Софт-Архив

Зулус img-1

Зулус

Рейтинг: 4.3/5.0 (1865 проголосовавших)

Категория: Windows: ГИС, GPS

Описание

Зулусы (1964) - Zulu (1964) - Майкл Кейн, Стэнли Бейкер, Сай Эндфилд

Зулусы (1964)

Режиссер:. Сай Эндфилд

Исполнительный продюсер:. Джозеф Левайн

Продюсеры:. Стэнли Бейкер, Сай Эндфилд

Сценарий:. Джон Приббл, Сай Эндфилд

Оператор:. Стивен Дэйд

Художник-постановщик:. Эрнест Арчер

лейтенант Джон Чард. Стэнли Бейкер

Премьера в Австралии 28 августа 1964

Премьера в Финляндии 11 сентября 1964

В конце 1878 года верховный командующий британской армией в Африке сэр Бэрт Фрэр убедил колониальное прави- тельство "раз и навсегда уладить зулусский вопрос". Без ведома короля зулусов Кечвайо, считавшего англичан своими союз- никами, был составлен план о вторжении братанской армии на земли зулусов. Лорд Челмсфорд, командующий британскими во- оруженными силами в Южной Африке, написал: ". я надеюсь убедить противников такого шага тем, что дикари в чем-то похожи на детей и своевременная жестокость для них болшее благо, нежели излишняя магкость".

Британская военная экспедиция в Южной Африке встретила столь ожесточенное сопротивление зулусского населения, что члены парламента под влиянием общественного мнения уже задумывались над тем, чтобы навсегда оставить Африку в покое и сконцентрировать все усилия британской армии на попытке подавить волнения в других колониях - на Ямайке и Индии. Событие, произошедшее утром 23 января 1879 года в месте, называемом Исандванна, без сомнения, убедило бы британское правительство навсегда отказаться от претензий на Южную Африку - зулусы под предводительством короля Кечвайо напали на крупное британское соединение, состоящее из пяти рот 1-го батальона и одной роты 2-го батальона 24-го Уэльсского пехотного полка общей численностью 1500 человек. Это сра- жение стоило жизни 1329 британским солдатам и офицерам и было самым крупным поражением британской армии после Крымской войны.

Лейтенант Джон Чард, военный инженер, прибыл на заставу Рорк Дрифт для строительства моста. Здесь его настигает известие о том, что его полк практически полностью уничтожен зулусами и четырехтысячная армия туземцев движется прямо на Рорк Дрифт. Заставой командует молодой лейтенант Гонвилл Бромхэд, под его подчинением около ста уэльсских пехотинцев и семь младших офицерских чинов. Также на заставе распложен госпиталь, в котором 36 больных и раненных. Чард в споре с Бромхэдом выясняет, что получил офицерский чин на три месяца раньше него и принимает командование гарнизоном. Бромхэд, не имеющий почти никакого боевого опыта, не особенно спорит.

Анличане вступают в бой с многократно превосходящими их численностью зулусами, отбивая одну атаку противника за другой, и в итоге выходят победителями. И это при том, что зулусы обладали передовой военной стратегией и были вооружены не только копьями, но и ружьями. Сообщения английских газет о героизме защитников Рорк Дрифт изменило общественное мнение о судьбе южно-африканских колоний в прямо противоположную сторону. Без сомнения, это событие, повлиявшее в дальнейшем на всю мировую историю.

о создании фильма.

В начале 1960-х английский журналист Джон Приббл, основываясь на исторических документах, написал для своей книги серию статей о храбрости и доблести британских солдат на полях сражений, в том числе и при осаде зулуссами заставы Рорк Дрифт.

Статью о сражении при Рорк Дрифт опубликовала английская пресса. Права на экранизацию этой истории в 1963 году приобрела компания Diamond Films. созданная уэльсcким актером Стэнли Бейкером и американским режиссером Саем Эндфилдом. В то время в кинематографе еще сильна была тяга к героическо-историческим эпикам, пик которых пришелся на 1950-е. Картина должны была стать первым проектом компании, а к работе над сценарием с рабочим названием "The Battle of Rorke's Drift (Битва за Роркс Дрифт)" Эндфилд привлек автора статьи. За продюсирование картины взялся Джозеф Левайн из компании Paramount. тоже американец, с условием, что бюджет картины будет урезан с 2,6 миллионов фунтов до 2 миллионов.

Стэнли Бейкер был уже к тому времени известным в Англии актером, и мог позволить себе выбирать для проекта, продюсером которого он являлся, тех, кого он уже знал по совместной работе в других картинах, например в военной драме "A Hill in Korea (Холме в Корее)" 1956 года. Одним из многочисленных молодых актеров, игравших вместе с ним в этом фильме был Майкл Кейн, с тех пор не добившийся сколь-нибудь значительного успеха на актерском поприще и играющий в кино в основном эпизодические роли.

