Софт-Архив

Правила Русского Языка 2 Класс img-1

Правила Русского Языка 2 Класс

Рейтинг: 4.2/5.0 (1916 проголосовавших)

Описание

Картотека по русскому языку (2 класс) по теме: Правила русского языка 2 класс ФГОС УМК - quot; Школа России - quot; (Канакина)

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС

РЕЧЬ ПРО СЕБЯ  - это наша внутренняя речь. Мы  думаем, не произнося мысли  вслух, читаем про себя…

МОНОЛОГ  – речь одного лица обращенная к слушателям или самому себе ( говорит 1 человек, другие слушают)

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится членом предложения.

В каждом предложении, есть слова, которые выражают главную мысль предложения.

Главные члены предложения составляют основу предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения - это второстепенные члены предложения, они поясняют главные члены предложения.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ  – главный член предложения, обозначает предмет речи (то, о чем говорится в предложении) отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ  -  главный член предложения, обозначает то, что говорится о  предмете речи (о подлежащем). отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ.

НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  состоит только из главных членов предложения.

Другие статьи, обзоры программ, новости

Сайт учителя начальных классов Маторико Е

Сайт учителя начальных классов Маторико Е.Е. Правила по русскому языку за курс 2 класса

1.Предложение.

ü Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

ü Слова в предложении связаны по смыслу.

ü Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

ü Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.

ü В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.

ü Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)

ü Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)

ü Подлежащее . Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?

ü Сказуемое . Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.

ü Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа предложения.

ü Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.

2. Звуки и буквы.

ü На письме звуки обозначаются буквами.

ü Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.

3. Гласные звуки.

ü При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].

ü Произносится только с голосом.

-после гласных звуков

-после ъ и ь знаков

-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.

4.Ударение -это выделение голосом одного из слогов в слове.

ü Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.

ü Остальные слоги в слове безударные.

5. Обозначение гласных звуков.

ü Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.

ü Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.

ü Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

6. Родственные слова.

ü Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.

ü Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.

ü Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.

7. Безударные гласные в корне.

Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.

8. Согласный звук.

ü При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.

ü Произносится с голосом и шумом или только с шумом.

ü Слог образует только с гласным звуком.

ü [ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки

ü [ч`] и [щ`]- мягкие согласные звуки

9. Сочетания ЖИ и ШИ

ü В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.

ü В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.

10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

ü Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.

ü В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.

11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.

Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.

12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.

ü Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э

ü Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь

13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.

ü На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.

ü В середине слова мягкость согласного звука [л`]- всегда обозначается мягким знаком.

ü Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.

15. Алфавит или азбука- это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

75 упражнений на все правила русского языка, 2 класс, Ушакова, 2008

75 упражнений на все правила русского языка, 2 класс, Ушакова, 2008

75 упражнений на все правила русского языка, 2 класс, Ушакова О.Д. 2008.

В книге представлены упражнения по русскому языку разного уровня сложности для учащихся 2-го класса. Цель выполнения предложенных упражнений – тщательная отработка всех изучаемых во 2-м классе орфограмм, а также формирование у учащихся конкретных умений и навыков и доведение до автоматизма навыков грамотного письма.

Сборник может быть использован на уроке учителем, а также родителями для дополнительных занятий с детьми.

Прочитай предложения. Выпиши из них слова, которые обозначают признаки предметов.

1. По светлой глади озера плыл грациозный чёрный лебедь. 2. В гнезде кричали прожорливые кукушата. 3. На высокой берёзе сидела хитрая ворона. 4. Филин — хищная птица. 5. Мы видели в зоопарке прекрасных птиц фламинго.

Составь и напиши по одному предложению со словосочетаниями в изумрудной трапе, по ясному небу, в густых зарослях. Подчеркни в предложениях главные члены.

Составь из слов предложения и напиши их. Подчеркни предлоги.

1. от, укрылись, деревом, дождя, девочки, под

2. доме, мы, в, живём, кирпичном

3. растёт, школы, старый, нашей, около, дуб

4. туч, солнце, из-за, выглянуло

5. на, лошади, лугу, пасутся

Прочитай текст. Выпиши из него предлоги вместе с теми словами, к которым они относятся. Подчеркни предлоги.

Ночью был дождь. С утра солнце в тучах. Река, забитая на поверхности льдом, стоит. Воздух тяжёлый, сырой. В лесах ещё много снегу. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Правила - памятки по русскому языку 2-3 классы

Правила - памятки по русскому языку 2-3 классы

Звуки речи, слоги и ударение изучает фонетика ( фон – «звук»). Обозначение звуков на письме изучает графика ( графо – «пишу»).

