Софт-Архив

Компьютерный Тренажер img-1

Компьютерный Тренажер

Рейтинг: 4.5/5.0 (1897 проголосовавших)

Описание

Скачать Компьютерный тренажер - Компьютерный тренажер представляет собой программу, запускаемую на персональном

Компьютерный тренажер

Описание: Компьютерный тренажер представляет собой программу, запускаемую на персональном компьютере и предназначенную для выработки у обучающегося устойчивых навыков ведения технологического процесса на конкретном агрегате. Цель применения тренажеров – формирование навыков осознанного управления технологическим процессом на конкретном рабочем месте. Работа с тренажерами может осуществляться в двух режимах: «Самоподготовка», «Занятия с преподавателем». Для удобства пользователей компьютерные тренажеры имеют следующие разделы: 1. Изучение устройства технологической установки. 2. Изучение системы управления технологической установкой. 3. Изучение основ работы в условиях технологического процесса. 4. Изучение основ работы в условиях аварийных ситуаций.

Sike. Складской учёт

Видеодиск Объёмные насосы

Sike.Автопарк

Sike.БДДС

Другие статьи, обзоры программ, новости

Компьютерный тренажер

Суперинтелле кт. Компьютерный тренажер [2006, RUS]

Суперинтеллект. Компьютерный тренажер [2006, RUS]

Год :2006

Системные требования :Windows 98\Me\2000\XP,экран 1024х768, оперативная память 64 Мб, процессор Pentium-II, видеокарта 2 Мб

Язык интерфейса. только русский

Таблэтка. Не требуется

Описание. Тренажер интеллекта:

Диск призван помочь пользователю выбрать профессию, максимально соответствующую его способностям, и успешно пройти отборочное тестирование при поступлении в учебные заведения различных уровней.

Программа включает в себя как классические, хорошо зарекомендовавшие себя и прочно вошедшие в инструментарий российского практического психолога методики психологической диагностики, так и новые, менее известные, но отнюдь не менее эффективные.

1.Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT).

2.Узнавание фигур.

3.Пиктограмма.

4.Методика изучения уровня внимания.

5.Толкование пословиц.

6.Простые аналогии.

7.Сложные аналогии.

8.Сравнение понятий.

9.Выделение существенных признаков.

10.Методика «Числовые ряды».

11.Методика для оценки логического мышления.

12.Исключение лишнего.

13.Способность к научному творчеству.

14.Тест для новых русских.

15.Тест возрастающей трудности (методика Равена).

16.Исключение понятий.

17.Методика «Компас».

18.Коэффициент интеллекта.

19.Тест механической понятливости.

20.Тест на интеллект.

21.Словарный тест на интеллект.

22.Классификация слов на интеллект.

23.Оценка возможностей сделать карьеру.

24.Оцените ваши способности.

25.Греческая мифология.

26.Древние цивилизации.

27.История и мифология.

28.Научное понимание.

Компьютерный тренажер. Суперпамять + Супервнимание + Суперчтение - Три программы СУПЕРИНТЕЛЛЕКТ направленные на развитие сверхчеловеческих способностей в области восприятия, усвоения и оперирования информацией. Кто владеет Информацией тот - владеет Миром!

Компьютерный тренажер. Суперпамять:

Программа поможет в несколько раз улучшить память и надолго сохранять в голове значительные объемы информации.

Занимаясь по методикам, представленным на данном диске, Вы сможете в несколько раз улучшить свою память и без особых трудностей надолго сохранять в голове значительные объемы самой разной информации.

Компьютерный тренажер. Супервнимание:

Программа поможет прекрасно усвоить сложный учебный материал.

Многие наслышаны о способности некоторых людей одновременно заниматься несколькими делами: писать, читать, разговаривать по телефону, слушать музыку и при этом информацию усваивать очень хорошо.

Кто-то обладает врожденной способностью сосредоточиться на объекте деятельности, несмотря на посторонние раздражители, и, например, прекрасно усвоить сложный учебный материал, не обращая внимания на сильный шум за окном.

Некоторые могут с первого раза запомнить сложный путь в незнакомой местности. Если это написано не про Вас, не отчаивайтесь - все эти способности можно развить с помощью специальных упражнений, представленных на диске.

Весь материал разбит на главы, которые содержат теорию и практические упражнения:

Концентрация внимания.

Ориентировка в пространстве.

Распределение и объем внимания.

Устойчивость внимания.

Компьютерный тренажер. Суперчтение:

Программа поможет развить навыки эффективного и быстрого чтения.

Скоростное чтение - это быстрое восприятие графической информации с высоким коэффициентом усвоения содержания, достигающее 700-800 слов в минуту, тогда как обычная скорость не превышает 300 слов.

Диск предназначен для всех, кто желает развить навыки эффективного и быстрого чтения и содержит различные методы обучения скоростному восприятию информации.

Этот диск поможет Вам:

Значительно увеличить скорость чтения.

Расширить поле зрения при чтении.

Увеличить коэффициент понимания прочитанного.

Освоить чтение без регрессии.

Дайте пожалуйста определение, что такое компьютерный тренажер

Дайте пожалуйста определение, что такое компьютерный тренажер

Екатерина Уляшева Ученик (156), закрыт 2 года назад

Sourse Просветленный (32917) 2 года назад

Компьютерные тренажеры или симуляторы — это имитаторы, компьютерные или механические, которые управляют каким-либо процессом, аппаратом или транспортным средством. Можно также сказать что, компьютерный тренажер — это средство эффективного обучения, с помощью которого можно повысить его качество.

Актуальность разработки компьютерных тренажеров заключается в двух трендовых тенденциях последних лет. Во-первых, ощущается потребность качественного улучшения подготовки операторского персонала, которая вызвана постоянным усложнением технологических процессов и появлением новых информационных систем управления. Во-вторых, постоянно движущиеся вперед информационные технологии, которые создают отличную возможность для создания новых систем для тренировки на компьютерном тренажере, превосходящих по эффективности все известные формы обучения, включая не всегда доступные и потенциально опасные тренировки на реальных объектах.

Для оперативного персонала выгодно то, что большую часть рабочего времени он проводит в комфортабельных условиях, так как системы АСУ ТП исключают его из активной производственной деятельности. Такой характер труда приводит к тому, что квалификация работника приобретается через 3—5 лет работы на одном рабочем месте и надежность работы оперативного персонала постепенно теряется. В то же время деятельность операторов связана с восприятием большого объема информации, многие решения приходится принимать в условиях повышенного риска за короткий промежуток времени для реализации. На производстве ответственность за результат деятельности оператора очень высока, поэтому при подготовке персонала необходимо четко формировать знания и навыки для управления технологическими процессами, как в аварийных и нормальных условиях. Компьютерный тренажер помогает оперативному персоналу не только быстро среагировать, но и оперативно принять решения и реализовать их.