Пока проект находился в стадии подготовки к съемкам - улаживались финансовые формальности и подбирались актеры - Бейкер пришел в театр, где Майкл Кейн играл в пьесе под названием "Next Time I'll Sing For You (В следующий раз, когда я буду петь для вас)". После спектакля он пригласил Майкла участвовать в пробах на роль солдата-кокни Генри Хука - плута и вора, пошедшего служить в армию только затем, чтобы не попасть в тюрьму, но в ходе сражения проявившего чудеса героизма. Вскоре, впрочем, выяснилось, что роль отдали другому актеру по имени Джеймс Бут. Майкл с сожалением подумал об очередной упущенной возможности, еще не подозревая, что вскоре это обернется как раз тем шансом, которого он ждал почти десять лет.

"Сай Эндфилд был американцем, и он почему-то был уверен, что мое лицо - это лицо британского аристократа". сказал Майкл Кейн в интервью журналу Films and Filming в 1969 году. "Он мне так и сказал - у тебя, парень, лицо длинное, как у лошади. или как у английского лорда. Да, он тогда был не особенно настроен любезничать со мной. Он подзывал к себе попеременно то меня, то Стэнли, и в конце концов мне сообщили, что я могу рассчитывать в новом фильме на роль лейтенанта. Этим я был обязан исключительно своему "лошадиному" лицу, длинным светлим волосам и. они могли сэкономить на моем гонораре, потому что я был никому не известен".

"Я служил в Корее рядовым". говорил Майкл Кейн в интервью Film Comment в 1980 году, "и поэтому я оценивал поведение офицеров, общался с ними, с точки зрения простого солдата. Для роли мне было необходимо знать, как британский офицер ведет себя с людьми своего круга, равными себе по званию. Тогда я стал ходить обедать в офицерский гвардейский клуб в Лондоне, и в течении двух недель наблюдал за тем, как другие посетители общаются между собой. Мне были важны любые мелочи, даже то, как они говорят."

В документальном фильме, снятом для специального английского DVD-издания "Zulu (Зулусы)". выпущенного в 2002 году, вдова Стэнли Бейкера рассказала о том нешуточном сражении, которое развернулось вокруг кинопроб на роль лейтенанта Гонвилла Бромхэда: "На эту роль пробовались только два актера - Майкл Кейн и Теренс Стамп. Проба Майкла была, мягко говоря, посредственной, а Терри сделал все очень профессионально. Представители Paramount требовали, чтобы на роль утвердили Стампа. Но Стэнли и Сай всеми силами отстаивали кандидатуру Майкла, понимая, что это как раз тот типаж, который был им нужен. Стэнли мне тогда сказал, что его [Майкла] ждет большое будущее".

Также Леди Бейкер поведала, что продюсер Джозеф Левайн и другие представители Paramount продолжили борьбу против Майкла Кейна даже после его утверждения на роль и несколько раз в течение съемок пытались его уволить, прикрывшись формулировкой "за профнепригодность". Но всякий раз за Майкла заступались то Стэнли Бейкер, то Сай Эндфилд.

На натурные съемки съемочная группа и актеры в 1963 году отправились в Южную Африку, в провинцию Натал, и пробыли там около 14 недель. Некоторые эпизоды были сняты позднне на студии Twickenham в Лондоне. Пока съемочная группа работала в Южной Африке каждый день весь отснятый за этот день материал отправляли в Англию на проявку. Затем пленку присылали обратно, и еще не смонтированный материал показывали всем участникам съемочного процесса.

Для Майкла Кейна, по его воспоминаниям, первый же такой просмотр стал последним - он и сам был не в восторге от того, как смотрится в роли лейтенанта Бромхэда. "Я с трудом мог узнать себя в этом человеке, выглядящем довольно странно и неестественно". сказал актер в интервью NFT в 1998 году. "Выглядел он, по правде сказать, ужасно, говорил странно-наигранным голосом. Но самое ужасное было в том, что это был я! Я не смог этого выдержать и ушел, и с тех пор больше никогда не смотрел только что отснятый "сырой" материал. Единственным исключением были съемки в The Man Who Would Be King (Человек, который хотел быть королем) (1975), когда Джон Хьюстон буквально в приказном порядке обязал всех смотреть отснятый материал.

"Zulu (Зулусы)" стартовал в Англии на большом экране 22 января 1964 года - ровно через 85 лет после показанных в фильме событий. Критики подвергла сомнению историческую правдивость некоторых моментов и обозвала стиль фильма старомодным. Но это нисколько не сказалось на успехе фильма у зрителей. В английском прокате фильм собрал сумму, более чем в четыре раза превышающую его бюджет. В Америке фильм вышел в прокат в июне 1964, но повторить за океаном своего британского успеха он не смог.

По данным журнала Film and Filming "Zulu (Зулусы)" по кассовым сборам, а следовательно и по полярности у зрителей, занял третье место среди главных премьер 1964 года. Картина уступила только двум другим британским фильмам - Goldfinger (Голдфингер) и дебюту на большом экране группы Beatles - "A Hard Day's Night (Вечер трудного дня)".

