Софт-Архив

Практическая Математика img-1

Практическая Математика

Рейтинг: 4.2/5.0 (1903 проголосовавших)

Категория: Windows: Математика

Описание

Практическая математика - это

практическая математика это: Смотреть что такое "практическая математика" в других словарях:

Математика — Слово математика происходит от греческого ?????? (наука, учение), в свою очередь происходящего, вместе с имеющим одно с ним значение словом ???????, от глагола ???????, первоначальное значение которого, учусь через размышление. устанавливало… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Россия. Русская наука: Математика — Эпоха письменных памятников застает в России употребление десятичной системы счисления в пределах 1 10000 (тьма) и дробей двоичной системы вместе с некоторыми другими простейшими дробями вроде 1/3, 1/5, 1/7 и их подразделениями по двоичной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

День математика и механика — Уральский государственный университет (УрГУ) Девиз «Бойтесь человека одной книги!» (Фома Аквинс … Википедия

Конечная математика —         область математики, занимающаяся изучением свойств структур финитного (конечного) характера, которые возникают как внутри математики, так и в её приложениях. К числу таких конечных структур могут быть отнесены, например, конечные группы,… … Большая советская энциклопедия

Оптимизация (математика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Оптимизация. Оптимизация  в математике, информатике и исследовании операций задача нахождения экстремума (минимума или максимума) целевой функции в некоторой области конечномерного векторного … Википедия

Наука — I Наука         сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия

Наука — I Наука         сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия

Общественные науки — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

СССР. Естественные науки —         Математика          Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в. когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус … Википедия

  • Практическая математика. Руководство для начинающих изучать теоретическую физику. Учебное пособие. Смилга Вольдемар Петрович, Белоусов Юрий Михайлович, Кузнецов Владимир Петрович. Представлен справочно-методический материал по различным разделам высшей математики, имеющий большое применение при изучении курса теоретической физики: линейная алгебра, различные системы… Подробнее Купить за 1146 руб
  • Математика. Учебник. 3 класс. VIII вид. Эк В.В. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Учебник переработан с учетом современных подходов, усилена практическая направленность задач, сокращено… Подробнее Купить за 686 руб
  • Математика. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС. Аргинская И.И. Учебник предназначен для изучения математики в классах, занимающихся по системе Л.В. Занкова, направленной на достижение высокого уровня общего развития каждого ребенка, и является… Подробнее Купить за 319 руб
Другие книги по запросу «практическая математика» >>

Другие статьи, обзоры программ, новости

Практическая математика - online школа

"Практическая математика" online школа

Чтобы подписаться, Вам необходимо войти .

Информация

Об организации: "Практическая математика" это онлайн школа по подготовкой детей к ГИА и ЕГЭ по математике.

Основная идея онлайн школы - систематическое прорешивание, которое гарантирует успешную сдачу экзаменов. Показать полностью..

К ГИА лучше готовиться с 7 класса, когда у ребят в школах появляется геометрия, т.к. многие ученики не любят этот предмет и считают, что он не важный. Но 30% задач на ГИА - это как раз геометрия.

В онлайн школе "Практическая математика" у ученика есть возможность нарешивать задачи на все темы, с контролем преподавателя.

Так что смело вступайте в группу, задавайте вопросы, практикуйте математику и все у вас получиться!!!

О том как работает онлайн школа можно помотреть тут: practmath.ru/rabotaet

Стоимость 4 занятий(один месяц) 550 рублей.

Стоимость 12 занятий(3 месяца) 1500 рублей.

Оплатить можно через платежную систему Яндекс.Деньги. Подробная иструкция тут: practmath.ru/articles/82530 Веб-сайт: practmath.ru

Практическая 4 математика

/ практическая 4 математика

Практическая работа № 4

Расчет количества выборок

Цель работы: научиться определять количество выборок, используя

правила комбинаторики и основные формулы.

Содержание работы.

Основные понятия.

1 Правило суммы. Если элемент x можно выбрать n способами и если элемент y можно выбрать m способами, то выбор «либо x, либо y» можно осуществить n+m способами.

2 Правило произведения. Если элемент x можно выбрать n способами,

и если после его выбора элемент y можно выбрать m способами, то выбор упорядоченной пары можно осуществить nm способами.