В каждом слове один гласный звук произносится дольше других. Это ударный гласный. Остальные гласные звуки в слове – безударные.

Сборник карточек на все правила русского языка 2 класс - Начальная школа - В помощь учителю - Учительские университеты

Учительские университеты

ГУ «Кушмурунская средняя школа отдела

образования Аулиекольского района»

Сборник карточек

на все правила русского языка

Автор: Пасмурнова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

Предисловие

Этот сборник карточек будет полезен при работе над закреплением пройденного материала.

Сборник разбит по темам, которые изучают на уроках русского языка.

Каждую тему представляют основные правила, изложенные в краткой и доступной форме.

Материал сборника способствует развитию у младших школьников умений анализировать, делать выводы, обеспечивает практическое усвоение учащимися основных орфоэпических, орфографических правил. Этот сборник даёт возможность своевременно выявить и ликвидировать пробелы в знаниях, активизировать познавательную деятельность школьников.

Надеюсь, что этот сборник поможет освоить все изучаемые орфограммы во 2 классе, а также значительно пополнить словарный запас и расширить кругозор школьников.

Содержание

1. «Сочетание ЖИ- ШИ».

3.Составь с одним из слов предложение.

Ш__шка, лыж__, уж__н, маш__на, нож__к, ж__дкий, кувш__н, ворош__ть, ш__пы, ш__ть.

1.Вставьте в данные слова сочетание ЖИ или ШИ.

2. Выдели орфограмму ЖИ- ШИ.

Малы____, эта____, гру____, ер____, лу____, ____тель, ма____на, ____ло, ____р, ко____ца, о____бка.

1. Вставь буквы.

2. Подчеркни сочетание ЖИ-ШИ.

У Миш__, наш__ малыш__, хорош__ груш__, острое ш__ло, уж__ ш__пят, острый нож__к, душ__стые ландыш__, друж__ть с братом, ерш__ на уху, суш__ть груш___, ш__шки висят, хорош__е условия.

3. Придумайте предложение со словом ш__повник.

Какие цветы расцветают в мае?__________________

Что растёт на соснах и елях?____________________

Как называется дикая роза?_____________________

Транспорт который перевозит пассажиров и грузы___________

1. Прочитайте.

2. Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетание ЖИ-ШИ.

3. Подчеркните сочетание ЖИ-ШИ.

У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.

2. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ.

Летучие_____________. Душистые_______________.

Колючие_____________. Проворные_______________.

Цветные______________. Густые___________________.

Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.

1. Вставь букву.

2. Подчеркни сочетание ЖИ-ШИ.

3. Составь с одним словосочетанием предложение.

Душ__стый чай, ш__рокие улицы, пуш__стые ели, новые лыж__, проворные стриж__, зелёная маш__на, колючие еж__, рыж__й котёнок

Стальная пружына, отморозил ушы, острое шыло, рыжые листья, лёгкая снежынка, колючий шыповник.

2. Составь с двумя словосочетаниями предложение.

Шырокий пояс, забавный ёжык, вкусный ужын, цветные карандашы, расшытый жылет, душыстые ландышы.

1. Исправь ошибки.

2. Выпиши слова с сочетанием ЖИ-ШИ

3. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ.

У Наташы новая шыфоновая юбка. На ней вышыты ландышы. Завтра в этой юбке она будет кружыться на празднике.

1. Исправь ошибки.

2. Выпиши слова с сочетанием ЖИ-ШИ

3. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ.

В тишыне ты слышышь только, как шуршыт под ногами опавшая листва, да упадёт шышка с вершыны ели.

1. Исправь ошибки.

2. Выпиши слова с сочетанием ЖИ-ШИ

3. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ.

В детском саду тишына. Малышы спят. Шырокие окна прикрыты шторами. В альбомах красуются румяные грушы, колючие ёжыки. Малышы хорошо поработали. Теперь отдыхают.

1. Составь предложения.

2. Подчеркни сочетание ЖИ-ШИ.

ёж(ы, и), у, ж(ы, и)вёт, Маш(и, ы).

ёж(ы, и)ку, девочка, в, каш(ы, и), полож(и, ы)ла, ковш(ы, и)к.

1. Составь предложения.

2. Подчеркни сочетание ЖИ-ШИ.

Маш(ы, и), цветные, у, Миш(ы, и), карандаш(и, ы).

3. Составьте предложение со словом площ__дь.