Зулусы / Zulu (1964)

российское издание на видео

Лейтенант Джон Чард - Стэнли Бейкер

Другие статьи, обзоры программ, новости

Где живут зулусы?

где живут зулусы?

Паша Перепелица Гуру (4003) 6 лет назад

На юге Африки.

В конце XVII века народы группы нгуни, обитавшие первоначально на землях нынешней Конго, переселились в Южную Африку, в нынешний Наталь, вытеснив местное бушменское население. Зулусы жили небольшими группами, номинально признавая власть верховного вождя. К началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственной технологии и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей. Особенного успеха добились два клана: ндвандве к северу от реки Умфолози и мтетва к югу от неё.

Первоначально собственно зулусы были одной из подгрупп (isizwe «народ». или isibongo «клан» ) мтетва. Своё название (amaZulu, «дети неба» ) они получили в начале XVIII века, когда около 1709 своё королевство основал Зулу каНтомбела. К 1781 году в клане зулусов было около полутора тысяч членов.

Быстрое расширение владения зулусов началось в 1816 году, когда к власти пришёл король Шака, незаконный сын вождя Сензангаконы. В 1817 году ндвандве убили короля мтетва Дингисвайо (зулусы в этой войне не участвовали). и Шака стал верховным правителем мтетва. Шака провёл военные и социальные реформы, способствовавшие военным успехам зулусов и интеграции завоёванных кланов в его племя. Уже к 1819 году зулусы полностью подчинили ндвандве, а в 1824 году дошли до границ Капская колония. В 1824 году площадь Зулуленда составляла 20 000 км², а население — 250 000 человек. Зулусская армия выросла с 3 000 до 20 000 воинов.

В эпоху апартеида для зулусов был создан бантустан КваЗулу. В 1970 году, согласно Закону о гражданстве чёрных областей все зулусы должны были стать гражданами КваЗулу, потеряв гражданство ЮАР. Бантустан состоял из множества отдельных районов в нынешней провинции КваЗулу-Наталь. Тысячи зулусов, живших на частных землях вне КваЗулу, были лишены своей собственности и переселены на земли, прилежавшие к КваЗулу. К 1993 году около 5,32 млн зулусов жило в КваЗулу и ещё около 2 млн — в других районах страны. Премьер-министром КваЗулу с его создания в 1970 году (под названием Зулуленд) был вождь Мангосуту Бутелези. В 1994 году КваЗулу был объединён с Наталем и был создана провинция КваЗулу-Наталь.

Бантустан КваЗулу на карте ЮАР.

Собственный язык зулусов — зулу, или isiZulu, язык семьи банту, принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати. Зулу — самый распространённый язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР.

Среди зулусов есть христиане (в основном католики и протестанты) ; многие, даже христиане, сохраняют приверженность традиционным верованиям.

Зулусская религия включает веру в бога-творца (iNkulunkulu), который выше повседневных людских дел. К миру духов можно обратиться только через предков (amadlozi), с которыми общаются предсказатели (почти всегда предсказательницы). Всё плохое, включая смерть, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов. Ещё один важный аспект зулусской религии — ритуальная чистота. Для разной пищи часто используются разные приборы и посуда, а омовение нужно совершать до трёх раз в день. Христианство плохо приживалось у зулусов, и часто принимало синкретические формы. Исайя Шамбе, «зулусский мессия». проповедовал особую смесь христианства с местными обычаями.

Зулусы в ритуальной одежде.

Остальные ответы

АФРИКАНСКОЕ ПЛЕМЯ ЗУЛУ - ЗУЛУСЫ - фото, видео и обычаи народа Зулу zulu

Зулусы (племя Зулу) – дети неба

Один из самых многочисленных народов африканского континента, зулусы населяют в основном провинцию Квазулу-Натал в ЮАР. Немногочисленные группы представителей этого народа проживают в экономически более благополучной провинции Гаутенг, сельской провинции Мпумаланга, а также в Мозамбике, Зимбабве и Замбии.

Общая численность народа на сегодняшний день составляет порядка 10 млн. человек. Наиболее близкими к зулусам народами являются коса, матабеле, свази и нгони. Язык зулу является родственным группе нгуни семьи банту .

поселение африканского племени Зулу

Как свидетельствуют археологические раскопки, первые бантуязычные поселения на территории Южной Африки появились еще в первых столетиях нашей эры. В те времена далекие предки современных народов банту стали взаимодействовать с охотниками-собирателями (современные бушмены ), в результате чего произошло частичное смешение культур и языков. Благодаря этому в современном языке зулусов встречаются характерные для койсанских языков щелкающие звуки.

фото: Зулусы в Африке

Согласно историческим данным, полученным из заметок португальских мореплавателей, юго-восточный берег Африки был плотно заселен общинами банту еще в начале XVI века. Именно из этих общин, ассимилируясь и видоизменяясь, и появились предки современных зулусов.