3 Правило включений и исключений: Если элемент А можно вы-

брать n различными способами и независимо от него элемент B можно вы-

брать m различными способами, причем множества элементов пересекаются,

то выбрать все различные комбинации элементов « A или B » можно по фор-

4 Правило включений и исключений: Если элемент А можно вы-

брать n различными способами, независимо от него элемент B можно вы-

брать m различными способами, а элемент С k способами, причем множества элементов пересекаются, то выбрать все различные комбинации элементов

« A или B или С » можно по формуле:

A B C A B C A B A C B C A B C

5 Размещением из n элементов по m называется любой упорядоченный набор из m различных элементов, выбранных из n элементов. Размещения могут отличаться друг от друга как элементами, так и их порядком.

Виртуальная физико-математическая школа - Альфа - Практическая математика

Практическая математика

Делюсь с Вами большим количеством позитива и любовью к математике.

Светлана Михайлова, Новосибирск.

Алла Михайловна!

Доброго времени Вам. Сегодня была на выставке "Ощути математику" - интерактивные презентации. не могла

удержаться, чтобы не поделиться с Вами.

Математические головоломки, задачи на логику и внимание, на знание Стереометрии и Планиметрии...Мост

Леонардо делали целым коллективом, создавшимся в порыве простого желания - Творить. Разный возраст,

статус и прочие атрибуты были незначимы перед великим Леонардо. Знаете, так было здорово испытать

почти детские эмоции от совместного труда руками и головой. В Инете нашли модели моста и по фото просто

пытались восстановить.

Дух творчества так приятен и позитивен. особенно, когда знаешь, что это

просто так. Получила огромное удовольствие, и, вместе с тем, сожалела, что в наши школьные

годы не было таких возможностей.

Однако. без ложной скромности похвалюсь. Решать такие творческие

задачи можно, имея великолепную базу в виде основных понятий и навыков.

Имею, и Ваша заслуга в том тоже

Эта выставка проводится немецким консульством, в рамках года Германии в Новосибирске. Предполагает

семинар, конференцию и мастер класс для педагогов с участием профессорско-преподавательского состава НГУ.

Как ваши дела. Надеюсь. что эмоции, которые получаете от своей деятельности, не позволяют хворям

Элективный курс по математике - Практическая математика

Элективный курс по математике "Практическая математика" Пояснительная записка

Математика возникла из практических потребностей человека, из опыта и все её понятия, как и понятия других наук, отражают, отображают определённые свойства, состояние, связи и т. д. Математическая наука используется сейчас во всех сферах человеческой деятельности, поэтому, преподавая математику, учитель не должен забывать, что ученик должен видеть за вычислениями и формальными преобразованиями, а также за геометрическими образами и математическими понятиями не только абстрактные символы, но и серьёзное реальное содержание, пусть даже в самой простой форме.

Актуальность. Для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьёзная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания по математике. Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность не появляется стихийно. Она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связи математики с окружающим миром, с современным производством. Процесс трудового обучения и воспитания учащихся в современных условиях немыслим без опоры на математические знания.

Современная математика склонна к идеалистическому направлению в обучении, а практическое направление остаётся в тени: отсутствует этап составления математических моделей. Обучение математическому языку, его основным диалектам – важнейшая цель математического образования.

Цель:
  1. Показать учащимся тесную связь математики с общественной практикой, с жизнью, их личным опытом.
  2. Создание у учащихся положительного образа математики.
  3. Закрепление и углубление знаний, умение применять их в различных ситуациях.
  4. Расширение кругозора учащихся, в том числе рассмотрены вопросы межпредметных связей.
Задачи:
  1. Важнейшей задачей является формирование математического аппарата для решения практических задач (моделей), смежных предметов окружающей реальности.
  2. Получение школьниками конкретных знаний для описания исследования разнообразных процессов, например, выбор оптимального варианта.
  3. Формирование у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Способы реализации. Возможность реализации поставленных целей и задач курса обусловлена тем, что:
  • многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе широко используются в конкретных производственных процессах;
  • умения и навыки по математики, предусмотренные школьной программой, находят непосредственное применение в производительном труде.

Я из множества заданий выбрала небольшую часть задач по темам: задачи сельскохозяйственного производства, задачи на оптимизацию прокладки дорог, строительства, задачи на вычисление площадей, бухгалтерский учёт, расчёт калорийности питания, составление чтения диаграмм, задачи на проценты.

Занятия по данному курсу проводились на протяжении 2 лет, содержание немного менялось, дорабатывалось с учётом пожеланий учащихся, “нахождением” интересных практических задач. Данный курс возник не случайно: ко мне, как учителю математики, не раз обращались за помощью решить различные практические задачи. Например: разбить цветник в виде 6 лепестков в форме многоугольников вокруг памятника; рассчитать необходимое количество пиломатериала для ремонта пола в спортивном зале, вычислить количество бензина в резервуаре при сломанном счётчике и т. д. По отзывам учащихся, занятие на курсе им интересно, полезно и даёт возможность по- новому относиться к урокам математики.

