строительства конкретного объекта. Проектный метод устанавливает объективное, необходимое и достаточное количество строительных ресурсов и услуг в специфици рованной номенклатуре, с максимально возможной точно стью при качественной разработке проекта строительства.

Форма сметного расчета в строительстве не регла ментирована. Практика делового оборота сметного дела установила табличную форму сметной калькуляции с выделением граф для исходных данных, промежуточных расчетных показателей и результатов расчета сметной стоимости строительства. Сметы в строительстве состав ляются, как правило, в двух форматах: технологическая и ресурсная формы сметного расчета.

Технологическая форма сметного расчета (технологическая смета ) включает перечень строительных (монтажных, пусконаладочных, ремонтно-строительных, специальных) законченных рабочих процессов, необходимых по технологии и организации строительства объекта, в формулировке работ, принятой в действующих сметно- нормативных базах. По каждой сметной работе приводятся идентификационные характеристики из базы (основание - шифр работы, наименование, единица измерения), коли чественные показатели (объемы работ) по данным проекта строительства объекта и сметные нормы расхода основных ресурсов (затраты труда рабочих, стоимость прямых затрат и их составляющих) из сметно-нормативной базы. Кальку лирование сметных затрат в технологической форме рас чета выполняется по каждой строке перечня рабочих операций, по разделам и в целом по локальной смете. Потреб ность в материалах, деталях, конструкциях, строительных машинах и оборудовании, других ресурсов в натуральных единицах измерения (ведомость «Выборка ресурсов по смете») не обязательна, но может рассчитываться по данным технологического формата и включаться в состав сметной документации нормативного метода составления строительных смет.

Ресурсная форма сметного расчета (ресурсная смета ) составляется в формате расцененной ведомости всех необходимых ресурсов и услуг на строительство объекта. Сметная потребность в ресурсах определяется по проектным данным, с добавлением трудноустанимых и неустра нимых потерь, а цена на ресурсы принимается в текущим уровне оптовых цен для территории, где осуществляется строительство. В составе ресурсной сметы отдельно выде ляется расчетная потребность в ресурсах и сметная стоимость логистических затрат на доставку материальных ресурсов на строительные площадки, а также расход ре сурсов и затраты на работы внутрипостроечного транспор та материалов. Калькулирование сметной стоимости строительства в ресурсной форме выполняется по каждой строке перечня ресурсов, по разделам и в целом по локальной смете. Ресурсная форма сметного расчета применяется при разработке строительных смет проектным методом. Сметный перечень технологических операций на объекте строительства при использовании ресурсной формы сметного расчета не составляется.

Сметная документация

Публичная форма сметного расчета - сметная документация на проект строительства, установлена практи кой делового оборота в стране и сохраняет роль и значение единой экономической информации, необходимый всем потребителям на период строительства. Сметная докумен тация разрабатывается в соответствии с техническим заданием заказчика, который является правообладателем всех сметных расчетов по объекту строительства. Сметная документация как публичная форма результатов составления смет в строительстве, должна иметь строго установленные параметры, необходимые и достаточные для однозначного понимания и интерпретации результатов сметного расчета всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сметная документация в строительстве обозначается как «Смета. » с указанием вида строительства и идентификационных характеристик объекта строительства. Сметная документация в строи тельстве включает комплект расчетных материалов - стандартных форм сметных калькуляций и расчетных ведомо стей с дискрептивными пояснениями, в объеме и перечне, установленным техническим заданием заказчика. Отдельные формы расчетов в сметной документации обозначают ся как «смета» с указанием значащего признака принадлежности к общепринятому виду регистрации и публикации результатов сметного расчета.

Основные виды смет в сметной документации, ис пользуемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные расчеты сметной стоимости по этапам строительства - концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные законченные и обособленные компоненты са мого сметного расчета - локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта.

Состав и содержание сметной документации меняется в соответствии с уровнями управления и этапами определения сметных показателей строительства. На начальном этапе реализации инвестиционно-строительного про екта выполняются расчеты обоснования инвестиций, и формируется концептуальная смета - ориентировочная сметная стоимость строительства. Концептуальная смета инвестора разрабатывается в произвольной форме экономического расчета на основе укрупненных сметных пока зателей стоимости строительства и цены строительства по объектам-аналогам.

На этапе проектирования и планирования базовой стоимости строительства разрабатывается тендерная доку ментация заказчика (тендерная смета ) в форме стандартной сметной документации. Заказчик может разработать тендерную документацию в любой произвольной форме, удобной для планирования и контроля строительства инве стором и заказчиком-застройщиком, например, в форме пообъектного и поэтапного графика строительства и финансирования. Базовая сметная стоимость объектов строительства устанавливается в процессе разработки тендерной документации и является основой предложения заказчика цены строительства на конкурсных торгах (тендерах) на подрядные строительные работы. В преддоговорной пери од строительные организации - участники конкурса на подрядное строительство, выполняют собственные расче ты стоимости предстоящего строительства в произвольной форме на основе проектных данных строительства, общих и фирменных сметных норм, рыночных цен на ресурсы, технических и финансовых возможностей организации.