В основе обучения с использованием компьютерного тренажера должно лежать формирование у персонала полной ориентировки в целях, условиях выбора и выполнении профессиональной задачи. Другими словами, у пульта управления объектом должен стоять человек, который обладает профессиональными знаниями и навыками, позволяющими ему оперативно решать возникающие проблемы.

Как же обучать оперативный персонал и каким образом поддерживать необходимый уровень подготовки? Выход из такой ситуации можно найти, задействовав в подготовке персонала современные методики и технологии, например обучающий тренажер. Использование тренажеров для поддержания квалификации персонала на должном уровне способствует своевременному выявлению необходимости повышения профессионального уровня.

Компьютерный тренажер для оператора технологического процесса включает в себя:

наличие высокоточных математических моделей широкого круга процессов, обладающих ярко выраженной технологической и управленческой спецификой;

реализацию указанных моделей в режиме имитации (или динамического моделирования) с использованием специальных методов численного решения высокоразмерных систем алгебра — дифференциальных уравнений;

воссоздание рабочего места обучаемого оператора процесса, подобного (психологически и, отчасти, физически) его рабочему месту в реальном процессе, включая организацию операторского интерфейса и органов управления;

создание соответствующего рабочего места инструктора обучения, осуществляющего контроль и управление тренингом;

наличие методической и дидактической базы компьютерного обучения, учитывающей специфику процессов принятия решений, научения и переноса навыков операторами ТП;

разработку методов анализа и оценки результатов тренинга, методов тарификации и сертификации операторов по результатам обучения на тренажерах.

Остальные ответы

Simulators - О компьютерных тренажерах

О компьютерных тренажерах

Здесь приведен авторский вариант статьи: Донской А.Н. Тренажеры на базе ЭВМ для оперативного персонала ТЭЦ // Энергетик. 1995. № 5. С. 28.

Несмотря на солидный возраст (ссылки приведены по итогам международной выставки "Комэнерго-93"),

основные положения статьи, на наш взгляд, сохраняют свою актуальность и сегодня.

Для чего это нужно

В сегодняшних экономических условиях, когда даже мелкий ремонт грозит превратиться в неразрешимую проблему, цена ошибок оперативного персонала производств со сложным технологическим оборудованием многократно возрастает. Особую важность приобретает качественное обучение и постоянное поддержание квалификации и готовности персонала, его противоаварийные тренировки. Машинный (компьютерный) эксперимент позволяет не только сформировать моторно-рефлекторные навыки действий в сложных ситуациях, но и наглядно показать физическую сущность протекающих в оборудовании процессов, их взаимную зависимость, а также ряд существенных тонкостей, которым, к сожалению, не всегда придается значение на практике. Компьютерные модели могут также оказать неоценимую помощь при анализе аварий. как с точки зрения накопления статистики, так и путем проведения машинного эксперимента по воспроизведению аварийной ситуации.

Состояние рынка

Ряд научных и инженерных коллективов страны уже давно работает над применением компьютеров в обучении, в том числе и в обучении персонала различных производств. Но ситуация на рынке компьютерных тренажеров сохраняется: он перенасыщен различными экзаменаторами по технике безопасности; существует большое число тренажеров по оперативным переключениям в электрических сетях; а вот тренажеров по котлам, турбинам и другому сложному технологическому оборудованию по-прежнему мало. Постараемся объяснить такую ситуацию, исходя из классификации программ и стоимости их разработки.

Можно выделить следующие типы компьютерных тренажеров:

1. Электронный экзаменатор. Это простейший программный продукт, реализуемый на всех видах отечественной и зарубежной вычислительной техники. Основная его функция - это замена живого экзаменатора в строго регламентированных областях (техника безопасности различных производств, правила дорожного движения и т.п.). Как правило, такой экзаменатор содержит набор билетов из нескольких вопросов, предлагаемых экзаменуемому в случайном порядке, и ряда неправильных и одного правильного ответа на каждый вопрос. В зависимости от сложности экзаменатора, он может обеспечивать также следующие возможности:

  • показ рисунков в кадре вопроса;
  • показ мультфильмов (анимация) в кадре вопроса;
  • анализ ответа экзаменуемого в виде чисел и формул;
  • предварительное обучение (показ правильных ответов);
  • редактирование старых и создание новых вопросов.

Стоимость разработки подобных экзаменаторов самая низкая (простые тренажеры такого класса может написать школьник).

2. Статические (или логико-динамические) тренажеры. Наиболее широко в этом классе распространены тренажеры по оперативным переключениям в электрических сетях. Основная особенность заключается в том, что в таких программах отсутствует физико-математическая модель процессов, происходящих в оборудовании, но показывается и проверяется определенный порядок действий. Порядок действий обычно жестко задается; в более сложных случаях предусматриваются разветвления в цепочке действий, что обеспечивается логическими функциями (логико-динамическая модель). Главные недостатки:

  • невозможность отклонения обучаемого от сколь угодно сложной, но все равно жестко заданной цепочки действий;
  • трудность программирования динамических эффектов (даже простого изменения показаний приборов).

Эти недостатки несущественны в жестко регламентированных оперативных переключениях в электрических сетях, но определяют невозможность моделирования сложных физических процессов в котлах и турбинах. Как правило, разработчики таких тренажеров сначала делают для себя инструментальные средства (конструкторы), позволяющие легко нарисовать нужные электрические схемы и задать цепочки правильных действий. Такие конструкторы также предлагаются на продажу, но по более высоким ценам. Тем не менее, заказчику выгоднее приобретать конструктор, чем готовый тренажер. Примеры: "ТОР-2" (ГВЦ Минтопэнерго, г.Москва), "СОКРАТ" ("Корона ЛТД", г.Саратов), тренажеры Центра подготовки и тренажа Пермской ГРЭС (Добрянка). Стоимость разработки в зависимости от комплектности (готовый тренажер или конструктор) низкая и средняя. Простые тренажеры вполне может написать студент.