Печ__ть, нач__ть, прич__лить, песч__ный, угощ__ть, вращ__ть, саранч__, площ__дь.

1.Вставьте в данные слова сочетание ЧА или ЩА.

2. Выдели орфограмму ЧА- ЩА.

___вель, кру__, пло___дка, ____стый, ____йка, по___да, ту___, све____, пи____.

1. Вставь буквы.

2. Подчеркни сочетание ЧА-ЩА.

Трудная задач__, один ч__с, печ__льный щенок, повстреч__лись с друзьями, красивая рощ__, обширная площ__дь, кислый щ__вель, вкусная пищ__.

Петухи______________. Дятлы________________.

2. Составь с двумя словосочетаниями предложение.

Душистый чяй, пушистые зайчята, берёзовая рощя, мелкие чясти, печальное прощяние, мрачная чящя.

1. Исправь ошибки.

2. Составь с двумя словосочетаниями предложение.

Пушистые крольчята, жёсткая мочялка, кожаные перчятки, белая чяйка, обращяться за помощью, долгожданное счястье.

1. Исправь ошибки.

2. Выпиши слова с сочетанием ЧА-ЩА.

3. Выдели орфограмму ЧА-ЩА.

В зоопарке на площядке молодняка весёлая кутерьма. Возятся, рычят медвежата. Качяются на ветках обезьянки. Пищят маленькие волчята.

1. Исправь ошибки.

2. Выпиши слова с сочетанием ЧА-ЩА.

3. Выдели орфограмму ЧА-ЩА.

Подул ветер. Замолчяли птицы. Начялась гроза. Трещят сучья на деревьях. Стучят по листьям тяжёлые капли.

1. Составь предложения.

2. Подчеркни сочетание ЧА- ЩА.

в, стрижи, щебечут, ч(я, а)ще, и, чижи.

1. Составь предложения.

2. Подчеркни сочетание ЧА- ЩА.

крыше, по, дождь, стуч(я,а)ть, дощ(а, я)той, нач(я, а)л.

кач(я, а)ет, ветки, ветер.

галч(я, а)та, в, пищ(а, я)т, гнезде.

1. Составь предложения.

2. Подчеркни сочетание ЧА- ЩА.

звонкие, звуч(я, а)т, голоса, птичьи, в, ч(я, а)ще.

ч(я, а)родей, волшебную, ч(а, я)лму, надел.

2. Подчеркни сочетание ЧУ-ЩУ.

3. Составь с одним словосочетанием предложение.

Ч__десные ландыши, блещ__т звёзды, чищ__ ботинки, тёмный ч__лан, ч__жой учебник, длинный ч__лок.

Решить что?(задача)_____________.

Позвонить кому? (врач)____________.

Поехать куда? (дача)_______________.

Зайти к кому? (товарищ)_____________.

Надеяться на что? (встреча)______________.

Пойти куда? (роща)___________________.

1. Исправь ошибки.

2. Составь с двумя словосочетаниями предложение.

Чюгунная печка, хитро прищюрился, чюмазый малыш, пришли в рощю, чюдесная прогулка, огромная щюка, рыжий чюбчик.

1. Исправь ошибки.

2. Составь с двумя словосочетаниями предложение.

Чюжие игрушки, щюплый ребёнок, тёмный чюлан, маленькая дочюрка, притащю воду, учю уроки, чюдовищная ошибка.

1. Исправь ошибки.

2. Составь с двумя словосочетаниями предложение.

Старая печюрка, шустрый щюрёнок, выращю деревце, учюял добычу, чюдесный денёк, чюжие ботинки, чюжие игрушки.

2. Выпиши слова с сочетанием ЧУ-ЩУ.

3. Выдели орфограмму ЧУ-ЩУ.

Сегодня чюдесный денёк. Мы отправились в рощю. Я молчю и слушаю, как щебечют весёлые птички.

2. Подчеркни в них слова с сочетанием чк.

Привычка- не рукавичка, её не повесишь на спичку.

Яблочко от яблоньки недалеко падает.

2. Подчеркни ЧК, ЧН.

Маленькая уто (чьк, чк)ка зелёные листо (чк, чьк)и

Ру(чьн, чн)ые часы ре (чн, чьн)ой песок.

1. Составь и напиши предложение со словосочетаниями.

2. Подчеркни ЧК, ЧН.

Ёло (чн, чьн)ые игрушки песо (чьн, чн)ые часы

Красивая дево(чк, чьк)а пушистая бело(чьк, чк)а.