Исполнительная сметная документация (исполнительная смета ) составляется подрядчиком после заключе ния подрядного договора и установления договорной цены строительства или порядка её определения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации только такая сметная документация имеет значение нормативного документа, легитимно регулирующего финансовые и прочие взаимоотношения сторон - «В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком» ( пункт 3 статья 709 ГК РФ). После утверждения исполнительной сметы заказчиком все изме нения и добавления в смете, а также исправления ошибок и корректировка результатов расчета относится к компетен ции заказчика и выполняется за его счет. При разработке исполнительных смет строительные подрядчики могут использовать сметные расчеты базовой стоимости - формы тендерной документации заказчика, или выполнять собственные расчеты по правилам и нормативам фирменной сметно-информационной базы и текущей конъюнктуры регионального рынка строительных ресурсов. В состав исполнительной сметной документации могут включаться, кроме форм стандартной сметной документации, календарные и сетевые графики строительства, планы материально-технического снабжения, объемы и сроки расчетов за выполненные строительные работы. Итогом разработки исполнительной сметной документации строительства является график строительства и финансирования объекта, сформированный по выделенным этапам (секциям, участ кам, законченным комплексам работ, отдельным зданиям и сооружениям) строительства, с расчетом объемов финансирования по календарным срокам и исполнителям.

Фактическая сметная документация (фактическая смета) является вариантом исполнительной сметы подрядчика с использованием отчетных показателей по составу работ, расходу используемых ресурсов и фактических цен на ресурсы и бухгалтерские услуги по данным налогового учета подрядчика. Расчетные показатели фактической сметы должны корреспондироваться с данными в формах учета работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России 30.10.97 № 71а: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2); справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3); общий журнал работ (форма № КС-6); журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). Фактическая смета составляется по общей стоимости строительства в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика, принятой в его производственном учете.

Стандартный состав публичной сметной документации на строительство (тендерная и исполнительская сметы) включает следующие формы:

- Техническое задание заказчика на разработку смет ной документации;

- Пояснительная записка с перечнем физических параметров и технических характеристик объекта и его структурных составляющих, а также описание метода составления сметы и сметная формула расчета стоимости строительства;

- Локальные сметы;

- Объектные сметы;

- Сводная смета;

- График строительства и финансирования.

Локальная смета разрабатывается по видам работ

или основным конструктивным элементам и инженерному оборудованию зданий и сооружений для каждого отдельного объекта строительного проекта. Локальные сметы являются основным элементом сметного калькулирования и могут разрабатываться в технологической и (или) ре сурсной форме сметного расчета. В локальных сметах, при необходимости, работы или ресурсы группируются в разделы, необходимые по технологическим и организационным особенностям проекта строительства. В локальных сметах определяются только стоимость прямых затрат в строительстве. Если локальная смета является единствен ным сметным документом для подрядчика, то к ней добав ляется косвенные затраты и прибыль подрядчика, и такая смета приобретает функции объектной сметы.

Объектная смета разрабатывается на законченный элемент проекта (объект) строительства - здание, сооружение, пусковой комплекс, и включает все формы локальных смет, относящиеся к данному объекту. В объектных сметах определяются общие сметные затраты подрядчиков на выполнение всех строительных работ по объекту. К прямым затратам в локальных сметах добавляются косвенные затраты и сметная прибыль строительных подрядчиков в уровне, определяемым    индивидуальным   (фирменным) расчетом,

соглашением сторон или по нормативам общественно- необходимых затрат на эти цели для строительного комплекса региона, где осуществляется строительство.

Сводная смета (сводный сметный расчет) разрабатывается как сводка сметных затрат по всем объектным сметам строительного проекта с добавлением собственных затрат заказчика планируемых на весь период до завершения строительства. Сводный сметный расчет состоит из глав, объединяющих данные о сметной стоимости объектов основного и вспомогательного состава, другие расходы заказ чика на выполнение строительного проекта, в соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Феде рации от 16.02.08 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Сметная стоимость

Сметная стоимость строительства, полученная в ре зультате сметного расчета, устанавливает средние, объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство объекта на данной территории и в данное время. Сметная стоимость строительства является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной уровень цены предстоящего строительства. Сметная стоимость является одним из результатов сметного расчета потребно сти в ресурсах (денежных средств) на строительство, но для ее определения используются сметные расчеты по требности по всем строительным ресурсам и услугам. Для определения сметной стоимости строительства необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию объекта строи тельства, а также определить для них текущую стоимость в региональном уровне цен.