обед африканского племени Зулу

Непосредственно термин «зулусы» возник гораздо позже, примерно в 1709 году, когда один из сильнейших вождей Зулу каНтомбела основал новый клан. Дословно «зулусы» (amaZulu) переводится как «дети неба».

В доколониальную эпоху зулусы вели традиционный полупервобытный образ жизни. Их основными занятиями были земледелие, скотоводство, ремесла, охота и межплеменные войны. Мальчикам с малых лет давали в руки оружие, обучая их военному мастерству. Вырастая, юный боец мог не только защитить свой род от недругов, но и в составе родовой «армии» захватить новые земли или скот.

Зулусы делают оружие

Изначально зулусы жили в каркасных хижинах, имевших форму полусферы и покрытых шкурами и плетеными циновками из тростника. Позже жилище представляло собой саманные дома под плоской крышей, а полусферические хижины остались только для проведения инициаций.

традиционная хижина африканского племени Зулу

Традиционной формой одежды для зулусов всегда были кожаные набедренные повязки, фартуки, а также весьма колоритные украшения на икрах и предплечьях в виде хвостов животных. По праздникам на головы было принято надевать украшения из перьев птиц. Сегодня тип одежды в полной мере сменился на европейскую, а традиционный костюм, на фото выглядящий весьма своеобразно и эксцентрично, применяется только в фольклорных ансамблях.

Зулусы в наши дни

В условиях современности большинство представителей племени являются рабочими горнодобывающей промышленности, а некоторые из них играют важнейшую роль в политике и экономике ЮАР – занимают самые высокие государственные посты. Самый яркий пример – нынешний президент ЮАР Джейкоб Зума, зулус по национальности.

женщина из африканского племени Зулу

Сегодня зулусы, в отличие от таких племен, как масаи или бушмены, во многом утратили традиционность и самобытные черты своей древней культуры. Их одежда, поведение, быт стали более цивилизованными, они стали более образованными и развитыми в культурном плане, однако определенные традиции и обычаи по-прежнему остаются актуальными. И это, в первую очередь, касается народного творчества и религиозных взглядов.

традиционный танец зулусов в Африке

Что касается религии, то среди современных зулусов нет единства и непоколебимости вероисповедания. Часть из них являются христианами (либо католического, либо протестантского толка), другие остались верны традиционным верованиям. Раньше, в доколониальный период, все почитали культ предков и анимистические верования. Главной религиозной фигурой был Ункулункулу – высший (небесный) дух, являющийся в одном лице и первопредком, и демиургом. По представлению древних зулусов, Ункулункулу способен влиять на природные стихии, но при этом не вмешивается в частную жизнь людей. Именно благодаря его мудрой помощи люди научились добывать огонь, заниматься земледелием, вести быт, пользоваться орудиями труда и приручить скот. Посредниками между божествами и смертными, по мнению древних африканцев, являлись души умерших предков. Духи считались полноправными членами семьи, рода и всей общины, играя немалую роль в повседневной жизни.

Зулусы – племя на юге Африки, фильм - Воины Зулусы - смотреть онлайн

Зулусы – племя на юге Африки, фильм "Воины Зулусы" смотреть онлайн. Провинция Квазулу-Натал – земля зулусов.

Зулусы – один из многих диких народов Африки. Проживают они в ЮАР, в провинции Квазулу-Натал. Край, где проживают зулусы – это сказочно красивые зеленые оазисы. Название Квазулу-Натал соеденило в себе две культуры. Много веков подряд эта провинция называлась Натал, и только в 1994 году приняли решение увековечить память про первых жителей этого региона, зулусов, и добавили к названию провинции «Квазулу». Для большинства туристов земля зулусов – это прекрасные горы и глубокий океан, дикие африканские звери, а еще уникальная возможность познакомиться с типичной африканской природой и жизнью диких народов Африки изнутри.

С культурой и образом жизни зулусов можно познакомиться в традиционных деревнях, а можно заглянуть в сканс, музей под открытым небом, созданного в середине 80-ых годов прошлого столетия для съемок телесериала «Зулус Чака». Специально для съемок построили целую зулусскую деревню Шакаланд. Здесь все как в настоящей деревне, только зулусы приходят сюда как на работу. Туристы могут зайти и осмотреть настоящий зулусский дом, погадать у местной шаманки, а если нужно, то и подлечиться, посмотреть на танцующих зусулов, а при желании и потанцевать с ними, а потом, вместе с зусулами, выпить бокал традиционного кукурузного пива.

Жилище зулусов. Шакаланд.

Однако, племя зусулов, кроме того, что развлекает туристов, ведет и традиционный для диких народов Африки образ жизни, в котором большое значение имеет охота и животноводство. В последнее время все большая роль отводится последнему. О социальном статусе зусула сегодня говорят не количество охотничьих трофеев, а количество коров в его стаде. Численность стада говорит про материальные возможности зусула. Ведь даже для того, чтобы жениться ему нужно как выкуп за невесту отдать одиннадцать коров. Так-то!