Тема: « Гласные буквы в безударных слогах».

Чтобы проверить безударную гласную в слове, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта безударная гласная стала ударной:

1. Вставь пропущенные безударные гласные.

2. Подбери проверочное слово.

3. Подчеркни безударную гласную

Заш__гал, т__жёлый, др__зды, стр__жи, в__лнистый, прох__дил.

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Напиши по образцу.

Образец: Мой папа (море) моряк.

В с_дах созрели пл_ды. Р_ка покрылась тонким л_дком. В дупле с_дел б_льчонок. Оля получила п_тёрку по чтению. На с_сне з_лёные хв_инки.

1. Прочитай предложения. Над каждым, словом поставь ударение.

2.Выпиши слова с безударными гласными.

3. Подбери проверочные слова.

Льют дожди на поля и сады. Прилетели грачи, скворцы и дрозды. В саду зреют плоды.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

2. Подберите проверочные слова.

3. Подчеркните безударную гласную.

1)В л…су ухает с…ва. 2)Луг п…стреет цв…тами. 3) На д…ревьях пож…лтели и покр…снели л…сточки. 4) Мимо нас промчался п…тнистый олень. 5) Зм…я грелась на солнце.

1. Вставь пропущенную букву.

2. Составь и напиши предложения.

1) Др…ва, п…чурке, тр…щали, в. 2) На, б…брёнок, бер…г, выбрался. 3) Гн…здо, заботливая, св…ла, ласточка. 4) Гнал, …сенний, по, листья, ветер, з…мле. 5) Маленькие, корзине, к…тята, в, спали, пушистые.

1. Исправь ошибки.

2. Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочное слово.

Стаяли серые диньки. Тежёлый сырой туман дражал над зимлёй.

1. Исправь ошибки.

2. Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочное слово.

В лису мальчики заметили дупло. юра быстро забрался на дериво. В дупле пещали бильчата.

Тема: « Слог. Ударение. Перенос слов».

Количество слогов в слове определяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Так переносить нельзя!

Э-хо, о-сень, сбру-я.

3. Нельзя отрывать букву й от гласной буквы: строй-ка, лай-ка, фуфай-ка, чай-ка.

4. Слова с двойными согласными переносятся так: ван-на, туман-ный.

5. Нельзя отрывать ь от согласной буквы: пись-мо, паль-тишко, сколь-зить.

1.Раздели слова на слоги

2. Укажи, сколько в словах гласных и сколько слогов.

3. Поставь в словах знак ударения.

ОБРАЗЕЦ: ме-тель (2 гласных-2слога).

Книга, школа, карандаш, пенал, улыбка, орех, смородина.

1. Выпиши в первый столбик слова, состоящие из одного слога, во второй столбик- слова, состоящие из двух слогов, в третий столбик- слова, состоящие из трёх слогов.

Шиповник, класс, осень, игра, перемена, апельсин, лампа, скромная.

1. Прочитай пословицы и поговорки.

2. Выпиши из них слова, состоящие из трёх слогов.

3. Раздели эти слова на слоги. Подчеркни гласные буквы.

1) Золото и в грязи блестит.

2) Добрая слава лежит, а худая бежит.

3) Ешь пироги, хлеб береги.

4) Дела как сажа бела.

5) Руби дерево по себе.

Тема: « Парные звонкие и глухие согласные».

Звонкие - [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Глухие - [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Чтобы проверить парную согласную, надо изменить это слово или подобрать к нему такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная либо согласная н:

Корж- коржи, морковка- морковный.

1. Спиши. Вставь б или п.

2. Запиши проверочные слова.

Гер…, гор…, ду…, су…, ло…. гри…, укро…, зу…

Во…, овё…, гру…, тру…, гря…ь, анана…, алма…. кня….ь.

1. Спиши. Вставь з или с.

2. Запиши проверочные слова.

Коля…ка, колба…ка, желе…ка, ири..ка, воло…ки, наре…ка.

1. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

2. Рядом напиши проверочные слова.

ОБРАЗЕЦ: дикобраз- дикобразы.

Башма(г, к), арбу(з, с), гра(д, т), гне(в,ф), зу(б, п), тетере(в, ф), мор(ж, ш), гро(ж, ш), дра(п, б), бере(г, к).

1. Сделай предмет маленьким.

2. Обозначь орфограмму «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

1. Допиши пропущенные буквы.

2. Напиши проверочные слова.