Сметная стоимость, в отличие от потребности в ре сурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях - базисная, базовая и текущая сметная стоимость.

Базисная сметная стоимость определяется в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к применению на базисную дату.

Базовая сметная стоимость строительства опреде ляется при разработке тендерной документации и является для заказчиков исходным расчетным показателем цены строительства для проведения подрядных конкурсов, фор мирования договорных отношений и определения договорной стоимости строительства. Базовая сметная стоимость определяет расчетную стоимость строительства объекта на календарную дату разработки и согласования заказчиком сметной документации.

Базисная и базовая сметные стоимости приводятся к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости - текущих индексов.

Текущая сметная стоимость определяется по сметному расчету, в котором используются сегодняшние (текущие) цены, сложившиеся на региональных рынках строительных ресурсов и услуг. В сметных расчетах стоимости строительства текущие цены являются основным уровнем расчетной сметной стоимости при реализации строительного проекта. В современной системе ценообра зования используются текущие цены - показатели стоимости ресурсов в уровне цен на текущий момент времени или на начало планируемого периода. Цены на строительные работы, ресурсы и услуги в стране с различными природ но-климатическими, административными, демографиче скими условиями, неравномерным размещением предприятий строительной индустрии и концентрацией строитель ных организаций, можно определять только для условно обособленных региональных рынков инвестиционно-строительной деятельности. Текущие цены в сметном ценообразовании принимаются как средние показатели для группы однородных видов ресурсов для конкретных пе риодов планирования стоимости строительства и в ограниченных территориальных районах применения этих цен. Рыночные текущие цены на строительные ресурсы и услуги, для использования в сметных расчетах стоимости строительства, принимаются по фактическим отпускным ценам поставщиков регионального рынка или по средним показателям рыночного мониторинга цен на строительные ресурсы в регионе. Сметная стоимость, как расчетная плановая цена строительства, действует только до момента заключения порядного договора и определения договорной стоимости строительства, поэтому последняя текущая стоимость строительства определяется на дату заключения договора строительного подряда.

Структура показателей строительной сметы должна соответствовать группировке расходов на производство и реализацию, установленной в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. После отмены Госстроем РФ «Ти повых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» (письмо от 09.11.01 № НМ-6128/7 ), официальные формулировки Налогового кодекса РФ в настоящее время являются един ственными и легитимными нормативными положениями, определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством строительной продукции. В сметных расчетах стоимость строительных работ, ресурсов и услуг опре деляется в общей сумме и по видовой структуре затрат на производство. В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ расходы на производство продукции подразде ляются на прямые и косвенные расходы.

К прямым расходам относятся материальные расхо ды, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ (строительные материалы, изделия и конструкции, строительные машины и оборудование, транспортные затраты) и расходы на оплату труда рабочих в соответствии с положениями статьи 255 НК РФ.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, необходимые для осуществления нормального строительного процесса, обоснованные расчетам и исполь зуемые для получения дохода от уставной деятельности организации. Косвенные затраты в сметных расчетах груп пируются по принадлежности к субъектам строительства - подрядчикам и заказчикам. Косвенные затраты подрядчика учитываются в объектных сметах на производство строительных работ, а косвенные затраты заказчика включают ся в сводный сметный расчет стоимости строительства объек та. К косвенным расходам подрядчика в строительстве отно сятся накладные расходы, определяющие затраты на управление строительной организацией и прочие затраты подрядчика, как лимитируемые законодательно (платежи по обязательному и добровольному страхованию, расходы на передвижной характер работ, вахтовый метод строительства и проч.), так и не лимитируемые (стоимость нематериальных активов, пла тежи по кредитам банков и т.п.).

Кроме прямых и косвенных затрат в сметах на под рядное строительство предусматривается необходимое вознаграждение подрядчика (статья 709 ГК РФ) в виде сметной прибыли . Сметная прибыль в строительстве

должна обеспечивать выплаты по обязательным платежам и налогам из прибыли, пополнение оборотных средств предприятия, создание фонда материального поощрения и необходимые финансовые ресурсы на развития строитель ной организации. Размер сметной прибыли в расчетах стоимости предстоящего строительства определяется на уровне общественно-необходимых затрат на расширенное воспроизводство подрядных организации строительной отрасли региона. В подрядном договоре на строительство сметная прибыль в стоимости строительства устанавливается в индивидуальном размере для конкретного подряд чика по результатам формирования договорной (контракт ной) стоимости строительства.

Договорная (контрактная) стоимость строительства

В рыночном ценообразовании договорная (кон трактная) стоимость строительства заменяет расчетную сметной стоимость после заключения подрядного договора на строительство. Договорная цена строительства является основным элементом правовой основы, регулирующей производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционно-строительной деятельности. Фак тический учет всех затрат и отчетность в строительстве ведет ся только на основе ^договорных (контрактных) цен: - «В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости» (пункт 5 ПБУ 2/94 - Учет договоров (контрактов) на капитальное строитель ство, приказ Минфина РФ от 20.12.94 № 167 ).