Для того, чтобы глубже окунуться и понять культуру зулусов и открыть для себя провинцию Квазулу-Натал нужно поехать в Долину Тысячи Холмов, что западнее Дкрбана. Здесь можно окунуться в повседневную жизнь этого традиционного африканского племени. Если время вашего путешествия в ЮАР приходится на конец сентября, то обязательно загляните в Ква Дукузу, на Фестиваль Вождя Чаки. Вы даже можете взять в нем участие. По древней традиции, в последнюю субботу сентября этот дикий народ Африки возносит хвалу королю зулусов. Стоит увидеть это очень красивое зрелище.

В Нонгма, неделей раньше, происходит еще более захватывающий и экзотический ритуал, который называется Танец Тростника. Тысячи зулусских девушек участвуют в праздничной процессии, проходя в танце перед своим королем. Танец Тростника проходит в память о древней традиции, когда таким образом король, прямо во время церемонии выбирал себе возлюбленную.

Зулусы сегодня составляют 20% от всего населения ЮАР. Одни ассимилировали с «белой культурой», другие же живут как жили их предки, не принимают блага цивилизации и предпочитают свой традиционный образ жизни. Жильем зулусам служат маленькие круглые, поставленные по кругу хижины, которые напоминают ульи. В центре такого круга, на сделанной из навоза основе располагается кострище.

Предприняв путешествие в Африку нужно помнить, что большинство диких народов Африки настороженно относятся к белым людям. Единственное племя, положительно настроенное по отношению к белым – это зулусы. Так было даже во времена апартеида. Так случилось, что они всегда видели в белых людях союзников по борьбе с другим диким племенем – коса.

Слово «зулу» означает «небо». Небо над землей зулусов действительно восхитительное. Но не менее восхищают приехавших туристов и песчаные пляжи, окруженные живописными холмами. Коралловые рифы поражают красотой и нежностью оттенков. Побережье земли зусулов пользуется популярностью у серфингистов и поклонников дайвинга. Температура воды в океане позволяет наслаждаться этими развлечениями круглый год.

Квазулу-Натал это красивая природа.

а также бесконечные песчаные пляжи.

Здесь сохранилась Африканская природа. Квазулу-Натал.

И на завершение видео фильм: "Времена и воины. Зулусы." Король шака прославил зулусов как отважних воинов.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Если хотите, то можете посмотреть более старый фильм про зулусов (Zulu 1964 года. основан на реальных событиях, там английские солдаты дали зулусам понюхать пороху).

Зулус

До легендарных реформ короля Шаки зулусы, согласно устной традиции, воевали также как и их соседи – для сражения стороны встречались в заранее назначенном месте и перестреливались лёгкими метательными копьями, защищаясь овальными щитами; во время схватки происходили многочисленные поединки храбрейших воинов, а за боем из тыла наблюдали старики и женщины. Потери в подобных стычках были невелики, и к вечеру одна из сторон, признав поражение, просила мира и обещала платить дань. Приход к власти в 1816 г. Шаки каСензангахоны (буквально Шака Сензангахонович) в корне изменил военное дело зулусов.

Организация зулусской армии

Шака установил, что по достижении 18-19 лет все зулусские юноши призывались на королевскую военную службу. Новобранцы образовывали полк (или вливались в уже существующий), которому давалось имя и назначалась униформа (в основном состоявшая из особого цвета щитов и различных комбинаций церемониальных перьев и мехов). Затем рекруты строили полковые бараки и проходили военное обучение. Воины оставались в распоряжении короля до своей женитьбы, после чего переходили в разряд резервистов призывавшихся во время войны. Разрешение о женитьбе выдавалось лично королём сразу целым полкам, так что полк уходил со службы в полном составе. Естественно, король стремился как можно дольше удерживать воинов на службе, и мужчины в среднем женились ближе к сорока годам. У Зулусов, как и в любом обществе, встречались люди уклонявшиеся от службы, так как жизнь в армии была часто связана с полуголодным существованием и постоянными драками на палках с сослуживцами и полками-соперниками, причём подобные драки иногда перерастали в настоящую поножовщину (например, однажды два придворных полка во время схватки между собой пустили в ход ассегаи и около 70 человек было убито). Такие "отказники" либо уходили в Наталь, находившийся под властью белых, либо становились шаманами не подлежавшими призыву. Зулусский полк (ок. 1000 чел) подразделялся на батальоны (старший и младший), батальоны на дивизионы, дивизионы на роты, а роты на отделения. К примеру, в необычайно многочисленном полку уХандемпемву ("Чёрно-белая Голова") накануне англо-зулусской войны насчитывалось 49 рот в 12 дивизионах. Старшими офицерами полка являлись полковник, подполковник и майоры.