3. Динамические тренажеры. Имеют в своей основе математическую модель реальных физических процессов и потому наиболее полезны для качественного обучения (не натаскивания!) персонала. Разумеется, для расчета достаточно полной модели котла требуются весьма внушительные машинные ресурсы - на IBM PC (даже 486), да еще в реальном масштабе времени, это вряд ли возможно. Поэтому модель следует упростить, но так, чтобы ее поведение в обусловленных техническим заданием рамках соответствовало реальной системе с определенной точностью. Это сложная творческая задача для инженера и научного работника. Можно с уверенностью сказать, что стоимость разработки такого наукоемкого продукта многократно превышает цену, которую согласен уплатить заказчик. Так объясняется относительно небольшое количество разработчиков тренажеров такого класса и ощутимая ниша на рынке подобных продуктов. Примеры: наши динамические тренажеры и тренажеры, разработанные в ВТИ, МЭИ. Стоимость разработки: высокая.

4. Пультовые тренажеры. В них, кроме компьютера, присутствует аппаратная часть (например, копия реального пульта управления котлом). На пульте могут быть представлены только основные приборы и органы управления (упрощенный тренажер), управление какой-либо частью, отдельной установкой (локальный тренажер); наконец, пульт может быть копией реального пульта управления (полномасштабный тренажер). Компьютер в данном случае заменяет реальный управляемый объект; здесь, как правило, требуется хорошая динамическая модель. Поэтому к вышеприведенной оценке динамических тренажеров приходится также добавить стоимость разработки аппаратной части. Примеры: полномасштабный тренажер по турбине Т-100 (ТЭЦ-25, г.Москва), а также наш пультовый тренажер по котлу БКЗ в УКК Чувашэнерго, г.Чебоксары. Стоимость разработки: высокая и очень высокая.

5. Современная компьютерная технология (мультимедиа) позволяет создавать диалоговые обучающие программы и тренажеры, включающие компьютерную мультипликацию, аудио и видеотехнику. Как минимум, это усилит ощущение реальности при работе с тренажером и откроет новые возможности в процессе обучения. Стоимость разработки: в зависимости от внутренней научной начинки от средней до очень высокой. Стоимость необходимой компьютерной техники: относительно высокая.

Приведенная классификация поможет при выборе программных средств в зависимости от задач и целей обучения :

  • для контроля персонала по набору определенных правил (техника безопасности и т.п.) можно использовать простые экзаменаторы;
  • для общего ознакомления с устройством и обучения определенному порядку действий можно использовать статические и логико-динамические тренажеры;
  • для проведения экспериментов, изучения физических основ и способов функционирования устройств, для проблемного обучения, противоаварийных тренировок и анализа аварий следует использовать динамические тренажеры.

Пультовые тренажеры в основном нацелены на ознакомление персонала с конкретным оборудованием и на выработку соответствующих моторно-рефлекторных реакций и навыков. Отсюда очевиден недостаток этого класса тренажеров: при изменениях (модернизации) оборудования или при переводе персонала на другой вид оборудования тренажер становится бесполезным; тогда как чисто компьютерный динамический тренажер при правильном подходе учит думать, анализировать протекающие физические процессы и принимать оптимальные решения. Способ управления компьютерным тренажером обычно отличается от реального, но это не следует считать недостатком, поскольку он позволяет абстрагироваться от частностей и сосредоточиться на понимании сути моделируемых явлений. Кроме того, ничто не мешает при необходимости нарисовать на дисплее реальный пульт (даже поместить его фотографию). Хорошо сделанный компьютерный тренажер можно легко перенастроить при модернизации оборудования.

Остановимся подробнее на динамических тренажерах, как наиболее интересных и сложных программных продуктах. Есть два различных способа изготовления таких тренажеров. Первый заключается в написании отдельной программы для каждого отдельного тренажера, второй - в использовании специального инструмента разработчика (конструктора ). который позволяет многократно ускорить разработку. В первом случае возможно достижение красивых специальных эффектов, но очень затруднена модификация тренажера. Как правило, программы этого класса (и математические модели в них) очень просты, поэтому такие локальные тренажеры более распространены (что является показателем не качества, а рентабельности их производства). При использовании конструктора разработчиком тренажера должен быть не программист, а технолог, владеющий аппаратом прикладной математики. Общее свойство большинства конструкторов - составление динамической модели из "кубиков" - стандартных элементов, описывающих определенные объекты управления (вентили, приборы) и стандартные математические операции, передаточные функции, логику. Конструкторы редко и не очень охотно предлагаются на продажу по причинам очень высокой стоимости разработки, малого тиража и, следовательно, высоких цен. С другой стороны, при перспективном планировании компьютеризации подготовки персонала имеет смысл пойти на повышенные расходы, чтобы иметь возможность редактировать имеющиеся модели и создавать новые по собственному усмотрению.

При выборе конструктора следует учитывать:

  • набор стандартных элементов и возможность его расширения;
  • возможные режимы работы и решаемые задачи (показ правильных действий, сценарии аварийных ситуаций, оценка обучаемого);
  • качество и эргономические характеристики интерфейса (удобство работы) разработчика и обучаемого.

Ряд коллективов используют (и предлагают на продажу) конструкторы динамических тренажеров более или менее приемлемого качества. Наш конструктор выполнен по объектно-ориентированной технологии и обеспечивает удобный графический интерфейс как для обучаемого, так и для разработчика. Модели составляются из стандартных объектов, каждый из которых имеет свое изображение, механизм управления и способ моделирования. Набор элементов по желанию заказчика легко может быть расширен. Законченная модель представляет собой набор из нескольких окон, объединенных друг с другом по иерархическому принципу (главная мнемосхема - мнемосхемы отдельных узлов, панели защит, сигнализации и пр.), или по принципу циклического списка. В каждый отдельный момент на экране может быть видно одно или несколько окон. Часть окон с управляемыми объектами (вентили, насосы, ключи, приборы, блоки защиты, сигнализация, сообщения, кнопки для перехода в другие окна) составляют интерфейс обучаемого. Управление моделью одинаково легко осуществляется как с помощью мыши, так и с клавиатуры. В недоступных для обучаемого окнах разработчик собирает динамическую модель, имея для этого богатый набор стандартных элементов (узлы, связи, формулы, специальные функции). В отличие от других конструкторов, здесь значительно упрощено составление моделей сложных сетей трубопроводов и арматуры. Для этого достаточно описать эту сеть в виде графа из узлов и связей типа "труба" с определенной проводимостью. Простота и универсальность оборачиваются некоторыми ограничениями (например, один цикл расчет модели котла или турбины, состоящей из нескольких сотен управляемых элементов и до 2000 элементов модели, на IBM PC/AT 286 требует около 1 секунды, что увеличивает динамическую ошибку моделирования быстропротекающих процессов).