Методы и формы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, постановка проблемы, исследовательский метод, метод математического моделирования. Применяемые формы групповой и индивидуальной работы с учащимися.

Ожидаемые результаты. Учащиеся могут применять приобретённые знания практической деятельности в повседневной жизни, понимать значимость изучаемого предмета в современном мире, понимать в какой степени необходимы математика в их будущей профессии. Учащиеся должны уметь применять математические знания на практике, как в бытовой жизни, так и в будущей своей профессии, иметь навыки исследования, написания отчёта по своей работе.

Учащиеся должны научиться работать в группе, уметь считаться с мнениями других, работать самостоятельно.

Критерии оценки, самооценки. Работа каждого ученика оценивается по баллам каждого занятия, при этом учитывается насколько заинтересовался ученик данной учебной деятельностью, его личностный рост, оценка при работе в группах другими учащимися, содержание и форма представленной творческой работы, уровень публичной защиты творческой работы. По окончании курса учащиеся получают удостоверение (см. Приложение 4).

Основная форма обучения – практическая деятельность учащихся, выполнение самостоятельных работ. Основная форма проведения – урок, практические занятия на земельном участке.

Курс рассчитан на 15 часов, состоит из 7 глав.

Учебно-тематический план

Практическое приложение математических знаний

Название проекта

"Практическое приложение математических знаний"

Предмет и класс

Математика

Аннотация к проекту

Проект предполагает показать учащимся практическое применение некоторых математических понятий. Проект направлен на поиск жизненных ситуаций, которые возможно решить с помощью математического моделирования в рамках школьной программы. Проект предполагает практическое освоения ребятами ряда учебных тем. А именно: проценты, пропорции, арифметическая, геометрическая прогрессии, степени, логарифмы, площади геометрических тел. В рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение в классе основных теоретических положений в рамках учебных тем с использованием методических материалов учителя. Значительный упор делается на проведенные группами школьников самостоятельных исследования с последующей систематизацией и оформлением. Результаты заслушиваются и обсуждаются на уроках или дополнительных занятиях. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Могут ли математические модели описать конкретные жизненные ситуации и помочь решить их?

Вопросы учебной темы (проблемные)- например: «Насколько важны математические расчеты в химии?» «Как знание процентов поможет анализировать статистические данные?» «Как обсчитать бюджет семьи?» «Какие денежные вклады могут оказаться выгодней? Как это просчитать?» «Расчет расходов на ремонт классного кабинета».

Каким может быть творческое название учебной темы учащегося? «Химические растворы требуют точных соотношений реактивов» «Статистика не существует без процентов» «Бюджет семьи в числах и соотношениях» «Денежные вклады. Как выиграть?» «Затраты на ремонт – оптимальные»

План проведения проекта

Что можно практически рассчитать с помощью многочисленных формул, определений?

Эти и другие подобные вопросы начинают задавать учащиеся, начиная с 7-8 класса, когда математика начинает делиться на алгебру и геометрию, становится еще более «предметной», а те вычислительные математические навыки, что используются на химии, физике и т.п. кажутся незначительными и достаточными.

Без практической направленности какой-либо деятельности теряется к ней интерес, что сказывается на качестве знаний, а в рамках школьной программы по математике лишь незначительная часть учебного материала рассматривается с конкретными примерами из жизни. Дидактические цели Формирование у учащихся понимания практического приложения математических знаний. Формирование навыков использования математического моделирования в учебной деятельности. Воспитание заинтересованного, обдуманного восприятия учебного материала. Приобретение навыков самостоятельной работы с информационными и другими ресурсами, навыков коллективной работы.

Методические задачи: Ввести понятия математической модели на основе рассмотрения примеров из реальной жизни, при решении практико-ориентированных задач. Научить учащихся находить, описывать и разрешать (решать) с помощью математических моделей жизненные ситуации. Развивать умение сформировать задачу и кооперативно ее решить. Закрепить навыки работы в электронных таблицах,

Визитная карточка проекта Публикация преподавателя

ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС - математика, планирование

ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Основными подходами при организации образовательного процесса являются индивидуальный подход, направленный на максимальное развитие способностей каждого обучающегося, и деятельностный подход, позволяющий овладеть основными видами коллективной и индивидуальной деятельности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Реализация требований государственного образовательного стандарта, обеспечение результативности и повышение эффективности образовательного процесса требует применения наиболее актуальных и современных педагогических технологий. При реализации данной рабочей программы использованы различные виды педагогических технологий:

  • технологию коллективного взаимодействия . предполагающую обмен учебной информацией в парах сменного состава;
  • технологию полного усвоения . предполагающую единый для всех обучающихся фиксированный уровень достижений, но индивидуальные время, методы, формы, условия труда;
  • технологию адаптивного обучения . приоритет при организации которой отдается самостоятельной деятельности обучающихся, предполагается варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.
  • технология проблемного обучения . которая предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению проблем. При проблемном обучении учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее решения. В ходе проблемного обучения у обучающихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личностные качества.
  • технология модульного обучения . при использовании которой максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучение, особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке.
  • технология проектного обучения . которая предполагает решение практических задач, взятых из повседневной жизни. Целью продуктивного проектного обучения является не столько усвоение суммы знаний, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта обучающихся и их представлений о мире. Каждому обучающемуся предоставляется возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и развить ее.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

ПРОГРАММАМИ общеобразовательных учреждений, алгебра 7 - 9 классы, геометрии 7 -9 классы, Москва, «Просвещение», 2008. Преподавание ведется по следующим учебникам:

  • «Геометрия 7 – 9» Атанасян Л.С.
  • «Алгебра 8» Мордкович А.Г. Алимов Ш.А. и др,

В основе целей образовательной системы лежит социальная компетентность. понимаемая как общая способность. основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и социальной ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы. Достижение социальной компетентности определяется реализацией требований к содержанию основных образовательных программ по линиям содержания образования:

  • «культура здоровья» (человек и здоровье) - проявление в ответе содержания связанного со здоровьем и благополучием людей;
  • «экологическая» (человек и природа) - проявление в ответах содержания, связанного с благополучием окружающего мира;
  • «социально-правовая» (человек и общество) - проявление в ответах содержания, связанного с общественным порядком, благополучием общества;
  • «культурно-историческая» (человек и история, человек и культура) - проявление в ответах содержания, связанного с историческим и культурным многообразием точек зрения, общечеловеческими ценностями;
  • «информационно-методологическая» (человек и информация) - демонстрация в ответах учащихся разнообразных способов получения и предоставления информации.

Каждая из линий направлена на развитие определенного вида компетентности. Взятые в единстве, они образуют интегральную характеристику результата образования - социальную компетентность.

Составляющие образованности:

знание норм и правил, различных видов коммуникаций, представление об информационных системах, знание информационных технологий

  1. деятельностно - коммуникативная

демонстрирует умение работать с письменной и устной информацией, понимает смысловое содержание информации, преобразовывает и конструирует информацию в различных ситуациях, умеет доводить смысл и содержание своей информации до партнера, умеет вести диалог, осуществляет выступление, умеет использовать компьютер и владеет методами обработки информации

осознание ценности информации и воздействия для современного общества, ориентация в нестандартной информационной ситуации.

Согласно ФГОС, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 :

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:

осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать:

Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:

1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;

5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;

8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;

10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

Практическая направленность обучения математике: математика и сельское хозяйство

Практическая направленность обучения математике: математика и сельское хозяйство

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

238031. Россия, Калининградская обл. Гусевский р-н, п. Калининское ул. Центральная 17

тел/, e-mail: *****@***ru

«Практическая направленность обучения математике: математика и сельское хозяйство »

Выступление на муниципальном семинаре «Организация практической работы учащихся в рамках элективных курсов сельскохозяйственной направленности » учителя математика I категории Кошарного Владимира Ивановича

« Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой», - писал математик А. Н. Колмогоров.

«Прикладная направленность обучения математике состоит в ориентации содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках, в профессиональной деятельности. в сельском хозяйстве и в быту». Ю. М.Колягин.

Действительно, математика проникает во все сферы человеческой деятельности. Трудно назвать хотя бы один раздел науки или какую-либо профессиональную область, где не присутствовала бы математика или её методы. Поэтому необходимость математического образования для успешного формирования личности не вызывает сомнений.

Содержание современного школьного курса математики тесно связано не только с задачей получения фундаментального естественно-научного образования, но и с задачей формирования представлений о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимания значимости этой науки для общественного прогресса.

Важной частью общей культуры является широкий набор знаний, которые человек активно использует в быту, в профессиональной деятельности, в том числе и сельскохозяйственного направления, на протяжении всей жизни. Умение применять полученные теоретические знания на практике может служить критерием оценки уровня культурного развития человека. Поэтому одним из традиционных направлений в преподавании математики является освещение вопросов прикладной направленности.