1) Возьми пру__(___________) и гони гусей на пру__(___________).

2) Сторо__(___________) спрятался в шала__(____________).

3) На грядке растут морко___(_________) и горох.

4) Зимой сне__(________) глубокий, летом хле__(_________) высокий.

1. Найди и исправь ошибки.

2. Напиши проверочные слова.

Около реки рос дуп. Мимо проходил ёш. Он нёс грип и очень устал. Решил ёш отдохнуть в тени под дубом.

Фамилии, имена и отчества, клички животных, названия городов и рек пишутся с большой буквы:

1.Спишите.Поставьте вместо точек имена, отчества и фамилии.

2. Подчеркни орфограмму «большая буква в именах, отчествах, фамилиях».

Мою маму зовут………………….

Мою учительницу зовут…………………….

1. Спиши, вставляя имена и фамилии.

2. Подчеркни орфограмму «большая буква в именах, отчествах, фамилиях».

Дежурные_________ и ______________ поливают цветы.

___________ и_________________ смотрят книгу.

____________и _________________играют в шашки.

Учительница___________________ пишет на доске.

1.Напиши имени и фамилии своих друзей.

2. Подчеркни большую букву в словах.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

1. Придумай и напиши клички животных и птиц.

2. Подчеркни большую букву в словах.

Кошка _____________, собака______________, попугай__________, черепаха_____________, коза______________, корова_____________, жеребёнок_______________, воронёнок______________.

1. Напиши клички животных(собака, корова, котёнок, поросёнок).

2. Подчеркните большую букву.

3. Придумайте и запишите 2 предложения с этими словосочетаниями.

____________________________________________________________.

1. Спиши, вставляя названия и клички животных.

2. Подчеркни орфограмму «большая буква в кличках животных».

На крыше мяукает__________________________________.

В сарае мычит_____________________________________.

Громко лает_________________________________________.

Весело ржёт_________________________________________.

1. Исправь ошибки. Спиши.

2. Подчеркни орфограммы «большая буква в кличках животных».

На сцене сказочный терем. В нём дружно живут собака мушка, кошка дымка, петушок петя, енот тишка, ворона клара.

___________________очень красивый город.

2. Придумай предложения с этими словосочетаниями и запиши их.

витя иванов. наташа сизова, котёнок черныш, Собака буян.

1. Исправь ошибки.

2. Придумай предложения с этими словосочетаниями и запиши их.

коля рыжов, маша николаева, попугай прошка, корова милка.

1. Допиши предложения, чтобы получился рассказ.

2. Подчеркни слова, которые пишутся с большой буквы.

В городе_________ жила девочка. Её звали__________. У _________ была кошка____________. ____________ любила рыбу.__________ нравилось играть с______________.

Тема: «Предлоги».

Предлоги служат для связи слов в предложении и пишутся всегда раздельно с другими словами:

Машины мчались по шоссе.

Гости сидели за круглым столом.

1. Прочитайте текст.

2. Выпишите из текста предлоги вместе с теми словами, к которым они относятся.

3. Подчеркни предлоги.

Ночью был дождь. С утра солнце в тучах. Река, забытая на поверхности льдом, стоит. Воздух тяжёлый, сырой. В лесах ещё много снегу. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

1. Ответьте на вопросы.

2. Напишите полные ответы.

3. Подчеркните предлоги.

Над чем кружился коршун? (берёза)__________________________.

Где появилась роса? (трава)__________________________________.

1. Вставьте нужный предлог.

2. Подчеркните предлоги.

1. Составьте предложения и запишите их.

2. Подчеркните предлоги.

по, от, бежит, полю, волка, заяц.

поляне, прыгали, в, на, лесу, белочки.

1. Составьте предложения и запишите их.

2. Подчеркните предлоги.

1. Вставь предлоги, подходящие по смыслу.

2. Подчеркни предлоги.

1)___ книге много рассказов. 2) Ребята ходили___ аллеям парка.

3) ___ Лиды новое платье. 4) ____дождя дети спрятались___деревом.

5) ____древесины делают мебель. 6) ___платью пришили пуговицы.

1. Вставь предлоги, подходящие по смыслу. Спиши

2. Подчеркни предлоги.

Летом наша семья ездила ___ морю. Хорошо купаться ___ морской воде, дышать морским воздухом. Я люблю смотреть ___море и ___ясный день, и ___ сильный шторм. Мой дядя- бывалый моряк.

1. Вставь предлоги, подходящие по смыслу. Спиши

2. Подчеркни предлоги.