Сформулируем в заключение некоторые выводы.

  • Качественного обучения оперативного персонала и поддержания его постоянной готовности можно достигнуть путем проблемного обучения. применяя динамические тренажеры .
  • Готовый динамический тренажер, поставляемый заказчику, должен обеспечивать высокий уровень сервиса и удобство использования, а также хотя бы минимальные возможности изменения модели и конструирования сценариев противоаварийных тренировок.
  • В таких сложных динамических системах, как турбина, невозможно жестко определить последовательность правильных действий, так как она часто зависит от мелких деталей в развитии ситуации. Поэтому оценка действий обучаемого должна быть интегральной и выводить ее следует из анализа текущего и желаемого состояния модели и проверки отдельных запрещенных действий и состояний. Такую оценку обеспечивает правильное составление сценария в наших тренажерах .
  • Заказчик обычно требует индивидуального подхода и составления достаточно подробной модели его конкретного оборудования. Удовлетворить такие требования в реальные сроки позволит только применение конструктора динамических тренажеров .

%%img src="http://www.narod.ru/counter.xhtml>

Скачать бесплатно клавиатурный тренажер для освоения компьютерного набора слепым десятипальцевым методом (для детей и взрослых)

Учим(ся) быстро набирать на компьютере с помощью клавиатурного тренажера Tiptop

Для скачивания:

(пока только Windows)

Рано или поздно у современного ребенка появляется персональный компьютер, и тогда первое, что родителям имеет смысл сделать — это научить его пользоваться клавиатурой, иначе говоря — научить слепому десятипальцевому способу компьютерного набора. Это не просто навык полезный сам по себе. Это еще и мощный метод наработки письменной грамотности. Ведь в процессе компьютерного набора человек как бы процеживает через себя текст буква за буквой, и это оставляет ощутимый след в зрительной и моторной памяти. А если еще и произносить набираемый текст вслух, то эффективность процесса еще более возрастает.

Для освоения компьютерного набора я предлагаю воспользоваться специальным тренажером под названием Tiptop. который можно скачать бесплатно по ссылке, приведенной ниже на этой странице. Должен, впрочем, признаться, что я долгое время, вообще, был противником всяких клавиатурных тренажеров, потому что и без них можно прекрасно обойтись. Обычного текстового редактора, вроде Microsoft Word или LibreOffice. вполне достаточно. Для этого надо, однако, строго придерживаться нескольких важных правил.

1. Прежде всего, ни в коем случае не смотреть на клавиатуру. Зрительный канал восприятия является настолько мощным, что если его полностью не отключить, то моторные навыки слепого набора просто не будут вырабатываться. Клавиатуру не должно быть видно даже боковым зрением. Поэтому на время обучения ее следует «прятать» в какую-нибудь коробку, куда есть доступ для рук, но не для глаз, — или хотя бы прикрывать ее небольшим полотенцем. У современных письменных столов под столешницей имеется выдвижная полка, предназначенная специально для клавиатуры. Это тоже неплохой вариант — пусть клавиатура там и остается, только выдвигать эту полку не следует.

2. Вместо клавиатуры на первых порах потребуется подсматривать в «шпаргалку», где изображено расположение клавиш. На этой же шпаргалке дана подсказка, какую клавишу каким пальцем нажимать. Ссылка на шпаргалки для трех разных раскладок клавиатур — русской, английской и немецкой — приведена ниже.

3. Разумеется, рабочее место следует организовать правильно. Спина всё время остается прямой, а предплечья располагаются параллельно столу. В исходном положении кисти рук расслаблены и указательные пальцы касаются клавиш с русскими буквами «А» и «О» (чтобы эти клавиши было легко находить на ощупь, на них имеются специальные небольшие выступы). Средние пальцы располагаются по обе стороны над соседними клавишами. Безымянные пальцы и мизинцы продолжают ряд. Большие пальцы — у клавиши пробела. Для удара по «дальней» клавише приподнимается и сдвигается вся рука, а не только оттопыривается «ударный» палец. Удар должен быть нежным и в то же время отрывистым, упругим. После каждого удара кисть возвращается в исходное положение (во всяком случае, на первых порах). Клавиши перевода в «верхний» регистр («Shift»), расположенные по обеим сторонам клавиатуры, нажимаются рукой, свободной от «основного» удара.

4. Теперь надо взять какой-нибудь добротный текст и начать его перепечатывать. При этом к выбору текста следует отнестись со всей ответственностью, потому что он будет основательно запечатлен не только в сознании, но и в подсознании. На страницу с перепечатываемым текстом удобно положить короткую прозрачную линейку, передвигая ее по мере работы так, чтобы ее верхний край располагался как раз под «текущей» строкой.

5. Во время учебного набора ошибки неизбежны, но исправлять их запрещено. В частности, нельзя пользоваться клавишей возврата («Backspace»). Это только сбивало бы с ритма и приводило бы к еще большему количеству ошибок. Как только обучающийся замечает, что допустил ошибку, он оставляет всё как есть, делает обычный пробел и заново набирает то слово, на котором «споткнулся», — и не один раз, а достаточно много, чтобы наработать некоторый автоматизм. Разумеется, набранный текст может в конце концов оказаться очень далек от оригинала. Но наша цель — не в том, чтобы получать точные копии, а в том, чтобы наработать правильные моторные навыки.

6. По мере накапливания опыта, имеет смысл стараться как можно реже отрывать взгляд от перепечатываемого текста и как можно меньше смотреть на экран. Смотрение на экран не только ведет к очевидной потери времени на перевод взгляда, но и рассеивает внимание и существенно увеличивает вероятность ошибок.

Вот, собственно, и вся технология освоения слепого десятипальцевого набора. Как тут может помочь какой-то тренажер? Оказывается, немножко всё-таки может.

Тренажер Tiptop — это, собственно, обычный текстовый редактор, только слегка модифицированный. Здесь набираемый текст находится уже в рабочем окне, так что отпадает необходимость переводить взгляд со страницы оригинала на экран и обратно. Обучающемуся просто нужно пропечатывать символы поверх уже имеющихся. При этом исходный текст как бы стирается — либо становится блеклым, либо, вообще, начинает полностью сливаться с фоном (в зависимости от выбранных установок). В некотором смысле, Tiptop — это редактор наоборот: он предназначен не для набора текста, а для его стирания. Если обучающийся нажмет по ошибке не ту клавишу, то курсор просто не сдвинется с места, и никаких исправлений делать не нужно. В этом случае, однако же, редактор предложит обучающемуся напечатать (или, лучше сказать, стереть) то слово, в котором допущена ошибка, дополнительно еще три раза.