В настоящее время возрастает роль математических знаний и для работников сельского хозяйства. Это вызвано в первую очередь введением профильного обучения на старшей ступени и необходимостью организации предпрофильной подготовки в основной школе. Курсы по выбору должны способствовать не только расширению знаний учащихся, но, прежде всего, они должны служить хорошей демонстрацией практического приложения полученных знаний на практике.

Сегодня под прикладной направленностью принято понимать требование к обучению математике, при котором не только будут изучены некоторые факты математической теории, но и показано, как эта теория может быть применена в той или иной предметной области, внешней по отношению к данной теории. А в качестве основной задачи прикладной направленности школьного курса математики может выступать задача формирования такого уровня математической культуры школьника, который характеризуется осознанным пониманием происхождения математических объектов, представлением о возможности применения математики к решению практических задач, возникающих в разнообразных областях знаний, о её приложениях к различным сферам деятельности человека, в том числе и сельскохозяйственного направления.

К числу средств реализации данной задачи можно отнести:

· использование в процессе обучения прикладных задач;

· изучение разделов прикладного характера: элементов теории вероятности, математической логики и др.;

· выполнение практических и лабораторных заданий, связанных с наблюдением и выделением математических закономерностей в окружающей природе, в той или иной сфере человеческой деятельности;

· использование компьютерных программ, связанных с моделированием реальных объектов (процессов) и обработкой статистической информации;

· подготовку лекций и кратких сообщений о методах использования математического аппарата в разных науках, в разных профессиях, в разных направлениях человеческой деятельности;

· выполнение учебных проектов с прикладным содержанием;

· введение курсов по выбору, содержание которых отражает прикладные аспекты, и т. д.

Сказанное выше закреплено и в программе по математике для общеобразовательных учреждений. В пояснительной записке к этой программе утверждается, что «роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса».

Содержание школьных учебников должно быть подчинено задаче достижения намеченных образовательных целей. Однако перенасыщенность программ теоретическими сведениями, недостаточное количество отведённого для этих целей времени, мизерное количество задач прикладного характера, показывающих связь теории и её практического применения в жизни, в будущих профессиях, в том числе и связанных с сельским хозяйством, далеко не способствуют их реализации.

При подборе содержания элективных курсов, как по математике, так и по другим направлениям следует значительное место отводить практической направленности, их связи с жизнью, с будущей профессией, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо учитывать ряд наиболее важных принципов:

· прикладные вопросы должны лежать в сфере возрастных интересов школьников и отражать имеющие место в реальности ситуации;

· приложения могут быть подобраны в соответствии с определённым профилем обучения, но не должны сужать круг естественных интересов учащегося;

· излагая прикладные вопросы, необходимо подчёркивать связь математики с другими науками, с жизнью;

· содержание приложений должно нести значимую практическую информацию, понятную учащимися либо в силу полученных ими знаний, либо исходя из жизненного опыта и интуитивных представлений;

· используемые приложения должны быть математически содержательны. На их примере учащимся демонстрируются, как известные факты школьной математики находят различные применения во всех сферах человеческой жизни.

Необходимо также отметить, что кругозор учащихся существенно расширяет самостоятельная работа по подбору примеров использования математики в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве.

Возможность и необходимость составления и решения задач по использованию математики в сельском хозяйстве предоставляется при изучении следующих тем:

· Площадь. Формулы площадей прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции и других геометрических фигур (5,8 классы );

· Окружность и круг (5,7,8 классы);

· Среднее арифметическое (5 класс );

· Проценты (5,6,9 классы );

· Круговые, столбчатые, линейные диаграммы (5,6 классы );

· Формулы (7 класс );

· Введение в комбинаторику (7 класс);

· Приближённые вычисления (8 класс);

· Случайные события и случайные величины (9 класс);

· Многогранники, цилиндр, конус, шар. Объёмы ,11 классы ) и др.

Приведу примеры таких задач.

Задача №1. Длина поля 1800м, а ширина 1200м. Найдите его площадь и выразите в гектарах.

Задача №2. Как сделать клумбу, имеющую форму ромба, круга?

Задача №3. В КФХ ИП Фон Дер Деккен в 2006 году надой молока составил 6400ц, а в 2008 – 7300ц. На сколько процентов увеличился надой молока?

Задача №4. С поля, площадью 45га собрали 180т ячменя, с поля, площадью 30га – 136т, а с поля, площадью 55га – 212т. Найдите среднюю урожайность ячменя?

Задача №5. Сколько органических удобрений необходимо вывезти на поле в 75га под картофель, если годовая норма составляет 4кг/м2?

Задачи №6 – 9. Составление круговых и столбчатых диаграмм.