1) Счастье тому бывает, кто___ труде и ___ учении ума набирает.

2) Хорошее слово___ сердца дойдёт. 3) Лучше____ труде сгореть, чем замёрзнуть ____ безделья. 5) Дружно __ дело взяться- и пустыня зацветёт.

1. Вставь предлоги, подходящие по смыслу. Спиши.

2. Подчеркни предлоги.

Ходит ___двору петушок. ____голове красный гребешок. Нос__ Пети долотом. Хвост ___ Пети колесом, ___хвосте узоры. ____ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает. Курочек ___ цыплятами созывает.

Тема: « Имя существительное».

Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём. называются именами существительными.

1. Запиши в первый столбик имена существительные, отвечающие на вопрос кто. во второй столбик- имена существительные, отвечающие на вопрос что?

2. Придумай и запиши с 2 словами предложение.

Волк, газета, зелень, учительница, бык, мама, семья, кнопка, бумага, ребенок.

1. Запиши в первый столбик имена существительные, отвечающие на вопрос кто. во второй столбик- имена существительные, отвечающие на вопрос что?

2. Придумай и запиши с 2 словами предложение.

Дорога, автобус, море, лиса, лист, девочка, дятел, кровать, магазин, стрекоза.

1. Запиши в первый столбик имена существительные, отвечающие на вопрос кто. во второй столбик- имена существительные, отвечающие на вопрос что?

2. Придумай и запиши с 2 словами предложение.

Лето, брат, мороз, сестра, машина, улица, воробей, ветер, петух, котёнок.

1. Выпиши имена существительные.

2. Придумай и запиши с этими словами 3 предложения.

1. Спиши. Вставь подходящие по смыслу слова.

2. Подчеркни имя существительное.

1) …. …. …… - это деревья.

2) …. …. …… - это цветы.

3) …. ……, …..- это ягоды.

4)……, ……, …..- это грибы.

1. Составь и напиши3 предложения с любым именем существительным, отвечающим на вопрос кто? ___________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: « Имя прилагательное».

Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чьи. называются именами прилагательными.

1. Вставь пропущенные слова, обозначающие признаки предмета.

Светит_________________ солнце.

Дует____________________ветерок.

Небо_____________________.

Звонко поёт______________________жаворонок.

Вода в реке______________________.

1. Напиши по образцу.

ОБРАЗЕЦ: костюм (какой?) синий, краска (какая?) синяя, небо (какое?) синее, васильки (какие?) синие.

Кислый щавель, кислая клюква, кислое яблоко, кислые ягоды.

Сладкий арбуз, сладкая малина, сладкое мороженое, сладкие груши.

1. Напиши по образцу.

ОБРАЗЕЦ: костюм (какой?) синий, краска (какая?) синяя, небо (какое?) синее, васильки (какие?) синие.

Горький перец, горькая полынь, горькое лекарство, горькие слёзы.

Солёный огурец, солёная вода, солёное озеро, солёные грибы.

1. Отгадай загадку.

1. К данным существительным подберите имена прилагательные.

2. Придумайте 2 предложения с этими словосочетаниями.

Кольцо (какое по материалу?)-___________________.

Яблоко (какое по цвету?) -________________________.

Дерево (какое по высоте?) -___________________.

2. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.

Прекрасное в…сеннее утро! Утренняя р…са блестит на траве. Лё…кий ветерок шумит над деревьями. Показалась з…ленная тра…кА. Утром воздух свежий и чистый.

2. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.

Красивое и полезное дерево- берёза. Из её древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, лыжи, посуда и другие полезные человеку вещи. На стволе берёзы растёт берёзовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.

1. Спиши предложения.

2. Вставь слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

используй слова для справки.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВКИ: яркое, голубой, долгожданная, молоденькая, весёлая, клейкие, шумные.

Наступила_________ весна. В небе светит_________ солнце. Звенит__________ капель. Бегут___________ ручейки. На деревьях распускаются __________ листочки. Зеленеет________ травка. Из неё выглядывает_____________ подснежник.

1. Спиши пословицы и поговорки.

2 Вставь пропущенные буквы.

3. Подчеркни волнистой линией слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Худая тр…ва из поля вон.

Плохие вести не л…жат на месте.

Хорошие речи приятно и слушать.

Ч…жое добро впрок нейдёт.

Ч…жая душа – потёмки.

Доброе слово и кошке приятно.

1. Спиши, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.

2. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.