У тренажера Tiptop есть два режима работы. Первый — это режим обычного текстового редактора, предназначенный для того, чтобы подготовить исходный текст, на котором можно будет впоследствии тренироваться. Поместить его сюда можно, например, через буфер обмена, взяв с какой-либо веб-страницы или из окна стандартного редактора типа Microsoft Word или LibreOffice. Второй режим — это и есть, собственно, режим тренажера. Переход в него осуществляется нажатием клавиши <Esc>. При этом все разновидности кавычек и тире автоматически преобразуются в знаки, присутствующие на клавиатуре (т.е. «"» и «-»), а концы параграфов помечаются символом «¶» (который стирается клавишей «Ввод» («Enter»)). В режиме тренажера редактировать текст уже нельзя — можно лишь стирать уже имеющийся. Чтобы вернуться обратно, в режим обычного редактирования, надо нажать клавишу <Esc> еще раз.

Для большей эффективности и меньшей утомляемости, я бы порекомендовал во время тренировок не пялиться на экран, а, распечатав исходный текст на принтере (лучше, из режима тренажера, чтобы присутствовали знаки «¶»), смотреть на листок с распечатанным текстом. Просто попробуйте разок так сделать — и вы почувствуете разницу! При нажатии не той клавиши тренажер подаст звуковой сигнал, и тогда можно будет временно перевести взгляд на экран — чтобы уладить проблему. Впрочем, если звуковой сигнал придется вам не по вкусу, его можно и отключить.

Как всегда в подобных делах, прогресс определяется не чудесными свойствами тренажера, а упорством и регулярностью занятий. Я бы предостерег от ожидания быстрых успехов. В рекламах клавиатурных тренажеров принято заявлять, что на освоение слепого способа набора обучающемуся потребуется порядка 10 часов. Это абсолютная чушь. За 10 часов, конечно, можно выучить расположение клавиш, но до полного автоматизма будет еще очень далеко. Полный автоматизм означает, что человек просто пробегает глазами текст, а его пальцы как бы сами собой порхают по клавиатуре. Кстати, достижение такого мастерства подразумевает, что мастер «пропустил» через себя уже такой большой объем текстов, что никаких проблем с правописанием у него быть не может. Следует особо подчеркнуть, что пальцы учатся не просто расположению отдельных символов, а сочетаниям букв, присущих письменной речи.

Собственно, вводных слов сказано достаточно. Можно приступать к работе.

Вот программа установки тренажера Tiptop (для Windows ):

Вот шпаргалки для русской, английской и немецкой раскладок клавиатур:

Когда запустите программу, рекомендую начать работу с пункта меню «Файл/Открыть». У вас тогда появится возможность загрузить текстовый файл lessons.txt . Здесь собраны готовые уроки для последовательного освоения русской клавиатуры. На них можно немного потренироваться, прежде чем перейти на тексты собственного изготовления.

Технические подробности

1. Редактор-тренажер Tiptop может читать и сохранять файлы в текстовом формате (Unicode, UTF-8) и в формате разметки веб-страниц HTML. Формат HTML хорош тем, что он позволяет «запоминать» информацию о параметрах шрифта, таких как начертание, размер и цвет. Поэтому, если вы прервали работу над каким-либо текстом посередине, стерев только его часть, то результаты вашего труда лучше сохранять именно в формате HTML, чтобы информация о «стертых» символах, изменивших свой первоначальный цвет, не пропала.

2. В режиме редактирования вы можете обычным образом менять начертания и размер букв, предварительно их выделив. (Напомню, что для выделения всего текста используется сочетание клавиш <Ctrl>+<Латинское A>). Цвет букв, фона и «ластика» для стирания меняются, при желании, соответствующими командами, которые располагаются в пункте главного меню под названием «Формат». Заданные вами параметры шрифта становятся параметрами по умолчанию для вновь загружаемых текстовых файлов.

3. Перейти в режим тренажера можно, как уже было сказано, нажатием клавиши <Esc>. Другая возможность заключается в том, чтобы воспользоваться командой основного меню «Переключение/Тренажер», или же щелкнуть мышью по выносной кнопке «Редактор <-> Тренажер <Esc>». Текущий режим отображается в текстовой строке, расположенной в верхнем поле основного окна. Здесь же, в режиме тренажера, появляются числа, записанные в виде сложной дроби (m + n ) / (M + N ). Они имеют следующий смысл:

M — полное число символов в исходном тексте в момент перехода в режим тренажера, включая пробелы и знаки конца параграфа «¶».

N — число дополнительных символов, появляющихся тогда, когда редактор предлагает дополнительно потренироваться на словах, в которых были допущены ошибки.

m — число стертых символов исходного текста.

n — число стертых дополнительных символов.

Если нажать неправильную клавишу, то ошибочно введенный символ отображается в конце этой же строки, следом за дробью.

Выйти из режима тренажера можно повторным нажатием клавиши <Esc>, или же щелканьем мыши по выносной кнопке «Редактор <-> Тренажер <Esc>», или же с помощью команды «Переключение/Редактор».

4. Включение и выключение звукового сигнала, оповещающего о нажатии неправильной клавиши, осуществляется командами «Переключение/Со звуком» и «Переключение/Без звука».

Первоисточник и условия распространения

Редактор-тренажер Tiptop представляет собой модифицированную версию редактора Text Edit. который прилагается в качестве демонстрационного образца (demo) к программной библиотеке Qt 4.7. В соответствии с ограничениями, наложенными на использование и модификацию базового программного продукта, редактор-тренажер Tiptop распространяется на условиях GNU General Public License (version 3). Говоря нормальным человеческим языком, это означает, что конечный пользователь получает программу совершенно бесплатно и волен делать с ней всё, что угодно. При этом, однако, ему не предоставляется абсолютно никаких гарантий относительно того, как она будет работать. Тот же, кто собирается распространять программу далее (в неизменном или модифицированном виде), должен предварительно вникнуть в некоторые юридические тонкости. По причине этих же самых юридических тонкостей, привожу здесь исходный код: tiptop-src.7z .

Буду благодарен за комментарии и замечания, которые можно оставлять на форуме или присылать по электронной почте.