Вооружение зулусов

Щит зулусов, введённый при Шаке, делался из воловьей кожи и был высотой примерно до 1,3 м, а шириной около 60 см. Позднее при распространении огнестрельного оружия щиты стали легче и меньше, однако и щиты старого образца продолжали оставаться в ходу. Военные щиты всех полков принадлежали лично королю и хранились на специальных складах.

Основным наступательным оружием зулусов было копьё. Шаке приписывается радикальная реформа в этой области – как передавали зулусы "Шака говорил, что старый обычай метания ассегаев был плох и вызывал трусость…" Теперь зулусы вооружались ассегаем с длинным широким наконечником около 45 см длиной и коротким древком длиной около 75 см. Дошедшие до нас находки ассегаев обладают наконечниками меньшего размера, однако, фотографии и рассказы очевидцев подтверждают, что ассегаи Шаки были похожи на описанные выше.

В связи с появлением вооружённых ружьями белых, наследники Шаки вернули воинам метательные копья, которые позволяли вести бой на расстоянии, однако главным оружием оставалось колющее копьё. Для метания зулусы использовали в основном дротик с наконечником длиной около 25 см и древком длиной до 90 см, который можно было бросить на расстояние до 45 м. но дальность эффективного броска не превышала 25-30 м.

Кроме копий зулусы вооружались деревянными палицами до 60 см. длиной. Также высокопоставленные зулусы носили боевые топоры, которые являлись как церемониальным оружием, так и боевым.

По мере роста торговли с белыми в страну стало поступать всё большее количество огнестрельного оружия, и ко времени войны с англичанами в 1879 г. многие зулусы вооружились мушкетами. Мушкеты были, естественно, старых образцов, например, гладкоствольными "Brown Bess", к тому же качество пороха и пуль оставляло желать лучшего. Среди зулусов было очень немного хороших стрелков, а большинство из них едва умело целиться, поэтому даже захват при Исандлване 1000 современных британских винтовок не слишком усилил огневые возможности зулусского войска. Один из англичан рассказывал, что зулусы, видя, как европейцы при стрельбе на большие дистанции поднимают прицельную планку, решили, что это увеличивает мощность ружья и всегда стреляли с поднятыми планками. Как следствие, в решающем сражении при Улунди британцы, несмотря на то, что были построены плотным каре, потеряли от огня зулусов всего полтора десятка человек убитыми и до 80 ранеными.

Обучение войск

Во времена Шаки воинам запрещалось носить дротики или метать ассегаи – король требовал быстро атаковать сомкнутым строем и сходиться с противником врукопашную. Однажды Шака провёл эксперимент: разделив воинов на две части, он, кроме щитов, выдал воинам одной половины по несколько палок для метания, а бойцам другой половины по одной палке, изображавшей колющее копьё; затем король приказал воинам биться друг с другом, и воины с "копьями", бросившиеся в рукопашную схватку, быстро победили своих противников. Интересно, что точно таким же способом в "Киропедии" Ксенофонта Кир доказал своим воинам превосходство холодного оружия над метательными снарядами.

Ассегай чаще всего использовался для нанесения ударов нижней хваткой – "…он обычно насмехался над воином, если тот держал ассегай верхней хваткой. Сам он всегда держал ассегай нижней хваткой наконечником вверх…, а не верхней хваткой. Зулу говорил, что ассегай нужно держать нижней хваткой…" (О Зулу каНогандайа, известном воине Шаки дослужившемся до полковника при его брате и наследнике Дингейне).

Начиная с 7 летнего возраста, зулус приобщался к древней традиции поединков на палках, которые велись "до первой крови на голове", после такого поединка соперники перевязывали друг другу раны, показывая, что не испытывают вражды друг к другу. В более зрелом возрасте юношей учили военным танцам со щитом и копьём, которые были как групповыми, так и одиночными "боями с тенью", нередко подобные танцы заканчивались настоящими поединками на палках. После вступления в армию зулусский новобранец обучался основным навыкам обращения с ассегаем и боевым щитом, иногда устраивались учения, в которых один полк атаковал другой, и воины упражнялись в использовании щита и копья непосредственно в массовой схватке. Постоянные стычки между соперничавшими полками также служили для физической и психологической подготовки бойцов (пользоваться ассегаями в таких драках было запрещено и воины вооружались щитами и палками). Как только вспыхивала драка, офицеры подбадривали своих солдат, отбивая ритм палками на щитах; бой продолжался до тех пор, пока офицеры не командовали "Довольно!" и не разгоняли воинов.

Для поддержания дисциплины каждый зулусский офицер носил палку, которую, не раздумывая, пускал в ход, чтобы добиться повиновения.

Излюбленным построением зулусов были "рога быка", состоявшие из 4 отрядов. "Грудь" двигалась прямо на врага, два "рога" старались окружить противника и атаковать с флангов, отряд "львов" стоял в резерве. Также в резерве часто оставались самые молодые, недавно сформированные полки, которых использовали только для преследования и сбора добычи.