Этот ___________ зв…рёк ж…вёт в лесу. У него ________ ушки, ________ хвостик. Передние лапы __________, а задние____________. Шубка у зв…рька летом__________, а з…мой______________. Морковка, ___________ капуста- любимые лакомства ж…вотного. А __________ зимой и кора хороша!

1. Прочитай стихотворение.

2. Выпиши из него имена прилагательные. Над каждым из них надпиши вопрос, на который отвечает имя прилагательное.

Лиловая тучка плавится

В огне румяной зари.

Из мыльной пены мне нравится

Пускать в саду пузыри.

Блестят- золотые, цветистые,

Один за другим скользит….

Колышутся клёны ветвистые,

Пичуга в листьях свистит.

1. Прочитай предложения.

2. Выпиши из них слова, которые обозначают признаки предметов.

1. По светлой глади озера плыл грациозный чёрный лебедь. 2. В гнезде кричали прожорливые кукушата. 3. На высокой берёзе сидела хитрая ворона. 4. Филин – хищная птица. 5. Мы видели в зоопарке прекрасных птиц фламинго.

1. Составь и напиши 4 предложения с именами прилагательными

золотой, золотая, золотое, золотые.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: « Глагол».

Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать. называются глаголами.

1. Запиши в первый столбик глаголы, отвечающие на вопрос что делать. во второй столбик- глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

Забежать, читать, пищать, вписать, переписывать, наколоть, выпрыгнуть, играть, сварить, красить, загорать.

1.Прочитай стихотворение.

2. Выпиши из него слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?

И солнце поднимается,

И в поле за холмом

Овёс переливается

1. Напиши, кто как передвигается.

2. Подчеркни глагол.

Воробей ________________. Червяк ___________________.

Щука ___________________. Лягушка _____________________.

Белка ____________________. Бабочка ______________________.

Вороны _________________. Спортсмен ____________________.

1. Спиши предложения.

2. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы кто? что. одной чертой, а слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают. - двумя чертами.

1. В лесу поют птицы. 2. Мой папа работает на заводе. 3. Школьники пишут диктант. 4. Кошка играет с котятами. 5. Вдалеке слышатся раскаты грома.

1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

2. Подчеркни двумя чертами глаголы.

На р…ке раскрылись белые лилии и жёлтые кувш…нки. Буйно цв…тёт над в…дою водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки своих утят. Л…тают над водою белые и синие стрекозы. Гудят над цв…тущей кашкой деловитые пчёлы. Плавают в в…де пузатые караси.

1. Прочитай пословицы и поговорки.

2. Выпиши из них все глаголы. Рядом в скобках напиши вопросы, на которые они отвечают.

1. Терпение и труд всё перетрут. 2. Тише едешь, дальше будешь.

3. Умные речи приятно и слушать. 4. Каждая курица свой насест хвалит. 5. Битая посуда два века живёт.

1. Спиши предложения.

2. Подчеркни в предложении глаголы. Над глаголом напиши вопрос.

1. Часы остановились в полночь. 2. Наша учительница интересно ведёт все уроки. 3. Мы собираем в саду яблоки и груши. 4. В городе началась эпидемия гриппа. 5. Воробьи купаются в лужах.

1. К данным существительным подберите глаголы подходящие по смыслу.

2. Подчеркните глаголы.

Ветер _________, _________, __________.

Цветок ________, _________, ___________.

Персональный сайт

Если после мягкого знака стоят е, e, ю, я, и, то мягкий знак называется разделительным.

(вьЮга, платьЕ, воробьИ)

В других случаях он показатель мягкости.

(конь, мальчик)

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, рек, городов, деревень пишутся с большой буквы.

(Каспийское море, корова Буренка)

При переносе слов двойные согласные разделяются:

(каС-Са, груП-Па)

Парные согласные в конце слов надо проверять: после них надо поставить гласную

(зуб – зубы, глаз-глаза, рукав-рукава)

б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с

Парные согласные в корне слова надо проверять – для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный

(трубка-труба, глазки-глаза, кружка-кружечка)

Чтобы проверить безударный гласный, надо

изменить слово так, чтобы безударный

гласный стал ударным.

(грозa-грoзы, горa-гoры, ведрo-вeдра)

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

То, как мы произносим предложения, называется интонацией.

Подлежащее–это главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? Подчеркивается одной чертой.

Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? Подчеркивается двумя чертами.

Другие члены предложения называются второстепенными.