16.07.2011, отредактировано: 11.06.2012

Компьютерный тренажер начальной подготовки механика-водителя

Компьютерный тренажер начальной подготовки механика-водителя

Вледельцы патента:

Общевойсковая академия вооруженных сил Российской Федерации

Изобретение относится к тренажерам для обучения механика-водителя бронированной гусеничной машины. В устройстве по сравнению с известными осуществлена замена кинопроектора и киноэкрана на компьютерный монитор, мостика управления с размещенными на нем и под ним пультом управления, шкафом устройства отображения информации - на программный модуль вычислителя на базе ПЭВМ с переносом туда же моделей агрегатов машины, линейного блока питания - на импульсный источник, задающей панели управления элементами - на меню ПЭВМ для ввода обучающей программы с автоматизированным обучением и объективным контролем процесса обучения. Тренажер характеризуется повышенным качеством обучения. 1 ил.

Изобретение относится к тренажерам для обучения механика-водителя бронированной гусеничной машины.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является кинотренажер (см. RU 2009544 C1 (в/ч 68054) 15.03.1994, 5 с.), который состоит на следующих основных составных частей: кабина в сборе, подставка кинопроектора, пульт управления, стойка питания, мостик управления, кинопроектор, шкаф устройства отображения информации (УОИ), киноэкран, блок питании кинопроектора (БПК), переговорное устройство, комплект монтажных частей, фильмостат. Кабина в сборе состоит из кабины, люльки, рамы. Кабина предназначена для размещения обучаемого и воспроизведения обстановки отделения управления танка Т-72 и выдачи управляющих сигналов с датчиков. В кабине размещены: привод поворотов и переключения передач; блок датчиков топливоподкачивающего насоса (ТПН) и выпуска воздуха; привод управления подачей топлива (ПТ), привод управления остановочным тормозом (ОТ); привод управления педалью сцепления (ПС); щит водителя; датчик топливного крана подогревателя; люк механика-водителя; прибор наблюдения; датчик клапана воздухопуска; сиденье водителя; вентилятор; привод жалюзи; воздушные баллоны; выносной пульт; щит освещения. На люльке расположена акустическая система. На раме размещены элементы привода гидравлического и прибор принимающий.

Недостатком известного кинотренажера является его громоздкость, необходимость затемнения помещения, в котором проводятся занятия, отсутствие возможности самостоятельного обучения, большая информационная загруженность инструктора, ограниченные возможности обучаемого по маневрированию при выполнении упражнений, отсутствие объективной оценки по показателям установленным курсом вождения, отсутствие обратной связи между моделируемой визуальной обстановкой и моделями агрегатов машины, отсутствие аттестации по запуску подогревателя, низкая надежность электромеханических узлов кинопроектора.

Такое положение привело к низкому качеству подготовки обучаемых, которое проявляется в том, что большинство из них в период подготовки приобретают навыки вождения, недостаточные для уверенного самостоятельного управления бронированной гусеничной машиной.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение качества обучения и уменьшение громоздкости тренажера.

Поставленная задача решается за счет введения в известный тренажер дополнительных элементов.

В состав компьютерного тренажера начальной подготовки механика-водителя вводится компьютерный монитор, устанавливаемый перед смотровым прибором, клавиатура и манипулятор, которые размещаются в кабине, рядом с кабиной устанавливается аппаратная стойка, на которой размещаются: блок согласующих устройств (БСУ), принтер, блок питания аппаратуры и вычислитель, который включает системный блок персональной электронно-вычислительной машины (ПЭBM), графический ускоритель, устройство обработки звука, группу цифровых и аналоговых выходов, группу цифровых и аналоговых входов. При этом подставка кинопроектора, пульт управления, мостик управления, кинопроектор, шкаф устройства отображения информации, киноэкран, блок питания кинопроектора, стойка питания, фильмостат из тренажера исключаются.

Изобретение поясняется чертежом, на которой представлена функциональная схема, где: 1. Кабина.

2. Компьютерный монитор.

3. Головные телефоны.

4. Контрольно-измерительные приборы и световые индикаторы.

5. Клавиатура.

6. Датчики положения органов управления.

7. Манипулятор.

9. Блок согласующих устройств (БСУ).

10. Вычислитель.

11. Устройство обработки звука.

12. Группа цифровых и аналоговых выходов.

13. Группа цифровых и аналоговых входов.

14. Системный блок ПЭВМ.

15. Графический ускоритель.

16. Принтер.

17. Блок питания аппаратуры, 18. Аппаратная стойка.

Кабина 1, как на тренажере аналоге, предназначена для имитации отделения управления механика-водителя, имитации положения обучаемого в соответствии с профилем местности в плоскостях, имитируемых динамической платформой выдачи управляющих сигналов с датчиков положения органов управления. В кабине размещены все элементы, как на тренажере-аналоге, и дополнительно манипулятор и клавиатура. Кабина закрепляется на динамической платформе.

Компьютерный монитор 2, любой ударопрочный монитор для ПЭВМ, выдерживающий импульсное ускорение не менее l0g, воспроизводящий изображение синтезируемой местности с разрешением не менее 800х600 64 тыс. цветов с частотой не менее 70 Гц, например, типа SVGA 17. Устанавливается на кабину, снаружи, перед прибором наблюдения.

Головные телефоны 3, например штатный шлемофон с головными телефонами.

Контрольно-измерительные приборы и световые индикаторы 4 - штатные с боевой машины.

Клавиатура 5, стандартная, для ПЭВМ, например, Microsoft РS/2. Размешается в кабине.

Датчики положения органов управления 6 предназначены для формирования и выдачи сигналов о положении органов управления движением машины и работе ее систем и агрегатов. Они подразделяются на концевые (вкл. - откл.) и датчики угловых положений. Концевые датчики аналогичны имеющимся в тренажере-аналоге. Датчики угловых положений отличаются тем, что выполнены по принципу задействования не всего диапазона поворота потенциометра на входное угловое перемещение, что позволило увеличить надежность датчика и облегчить его настройку.

Манипулятор 7 типа "Мышь", стандартный, для ПЭВМ, например, Microsoft PS/2. Размещается в кабине.

Динамическая платформа 8, например, как на тренажере аналоге, предназначена для имитации колебаний, возникающих при движении машины в соответствии с имитируемой визуальной обстановкой, в зависимости от количества ее степеней свободы. Закрепляется на неподвижном основании.

Блок согласующих устройств 9 предназначен для согласования входных и выходных, относительно ПЭВМ, сигналов. Он согласует по уровням сигналы: входные к ПЭВМ - цифровые сигналы кабины к уровню TTL, аналоговые сигналы к масштабу, отслеживаемому аналого-цифровым преобразователем (АЦП); выходные от ПЭВМ - цифровые сигналы уровня TTL к уровням потребителей кабины, аналоговые - к уровням потребителей, а сигналы, управляющие показаниями тахометра и спидометра, - для преобразования аналогового значения в частоту. Блок согласующих устройств выполнен из набора специализированных плат на микросхемах промышленного производства. Размещается в аппаратной стойке 18.