Атака против вооружённых казнозарядными винтовками британцев происходила следующим образом: "Тёмные массы людей в разомкнутом строю, с прекрасной дисциплиной следуя друг за другом в быстрой последовательности, бежали ровным шагом через высокую траву. Выстроившись так, чтобы находиться точно напротив нашего фронта, большая часть зулусов развернулась в три линии группами по пять – десять человек и двинулась на нас… они продолжали своё наступление бегом, пока не оказались на расстоянии около 800 ярдов, тогда они открыли огонь. Несмотря на напряжённый момент, мы не могли не оценить тот превосходный порядок, в котором действовали застрельщики зулусов. Группа из пяти или шести воинов вскакивала и бросалась вперёд через высокую траву, петляя вправо и влево, пригнув головы и держа щиты и винтовки внизу, вне поля зрения. Затем они внезапно падали в траву, и ничто, кроме облачков дыма, не выдавало их присутствия, после этого они продвигались снова…" Английский путешественник в 1882 г. попросил группу зулусских ветеранов продемонстрировать заключительную фазу их атаки: "Они… совершили для моего развлечения несколько манёвров, показав, почему их атаки были так опасны для наших войск. Они бросались вперёд на расстояние примерно 50 ярдов от противника и, имитируя звук залпа, падали в траву; затем, когда огонь предположительно ослабевал, они вскакивали и как молния бросались на воображаемого врага с ассегаями и щитами в руках, крича "Usutu"…"

Перед столкновением зулусы осыпали врага метательными копьями (один из англичан вспоминал, что при Исандлване во время атаки зулусов "ассегаи сыпались градом") или давали залп из мушкетов. Зулусский ветеран рассказывал, что он "…выстрелил один раз из… ружья и переложил его в руку со щитом, схватив ассегай, – мы обычно стреляли один раз, а затем атаковали, так как заряжание занимало слишком много времени." Сам Шака говорил о теоретических действиях своих воинов против белых – во время перезаряжания белыми мушкетов его воины бросятся в рукопашную, и белые, не имеющие щитов, побросают ружья и будут вынуждены бежать.

Зулус Мангванана как-то заметил, что "если мужчина является мужчиной, то он бьётся врукопашную". Когда дело доходило до рукопашной схватки, зулусы толкали врагов щитами и кололи ассегаями. Во время битвы при Исандлване, как вспоминал один из участников, "у нас потемнело в глазах и мы кололи всё, что попадалось на пути…". О своём поединке с английским солдатом зулусский воин рассказывал: "Я бросился на солдата, который пронзил штыком мой щит и, пока он пытался вытащить его, нанёс ему укол в плечо. Он отбросил винтовку, схватил меня за шею и подмял под себя. У меня посыпались искры из глаз, и я уже почти задохнулся, когда всё-таки ухитрился схватить своё копьё, торчавшее из его плеча, и пронзил его так, что он скатился с меня бездыханный…". "В последней борьбе использовались (англичанами) приклады и камни, так как у солдат не было больше пуль…" рассказывал другой зулус. Хумбека Гвабе вспоминал, как английский офицер стрелял в него из револьвера, а он нанёс ему такой удар ассегаем, что наконечник вышел между рёбрами. Двое других офицеров были убиты, когда защищались, стоя спина к спине, – одного застрелили, а второго заколол зулусский полковник. Один моряк, прижавшись спиной к повозке, отбивался саблей, пока к нему не подобрались сзади и не закололи ударом из-под повозки. Заключительная стадия схватки напоминала столпотворение, Софикашо Зунгу рассказывал, что при Исандлване поле было покрыто шевелящейся массой людей "…я заметил, что сзади в меня стреляют несколько солдат… Я был бы рад напасть на них, но не мог до них добраться…"

После сражения зулусская армия немедленно расходилась по домам, чтобы совершить очищающие обряды, и даже королевская воля не могла этому воспрепятствовать.

Литература

1. Ian Knight. "The Anatomy of the Zulu Army: From Shaka to Cetshway, 1818-1879". Stackpole Books, 1995

2. Ian Knight. "Brave Men’s Blood: Epic of the Zulu War, 1879". London: Greenhill Books, 1990

3. E.A. Ritter. "Shaka Zulu: The Rise of the Zulu Empire". London: Greenhill Books, 1990

Зулус

Зулу?сы (зулу amaZulu. англ.   Zulus ) — африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Свазиленде. Лесото. Зимбабве. Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

История Править

Согласно археологическим данным, появление предков современных бантуязычных народов в Южной Африке относится ещё к первым столетиям нашей эры [2]. В Южной Африке предки современных банту вступали во взаимодействия с охотниками-собирателями бушменами. Именно благодаря подобным контактам в их язык исикоса и исизулу проникли кликсы — щелкающие звуки, характерные для койсанских языков. По свидетельствам первых португальских мореплавателей к началу XVI века юго-восточное побережье современной провинции КваЗулу-Натал было уже достаточно плотно заселено общинами банту — предками современных зулусов. Они жили небольшими группами, номинально признавая власть верховного вождя. К началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственной технологии и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей. Особенного успеха добились два клана: ндвандве к северу от реки Умфолози и мтетва к югу от неё.