Договорная (контрактная) стоимость устанавливается в результате подрядных торгов и определяется в договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком. В зависимости от использования в договорном процессе показателей расчетной сметной стоимости, условий договора и учета рыночных факторов ценообразования договорная стоимость строительства может соответствовать рыночной или суррогатной цене строительства.

Рыночная цена строительства определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства конкретного объекта в данном регионе в реальный календарный период времени с максимальным учетом конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих интересов сторон подрядного дого вора. В сметном ценообразовании настоящего времени рыночная цена строительства формируется в договорном процессе на основе базовой сметной стоимости в текущих ценах и затрат, учитывающих рыночные факторы измене ния расчетной стоимости за период строительства. Базовая сметная стоимость строительства отражает затратные элементы ценообразования и учитывает текущие издержки на строительство, а рыночная составляющая цены включает инфляционное ожидание и возмещение строительных рисков подрядчиков и заказчиков при текущей конъюнктуре строительного рынка.

Суррогатная цена в строительстве устанавливается заказчиком или подрядчиком в одностороннем и обяза тельном порядке, при отсутствии конкуренции или монопольном положении на рынке инвестиций и строительных услуг. Суррогатная цена определяется на основе сметных расчетов, выполняемых по особым правилам, с использованием сметных норм, расценок, цен и индексов, разработанных и утвержденных ведомственными и административными органами исполнительной власти и отраслевого управления. Суррогатная цена в договорной стоимости строительства отражает административный (или корпоративный) лимит финансирования строительства объекта в рыночных условиях инвестиционно-строительной деятельности на территории России.

В зависимости от способа фиксации цены в договорных отношениях заказчика и подрядчика применяются контракты с твердой договорной ценой и контракты с компенсацией договорной стоимости - подвижные и скользящие цены: - «4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой» (Статья 709 ГК РФ).

Твердая цена контракта устанавливается в момент подписания договора и не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. Договор строительного подряда с фиксированной (твердой) ценой становится предпочтительнее для участников инвестиционно-строительного про цесса по мере развития рыночных отношений и стабилизации рынка строительных ресурсов и услуг.

Подвижная цена контракта устанавливает, что принятая в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту сдачи объекта изменились условия реализации проекта. Подвижная цена характеризуется тем, что в контракт вносится оговорка о повышении или понижении цены к моменту исполнения договора. Оговорка определяет условия пересмотра, допустимый уровень отклонения от начальной цены, при котором договорная цена пересматривается, а также источник (документ или рыночная публикация), на основе которого принимается решение об изменении цены.

Скользящая цена определяется в момент исполнения договора путем пересмотра базовой цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Скользящая цена объединя ет разновидности контрактов с возмещением фактических затрат. Скользящая цена контракта может быть определена расчетом по формуле с оговоренными правилами пересмотра индексов. При установлении скользящей цены может быть предусмотрено, что скольжение распространя ется не на всю сумму издержек, а лишь на определенные их элементы или, что скольжение цены может быть огра ничено более коротким временем, чем общая продолжи тельность строительства.

Для определения инвентарной (балансовой) стоимости законченных строительством объектов в соответст вии с «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.93 № 160 используется данные фактической стоимости строительства. Инвентарная (балансовая) стоимость объекта формируется в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика или инвестора.

Понятия и определения профессионального сметного дела

Основные понятия сметного дела широко применяются не только в методических, нормативных и практических разработках сметного нормирования и ценообразования в строительстве, эти понятия необходимы также всем пользователям сметной документации строительства - субъектам инвестиционно-строительной деятельности. Однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами используемых специальных понятий технического регулирования отрасли является обязательным условием стандартизации профессиональной деятельности.

Формулировки понятий и определения должны отражать суть и существующее состояние сметного дела, быть краткими, но понятными профессиональным сметчикам и пользователям сметной документации, содержать необходимый и достаточный объем информации об объекте понятия, позволяющий однозначно идентифицировать его в любых условиях и видах применения.

Базовым положением методологии формирования новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов перед юридической формой. Од нако понятия и определения основных элементов сметного нормирования и ценообразования в строительстве должны быть сформулированы адекватно содержанию сметных нормативов, определять их экономические границы и область применения в практической сметной деятельности.

Обязательным условием создания системы стандартов в профессиональной деятельности Федеральный закон «О техническом регулировании » определяет проведение процедуры публичных обсуждений проектов (включая альтернативные проекты) и допуск к ним всех заинтересованных специалистов и общественности в целом.

Необходимость применения специальных дефиниций практически во всех документах по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве предопределяет необходимость выделения в отдельный документ - национальный стандарт, профессиональных формулировок основных понятий и определений сметного дела.

Смета в строительстве