Вычислитель 10 представляет собой цифровое вычислительное устройство, предназначенное для синтезирования визуальной обстановки, наблюдаемой механиком-водителем при вождении, моделирования устройств, агрегатов и систем боевой машины, обеспечения работы обучающих программ и управления тренажером во всех режимах работы. В него включены системный блок ПЭВМ 14, графический ускоритель 15, группы цифровых и аналоговых входов 13 и выходов 12, устройство обработки звука 11, выполненные из плат, выпускаемых промышленностью серийно. Вычислитель устанавливается в аппаратной стойке 18.

Устройство обработки звука 11 предназначено для выдачи синтезированного звука в головные телефоны. Устройство выполнено на стандартной плате, например, Creative AWE 256.

Группа цифровых и аналоговых выходов 12 предназначена для обмена информационными сигналами между управляющей программой в вычислителе, аппаратурой кабины и динамической платформой. Для обучения вождению на всех типах боевых машин (БМ) достаточно наличия 8 АЦП, для управления контрольно-измерительными приборами, и 16 линий цифровых выходов стандарта TTL. Состоит из стандартных плат промышленного производства.

Группа цифровых и аналоговых входов 13 предназначена для обмена информационными сигналами между управляющей программой в вычислителе, аппаратурой кабины и динамической платформой. Для обучения вождению на всех типах БМ достаточно наличия 5 АЦП, для приема сигналов с датчиков угловых положений, и 40 линий цифровых входов стандарта TTL. Состоит из стандартных плат промышленного производства.

Системный блок ПЭВМ 14 стандартный, на базе микропроцессора не ниже Pentium 300, с оперативным запоминающим устройством не менее 16 Mb, с видеокартой не менее 1 Гб, например, с процессором Intel P-III-500, памятью 512Mb РC100, видеокартой SVGA S3 3D AGP 2Mb, винчестером 10GB.

Графический ускоритель 15 стандартный, поддерживающий стандарты трехмерной графики DirectX и OpenGL, например, 3D Accelerator 32 MB.

Принтер 16, например, HP Laser Jet. Устанавливается в аппаратной стойке 18.

Блок питания аппаратуры 17 - на базе стандартных элементов, аналогичен применяемому на кинотренажерах, но в него дополнительно установлены аккумуляторные батареи, и вместо линейного источника питания применен импульсный источник питания, аналогичный используемому в качестве источника питания в системном блоке ПЭВМ. Это позволило значительно уменьшить потребляемую мощность промышленной сети, сократить размеры блока питания и обеспечить бесперебойное питание аппаратуры при кратковременных отключениях от промышленной сети, а также работу аппаратуры в течение нескольких минут при ее отключении от промышленной сети на длительное время. Размещается в аппаратной стойке 18.

Аппаратная стойка 18 - сварная конструкция. Предназначена для компактной установки аппаратуры.

Установлена аппаратная стойка 18, в которой размещены: блок питания аппаратуры 17, БСУ 9, принтер 16 и вычислитель 10, в котором системный блок ПЭВМ 14 одним своим входом связан с одним выходом блока питания аппаратуры 17, другим входом связан с выходом манипулятора 7, третьим входом связан с выходом клавиатуры 5, а четвертым входом связан с выходом группы цифровых и аналоговых входов 13, которая своим входом связана с одним выходом БСУ 9, другой выход которого связан с входом контрольно-измерительных приборов и световых индикаторов 4; одним своим выходом системный блок ПЭВМ 14 связан с одним входом принтера 16, другой вход которого связан с другим выходом блока питания аппаратуры 17; другим выходом системный блок ПЭВМ 14 связан с входом графического ускорителя 15, выход которого связан с одним входом компьютерного монитора 2, другой вход которого связан с третьим выходом блока питания аппаратуры 17; третьим выходом системный блок ПЭВМ 14 связан с входом устройства обработки звука 11, выход которого связан с входом головных телефонов 3; своим четвертым выходом системный блок ПЭВМ 14 связан с входом группы цифровых и аналоговых выходов 12, которая одним выходом связана с одним входом БСУ 9, а другим выходом связана с одним входом динамической платформы с приводом 8, другой вход которой связан с четвертым выходом блока питания аппаратуры 17; пятый выход блока питания аппаратуры 17 соединен с другим входом БСУ 9, третий вход которого соединен с выходом датчиков положения органов управления 6.