Первоначально собственно зулусы были одной из подгрупп (isizwe «народ», или isibongo «клан») мтетва. Своё название (amaZulu. «дети неба») они получили в начале XVIII века. когда около 1709 Зулу каНтомбела основал новый клан. К 1781 году в клане зулусов было около полутора тысяч членов.

Зулус - это

Зулус это:

Родственные народы:

Зулу?сы (зулу amaZulu. англ. Zulus ) — африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве. Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

Содержание Правление Шаки

Быстрое расширение владения зулусов началось в 1816 году, когда к власти пришёл король Шака, незаконный сын вождя Сензангаконы. В 1817 году ндвандве убили короля мтетва Дингисвайо (зулусы в этой войне не участвовали), и Шака стал верховным правителем мтетва. Шака провёл военные и социальные реформы, способствовавшие военным успехам зулусов и интеграции завоёванных кланов в его племя. Уже к 1819 году зулусы полностью подчинили ндвандве, а в 1824 году дошли до границ Капская колония. В 1824 году площадь Зулуленда составляла 20 000 км?, а население — 250 000 человек. Зулусская армия выросла с 3 000 до 20 000 воинов.

Военные реформы Шаки

Шака провёл полную реорганизацию военной системы зулусов: от призыва до тактики и вооружения.

По новой системе с 14 лет все мальчики должны были отправляться в специальный крааль (ikhanda. мн. ч. amakhanda ), где они проводили от двух до трёх лет. После этого в течение восьми месяцев они служили в полку (ibutho ) со своими сверстниками. В случае военной необходимости все полки немедленно мобилизовались .

Ни один зулус, проходивший военную службу, не имел права жениться без позволения Шаки; Шака же обычно разрешал жениться только тем, кто достиг 30 лет. Таким образом воины максимально долгое время находились под контролем своих вождей и в конечном счёте верховного короля.

Кроме того, Шака заменил традиционный способ ведения войны — бросание копий издалека — на ближний бой короткими ассегаями.

Шака также впервые использовал тактику, получившую название «рога буйвола» (izimpondo zankhomo ). Вся армия разделялась на три части:

  • «Рога» (izimpondo ), охватывавшие противника с фланга. В эти полки обычно ставили молодых, неопытных воинов.
  • «Грудь» (isifuba ) была основной ударной силой, осуществлявшей фронтальное нападение.
  • В «туловище» входили резервы и полки, предназначенные для добивания противника. В этих полках служили главным образом ветераны.
Правление Дингаана

Открытка XIX века, изображающая зулусских воинов

После убийства Шаки в 1828 году королём стал его сводный брат Дингаан. который его и убил. Дингаан ослабил весьма жёсткие требования Шаки относительно возраста вступления в брак и устройства армии. В правление Дингаана начались первые конфликты с бурами. достигшими Зулуленда в ходе Великого Трека. В 1838 году зулусский вождь убил в своём краале предводителя партии буров Пита Ретифа и 70 его невооружённых спутников. После этого зулусы напали на караван буров возле Блоукранса (резня при Блоукрансе). Однако буры выбрали себе нового лидера — Андриса Преториуса — и 16 декабря 1838 нанесли зулусам сокрушительное поражение в битве при Блад-Ривер. Через четыре дня буры разрушили столицу зулусов Мгунгундлову. В 1840 году брат Дингаана Мпанде при поддержке буров сверг вождя и занял его места. При Дингаане зулусы уступили часть своих земель бурским республикам — Трансваалю и Оранжевой. а власть верховного вождя несколько ослабла. Однако зулусское государство оставалось мощной силой в этом регионе.

Правление Мпанде

Основная статья. Мпанде

После победы над Дингааном бурские колонисты во главе с Преториусом основали в 1839 году недолго просуществовавшую Натальскую республику к югу от Тугелы и к западу от британского поселения Порт-Наталь (ныне Дурбан ). В это время Преториус и Мпанде поддерживали мирные отношения. В 1842 году между бурами и британцами разразилась война, в которой последние победили. Республика Наталия была присоединена к британским владениям. В этой войне Мпанде поддерживал британцев.

В 1843 гоуд Мпанде начал борьбу с несогласными среди зулусов. В результате тысячи людей бежали из его владений, в том числе в британский Наталь. Многие из беженцев захватили с собой и скот; Мпанде, стремясь захватить скот обратно, вторгался в соседние земли. В 1852 году он устроил рейд в Свазиленд. но британцы вынудили Мпанде от этих планов отказаться.

В это же время разразилась борьба за престолонаследие между сыновьями Мпанде Кечвайо и Мбуязи. В результате Мбуязи был убит в бою, а Кечвайо стал постепенно захватывать власть. Когда Мпанде скончался в 1872 году в возрасте 74 лет, Кечвайо стал королём зулусов.