По цели высказывания предложение бывает:

1) Повествовательное – предложение, которое о чем-либо сообщает. В конце него ставится точка. (В класс вошла учительница)

2) Вопросительное – предложение, которое содержит вопрос. В конце него ставится вопросительный знак. (Кто сегодня дежурный?)

3) Побудительное – предложение, которое содержит побуждение к действию ( приказ, призыв, просьбу). (Не говори не умею, а говори научусь.)

4) Восклицательное – предложение, которое содержит чувство радости, гнева и произносится с восклицательной интонацией.

(Да здравствует мир во всем мире!)

Связь слов в предложении устанавливается при помощи вопросов:

Солнце (какое?) яркое

Солнце (что делает?) играет

Играет (в чем?) в каплях

В каплях (чего?)росы

Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

(грозa-грoзы, горa-гoры, ведрo-вeдра)

Текст – группа предложений, связанных между собой по смыслу. У текста есть: тема, название, начало, основная часть, конец.

Текст бывает:

Повествовательный – рассказывает, что произошло (к нему мы можем задать вопрос: Что произошло?)

Текст-описание – описывает какой-либо Предмет (к нему мы можем задать вопрос: Какой предмет?)

Текст-рассуждение – рассуждает на какую-либо тему (к нему мы можем задать вопрос: Почему?)

Часть текста от одного отступа к другому называется абзацем.

Разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

Речь каждого из участников диалога называется репликой.

Каждая реплика записывается с новой строки, и перед ней ставится тире.

В некоторых словах согласные в, д, т, л не произносятся, но пишутся

(здравствуй, сердце, солнце, радостный)

Наша речь состоит из слов. Каждое слово - это часть речи.

Различают самостоятельные (существительное, прилагательное, глагол) и служебные (предлог) части речи.

Существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

кто? (для одушевленных)

или что? (для неодушевленных)

Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, названия газет, журналов, книг, фильмов и др.

Все остальные сущ. – нарицательные.

Существительные делятся по числам. Различают единственное (один предмет) и множественное (много предметов) число.

(огород – огороды, парта – парты)

Существительные делятся по родам.

Существительные, к которым можно подставить слова он мой, относятся к мужскому роду (он мой папа).

Существительные, к которым можно подставить слова она моя, относятся к женскому роду (она моя мама).

Существительные, к которым можно подставить слова оно моe, относятся к среднему роду (оно моe дитя).

Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Имя прилагательное изменяется по родам. Оно такого же рода, какого рода имя существительное, с которым оно связано:

большой лес - муж. род

большая сосна – жен. род

большое дерево – ср. род

Имена прилагательные изменяются по числам: большой – большие, новый – новые.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделают? и другие …

Глаголы изменяются: по родам: (кот стоял – кошка стояла – дерево стояло)

По числам: (кот стоял – коты стояли )

По временам: Прошедшее время – что делал? что сделал? (писал, написал)

Настоящее время – что делает? (пишет)

Будущее время – что будет делать? что сделает? (будет писать, напишет)

Презентация - Правила по русскому языку 1-2 класс - скачать презентации по Русскому языку

Презентация на тему: Правила по русскому языку 1-2 класс

Описание слайда:

Согласные: М Н Р Л Й Г З Д Б В Ж К С Т П Ф Ш Ч Щ Х Ц Гласные: А О Э У Ы Я Ё Е Ю И

Описание слайда:

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (ПО ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ, ПО МЯГКОСТИ И ТВЁРДОСТИ) М Н Р Л Й Г З Д Б В Ж ЗВОНКИЕ - К С Т П Ф Ш Ч Щ Х Ц ГЛУХИЕ – *ПРИМЕЧАНИЕ: остальные согласные могут быть и твёрдыми и мягкими

Описание слайда:

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ А О Э У Ы Я Ё Е Ю И Ь Ъ звуков не обозначают – это только буквы.

Описание слайда:

Хитрые буквы я, е, ё, ю я ю е ё [й, а] [й, у] [й, э] [й, о]- 2 звука в начале слова юла [ й, у л а] после гласных каюта [ к а й, у т а] после ь и ъ вьюга [ в, й, у г а] после согласных люк [ л, у к]

Описание слайда:

Запомни 1) После твёрдого согласного звука при письме ставим ту гласную, какой гласный звук слышим. 2) После мягкого согласного звука слышим: [ А ]. но пишем Я Мята [ О ]. но пишем Ё Лёд [ У ]. но пишем Ю Люк [ Э ]. но пишем Е Пенал