Компьютерный тренажер начальной подготовки механика-водителя работает следующим образом: обучаемый занимает место в кабине, включает выключатель "Масса", при этом напряжение от промышленной сети подается на блок питания аппаратуры 17, с него на питание вычислителя 10, принтера 16, компьютерного монитора 2, динамической платформы с приводом 8 и БСУ 9. По сигналам, формируемым вычислителем 10 на компьютерном мониторе 2, воспроизводится главное меню с режимами работы тренажера. С помощью манипулятора 7 обучаемый выбирает необходимый режим работы. Тренажер может работать в нескольких режимах. Например: в режиме "Регистрация", с помощью клавиатуры 5, обучаемый вводит исходные данные в графы, например: подразделение, фамилия и инициалы, категория обучаемого, время года и другие; в режиме "Энциклопедия", используя манипулятор 7, обучаемый выводит на экран компьютерного монитора 2 материал необходимой темы, соответствующей программе боевой подготовки по вождению, в том числе фотографическое изображение вида отделения управления боевой машины, наблюдаемого с места механика-водителя с активными зонами, дающими подсказки и консультации обучаемому, и изучает замемещение органов управления, необходимые усилия и рабочие движения, путем механического воздействия на них, необходимые для управления при запуске подогревателя, подготовке двигателя к запуску, его запуска и при вождении, а также теоретические основы по вождению боевых машин; в режиме "Диалог" - "Запуск" в вычислителе 10 происходит моделирование агрегатов и систем танка, в том числе двигателя и подогревателя. На экране компьютерного монитора 2 отображается отделение управления машины, наблюдаемое обучаемым с места механика-водителя. Используя манипулятор 7, сигнал с которого поступает на вход системного блока 14, далее через графический ускоритель 15 на экран компьютерного монитора 2, обучаемый изучает алгоритм действий, воздействуя манипулятором 7 на активные зоны, высвечиваемые на экране, и практически выполняет запуск подогревателя, разoгрев двигателя, пуск, прогрев и проверку работы двигателя во всех режимах, остановку двигателя, воздействуя на соответствующие органы управления по заданию, отображаемому на экране монитора 2, используя подсказки обучающей программы. Сигналы с датчиков положения органов управления 6 поступают на вход в БСУ 9, согласовываются по уровням и поступают на вход группы цифровых и аналоговых входов 13, преобразуются и далее идут на вход системного блока ПЭВМ 14. Далее один сигнал с него идет через графический ускоритель 15 на компьютерный монитор 2, на котором при ошибочных действиях появляется подсказка об этом и рекомендация о выполнении правильного действия. Другой сигнал идет через устройство обработки звука 11, на головную гарнитуру 3, в которой обучаемый слышит звуки, характерные работе соответствующих агрегатов. Третий сигнал поступает через группу цифровых и аналоговых выходов 12 и БСУ 9 на контрольно-измерительные приборы и световые индикаторы 4, изменяет их показания и состояние в соответствии с режимом работы систем имитируемой ВМ; в режиме "Диалог" - "Вождение" в вычислителе 10 происходит синтезирование визуальной обстановки местности, которая с помощью графического ускорителя 15 отображается на экране монитора 2; и имитирование БМ с моделированием работы ее систем и агрегатов. Имитируемая БМ имеет возможность перемещаться по синтезируемой местности в любом направлении, выбранном обучаемым без ограничения. Обучаемый по команде "Вперед", подаваемой в головные телефоны 3 через устройство обработки звука 11, используя соответствующие органы управления, начинает движение, двигается на различных режимах, преодолевает препятствия, сигналы с датчиков положения органов управления 6 поступают через БСУ 9 в группу цифровых и аналоговых входов 13, а затем в системный блок 14 вычислителя 10, в котором производятся вычисления и вырабатывается сигнал на начало движения и изменение визуальной обстановки, который через графический ускоритель 15 поступает на экран монитора 2 и обеспечивает изменение визуальной обстановки, наблюдаемой обучаемым в соответствии с условиями движения и характеристиками машины. Обучаемый следит за изменением визуальной обстановки в поле зрения прибора наблюдения и в зависимости от рельефа, дорожно-грунтовых условий и преодолеваемых препятствий выбирает маршрут движения и скорость передвижения. В соответствии с изменениями режима движения происходит изменение визуальной обстановки. Одновременно сигналы о режиме работы агрегатов, сформированные в системном блоке 14, поступают в устройство обработки звука 11 и далее в головную гарнитуру 3. Обучаемый слышит звуки, характерные для работы систем и агрегатов машины, в соответствующих режимах. Одновременно сигнал поступает на вход группы цифровых и аналоговых выходов 12, а с него на динамическую платформу с приводом 8 и через БСУ 8 на контрольно-измерительные приборы и световые индикаторы 4, происходит изменение положения кабины 1 и показаний контрольно-измерительных приборов 4. Каждый раз при допущении обучаемым ошибки с помощью запрограммированной системы объективного контроля и обучения в системном блоке 14 формируется сигнал об ошибке, информация о совершенной ошибке выдается в поле зрения обучаемого, на экране компьютерного монитора 2, в момент ее совершения в виде загорания индикаторной лампы. При необходимости, в зависимости от характера ошибки, дается краткая инструкция для ее устранения, все ошибки фиксируются в долговременной памяти в виде названия ошибки. Вождение может осуществляться как с включенным, так и с выключенным приводом динамической платформы 8; в режиме "Экзамен" обучаемый самостоятельно производит запуск подогревателя, двигателя, трогание с места и вождение по выбранному маршруту в соответствии с заданным упражнением, без дополнительных инструкций и подсказок. Все действия обучаемого контролируются, а совершенные обучаемым ошибки фиксируются системой объективного контроля и обучения и заносятся в долговременную память, при этом информация об ошибках в поле зрения обучаемого в процессе выполнения упражнения не выдается. После выполнения упражнения обучаемому автоматически выставляется оценка, которая отображается на экране монитора 2 с характеристикой ошибок.

Результаты выполненного упражнения при необходимости распечатываются на принтере 16.

Каждый отдельный тренажер не будет иметь места инструктора и может функционировать автономно без инструктора либо в группе по 3-9 тренажеров, соединенных в компьютерную сеть с общим руководителем занятия (инструктором), который сможет взять на себя функции по установлению режима работы тренажера, работу в режиме "Регистрация", что позволит в 3-5 раз сократить количество инструкторов при обучении механиков-водителей вождению боевых машин.

Применение предлагаемого тренажера позволит более чем на 80% упростить функции инструктора по контролю и оценке действий обучаемого, повысить объективность контроля, обеспечить функциональную связь между действиями обучаемого и наблюдаемой им изменяемой визуальной обстановкой, в 2 раза ускорить процесс формирования правильных навыков вождения боевой машины; на 60% и более уменьшить существующий расход моторесурса боевых машин для обучения вождению.

Формула изобретения

Компьютерный тренажер начальной подготовки механика-водителя, содержащий кабину в сборе, переговорное устройство, комплект монтажных частей, отличающийся тем, что установлена аппаратная стойка, в которой размещены: блок питания аппаратуры, блок согласующих устройств, принтер и вычислитель, в котором системный блок ПЭВМ одним своим входом связан с одним выходом блока питания аппаратуры, другим входом связан с выходом манипулятора, третьим входом связан с выходом клавиатуры, а четвертым входом связан с выходом группы цифровых и аналоговых входов, которая своим входом связана с одним выходом блока согласующих устройств, другой выход которого связан с входом контрольно-измерительных приборов и световых индикаторов, одним своим выходом системный блок ПЭВМ связан с одним входом принтера, другой вход которого связан с другим выходом блока питания аппаратуры, другим выходом системный блок ПЭВМ связан с входом графического ускорителя, выход которого связан с одним входом компьютерного монитора, другой вход которого связан с третьим выходом блока питания аппаратуры, третьим выходом системный блок ПЭВМ связан с входом устройства обработки звука, выход которого связан с входом головных телефонов, своим четвертым выходом системный блок ПЭВМ связан с входом группы цифровых и аналоговых выходов, которая одним выходом связана с одним входом блока согласующих устройств, а другим выходом связана с одним входом динамической платформы с приводом, другой вход которой связан с четвертым выходом блока питания аппаратуры, пятый выход блока питания аппаратуры соединен с другим входом блока согласующих устройств, третий вход которого соединен с выходом датчиков положения органов управления.